День первый. Продолжение. "Здесь вам не КМ..."Начался перевал. Немного проехали и пошли пешком. Справа лес, слева лес. Старый, густой. Много бурелома. Много упавших деревьев, вывернутых с корнем. Вдоль дороги заросли ольхи, дальше в основном ель. Видно метров 10-15, не больше. Дальше просто стена леса.
Под ногами камни да ручей после дождя.
Изредка в темноту тайги уйдет какая-то дорога, не езженая много лет.
Поднимаясь в перевал, растянулись. Кто-то ушел вперед и скрылся из виду, кто-то остановился передохнуть и отстал. Дорога извилистая и видно только от поворота до поворота. Иду один. Тишина такая, что человеческую речь слышно через лес за несколько сот метров - погода хмурая, дождь моросит, птицы не поют. Ветер очень слабый. Слышу далекий тонкий свист, повторяющийся через одинаковые промежутки времени. Наслушавшись про медведей, набрали разных бубенчиков и свистков
Подумав, что кто-то из наших свистит на перевале, прибавил шагу. Когда поднялся на перевал, спросил кто свистел - сказали, что никто. Решили, что это Йети из Кемеровской области пришел к нам есть черемшу. Версия очень правдоподобная, т.к. мы с Лехой думали набрать черемши, а ее не оказалось нигде. Кому ж, как не кемеровскому Йети съесть ее всю?
На обратном пути в этом же месте и опять в моросящий дождь снова услышали тот же самый свист. Я придумал этому такое объяснение: либо это такой звук издает дерево, расшатываемое ветром, либо природа сама создала музыкальный инструмент в виде какого-нибудь причудливого дупла на вершине дерева, которое на ветру издает такой звук.
Кстати, следы медведя в виде продуктов жизнедеятельности находили постоянно. На обратной дороге нашли разрытую нору около дороги. Видимо пытался достать бурундука. Были явно видны борозды крупных когтей и следы лап, размытые дождем.
Идя в гору не помню кто вспомнил Высоцкого "здесь вам не равнина...", другой - "здесь вам не КМ", третий добавил "рельеф здесь иной"... Так общими усилиями родилось четверостишие:
Здесь вам не КМ, рельеф здесь иной
Здесь горы идут, одна за другой
И здесь за перевалом идет перевал...
Вышли на относительно ровную дорогу, наивно подумав что мы уже наверху. Посмотрели на карту, поняли что ошиблись и снова пошли.
Перевал одолели за 2.5 часа. А вдалеке стоял невозмутимый Кутурчин
Время 11:30. Несколько минут отдыха и снова в путь. На теневой стороне лежал снег.
Начался хороший грунтовый спуск
Вдоль дороги на несколько километров тянулся черничник
А небо все хмурилось и кутало заснеженные вершины в свои дождевые облака
Спустились до р. Крутезьма. К этому времени мы были уже 8 часов в пути. Развели костер, повесили котлы. Поскольку накануне в поезде спали мало, решили поспать. Сознание резко провалилось и сразу погрузилось в глубокий сон. Поспали 45 минут.
Усталость, обед, сон и жара делали свое дело - ощущалась слабость, желание отдохнуть. В общем сложности на стоянке пробыли часа два с половиной.
К этому времени погода разгулялась, солнце палило. Хотя по небу продолжали бегать облачка.
С водой на маршруте проблем нет никаких. Я вез только одну велобутылку 0,7 литра. Кончилась, набрал в ручье, реке, которых тут много. Правда иногда терял бдительность и забывал пополнять запас. Тогда приходилось лишать воды товарищей или пить с ручья бегучего по дороге.
Преодолев себя стали карабкаться во второй перевал. Да только второй. Уже далеко за полдень и только второй перевал. А их нам сказали девять. Перевал длинный каменистый. Одолели второй, скатились и тут же полезли в третий. Подъем, минут пять отдыха и спускаемся. Минута отдыха и снова подъем. Где-то здесь я перестал считать перевалы. Просто шел вперед.
После очередного перевала выкатились к речке и обрадовались - Мана! Но... слишком маленькая, слишком быстро, слишком легко. Конечно это была не Мана, а Бол. Канойба.
И снова перевал. На перевале попадаем под сильный дождь с градом. Спускаемся по дороге из крупных камней. По дороге глубокие промоины.
Фото сделано на обратном пути, в сухую погоду.
Спускаемся вниз и видим вагончик, около которого стоит каремат - наш авангард уже укрылся там от дождя. Время около 21. Усталость дает знать. Думаем, что делать дальше - идти до победного или искать стоянку. Время близится к ночи, а стоянку найти не так то просто - дорога проложена по тайге и там не то что палатку поставить, но и просто протиснуться не получится. Если только на дороге. Опять же нужна вода. В итоге решили двигаться вперед и на первой подходящем месте остановиться. Дождь кончился.
Тут нас нагнала большая компания на квадрациклах. Сильно удивлялись, приветствовали, махали руками, одобрительно кивали, крутили пальцем у виска, но добродушно с улыбкой. Некоторые остановились, поговорили.
В половину десятого поехали дальше. Грунт размок, колеса стали проваливаться, ехать стало тяжелее.
В 22:30 вышли в долину р. Куроед. Речушка маленькая, а долина просторная. Рядом бревна, заготовленные много лет назад. Долина кочковатая, ровного места нет, но нам уже все равно.
Ставим палатки, разводим костер. Леха удачно заметил напиленные кругляки толщиной по 3-7 см, которые были сухие и горели ровным пламенем без искр и дыма. Устали до такой степени, что даже есть не хотелось.
Уже за чаем, глядя на оранжевые языки пламени, я вспоминал прошедший день и даже не верилось, что мы сюда добрались.
Из темноты донесся шум двигателя. Была уже ночь и все что мы увидели - это свет фар. Машина ехала с очень большой скоростью (для такой дороги, ночью и после дождя). Миновала брод и поползла в гору. По шуму двигателя определили длину подъема и еще раз порадовались что встали здесь на стоянку, иначе лагерь пришлось бы разбивать в полной темноте, при свете фонариков.
Вообще место весьма посещаемое. За 4 дня мы встречали людей с десяток раз. В основном это охотники, рыбаки.
Основная техника - ГАЗ-66, УАЗ. Видели Зил 131, Урал, Ниву. И квадроциклы.
Спать легли далеко за полночь.
Итого 84 км за день. Примерно 21 час на ногах.
Остальные разбежались по делам и в кадр не попали. А я сменил фотоаппарат на топор. А топором, как я им не махал фотографий не получалось