X-Ride.ru - Форум http://x-ride.ru/phpbb/ |
|
Великий Сибирский ледяной поход http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=69&t=10334 |
Страница 3 из 17 |
Автор: | Tataro-Mongol [ 24 01 2008, 10:33 ] |
Заголовок сообщения: | |
удачи! |
Автор: | Omega [ 27 01 2008, 04:03 ] |
Заголовок сообщения: | |
Владимир Васильевич в Канске. Мне удалось даже сделать фото шапки-колчаковки (на Владимире Васильевиче): Утром он пообщается с местными СМИ и продолжит свое путешествие. |
Автор: | Первопроходец [ 14 02 2008, 11:50 ] |
Заголовок сообщения: | |
11 февраля 2008 НА ВЕЛОСИПЕДЕ ПО СЛЕДАМ ОТСТУПЛЕНИЯ ВОЙСК КОЛЧАКА Красноярский велосипедист проехал 1500 км по историческому маршруту отступления Белой армии. Велосипедист из Красноярска Владимир Черников повторил путешествие, совершенное зимой 1919-1920 гг. по Сибири Белой армией. Он проехал около 1500 км по маршруту Великого сибирского ледяного похода: этим путем войска Колчака – десятки тысяч солдат – отступали от Омска к Чите. По словам Владимира Черникова, Великий ледяной поход заинтересовал его как одно из самых трагических событий отечественной истории. Целью путешествия было разработать новый турмаршрут, а также собрать исторический материал: побеседовать со старожилами деревень, где проходили войска, найти какие-нибудь вещи, принадлежавшие белым офицерам и солдатам. Владимир Черников решил максимально приблизить свое путешествие к историческому оригиналу (за исключением некоторых отступлений от него) и намеренно отправился в дорогу в самое лютое зимнее время. Он выехал на велосипеде из деревни Минино под Красноярском 24 января, спустился вниз по Енисею, проехал под руслом реки по тоннелю, по которому местный горно-химический комбинат транспортирует радиоактивные вещества, для этого пришлось получить специальное разрешение у руководства предприятия. Затем Черников направился вдоль реки Кан. Некоторые участки пути на велосипеде проехать было невозможно, и путешественник обращался к местным жителям, чтобы те расчистили ему путь на снегоходах. В Иркутской области Владимир Черников проехал через Тайшет, Нижнеудинск, Тулун, Залари, Иркутск. Дальше отправился в Листвянку, Большое Голоустное. Конечной точкой путешествия стал город Бабушкин (Бурятия). Одним из сложных участков оказался Байкал. Владимир Черников пересек его по льду из поселка Большое Голоустное до станции Мысовая всего за 4 часа, несмотря на непогоду: - Попал в сильнейшую метель. Велосипед срывало ветром, упал несколько раз. Но все равно удалось дойти сравнительно быстро. Потом Черников вернулся в Иркутск, здесь он встретился с инициативной группой реабилитации Колчака. Всего дорога заняла около двух недель. http://irkutsk.rfn.ru/rnews.html?id=27767&cid=7 http://i38.ru/?doc=987 |
Автор: | Первопроходец [ 25 02 2008, 19:46 ] |
Заголовок сообщения: | |
Коротенький отчет в фотографиях. Поход мне виделся серьезным и потому накануне я пошел за благословением к своему товарищу – священнику Русской зарубежной православной церкви о. Константину. Именно эта церковь является преемственницей того православия, последователями которого были участники белого движения. Утром был не слабый мороз. Но зато очень красиво. Мне повезло, дорогу прочистили. А то бы топал пешочком вдоль Енисея. Случайный попутчик сделал одно из первых фото путешественника. К вечеру я был уже возле тоннеля. Сворот к нему находится в 2-х км за д. Большие Пруды. В тоннеле фотографировать нельзя, но я не удержался. Получилось не очень качественно, потому что аппарат с мороза сразу же отпотел. В тоннеле было тепло и сыро, вода ручьями течет. Сам тоннель – это крутой километровый спуск под Енисей, потом ровного идет метров 300-400 и такой же крутой километровый подъем. Людей внутри нет, только на въезде и на выезде вентиляционщики дежурят, а снаружи – охрана. Навстречу попались несколько автобусов - пришлось в стенку вжиматься, узко там. Первый автобус сильно напугал. Показалось, что навстречу поезд идет, такой грохот стоял. К вечеру добрался до с. Большой Балчуг. Там меня встречал местный егерь, с которым я заранее договаривался, еще когда с А.Бузовым пару месяцев назад на Кан ездил. Мы тогда в его зимовье ночевали. На УАЗике егеря я и добрался до д. Усть-Кан, до которой дороги уже никакой не было. А это памятник 18-летнему парню, погибшему от рук каппелевцев. Стелла установлена в деревне на другом берегу Кана. История была такая. Парня и его отца забрали в проводники. Ночью отец сбежал, а парень, ночевавший в другой избе, ничего об этом не знал. Утром выяснилось, что отца нет и тогда самого парня обязали отряд каппелевцев вести по Кану. Но он заявил, что дороги не знает, никогда по Кану зимой не ходил. Вот и поизмывались над ним взбешенные белые, говорят, даже уши отрезали. Но все же отпустили домой. До деревни парень добрался, но вскоре от кровопотери умер. Его мать два года ходила на могилу сына и однажды ее саму нашли мертвой у мосточка по дороге с кладбища. Эту историю в 1980-х годах раскопал какой-то парень-краевед из с. Кононово и настоял, чтобы сельсовет поставил тому парнишке железный памятник на видном месте. Его звали Коштунков Мефодий Петрович, 20.061902 года рождения. Написано, что он зверски замучен колчаковцами. Может так оно и было. Только кто в этом виноват? Эту историю рассказала мне 85-летняя бабушка, которая с сестрой-инвалидом живет около этого колодца. А это сама бабушка. Живет она в такой бедности, какой я никогда не видел. Нет у нее ни хлеба, ни муки, только рис остался, который она ежедневно варит на молоке себе, сестре и собаке. А корову все же держит. Иначе есть совсем станет нечего. Наутро мы на снегоходе егеря поехали по Кану. Десять километров до д. Подпорог преодолели быстро. По руслу был хороший след, который егерь заранее накатал. Этому дому более 100 лет. В нем в дни отступления каппелевцев ночевал какой-то генерал, может и сам Каппель - мать хозяина когда-то ему об этом рассказывала. Таких преданий за свое путешествие я встречал много. Вряд ли меня при этом обманывали. Далее дороги уже не было, особенно через пороги. В одном месте мы даже в полынью провалились, но по инерции чудом проскочили. Я болтался сзади в санях, даже испугаться не успел. Эти фото сделаны на Большом пороге. В ходе поездки мы определились почти точно с местом, где Каппель мог провалиться под в полынью, ставшую причиной его смерти (у меня есть об этом воспоминания местного крестьянина-проводника и записи участвовавших в Сибирском Ледяном походе его участников). Летом буду ставить на этом месте железный поклонный крест. Вечером добрался до Зеленогорска, а на следующий день был в Канске, где выступил перед местным телевидением, встретился с Омегой и директором Канского музея. С утречка в приподнятом настроении покатил в Иланск. Дорога узкая, обочина в снегу. Как ни жался, все равно одна легковушка меня подловила. Услышав скрип тормозов, кинулся к бровке, да было уже поздно - подцепили меня бампером. Ударился сильно, но сознания не потерял, хотя головой тоже приложился. Осмотрел вел – колесо не крутится. Неужели конец путешествию? Загрузил все в машину и попросил водилу до ж.д. вокзала довезти. Там отсиделся, вел подладил и решил, что, несмотря ни на что, все равно дальше поеду. Ведь у меня миссия – говорить с людьми о Гражданской войне и подготовить научную конференцию в Канске, куда я намерен был пригласить музейщиков по своему маршруту. Фотографий происшествия не делал, не до этого было. Неподалеку от вокзала, пока в себя приходил, отснял эту надпись на памятнике. В Тайшете интересного было много. Там я сделал дневку и поездил по окрестным селениям. В деревне Бирюса в маленьком школьном музее мне подарили подкову от солдатского сапога. Предлагали мину от газового чешского снаряда, да отказался – как мне ее везти? Впереди-то еще тысяча километров. Неподалеку от Тайшета есть п. Бирюсинск с градообразующим предприятием – гидролизным заводом, который давно уже не работает. На нем символ ушедшей эпохи: Хотел еще побывать на старом ГУЛАГовском кладбище, где умер зэком национальный герой Чехии С.Войцеховский – бывший генерал, принявший 25 января 1920 г. командование отступающей армией от Каппеля, да снега не позволили. Это маршрут на лето. Планирую приехать в Тайшет дней на 5 и поездить здесь радиалки. Жить теперь есть где. А это вечер – не помню уж в каком месте. Но горки перед деревней были очеь уж длинные и крутые. Не доезжая до Нижнеудинска сгонял в 40-километровую радиалку к Укскому водопаду. Замерзжих водопадов раньше я ни разу не видел. Добирался тракторным следом на авось, сколько-то шел пешком, но оно того стоило. |
Автор: | Первопроходец [ 25 02 2008, 21:49 ] |
Заголовок сообщения: | |
Дальше было само село Ук. Поклонный крест на том месте, где стояла церковь. Именно здесь был суровый бой между отступающими белыми каппелевцами и красными. Последних погибло 22 человека, о чем свидетельствует надпись на надгробной плите братской могилы. Вот только фамилий их почему-то не указано. А до этого везде фамилии на подобных памятниках были. Местный краевед рассказал мне совершенно нелепую байку о том, как эти люди погибли. С его слов, захваченных в плен красных втащили на церковную колокольню и казнили, сбрасывая вниз. Потому и похоронили их рядом с церковью. Пока я фотографировал памятник, ко мне подошел подвыпивший мужик и упростил версию: всех убитых после боя стащили к церкви, где и похоронили. И только уже в Иркутске историк А.С. Новиков пояснил, что в Уке было на самом деле. Оказывается, накануне чехи взяли А.Колчака в плен (в Нижнеудинске, что всего в 30 км от Ука) и его конвой-телохранители от адмирала сбежал. А куда им было податься? Перешли к красным. Те же выставили предателей в бой против наступавших каппелевцев. Представляете реакцию белых, когда они обнаружили против себя колчаковский конвой? Вот эти люди и захоронены в братской могиле с пафосным текстом. Никто поименно предателей не знал, потому и фамилий их на плите нет. В Нижнеудинске я познакомился с заслуженным путешественником России (он награжден почетным знаком за № 404) А.Усковым. Алексей одиночный сплавщик и популярный художник, а также очень своеобразный философ. Я предложил ему сделать фото на фоне автопортрета. Несмотря на возраст, взгляд у художника все тот же. Обратно возвращался по льду р. Уды и неожиданно оказался у деревянного моста. Раньше только такие и строили. В Нижнеудинске я жил в семье парня-студента, который учится в Красноярске. Познакомился с ним случайно, но, видимо, меня уже тогда путешествие вело. Очень уж хорошие и гостеприимные люди оказались. Каппель умер в санитарном вагоне румынского поезда на железнодорожном разъезде Утай неподалеку от Тулуна. В 2001 г. на этом месте казаки поставили памятный крест. Заодно пообщался с местными ребятишками и поел борща с пирожками в школьной столовой. В местном музее мне подарили кусок пулеметной ленты и красноармейскую пуговицу, которую я пришил на свою шапку-«колчаковку», примирив тем самым белых и красных. Ночевал в музее г. Тулун прямо под этим лозунгом. Это фото сделано во дворе музея. А это я уже еду по районному центру Куйтун. Названия тут везде бурятские и я в них постоянно путаюсь. Отсюда съездил в радиалку в д. Куйдун, где, как мне рассказывали, есть белогвардейское кладбище. Сведения не подтвердились, нашлась только могила какого-то японца, который отстал от каппелевцев во время их похода. Этот больной парень прибился к какому-то крестьянину и подрабатывал у него на гумне. Когда красные вошли в деревню, то, узнав про японца, нагнали его прямо среди не обмолоченного хлеба и разрубили сверху донизу. А потом еще и палец отрубили, чтобы послать на родину. Вот такие зверства… В с. Кимильтей я приехал ночью. Обратился к местному священнику и тот, особо не раздумывая, сразу определил меня в сторожку и даже денег служке дал, чтобы мне ужин приготовила. В г. Зима прием оказался «зимний». Ночевать не пустили ни в школу (у них там борьба с терроризмом), ни в церковь ("наш батюшка таких не любит"), ни в музей (сторож категорически отказался назвать телефон директора). Зато я сфотографировал еще один символ современной эпохи: на разрушенном Дворце пионеров сделана надпись: «Мы - будущее России». Оригинальное выражение лица у этого красноармейца в Усолье-Сибирском: На этом месте погибли 16 солдат Красной армии в бою с отступавшими каппелевцами. Последним памятников в России не ставили. Но своих убитых белые всегда хоронили, либо увозили с собой, чтобы коммунисты не надругались. В этот день я серьезно обморозился. На рассвете всегда максимум, а тут еще ветер навстречу. В Ангарске посетил музей часов. Там все интересно, но одна скульптурная композиция (эпизод из Кавказской войны позапрошлого века) оказалась не только оригинальной. Судя по надписи, композицию сделал известный художник Евгений Лансере. Но нигде мне не удалось найти хоть какого-то упоминания об этой работе. |
Автор: | Первопроходец [ 25 02 2008, 21:56 ] |
Заголовок сообщения: | |
Omega писал(а): Утром он пообщается с местными СМИ и продолжит свое путешествие.
Вот пресс-релиз, который был подготовлен Красноярским военно-историческим обществом для СМИ после моего возвращения. Сибирский Ледяной поход 12 января из путешествия по маршруту отступающей Белой армии в наш город вернулся красноярский велопутешественник Владимир Черников. После повторения пути Ермака летом прошлого года свой очередной поход он посвятил 90-летию начала Гражданской войны в Сибири, которая в этих местах практически закончилась уходом колчаковцев в начале 1920 г. в Забайкалье. Это был беспримерный в военной истории 4-х месячный переход русской армии от Тобола до Читы. Особенно сложным оказался участок от г. Красноярска, где две трети колчаковской армии сдались в плен. Но более 30 тысяч добровольцев (а с ними были их жены и дети) с боями пробились на лед Енисея, вышли к устью Кана и, совершив под командованием генерала В.О. Каппеля тяжелейший переход по заснеженному руслу реки, вышли на Московско-Сибирский тракт, по которому также с многочисленными боями добрались до Иркутска, обошли его стороной (адмирала Колчака именно тогда красные и расстреляли) и перешли озеро Байкал также по льду. Этот переход в силу чрезвычайно сложных условий (сильные морозы, бои, голод и тиф) получил название Великого Сибирского Ледяного похода, все его участники были представлены к награждению специально учрежденным орденом и стали именоваться каппелевцами (сам отважный генерал в этом переходе погиб). В период с 24 января по 11 февраля, в точном соответствии с историей, Владимир Черников на своем велосипеде в одиночку повторил маршрут каппелевцев от д. Минино, что под г. Красноярском, до ст. Мысовая - уже в забайкальской Бурятии. Всего путешественник проехал более 1500 км. Его маршрут начался зимниками вдоль Енисея, реку он пересек по тоннелю в районе г. Железногорска, 90 км по Кану пробирался в сопровождении егеря (проводник и защита от россомах). Под Иланском путешественника сбила машина, но, несмотря на полученные ушибы и перелом ребра, путешествие было продолжено – ведь целью его было организовать краеведов, историков и музейщиков на специальную научную конференцию, в ходе которой можно было бы впервые честно рассказать о нашей гражданской войне. Мероприятие запланировано на начало июня и будет проходить в г. Канске. Желание участвовать в нем уже подтвердили более 60 человек. Большинство из них – новые знакомые Владимира. В г. Иркутске путешественник участвовал в митинге у памятника Колчака, а также провел пресс-конференцию. Он постоянно встречался и с представителями местных СМИ. Из своего похода Черников привез более 8 кг подаренных ему книг, а также старую пулеметную ленту, английский патрон, орден «За Великий сибирский поход», подковку от солдатского сапога, фрагмент деревянной хоругви и красноармейскую пуговицу. Последнюю он пришил на шапку-колчаковку (Владимир сам скроил ее по старым фотографиям), тем самым символически примирив «белых» и «красных». |
Автор: | Первопроходец [ 25 02 2008, 23:17 ] |
Заголовок сообщения: | |
В Иркутске я жил у историка белого движения А.С. Новикова. Правда, поговорить с ним особо не удалось по причине его занятости на работе. Зато дважды и помногу общался с его сыном, кандидатом исторических наук, автором монографии «История Гражданской войны в Восточной Сибири». 7 февраля, в день смерти А.Колчака, присутствовал на митинге у памятника адмиралу. Было человек 30, в т.ч. несколько речников во флотских бескозырках, трогательно исполнивших любимый романс диктатора «Гори, гори моя звезда». Памятник был построен по эскизу местного лидера ОПГ и на его деньги в тот период, пока за ним еще не начала охотиться милиция. Памятник установлен около Знаменского женского монастыря. Само же место расстрела адмирала находится примерно в 300-х метрах на берегу Ангары – именно там и поставлен памятный крест. После расстрела адмирала сбросили в иордань (крещенскую прорубь), через святость которой Ангарой и Енисеем он вновь попал в родной для себя океан. День я провел в обществе местного лидера «Союза русского народа» А.С. Турика. Вот уже три года подряд он организует пешие переходы энтузиастов через Байкал по маршруту каппелевцев, которым я и собираюсь ехать в ближайшие дни. Из Иркутска белые выходили разными дорогами, но я выбрал ту, по которой везли тело Каппеля. По пути заехал в музейный комплекс «Тальцы», где на русской печке оставил память о «носорогах» (вверху справа). Из Листвянки, не расспросив дороги, сразу же попал в многокилометровые торосы, так что пришлось вернуться. Но потом уже приключений не было. Ехал по прибрежному «колобовнику». Это смерзшиеся круглой формы льдины с более-менее ровной поверхностью. Наслаждался величественными видами Около берега ехать было совсем не страшно и даже весело – ветер был в спину. Переночевав в с. Большое Голоустное и вдоволь наобщавшись с буряткой - хозяйкой местного кафе, я наконец-то отчаиваюсь на последний рывок через Байкал. По расстоянию нужно проехать всего-то 50 км. Но нервное напряжение из-за сильного бокового ветра, плохой видимости, мороза и риска провалиться в трещины как бы растягивают время. Это тоже колобовник с "чашками" диаметром до 2-х метров. Тут я, конечно, уже не ехал, а карабкался. Голомянки, остатки трапезы нерпы. Присыпанные снегом «пропарки», через которые дышат животные, опаснее трещин. Почти потеряв надежду найти ст. Мысовая – в ураганной метели я продвигался по GPS и только изредка мог рассмотреть Солнце, я все же выбрался к пристанционному маяку, когда-то бывшему пристанью для ледоколов, перевозивших железнодорожные поезда до тех пор, пока не была построена Кругобайкальская железная дорога. Здесь мое путешествие заканчивается. Но я еще побывал в местном музее, куда – вот же везение – накануне какая-то школьница принесла найденные на чердаке рукописные тетрадки под названием «Хроника станции Мысовая от Ермака до 1921 года». Поездом я вернулся в Иркутск, где на организованной А.С. Новиковым пресс-конференции подробно рассказал о Ледяном походе каппелевцев и своей затее провести научное собрание в Канске. А вечером уже отсыпался в очередном вагоне, возвращающем меня в мой родной город. В целом путешествие оказалось не таким уж и сложным, поскольку везде я ночевал в тепле. К морозам привык быстро и уже через 4 дня мне стало как-то совершенно естественно жить на улице. Морозы особо не угнетали. Больше доставал плохой накат, из-за которого ежедневно я вынужден был ехать на 2-3 часа дольше. С наступлением темноты казалось, что наступила ночь и сразу хотелось спать. Спал я вообще мало, потому что часто случались долгие разговоры. Байкал перезжал в сильный ветер - точно такой же, что достался на долю каппелевцев. И вообще мне удалось прочувствовать тяготы Ледяного похода в полной мере - всякое бывало, только что тифом не переболел. И морозился не раз, и бронхи застудил, да и ребро постоянно кололо. Помыться не всегда удавалось, иногда ел только ранним утром и потом - поздним вечером. Еду никогда не просил - люди сами кормили. Пельмени ел раз 20: с традиционным салом и огурцами. А вот выпить никто ни разу не предлагал. Это к россказням про русское пьянство. Несмотря на тщательные расспросы населения, не удалось найти ни единого факта о "зверствах" каппелевцев. А всякие небылицы "красных" краеведов,, как я уже писал выше, опровергались самими же местными жителями. Летом, по предложению А.С. Новикова, я планирую продолжить поход от ст. Мысовая на ст. Посольскую, г. Улан-Удэ, откуда старым Читинским трактом выйти через Читу на Забайкальск и далее на Харбин и Владивосток. В ближайших же планах - описать свое путешествие и выставить его в интернете на своем сайте. А как снег расстает, продолжу поездки по местам Гражданской войны в нашем крае и в Иркутской области |
Автор: | Fidel [ 25 02 2008, 23:47 ] |
Заголовок сообщения: | |
Здорово! Прочитал все на одном дыхании. И фотографии красивые. Какой был фотоаппарат? |
Автор: | Первопроходец [ 26 02 2008, 00:12 ] |
Заголовок сообщения: | |
Fidel писал(а): Какой был фотоаппарат?
Canon A650is, который приобретал через Димона в Гонконге. Впервые у меня оказался фотоаппарат, который работает в любые морозы. Даже пальцы об него обжигало. Думаю, что явное преимущество аппарата, которое я раньше не мог оценить, это наличие 4-х аккумуляторов. |
Автор: | DIMONster [ 27 02 2008, 10:25 ] |
Заголовок сообщения: | |
Спасибо за отчет! Очень увлекательно Торосы, лед впечатляют. |
Автор: | Первопроходец [ 02 03 2008, 21:21 ] |
Заголовок сообщения: | |
Информация на сайте ИГ "Белые воины" http://www.rusk.ru/vst.php?idar=424214 |
Автор: | Первопроходец [ 13 03 2008, 20:24 ] |
Заголовок сообщения: | |
Публикация в "Сегодняшней газете" http://www.sgzt.com/sgzt/archive/conten ... 14A0009P00 А я потихоньку очерк кропаю. |
Автор: | Mutty [ 13 03 2008, 21:35 ] |
Заголовок сообщения: | |
огромный респектище за путшествие и за отчет! Очень увлекло - прям жалко было, когда до конца дочитал. |
Автор: | Wolf [ 13 03 2008, 23:08 ] |
Заголовок сообщения: | |
Действительно читается на одном дыхании. Увлекательно! Исторично! |
Автор: | Первопроходец [ 14 03 2008, 20:48 ] |
Заголовок сообщения: | |
В "Красноярском Рабочем" напечатали подробнее http://www.krasrab.com/archive/2008/03/ ... ew_article |
Страница 3 из 17 | Часовой пояс: UTC + 8 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |