X-Ride.ru - Форум http://x-ride.ru/phpbb/ |
|
Всё о смазке http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=18&t=1076 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | КП [ 08 03 2005, 16:47 ] |
Заголовок сообщения: | Всё о смазке |
Прежде всего нужно уяснить одну простую вещь: Смазки никогда не бывает много. То есть если Вы целиком погрузите велосипед в бочку с маслом, то, в принципе, он от этого не испортится. Многие веломеханики «старой закалки» рекомендуют широко применять машинные масла жидкой консистенции (органические и синтетические). Имею смелость с этим не согласиться. Все смазки, кроме множества параметров, имеют один общий - степень адгезии (закрепление на металле). Любая жидкая смазка обладает невысокой адгезией и, соответственно, легко вымывается водой из таких важных узлов, как втулки, чашки рулевой колонки, каретки (именно там находится вал, на который надеты шатуны с педалями). Вполне естественно, что при отсутствии смазки чашки втулок, конусы, вал каретки и другие детали, имеющие высокую твёрдость после термообработки (HRC~60-62), быстро коррозируют и выкрашиваются. Исходя из моего опыта работы с шоссейной командой, где велосипед за сезон имеет пробег примерно 20-25000 км, для вышеперечисленных узлов следует использовать густую консистентную смазку (желательно импортную). Из отечественных смазок неплохо работает смазка 158. Она имеет специфический голубой цвет, что говорит о присутствии в ней сульфата меди и других металлов. В процессе эксплуатации такая смазка до блеска отполировывает чашки, конусы и шарики, обладает высокой адгезией и практически не вымывается водой (это не относится к отечественным смазкам типа ЦИАТИМ и ЛИТОЛ - они вымываются быстро). При отсутствии смазки типа 158 можно использовать смазку ШРУС (продаётся в любом автомагазине). Однако, лучших результатов удавалось добиться, применяя импортные смазки, содержащие литий. Эти смазки имеют характерный белый цвет. Английская фирма «Weldtite Products» уже 60 лет выпускает смазки для велосипедов и в этом направлении является европейским лидером. В моей практике шоссейные велосипеды, смазанные такой смазкой, не требовали дополнительной смазки до 20 000 км пробега. (Отметим, что спортсмены-шоссейники ездят в любую погоду - и в дожди и в слякоть, с весны до поздней осени). Сегодня импортные смазки можно свободно купить в специализированных магазинах. Всё изложенное выше относится к следующим узлам: - передняя и задняя втулки; - рулевые чашки; - каретка; - подшипники педалей; - все резьбовые соединения. Смазка цепи требует отдельного глубокого рассмотрения. Цепь! Важнейший узел велосипеда. Если Вы этого не осознали, вашему педальному коню можно только посочувствовать. Во всём мире на велосипедах используются «полудюймовые» цепи, т. е. шаг цепи составляет 12,7 мм, а диаметр ролика 7,75 мм. Цепь состоит из набора сайлентблоков (по простому - втулка и ось), соединённых пластинками из термообработанной стали. При многих достоинствах цепной передачи она имеет один большой недостаток: в процессе эксплуатации цепи сайлентблоки изнашиваются и, как следствие, увеличивается шаг цепи. При этом шаг зубчаток (ведомых и ведущих), естественно, не изменяется и в какой-то момент начинается износ зубчаток. Следует знать, что любая советская цепь при хорошем уходе служит не более 1500-2000 км. Любые разглагольствования обывателей типа «я на своей «Украине» езжу уже 20 лет и всё на одной цепи» не имеют смысла, т. к. не соотносятся с реальным пробегом велосипеда. По всей видимости эти люди по воскресеньям совершают поездки не далее 15 км и то в хорошую погоду. Хорошая импортная цепь служит 3000-6000 км в зависимости от ухода и типа велосипеда. На горном велосипеде цепь изнашивается быстрее, чем на гоночном из-за разных передаточных чисел и условий эксплуатации. Горный велосипед - это "джип", на нём чаще ездят по пыльным и грязным дорогам, а это также существенно влияет на износ цепи. Как-то я участвовал в Шауляйском велоралли, где на дистанции в 70 км в под проливным дождём, на глинистом грунте, через каждые 5 км приходилось бросать велосипед в речку, которая на счастье текла рядом, и отмывать глину, которая настолько забивала все узлы, что велосипед отказывался ехать, не говоря о переключении передач. На финише я заметил, что цепь шла по верхушкам зубчаток. К моему изумлению, после замеров я обнаружил, что она увеличилась по шагу в общей сложности на 2 см. Естественно, я не имел возможности смазывать цепь в пути. Так когда и чем смазывать цепь? Лучше всего подойдёт светлое минеральное синтетическое масло. НЕ НУЖНО мазать цепь посередине роликов - там она не работает! Смазывать нужно каждое звено по наружной стороне цепи (с двух сторон), как показано на картинке, с помощью маслёнки с тонким клювиком, или предмета типа спички, смоченном смазкой. Желательно отметить начало смазки маркером, или ниткой, чтобы не смазывать два раза одно место. После смазки некоторое время вручную прокрутить цепную передачу и затем, чистой х/б тряпочкой насухо обтереть цепь снаружи, чтобы в процессе эксплуатации на неё не налипали пыль и песок, которые являются абразивом и увеличивают износ. После 50-100 км пробега лишнюю смазку, которая появится на поверхности цепи тоже следует удалить. Все тефлоновые, аэрозольные смазки лучше использовать, как добавку к основной смазке. При работе цепной передачи в условиях сильного загрязнения, в конце каждого дня цепь следует очищать от грязи. Делается это разными способами: Самый простой - использовать специальную машинку для очистки цепи. Машинка представляет собой немудрёное устройство, которое одевается на цепь в области заднего переключателя. Внутрь его наливается очиститель смазки, или керосин, после чего цепная передача вращается вручную, при этом происходит автоматическая очистка цепи сразу с четырёх сторон. Прозрачный корпус машинки позволяет наблюдать за этим захватывающим зрелищем. Если машинки нет - следует использовать аэрозольные очистители смазки (выпускаются отечественной промышленностью для автомобилей), или керосин (на худой конец - бензин) при помощи старых зубных щёток. Распрессовывать и снимать цепь с велосипеда не рекомендуется. Очищенную и просушенную цепь смазывают, как изложено выше. Вспомним о «велорейнджерах», которые катаются круглый год и в любую погоду, и не всегда имеют возможность следить за смазкой цепи. Им можно посоветовать старый проверенный способ проварки цепи в графитовой смазке. Вышеупомянутая английская фирма «Weldtite Products» разработала специальный графитовый состав. Предварительно очищенная от грязи цепь проваривается в нём в течении 10-15 мин. Этот способ позволяет эффективно эксплуатировать цепь в особо агрессивных условиях (дождь, снег, жидкая грязь). Учитывая, что велосипед в таких условиях превращается в ком грязи, цепь, вечно пачкающая одежду графитовой смазкой, покажется вовсе несущественным моментом на фоне увеличения ресурса эксплуатации цепи. Арнольд Рассукованный Русский Байкер |
Автор: | КП [ 08 03 2005, 16:49 ] |
Заголовок сообщения: | |
Уход за байком За байком как и за любой техникой нужен уход. Прежде всего уход за байком - это смазка, вот о ней то мы сейчас и поговорим. Для начала нужно запомнить что смазки много не бывает (байк маслом не испортишь). Так что если вы обольёте весь байк маслом из ведра, то хуже ему не станет, другой вопрс это как будет вам ![]() Сначала поговорим о смазке следующих узлов: втулки, рулевая колонка, каретка, педали и резьбовые соединения. Для этих узлов нужно применять только твёрдую смазку. Жидкая смазка обладает малой адгезией (адгезия - это свойство закрепления смазки на металле) и соответственно она быстро вымывается и узел останется без смазки, а при отсутствии смазки быстро коррозируют и изнашиваются. Из твёрдых смазок можно посоветовать смазку 158, в ней присутствуют сульфат меди и некоторые другие металлы. Эта смазка практически не вымывается водой. Также для смазки байка хорошо подойдет смазка ШРУС (она используется для смазки ШРУСов в переднеприводных автомобилях), купить ее можно в любом автомагазине. Смазка ЛИТОЛ (тоже испльзуется в автомобилях), немного хуже, так как она быстрее вымывается. Теперь рассмотрим смазку другого очень важного узла - цепи. Цепь состоит из втулочек и осей, соединенных между собой пластинками из стали. В процессе эксплуатации цепь естественно изнашивается, а проявляется это в увеличении шага цепи (или если проще сказать цепь растягивается), а такая цепь уже будет вредно влиять на ведущие и ведомые звезды. Срок службы цепи на байке колеблется от 1500 до 3000 километров, все зависит от стиля. Смазывать цепь нужно следующим образом: смазывать нужно ролики (то есть те самые втулочки и оси), и абсалютно бесполезно смазывать цепь между этими роликами, смазывается каждое звено по очереди из маслёнки. После окончания процедуры смазки нужно удалить лишнюю смазку, так как на неё в процессе эксплуатации будет налипать грязь и пыль, а они являются абразивом и сильно увеличивают износ цепи. Если цепь загрязненя то отмывать её нужно с помощью зубных щёток и бензина (или керосина). Для смазки цепи нужна жидкая смазка, можно использовать автомобильное трансмиссионное масло. Оригинал статьи |
Автор: | xbIx [ 08 03 2005, 17:21 ] |
Заголовок сообщения: | |
поднимите руку, кто таким советам следует? нормальные люди продули цепь из баллона, даже вд40, и вперед! ![]() |
Автор: | КП [ 08 03 2005, 20:54 ] |
Заголовок сообщения: | |
xbIx писал(а): поднимите руку, кто таким советам следует?
Я, а что? |
Автор: | xbIx [ 08 03 2005, 21:19 ] |
Заголовок сообщения: | |
еще есть .... такие? ![]() |
Автор: | Draft [ 17 03 2005, 15:52 ] |
Заголовок сообщения: | |
xbIx писал(а): еще есть .... такие?
![]() Я, а что надо то? Ну я может немного не так...наношу масло(обчное, которое продаётся в любом хозяйственном магазине для бытовых нужд) на спецально приобретённую щётку наподобие как для обуви, только волокна у неё синтетические и некоторое время прокручиваю цепь, что бы грязь была собранна ворсинками щётки. Потом протираю тряпкой (материал не скажу, но вытирает хорошо). Затем на чистую цепь наношу смазку для цепи. Для чистки косеты преобрёл зубную щётку за 15р. и по той же схеме. |
Автор: | Anka [ 17 03 2005, 16:14 ] |
Заголовок сообщения: | |
Я вот два года не чистила, не смазывала ничего, кроме цепи, думала, сама грязь должна высыхать и отваливаться:) Ан нет! Недавно мне в иксервисе почистили тросики, разница налицо. |
Автор: | КП [ 17 03 2005, 20:36 ] |
Заголовок сообщения: | |
Anka писал(а): ... Недавно мне в иксервисе почистили тросики, разница налицо.
Интересно, для кого я это писал: http://forum.xservice.ru/viewtopic.php?t=935 ? |
Автор: | Anka [ 17 03 2005, 20:49 ] |
Заголовок сообщения: | |
Да я думала, мне еще не пора чистить, а они возьми да почисти. Теперь то сама буду, раз сам КП для меня написал ![]() |
Автор: | Rastyapa [ 18 03 2005, 16:52 ] |
Заголовок сообщения: | |
Anka писал(а): Теперь то сама буду, раз сам КП для меня написал
![]() Eto on mine pisa. Tak 4to mojesh ne smazivat':) |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 8 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |