ВНИМАНИЕ!!! С 25.01.2019 форум доступен в режиме только для чтения! Спасибо всем за то что все эти годы были с нами! Было весело! Предложения и мысли присылайте на rovilin@mail.ru Спортцех - ремонт велосипедов, горных лыж, сноубордов

X-ride

X-Ride.ru - Форум
http://x-ride.ru/phpbb/

Комаровские пороги
http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=24&t=12670
Страница 10 из 11

Автор:  Александр С [ 08 05 2008, 23:34 ]
Заголовок сообщения: 

Ещё раз ночи доброй и с наступающим праздником!

Я не очень знаю, как доехать до Канска. :)
Ищу место либо в авто с велосипедом, либо на электричке где с кем можно пересечься, чтобы вместе ехать. Мне удобно со Злобино...

Автор:  IVM [ 08 05 2008, 23:51 ]
Заголовок сообщения: 

Итак, для внесения ясности по составу, который меняется ежечасно.

Выезжаю со Взлётки примерно в начале одиннадцатого, прибытие в Канск - к назначеному сроку.

Со мною едут Александр С и Фогель, свободных мест на данный момент у меня нет.

Автор:  Anka [ 09 05 2008, 00:00 ]
Заголовок сообщения: 

Я и в-кипеер примерно во столько же отбываем. Известно, что Ада тоже едет, с Бузовым. Ничего компания получается, к тому же погоду передают хорошую :)

Автор:  GraniЦА [ 11 05 2008, 15:04 ]
Заголовок сообщения: 

??? - новостей с полей нет - ???

Автор:  Omega [ 11 05 2008, 18:15 ]
Заголовок сообщения: 

Все живы

Автор:  GraniЦА [ 11 05 2008, 23:04 ]
Заголовок сообщения: 

пугающая радостная новость! Такое со мной впервые. . .
Как отдохнете - отпишитесь, а то очень интересно! :)

Автор:  Первопроходец [ 11 11 2015, 15:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Комаровские пороги, 9-11 мая

Прошло 7 лет и тема вернулась http://x-ride.ru/forum/viewtopic.php/f,85/t,39822/p,428420/#p428420. В прошлые выходные Алексий, Grunt и я прокатились по легендарному маршруту, о котором давно мечталось, но все как-то не получалось. Покатушка 2008 г. хоть и готовилась мной, но прошла мимо. Видно, ее время тогда еще не пришло. Но задумка осталась. А тут у Алексия отпуск случился и он проявил инициативу скататься в Канск. Ну как тут было не воспользоваться случаем? Тем более, что парень в скрытом смысле наших походов не искушен и до этого катался, в основном, по городу.
В компанию я пригласил также и жителя Заозерного Толю Grunt'а - он местный, имеет знакомых в деревнях по пути и наверняка поможет с ночлегом.

Выехали в субботу электричкой до Уяра. Вскоре после обеда были уже в Заозерном, где на въезде нас встретил Grunt с кошкой Катькой на плече.
Изображение

Скоренько, по указателям "Веломеханика", докатили до его работы, попили там чайку и отправились в местный городской музей, пока не стемнело. Ничего особенного от этого музея я не ожидал, т.к. за свою велосипедную жизнь посмотрел их, наверное, сотню: русский быт, прялки, чугунки...
Изображение

В принципе, так и было, если бы не закуток в уголке, рассказывающий о славном прошлом города - его слюдяной фабрике. Это для меня оказалось неожиданным. Раньше слюду я, конечно же. видел, но никогда не держал ее в руках, не знал, как ее лущат и удивился, насколько она прозрачна. А ведь это камень, природный минерал.
Изображение

Изображение

На Заозерновской слюдяной фабрике перерабатывалась как местная слюда с Баргинского рудника (она была розоватого цвета), так и минералы из других регионов СССР и даже из Аргентины. Заозерновская слюда была хорошо известна за границей, листы для остекления оконных рам из нее получались необыкновенно большими: 15* 40 см. Для этой слюды даже название иностранное прижилось: "мусковит" - от английского «muscovy glass», т.е. московитское (московское) стекло. Такое окно есть и в экспозиции Красноярского краеведческого музея. К сожалению, жила Баргинского рудника истощилась довольно быстро и в 1930-х гг. шахта была закрыта. Но фабрика сохранилась. Она работала в помещении бывшей церкви, а потом в специально построенном здании и перерабатывала слюду, добываемую на Кондаковском месторождении (Канский слюдяной район), на реке Мама Иркутской области, в Слюдянке (южный берег Байкала), а также привозимую с р.Алдан, Якутия (подробнее см. на http://www.pandia.ru/text/77/502/31121.php ). Труд щипальчиц был исключительно ручной, но хорошо оплачивался. План составлял 3,5 кг в смену и он часто перевыполнялся.

Слюда активно применялась в качестве диэлектрика в свечах зажигания, лампах накаливания и радиолампах, утюгах, плойках и пр.

Троицко-Заозерновский слюдяной горно-промышленный комплекс успешно функционировал почти 100 лет. В его состав входили Слюд-Баргинский и Кондаковский рудники с собственным цехом переработки слюды, а после - Заозёрновская слюдяная фабрика, одна из крупнейших в СССР.
Изображение

Это был центр слюдяного производства, имеющий разветвлённую сеть филиалов, цехов, участков от посёлка Таёжного Канского района до городов Ачинска и Черногорска. На переработке слюды были заняты около 10 тысяч человек, в основном, женщины.
Изображение

Заозерновская слюдяная фабрика стабильно работала до 1985 г., т. е. до начала перестройки. Фабрику обанкротили в 2000 г.

Автор:  Первопроходец [ 11 11 2015, 16:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Комаровские пороги, 9-11 мая

На улице уже смеркается, но мы еще успеваем сделать пару фотографий бывшего здания слюдфабрики и выезжаем на дорогу к д.Гмырянка, названную так более века назад по фамилии ее основателя, крестьянина Гмырина. Пьем чай в местной пекарне и уже в полной темноте въезжаем в д.Малая Камала, где Grunt договорился с ночлегом в доме-музее помещика Фокина. Но местные жители, как ни странно, такого музея не знают. Да и Анатолий, как выяснилось, адреса точного не помнит. И сотовой связи здесь нет. Немного поблудили, но все же нашли этот старинный дом на самом краю деревни. На нем обнаружилась и мемориальная табличка: мол, это и есть "дом-музей" нынешнего владельца предпринимателя Андрея Фокина, с 2002 г. ставшего заодно и "помещиком". В общем, красивая шутка, автором которой оказался, кто бы мог подумать, наш Толя Grunt.

Дом хотя и производил впечатление нежилого, но заранее был кем-то протоплен и потому сразу стал очень уютен. В общем, переночевали мы в нем вполне достойно.

Автор:  Первопроходец [ 11 11 2015, 16:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Комаровские пороги, 9-11 мая

До д.Комарово оказалось около 20 км. По дороге заехали на родник.
В деревне полюбовались на свежеотстроенную часовню и от местных жителей узнали, что в прошлом это было крупное старожильческое село, куда переселенцев не пускали. Сейчас здесь осталось всего 50 дворов и полторы сотни жителей. Именно здесь 1 мая 1999 года бывший зам губернатора А.И. Лебедя Николай Вернер из карабина расстрелял красный флаг, вывешенный на местной водокачке.
В Гражданскую войну село было партизанским и вокруг него сохранилось несколько братских могил.
В 1859 г. в селе Комаровском была построена церковь в честь великомученника Георгия Победоносца. Храм закрыли в 1930 г., через пять лет из него вывезли все церковное имущество и сбросили 45-пудовый вызолоченный колокол. В помещении устроили клуб, отремонтировав пол иконами. Потом там был склад. Церковь сгорела в 1997 г. Пожарище разобрали только в 2004 г. и тогда увидели, что фундамент храма был построен в виде креста. Именно на этом месте сейчас и поставили новую часовню.

В 17-м веке эта территория Канской лесостепи находилась на стыке владений камасинцев, койбалов, коттов и кетов. Для их покорения из Красноярска был направлен атаман Ермак Остафьев, который от устья Кана поднялся по реке вверх до Комаровских порогов, где 1 октября 1628 г. заложил Канское зимовье. Спустя восемь лет здесь был поставлен Канский острог, в 1640 г. перенесенный на то место, где ныне находится г.Канск. Для русских Кан стал их первой дорогой на Восток.

Меня заинтересовало имя основателя села - довольно редкое среди русских и в святцах не встречающееся. Ученые выводят его к названию жернова для ручных мельниц (Ирмак) или связывают с тюрками. У современных татар, башкир и казахов это имя произносится либо как Ермек (у казахов) — забава, веселье, либо как Ермак - у татар и башкир. Кроме того, мужское имя Ермак («Ырмаг») встречается у алан-осетин, потомков скифов, широко населявших донские степи вплоть до XIV столетия.

Автор:  Первопроходец [ 11 11 2015, 16:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Комаровские пороги, 9-11 мая

Пока я строил исторические гипотезы, прагматичный Алексий расспросил дорогу на Комаровские пороги и выяснил, что туда можно подъехать прямо из деревни вдоль Кана или же 7 км по какому-то верхнему, почти непроезжему, проселку в сторону д.Усть-Казачка (кстати, самому первому русскому поселению на р.Кан, где люди жили еще 20 тысяч лет назад).
Для жителей Канска Комаровские пороги, что для красноярцев - Столбы. Любителей их называют "порожники".
Изображение

Каньон начинается со 100-метровой отвесной скалы Усть-Камень. На ее вершине - маленькая смотровая площадка. В узком каньоне шириной в 70 м и длиной около 2 км равнинная река превращается в горную, прорезая Ангаро-Канскую часть Енисейского кряжа. Это одно из самых старых мест на планете, самых устойчивых в сейсмическом отношении и потому самых безопасных - его геологический возраст составляет 2600 млн лет. Именно поэтому здесь и построили ядерные производства Железногорска и Зеленогорска.

Пороги огромны и коварны. Однако весной 1912 г. от Устья Кана до Канска через них прошел пароход. После чего было принято решение пороги взорвать, но "ввиду отсутствия на Кане в настоящее время экономических интересов" дело это отложили - до 1937 года. И сейчас на одиноко стоящем ниже порога огромном камне видно просверленное буром отверстие. На нем даже высечена дата "190... г.", но к взрывникам она отношения не имеет.
Изображение

Сначала порог назывался Большим, через сто лет - Араксеевым (вблизи порога стоял улус коттовского князца Араксея), в 20-е годы - Комаровским, когда за селом Комарово закрепилось его нынешнее название (до революции оно называлось Курышинское, потом Комаровское). Курыш происходит от древнетюркского "кыр" - возвышенность, высокий берег. А "ыш" восходит к "су" - речка, вода. Кстати, "кан" (кетское слово "канг") означает не кровь, а тоже воду (реку) и родственно аналогичному корейскому "ган", китайскому "цзян", индийскому "ганг" и древнеиранскому "канг". Это очень древнее название, идущее от скифов. Также, как и имя завоевателя Сибири.

Автор:  Первопроходец [ 11 11 2015, 17:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Комаровские пороги, 9-11 мая

Бодро прокатив от деревни несколько километров, мы уткнулись в полное отсутствие тропы и крупные прибрежные камни. Однако психологический запал все еще не иссякал и мы на одном дыхании протащились около двух километров. Однако дальше становилось все хуже: камни становились крупнее, а прижимы - все выше. Обходить их удавалось где по намерзшей шуге, а в двух местах так вообще пришлось штурмовать почти вертикальные скалы - вместе с велосипедами и снятыми с них сумками.
Изображение

Вконец измученные, мы добрались наконец-то до первого порога. Но он не впечатлил. Куда делись обещанная теснина и бурные потоки? Все русло плотно забито еще не смерзшимся льдом, вокруг тишина и покой. Возвращаться назад нет никакого смысла, идти вперед - тоже сумасбродство. Но до нас-то здесь с велосипедами наверняка ведь никто не ходил! И мы снова медленно и напряженно тащимся вдоль порогов.

В общем на какой-то запорошенный снегом автомобильный след мы выползли только в сумерках: мокрые и замерзшие. Еще полчаса выбирались в поля, где и расстались. Алексий решил вызвонить своих канских родственников с машиной, а мы с Толиком благоразумно вернулись в дом "помещика" Фокина.

Ужинать я не мог, только пил чай кружками и с трудом осилил яблоко, которое возил с собой уже два дня.

Автор:  Первопроходец [ 11 11 2015, 17:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Комаровские пороги, 9-11 мая

За ночь усталость прошла и поутру я решился все же добраться до Канска, где меня поджидал Алексий. Grunt же намерен был возвращаться в свою Заозерку.

Маршрут спланировал из Малой Камалы через п.Загорский и далее нужно было найти грунтовку на д.Петрушки. Оттуда - опять же по грунтовке, предполагалось выехать на Бошняково и уже по нормальной дороге - на Филимоново и Канск. По расстоянию получалось примерно столько же, что и через Комарово, но с неизвестностью и новизной...

В Загорском местный механизатор показал нужный отворот и я полдня проблудил по охотничьим колеям, так никуда и не попав. В результате снова вернулся в этот самый Загорск, откуда уехал на ст.Солянка (пос.Новая Солянка), сел к Алексию в последний вагон электрички и приехал домой, так и не устав в этот день как следует. Не хватило мне эмоций и километров, план не выполнил: до 8000 км наката за этот год все еще остается 300 км с хвостиком.

P.S. Алексий ничуть не разочаровался в диком по нагрузке переходе вдоль Кана и даже чувствует себя немного героем. Алексий, поздравляю! И добро пожаловать в сообщество "первопроходцев".

Автор:  Алексий [ 16 11 2015, 11:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Комаровские пороги

Самое большое впечатление на меня в этом, сначала, казалось бы, заурядном походе, произвело то, что пришлось шесть километров тащить груженый велосипед по большим камням, скалам, льду и снегу вдоль реки. В двух местах приходилось обносить велосипеды с сумками через верх, а это ой как нелегко, учитывая накопившуюся усталость, крутизну обносов и «немного» лишнего веса во мне ;). Большое человеческое СПАСИБО Анатолию, он видел моё плачевное состояние и помогал взбираться в эти крутые подъемы. Мне было о-о-о-о-очень тяжело! Так тяжело мне было, разве что во время преодоления дистанции Красноярского Дайхарда в 2013 году, когда много километров подряд пришлось тащить велосипед через поля по непроходимой грязи. Но этот выбор мы сделали сами, и винить в нем некого, такова была моя позиция тогда в 2013-м и в этом походе тоже.
Спасибо вам Владимир Васильевич за ваш авантюризм, доброжелательность и огромный опыт. Вряд ли я бы один полез смотреть Комаровские пороги, так как в основном, свои маршруты я планирую по дорогам, разного качества конечно, но по дорогам, а в данном случае не то что дороги отсутствовали на этом участке, а даже троп не было совершенно!
По приезду в Канск я плотно поел и лег спать у своего двоюродного брата. Утром не спеша собрался и поехал навестить родственников, посмотрел на дом, который строил мой дед, в котором я провел все свое детство, съездил к деду и бабушке на могилу, попил там чаю и с чувством выполненного долга покатил на вокзал. Без проблем сел в электричку, правда пришлось велосипед в тамбуре оставить, так как народу в салоне было много. Потом подсел Владимир Васильевич и до самого Красноярска рассказывал о своих походах по Обь-Енисейскому каналу, о трудолюбивых людях, которые живут там в тяжелейших природных условиях. Слушать его можно бесконечно.
В общем, я всем доволен. Спасибо всем участникам.

Автор:  Никич [ 19 11 2015, 21:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Комаровские пороги

Вот уж не думал, что отчёт о вашей поездке окажется в "Архивах"... Нашёл совершенно случайно, прочитал, порадовался за вас :) Прочёл с интересом, молодцы!

Автор:  Grunt [ 12 12 2015, 14:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Комаровские пороги

Владимир Васильевич может любую заурядную поездку превратить в приключение словами: "Присоединяюсь, только по пути заедем туда-то.." :-D
Надеялся, что с нами на велосипеде поедет проводник и покажет дорогу к порогам, но проводник в последний момент сослался на то, что его не отпускает подруга. Типа, может простудиться. Хочу увидеть что будет, когда подруга станет женой. Дядьке 43 и он морж.

Карту не смотрел, телефон-навигатор взял, но доставал только раз в избушке, чтобы показать Владимиру. Понадеялся на то направление по дороге, в котором как-то ранее махнул рукой тот самый проводник, а так же думал, что Владимир уж точно знает, как проехать туда, куда он сам захотел. Зря. Если посмотреть на карту, то дорога от Черемшанки к порогам идет на север по перелескам к месту, где мы попрощались с Алексеем. Пытался уговорить коллег ехать от Комарово по верхней дороге, но может и к лучшему: посмотрели Комарово и "прогулялись" вдоль берега. Видел как на глазах встает Кан и это незабываемо. Ранее уже "гулял" с велосипедом от Казачки до порогов, так что оптимизм товарищей "сейчас сядем и поедем по тропе" не разделил.

После прощания с Алексеем, чуть не пошли опять вниз к Казачке по древней дороге от Комарово, что обозначена на карте 1940-х годов. Последним аргументом Владимира было то, что у меня нет фонаря чтобы идти одному, а моим - то, что моста через р.Большая Камала уже нет. Выяснилось, что Владимир не любит ледяные броды на уровне гениталий и мы довольно быстро пришли к консенсусу.

Удачно угадал с одеждой, но с обувью не было других вариантов, так что на обратном пути пришлось вытащить раскисшие стельки и сменить носки.

Поехал на летней шиповке 26"2,1 и меня крутило по всей дороге как вертушку туалетную. Не упал ни разу только чудом. У Владимира покрышки летние, но протектор редкий и, видимо, резина на холоде не так скользит. Да и опыт, как говориться, не пропьешь, так что ехал он гораздо увереннее. Алексей был на шипах, а к тому же добрым весом прижимал эти шипы к дороге.

Без термоса ездить зимой печально: периодически вытряхивал в рот ледяную шугу из пластиковой бутылки.

Вдоль Кана прошли только потому, что возле берегов намерз лед и выпало мало снега. Если бы не наледи, то местами только вброд. Кое-где накидывали куски льда, чтобы потом по нему пройти.

!Кошку зовут Шпулька. Это уже Катькина дочь. Весной будет табун велокошек*JOKINGLY*

Страница 10 из 11 Часовой пояс: UTC + 8 часов
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/