Незамерзающее озеро возле Марьевки.
11.02.2006
О якобы незамерзающем даже в лютые морозы озере мы узнали от местных жителей во время осеннего похода Жайма-Камарчага. Как по заказу, весь декабрь и январь стояли сильные морозы, так что озеру, если оно действительно незамерзающее, должно было прийтись несладко. И как только погода установилась приемлемой для покатушек, мы решили посетить его и лично убедиться в справедливости услышанного.
Желающих посмотреть на озеро собралось немало, правда, как это часто бывает к моменту выезда часть байкеров воздержалась от поездки (возможно, предчувствуя не очень радостные события). Вдобавок, случилась чехарда с электричкой. По первоначальному плану группа должна была выехать на скоростном электропоезде Красноярск-Абакан, но буквально за день до отправления выяснилось, что на данный поезд билеты продают только по паспортам. Вдобавок стоимость проезда была не самой дешёвой – 130 рублей с человека и 10 рублей за багаж (велосипед). Тогда решили ехать на другой электричке, а именно Красноярск-Иланская, с отправлением на полчаса позже Абаканской. Но согласно неподтверждённым данным, на этот электропоезд тоже мог потребоваться документ, удостоверяющий личность, поэтому байкеры были срочно предупреждены об этом.
Ранний подъём в 6 часов в субботу (!), завтрак, сборы рюкзака. В 8 часов Костя первым подъехал на место встречи сосновоборцев. Буквально через минуту с разных сторон одновременно подъехали Максим (
Max_tech) и Саша (
Норвег). Включив иллюминацию (было ещё темно, и падал снег), троица выехала на трассу Красноярск-Железногорск. Дующий всю ночь сильный ветер к этому времени утих, так что скорость байкеров была около 17-18 км/ч. Сделав небольшой привал под автодорожным мостом, байкеры неспешно въехали в Берёзовку. Дорога там узкая, приходилось ехать по обочине, на которой лежал ощутимый слой снега. Едва проехали мост через Берёзовку, как Костя почувствовал, что заднее колесо его велосипеда стало бросать из стороны в сторону, хотя самодельно шипованная покрышка раньше прекрасно держала на льду. Обернувшись назад, Костя заметил, что покрышка как-то подозрительно сильно просела. Точно, похоже прокол. Судя по всему прокол был небольшим, а менять камеру было лень, ведь до станции оставалось всего 5 км, можно было попытаться ехать дальше, периодически подкачивая колесо. Так и сделали, правда, останавливаться для подкачки приходилось через каждый километр. Позвонил Архитектор и сообщил, что билетов в простые вагоны больше нет, только во второй и первый класс. Ерунда, нас деньгами не запугать!
Костя отправился за билетами на вокзал, попутно отметив, что Алексея (Каймана) из Железногорска в помещении нет, значит, передумал ехать. Действительно, для покупки билетов потребовались паспорта. Костя предупредил кассира, что они везут велосипеды, на что кассир ответила, что велосипеды можно провести бесплатно. Но мы уже стреляные воробьи, так что всё-таки упросили продать нам по багажному билету для своего железного друга. Ах, да! Билеты были третьего класса, то есть в обычный вагон. Пока кассир оформляла билеты, Костя спросил, почему нужен документ, ведь в прошлом году байкеры ехали на ней без документов и в два раза дешевле. Оказалось, что через месяц после их поездки этот электропоезд стал фирменным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Полагаю, девиз этих электропоездов – «Дачник не пройдёт!», впрочем, оно и к лучшему, хоть в какой-то электричке можно будет ехать свободно. Тем временем на вокзале объявился Кайман, как оказалось, он приехал значительно раньше и катался неподалёку, обозревая окрестности. Успев купить билет за минуту до прибытия электрички, он снял со своего байка только одно колесо.
К удивлению, вагон оказался не слишком-то и пустым. В соседнем были остальные байкеры, ехавшие от железнодорожного вокзала. Оставив свои велосипеды в просторном тамбуре, байкеры расположились в сильно натопленном вагоне. Так как ехать до Уяра нужно почти два часа, ребята разделись и развесили свои вещи для просушки на батареи и вешалки. Костя занялся ремонтом камеры.
А в это время у байкеров в соседнем вагоне проверяли билеты. Так как большинство из них не стали брать билет для байка, то контролёры стали их прессовать. Хотя в нашем вагоне милая проводница сообщила, что
согласно правилам пассажирских перевозок, велосипед можно провезти совершенно бесплатно, причем в собранном виде, но в тамбуре, или в разобранном внутри вагона (примите информацию к сведению). К слову сказать, в этом электропоезде есть также буфет, куда и отправились некоторые ребята. Костя тем временем всматривался в окна, ища дорогу вдоль путей. Дорога-то была, но выпавший накануне снег не оставлял надежды для проезда по ней.
В Уяр электропоезд прибыл по расписанию. Возле вокзала байкеров уже поджидал их собрат по палате № 6 – Wolf0072, он взял билет на Абаканскую электричку заранее. Собрав велосипеды, байкеры подошли к привокзальному магазину, где совершили необходимые покупки. (Ну сколько раз ещё всем говорить, чтобы продукты брали
до поездки, а не во время оной???) Пока несознательные граждане посещали магазин, Костя с Кайманом подъехали к таксистам и расспросили про дорогу до озера. Как и предполагалось, она существовала, но в настоящий момент была полностью переметена снегом.
Итак, 16 человек, а именно:
Ada, Blast, Dimentij, Folko, Max_tech, PapoFF, PetrOFF, Reporter, SIN, Wolf0072, Архитектор, Бузов, Кайман, Ком, Норвег, КП, среди которых была одна единственная девушка, отправились в путь. Байкеры, сопровождаемые радостными возгласами и восхищёнными взглядами местных жителей, проехали через весь город и выбрались на трассу, ведущую к московскому тракту. Денис вёл съёмку для новостей краевого телевидения (тогда мы ещё не знали, что камера повреждена и звук не записывается
). Как и ожидалось, ветер был встречным, вдобавок шёл мелкий колючий снег. Достаточно плотной группой байкеры доехали до федеральной трассы, где, как оказалось, ветер всё равно оставался встречно-боковым. Ехать по достаточно напряжённой трассе было занятием не из приятных, хотя к чести автовладельцев следует отнести, что они с достаточным уважением отнеслись к байкерам, встречные автомобили приветственно сигналили, а обгоняющие притормаживали. Постепенно группа растянулась. Костя ехал замыкающим, торопиться было некуда. Через 18 километров появилась деревня Марьевка, где группа собралась воедино. Нашли въезд в деревню, возле которого стояла аборигенка. Костя с Денисом подъехали к ней, чтобы узнать про дорогу к озеру, но девушка только и повторяла: «Ну вы даёте!». «Ну я, понятное дело, дура, но вы вообще!». «Но я просто восхищена вами», - продолжала она, - «заметила вас ещё в Уяре». «Вы такие молодцы! Нет, честно, такие молодцы!!!». «А озеро-то тут есть? Которое не замерзает», - спросил у неё Костя. «Да, я тоже о нём слышала», - ответила девушка, - «но вообще-то я не местная, а из Уяра». «Я проститутка, работаю здесь», - продолжила она. Костя и Денис, языки от изумления проглотили. Хотя Денис не растерялся, достал видеокамеру и стал снимать (чёрт! как двусмысленно-то звучит) представительницу древнейшей профессии. Она, не очень-то смущаясь камеры, продолжала восхищаться байкерами. «Нет, вы ребята – молодцы! У вас есть цель в жизни, а вот у меня её нет!» Попрощавшись с ней, Денис и Костя ринулись догонять своих товарищей, встречая по пути местных жителей и ни одного трезвого. А в это время Архитектор поймал языка посреди деревни и допрашивал его на предмет дороги к озеру. Мужик расхохотался, узнав, что их озеро якобы не замерзает, но, тем не менее, дорогу показал. Хорошая дорога кончилась ещё в деревне, первым свалился в сугроб на обочине Илья, при этом он почти полностью погрузился в снег и так как был в велотуфлях, не смог самостоятельно ни отстегнуться, ни подняться. Вторым в сугроб угодил Архитектор, он тоже лежал на боку практически полностью под снегом. Ехать было тяжело – колёса сильно проваливались под непрочный наст. Поэтому местами байкеры шли, а местами пытались ехать. Через километр дорога разветвлялась. Сверились с картой и решили идти направо. Именно идти, потому что ехать здесь было в принципе невозможно. Через 100 метров «дорога» закончилась возле огромного стога сена. Дальше вела только узенькая тропинка, и Архитектор пошёл по ней. Ещё через 100 метров стало ясно, что идти по колено в снегу и тащить рядом байк слишком тяжело. Поэтому Костя предложил оставить велосипеды прямо здесь и пойти дальше налегке. Хотя по карте озеро должно было быть где-то рядом, его не было заметно. Вспомнив, что аборигены говорили, что к озеру ведёт тропа, Костя возглавил пешую процессию. Правда, пошли не все, половина команды осталась возле велосипедов. Идти по заметённой тропинке было не в радость – нога проваливалась в снег выше колена. Через полкилометра Костю охватило отчаяние – вокруг были только лес и холмы и никаких признаков озера. Размышляя о том, что нужно было идти по левой дороге, Костя решил пройти вперед ещё метров 100, тщательно вглядываясь в признаки тумана – ведь незамерзающее озеро просто обязано быть в тумане. Туман вроде бы и клубился, хотя, скорее всего, это была просто снежная завеса. Но ещё через сотню метров Костя заметил небольшой просвет между деревьев и снежную поляну. Решив дойти хотя бы до неё, он пошёл вперёд. С каждым следующим шагом поляна становилась всё больше, и Костя наконец-то понял, что эта круглая поляна в лесу – не что иное, как
озеро! Об этом однозначно говорили обрывистые берега на противоположной стороне. А вот и незамёрзшая вода, а именно
полынья, размером в пару квадратных метров
Костя разочарованно хмыкнул – это ж надо столько километров вёз с собой плавки, чтобы окунуться в тёплые воды и теперь всё напрасно! Но что это? В полынье шевелилась какая-то серая масса. Приглядевшись,
байкеры увидели
тысячи мальков. Их было столько много, что вода как будто была живая.
Решив развести костёр для привала прямо здесь, байкеры отправились кто в лес, кто по дрова. Остальная часть группы почему-то не шла. Выбрать гонца тоже было проблематичным – идти туда и обратно километр никого не прельщало. Но, о чудо! Здесь работала сотовая связь. Позвонили оставшимся, которые отчаявшись найти озеро, уже развели свой костёр. Вторая половина группы сначала не хотела идти к озеру, но постепенно всё-таки, скрепя сердце, пошла, оставив свои байки на растерзание волкам и медведям – местным жителям они даром не нужны
Только Лёша никак не хотел оставлять своё бесценное имущество и потому поволок велосипед с собой.
Соорудили костёр, поставили на него котелки, зачерпнув воду из полыньи. Следует ли говорить, что вместе с водой в котлы попали ряска и мальки? Впрочем, всё это вполне съедобно
Первым закипел котёл для чая, в
двух других Костя варил рассольник – картошку, морковку, крупу, тушёнку, солёные огурцы, пряности байкеры привезли с собой. Мальки и ряска сварились и плавали на поверхности воды. Особо эстетствующие личности заставили Костю удалить эту вкуснятину из котлов
Тем временем остальные байкеры занялись изучением озера. Они ходили по нему и изучали толщину льда, который был не менее полуметра. Те, кто решил подойти к полынье поближе, а именно Андрей и Ада, поплатились за это, провалившись в воду по колено. Пока варился суп, байкеры ели другие припасы, особенно вкусным оказалось сало Ады. То есть не самой Ады – байкерши не страдают целлюлитом – а свиным салом, которое отменно солит мама Ады, из-за чего Андрей уже несколько раз сватался к девушке
Взор Кости упал на одинокий камыш, или как его ещё зовут – чёртовы палочки – и он сказал: «А давайте камыш подожжём!». Но все почему-то услышали: «А давайте-ка мышь подожжём», - и стали спрашивать какую ещё мышь и называть Костю садистом и извращенцем. Вот глухие тетери!
Наконец-то суп сварился, мышь торжественно сожжена, проголодавшиеся
байкеры накинулись на горячий рассольник и съели, нахваливая суп и кулинара, всё без остатка, правда, некоторые съели по две и даже три порции. Взглянув на время и изучив расписание обратных электричек, стало ясно, что можно уехать только на последней. Причём до Уяра ехать 18 километров но по ветру, а до Балая – 12 км, но против оного. После недолгих размышлений сошлись на Балае – чтобы не ехать по той же самой дороге, что и сюда. Очень быстро собрали остатки еды и вернулись к месту велопарковки. За время отсутствия байкеров, ни один велосипед не пропал – так что Лёха зря таскал своё сокровище. Пешком дошли до Марьевки, где навстречу байкерам вышел мужик, который спросил, нашли ли мы озеро. Мы ответили, что нашли, только оно замёрзшее. Мужик сказал, что 40 лет живёт и в первый раз слышит, что их озеро якобы не замерзает: «Всегда замерзало! Вы лучше летом приезжайте», - продолжал мужик, - «в этом озере полуторакилограммовая рыба на голый крючок ловится». «А вообще, это случайно не вас показывали по телевизору, как зимой по тайге катаются на велосипедах», - не унимался мужик. «Нас, а кого же ещё?», - отвечали мы со смехом.
Мы дошли/доехали до трассы, где нацепили иллюминацию на байки и на головы. Машин в попутном направлении было мало, а вот из города шёл сплошной поток. Костя, как обладатель заднего фонаря опять замыкал колонну. Дорога была достаточно ровной, спусков и подъёмов не было. Где-то через десять километров байкеры остановились чтобы собраться вместе. Впереди красными огоньками светились две телевизионных антенны. «Там Балай», - сказал Костя, осталось только на горку забраться. Он подождал Норвега и поехал самым последним. А в это время чересчур высунувшийся на дорогу Дементий поскользнулся и растянулся на асфальте, перегородив собой полдороги. Ехавшая позади него Тойота успела затормозить и аккуратно объехать байкера. Норвег постепенно догнал уехавшую вперёд группу, а последними ехали Денис и Костя. У Дениса плохо работал передний переключатель, да и тяжело ему было после трёхмесячного застоя. Костя терпеливо ехал сзади, обеспечивая безопасность своего товарища, ведь у Дениса не было ни фонарей, ни катафотов, даже ярко-оранжевая накидка не очень помогала в наступившей ночи. Когда до конца подъёма оставались считанных несколько сот метров, Денис спешился и решил пройтись. Костя сказал ему, что будет ждать наверху и поехал дальше, держась границы между ледяным накатом и рыхлым снегом. Внезапно, именно внезапно, потому что Костя не слышал звука обгоняющего его грузовика, он почувствовал сильный удар по левому плечу. Каким-то чудом Костя умудрился удержать равновесие, успев подумать при этом, понимая, что его сбила машина: «Вот и всё, конец!». Второй мыслью была: «Только бы не упасть влево, там колёса и верная смерть!». Но тут же произошел второй удар, который пришёлся не левую кисть, лежащую на руле. Третьей мыслью была такая: «Блин, этот автомобиль никогда не кончится, до чего же он длинный». А вслух Костя только и успел выкрикнуть: «Девушка лёгкого поведения!!!». На самом деле фраза была несколько короче, состоящая всего из пяти букв, но по соображениям цензуры я не могу её тут привести
Грузовик после столкновения съехал на обочину, хотя Костя уже успел подумать: «Вот гад, даже не остановился!». Из кабины выскочил мужик и на полусогнутых ногах подбежал к остановившемуся Косте. «Я тебя что, задел?», - спросил горе-водитель. «Ага», - бесцветным голосом ответил Костя, который вдруг понял, что секунду назад старуха с косой пощекотала его этой самой косой. «Что-нибудь сломал?», - спросил водитель. «Да вроде нет», - ответил Костя и на всякий случай ощупал конечности. Плечо и кисть побаливали, но не как при переломе. «У меня волосы на лысине дыбом встали, когда я увидел тебя и уходил от столкновения со встречным Камазом», - оправдывался шофёр, - «тормозить тоже было нельзя, меня бы понесло юзом, и тогда тебе точно была бы крышка». «Ты чего ночью по трассе ездишь? Ты у меня три года жизни отнял», - не унимался мужик. «Там впереди ещё четырнадцать таких как я», - махнул в сторону Костя, находившийся в каком-то полусне, - «не делайте так больше». Дождавшись Дениса, видевшего весь этот случай, Костя, как ни в чём ни бывало, поехал дальше.
Вот и поворот на Балай, здесь машин можно сказать не было вовсе. Доехали до вокзала, где узнали, что электричка будет через полчаса, а пока взяли билеты и сходили в магазин, где кто-то купил пива, кто-то мороженного, кто-то сока. За пять минут до прибытия электрички вышли на перрон и воткнули велосипеды в снег, как вдруг местные жители начали кричать, чтобы мы убрали с путей свои железки. Оказалось, что первый путь, на который прибывает электричка, полностью занесён снегом. Костя раскопал рельсы. Как ни странно, но снег совсем не помешал электропоезду, он рассекал снег как раскалённый нож масло. Народу в вагоне было мало, внутри было тепло. Пока ехали, познакомились с будущим байкером Алексеем. Как оказалось, он летом в одиночку доехал на Каме от Уяра до Красноярска за 14 часов, причём везде ехал, даже в горки, которые возле Кускуна особенно крутые и протяжённые, вдобавок вообще без воды. Алексей рассказал, что живёт в Черёмушках и видит, как катаются байкеры на Лысой горе. По его словам, они не умеют ездить, так как он на Каме и не такие пируэты выделывал, пока рама не раскололась. В конце он сообщил, что собирается скоро купить себе настоящий горный велосипед, и попросил, чтобы мы брали его в походы, для чего Костя оставил ему номер своего телефона.
Норвег и Костя вышли первыми на остановке «Сады». До Сосновоборска оставалось ехать ровно 20 километров. И хотя Саша заметно отставал там, здесь он пристроился к Косте на колесо и смог держать довольно быстрый темп. Правда, в Терентьево у него внезапно кончились батарейки, и пока он не съел какой-то батончик, дальше он ехать не мог.
Сосновоборцы оказались дома в полдвенадцатого ночи, проехав в итоге 81 километр.
Маршрут