В октябрьском номере журнала MBA (с.116-117) помещена статья Юрия Разина "Два берега у одной реки. Устойчивость и управляемость".
Отрадно, что наконец-то стали появляться публикации, объясняющие принципы построения того, на чем мы катаемся.
Автор популярно объясняет, что, оказывается, вертикальная устойчивость байка тем лучше, чем ВЫШЕ его центр тяжести и, соответственно, высоким байком легче управлять. Парадокс! Однако на механическом камертоне видно, что чем выше находится его грузик, тем медленнее он отклоняется и тем легче вернуть систему снова в вертикальное положение. Пример тому: велосипед "Паук". Такие же рекомендации даются и для мотоциклов: понижаете мотоцикл – уменьшается дорожный просвет и острота управления притупляется; поднимаете заднюю часть байка и это делает управление более острым и быстрым (
http://moto.region29.ru/docs/book03/chapter18.shtml). А низкий ц.т. важен только для прочно стоящих на земле четырехколесных агрегатов.
Или: чем длиннее база, тем труднее сохранить равновесие. Никогда не думал, что расстояние между осями колес может влиять не только на курсовую устойчивость байка, но и на его равновесие.
Объясняется также, почему на большой скорости вел лучше "держит" узкую колею, почему хуже управляется длинный велосипед (нужно руль поворачивать на бОльший угол для восстановления равновесия), а также противоречие между курсовой устойчивостью и управляемостью.
В числе важных рекомендаций и учет взаимодействия системы велосипедист-велосипед. Удерживать байк в узкой колее удобнее, смещая телом общий центр тяжести в сторону, противоположную отклонению (как бы отталкиваясь от байка).
В последнее время я изучил практически все публикации 1961-1986 гг. по велоспорту и все, что удалось найти в Интернете на русском. Однако
полезной информации оказалось очень немного. Эксперименты спортсменов-шоссейников в прошлые годы были ограничены правилами соревнований, а о современных исследованиях за рубежом мы ничего не знаем и потому бездумно пользуемся рамами, которые предлагают нам производители. Чем они при этом руководствуются, только им и Богу известно, поскольку у каждого свое представление об идеальном байке. Однако у велосипедистов разные антропометрические данные и, главное, у многих свой стиль катания. Рассчитывать на то, что обомнется-притрется, как при покупке новой обуви или одежды, не приходится - это металл. И пусть не каждый станет делать свою раму, но понимать, отчего зависит спортивный результат и удовольствие от катания, все-таки важно.