X-Ride.ru - Форум http://x-ride.ru/phpbb/ |
|
УНГУТЫ http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=24&t=39870 |
Страница 8 из 9 |
Автор: | Первопроходец [ 15 11 2010, 23:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Маганск, междуречье Маны и Базаихи, Унгуты |
Наш маршрут на фоне поездки внедорожников в сентябре 2009 г. |
Автор: | Шеф [ 16 11 2010, 11:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Маганск, междуречье Маны и Базаихи, Унгуты |
На третьей снизу фотке - всё-таки лесопосадки? А скалы и пещеры у джиперов, видимо были на берегах Маны. |
Автор: | Meat [ 16 11 2010, 14:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Маганск, междуречье Маны и Базаихи, Унгуты |
Молодцы! А я как обычно остался в зрительном зале |
Автор: | osa 2413 [ 16 11 2010, 19:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Маганск, междуречье Маны и Базаихи, Унгуты |
Скалы с пещерами такие помню повдоль р. Кайлята были, даже в пещере помню диван стоял, если мне не пригрезилось |
Автор: | Первопроходец [ 27 02 2011, 14:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Маганск, междуречье Маны и Базаихи, Унгуты |
В списках населенных пунктов Енисейской губернии до 1919 г. ни один из ныне существующих населенных пунктов междуречья Базаихи-Маны не упоминается. На карте волостей Енисейской губернии эта территория относится к Заледеевской, Кияйской и Вознесенской волостям Береть, Унгут и пр. поселки на Мане, вероятно, возникли исключительно при Советской власти в связи с добычей леса. Вот как об этом пишут старожилы. До революции красноярские лесопромышленники Шарапов, Смирнов и ряд других предприимчивых купцов и торговцев, включая лесопромышленника Иона Лида, проводили заготовку и сплав леса по рекам Кан, Мана, Базаиха до города Красноярска. Из воспоминаний старожилов известно, что в двадцатых годах прошлого века на правом берегу Маны было всего два домика, в которых проживали семьи Свищевых и Благодатских. А на левом – стоял барак, в котором, по-видимому, жили лесопромышленники, занимавшиеся кустарной заготовкой леса. Валка производилась двуручными пилами, вывозка на берег – лошадями, на волокушах. Заготовленную древесину связывали в плоты и сплавляли до устья реки Маны, а затем по Енисею до города Красноярска. Советской республике для восстановления хозяйства в больших объемах нужен был лес, и страна стала переходить от кустарщины к плановой разработке. Основным поставщиком леса стала Сибирь, богатые лесные массивы которой были расположены в практически неосвоенных зонах, там, где нет ни дорог, ни жилья. Для освоения таких территорий нужна была рабочая сила. Ее поставляли сюда за счет семей, попадавших в то время под раскулачивание. Их везли из западных регионов России, Украины, а также с Алтая, Забайкалья. Это были трудолюбивые люди, ставшие жертвами политических репрессий. Со станции Камарчага их перевозили до поселка Нарва, расположенного на берегу Маны и дальше, выше по течению, грузили на плоты и сплавляли к местам поселения. Так, в 1929 – 1930 годах появились в Унгуте спецпереселенцы. Они были высажены на правый, совсем не обжитый берег. Раскулаченные строили землянки, шалаши, балаганы и жили вместе по 3-4 семьи. Наверное, трудно найти еще такой поселок в районе, как Большой Унгут, где бы проживало столько национальностей. Основной костяк – это сосланные, раскулаченные с Украины, Забайкалья, Алтая. Об этом рассказано в газетной статье «Сердцу нет покоя» («Красноярский рабочий» от 11 августа 1989 года, журналист И. Воеводин): «У поселка Большой Унгут Манского района своя непростая история. В 1930 году сюда привезли раскулаченных с Украины. На следующий год – женщин с детьми из Забайкалья. Потом волна за волной пошли поляки из западных областей, греки, немцы, калмыки, финны, литовцы, белорусы. И называли этих людей, то врагами народа, то ссыльными, то спецпереселенцами и спецконтингентом. Потом в обиход вошли слова: «интернированные» и даже – «эвакуированные» в отношении некоторых. Но как ни называй этих людей, судьбы их связаны с массовыми репрессиями…». С появлением механизмов лесозаготовки стали удаляться от берега вглубь таежных массивов. Для вывозки готовились ледяные дороги под однополозные сани, в которые погружали 18-20 кубометров леса. Тракторы Челябинского завода, переоборудованные на местное топливо – древесную чурочку, весьма пригодились в период Великой Отечественной войны, когда жидкое топливо нужно было фронту. Его не хватало даже на запуск двигателя. Поэтому на берегу Унгутки был построен скипидарный завод, обеспечивающий машины топливом для заводки. В довоенный период на этих тракторах работали мужчины: Николай Благодатский, Андрей Карепов, Иван Аликин, Григорий Хлебников, Николай Стародубцев, Леонид Горбунов, Дмитрий Швалюк, а также механизаторы Винник, Васильков, Федосеев, Карпов и ряд других товарищей. Но когда началась война, их заменили женщины, в то время молодые, хрупкие девушки: Шура Кабаненко, Соня Палей, Ольга Филатова, Эмилия Филиппович, Ирина Заворуева и другие. Тяжелые условия работы их не пугали, они знали, – лес нужен стране. С окончанием войны началась усиленная механизация лесозаготовок, Унгутский мехлесопункт преобразовался в Унгутский леспромхоз. Стали поступать первые специальные трелевочные тракторы КТ – 12, работающие на твердом топливе – газочурке. С годами более производительная техника меняла и технологию разработки лесосек. На валку леса стали поступать бензомоторные пилы «Дружба», которые вытеснили кабельные электропилы, что облегчило труд вальщиков. Они избавились от необходимости перетаскивания провода – работа стала безопаснее, производительнее. Центральной усадьбой леспромхоза являлся поселок Большой Унгут. Увеличивающиеся с каждым годом объемы требовали расширения лесозаготовительной базы. Началось строительство новых лесопунктов: Лейбинского, Жержульского, Анголойского, Кершульского. В шестидесятые годы силами стройуправления был возведен мост через Ману, проложена дорога Угнут – Жержул и дальше – на Кершул. Развивающаяся база не могла быть оторвана от внешнего мира: районного центра – Шалинское, железнодорожной станции Камарчага, города Красноярска. Развернулось строительство хозяйственной дороги Унгут – Новоалексеевка – Кияй с выходом на трактовую дорогу Нарва – Шало. Заболоченные места устилались деревянным настилом, а после отсыпались грунтом. http://manaadm.ru/?page_id=634&page=2 |
Автор: | Шеф [ 27 02 2011, 16:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Маганск, междуречье Маны и Базаихи, Унгуты |
Любопытная историческая штуковина - газогенераторный автомобиль, работающий на дровах (газочурках). В Северной Корее и сейчас используются . А что за сани такие однополозные ? |
Автор: | Первопроходец [ 28 02 2011, 22:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Маганск, междуречье Маны и Базаихи, Унгуты |
Шеф писал(а): А что за сани такие однополозные ? Это плоская волокуша, что-то типа обрезанной лодки. Практиковалась человечеством в течение последних 10-12 тысяч лет. Сани времен неолита http://www.nkj.ru/archive/articles/10308/: Охотничья волокуша-полоз конца 19 в.: По глубокому снегу однополозные сани намного практичнее, нежели сани с узкими полозьями. Вот как они использовались на лесоповале спецпоселенцами: "Зимой вывозили по «ледянке». Это дорога, которую поливали водой. Посредине делалось углубление шириной сантиметров 30—40 и глубиной до 20. На однополозные сани накладывались бревна и лошадка тянула воз в поселок. Спустя время от «ледянок» отказались. Стали строить узкоколейные железные дороги и «лежневки» — деревянные тротуары, по которым на автомашинах вывозили хлысты. А потом по узкоколейке на паровозах, мотовозах в специально оборудованных турникетах". http://www.protalina.com/num_3_4_10/kartashov.htm Лошадьми лес стаскивали к берегу сплавной реки с расстояния 1-2 версты, но не более 7 верст. В 1930-е годы тракторами таскали уже за 12-15 верст. Для чего намораживали ледяные дороги. Тракторами возили тоже на однополозных санях Гинзбурга, имевших слева и справа приставки из бревен типа поплавков у тримарана. Такие сани сцеплялись в поезда по двое http://www.noshul.ru/upload/69-132.pdf Весной, летом и осенью для вывозки леса использовались конно-лежневые, конно-дековильные и пластинчато-лежневые (деревянные) дороги. |
Автор: | Первопроходец [ 25 04 2011, 23:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Маганск, междуречье Маны и Базаихи, Унгуты |
Автор: | Meat [ 23 05 2011, 23:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Маганск, междуречье Маны и Базаихи, Унгуты |
Здорово! Классный поход и классный рассказ Эх, опять ностальгия... |
Страница 8 из 9 | Часовой пояс: UTC + 8 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |