...
Цельность и структурированность – два полюса, между которыми лежит спектр возможных взглядов на вещи мира, но их полное понимание требует, чтобы мы охватили весь спектр – от цельности до раздробленности, от гештальта вещи до её структуры.
Иными словами, у нас есть два принципиально противоположных способа глядеть на любую вещь: как на россыпь деталей или как на непроницаемо цельный и единый поток. Лишь тогда вещь может обладать структурой, когда она рассыпана на составляющие её детали. До тех пор, пока вещь остается единой и цельной, у неё нет структуры как конструкции, сложенной из частей, но она обладает гештальтом. У живой лягушки структура тела скрыта от нас.
Нам необходимо умертвить и расчленить лягушку, чтобы узнать структуру её тела, её строение.
Изучая структурную анатомию мертвой лягушки, мы считаем, что узнаём также и структуру живой лягушки. Но этот перенос знаний в общем случае не верен. Расчленив атом водорода на протон и электрон, мы узнаем не структуру атома, а нечто другое, может быть, “рецепт его приготовления”, но не его структуру как целостности – об этом знают физики. Когда атом водорода целен, он не имеет структуры, состоящей из двух деталей. Он превращается в структуру только тогда, когда уже разрушен:

Первый взгляд – видеть их как неживые, разрушенные, расчлененные наборы составляющих деталей, смотреть на них как на структуры. И второй взгляд – видеть их как живые, цельные, единые гештальты, в которых нет структуры, потому что цельное не может иметь составных частей, иначе оно перестает быть цельным.