Цитата с
http://veloroad.spb.ru/forum/viewtopic. ... &start=120 :
"По поводу наката: я бы назвал накатом способность велика поддерживать скорость после прекращения кручения педалей. Более жесткие рамы имеют меньший накат, так как неровности дороги оказывают на велик/байкера большее останавливающее движение. рама меньше облизывает неровности. но такие рамы как правило быстрее и разгоняются, так как КПД педалирования у жестких рам выше.
Получается, что для каждого типа дорожного покрытия есть своя оптимальная жесткость рамы/вилки.
На абсолютно ровной поверхности накат и хардтейла и алюминиевого ригида (при прочих равных) будет одинаковым. Но КПД педалирования у ригида будет выше из-за меньшего расскачивания. поэтому если дорога идеальна, рама нужна жесткая. могу предположить, что на треке аллюминевые рамы в ходу.
На асфальте у алюминиевого ригида падает накат, у хардтейла хороший накат, но по прежнему высоки потери на раскачивание. На асфальте оптимален стальной (карбоновый, титановый) ригид. К него достаточно высокий КПД педалирования и хороший накат.
На пересеченке: накат хардтейла будет существенно лучше, чем у любого ригида. При этом потери на раскачивание у хардтейла будут не так существенны, как потери от сопротивления качению у ригида. Поэтому на пересеченке нужна амортизационная вилка. Общий КПД выше.
Более мягкая рама дает как комфорт так и накат, а приспущенная резина дает комфорт, но снижает накат - по крайней мере, так на асфальте.
Хотя возможно, что на грунтовке приспуск колес даст меньшее сопротивление качению, так как мелкие неровности будут съедаться резиной и вел не будет на них прыгать.
Но на асфальте - мой опыт - сильнее качаешь, легче едешь.
- Нельзя разделять раму и резину. Ведь при наезде на неровность сперва работает резина, а потом она передаёт импульс раме. Если рама "мягкая" или с аммортизацией по резину можно качать сильнее. Жёсткую раму можно компенсировать более тослстой и менее накаченной резиной.
Но это всё имеет отношение к делу именно на неровностях. А просто так говорить про накат рамы имхо бессмысленно.
Широко распространённое заблуждение что толстая резина хуже потому что имеет больше сопротивление качению. На самом деле основная бяка в том что в толстой резине давление меньше и поэтому при силовом педалировании она больше деформируется и уменьшает КПД. Получется что на грунте оптимально будет толстая резина и жёсткая рама. На асфальте резину потоньше, а жёсткость рамы в зависимости личных предпочтений и качества дорог.
... У большой базы тоже есть свои недостатки - стоя педалировать не хочется, непривычно".