Катастрофа в д. Петропавловка ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО КАТАСТРОФЕ САМОЛЕТОВ ИЛ-4, ПРОИСШЕДШЕЙ 30 МАЯ 1943 Г.
Описание происшествия
30 мая 1943 г. 1-я эскадрилья 104-го ВАП 73-й ВАДАДД в количестве 6 самолетов Ил-4 под командованием старшего лейтенанта Коновалова вылетела по маршруту Иркутск -Красноярске 12.00 мск. Погода, по метеосводке, соответствовала минимуму погоды для перелетов без указаний о наличии по трассе грозовых явлений. Полет до Канска проходил нормально. В районе Канска эскадрилья встретила мощные грозовые облака, и командир эскадрильи Коновалов изменил курс с 270 на 240° с целью обхода грозы. Около д. Петропавловка эскадрилья встретила грозу с сильными разрядами. Самолеты Коновалова и Соболева вошли в грозу в разных направлениях. Самолет Соболева резко изменил курс на 170-180° и, отлетев от деревни на 1,5-2 км на высоте 800-900 м, мгновенно загорелся, после взрыва бензобака с пикированием в 90° упал на землю с работающими моторами. Самолет Коновалова над деревней с высоты 800-900 м под действием турбулентных явлений грозы вошел в пикирование. На высоте 250-300 м самолет несколько выровнялся с правым разворотом в 90-100° и, отклонившись от деревни на 400-500 м, с высоты 250-300 м вновь резко вошел в отвесное пикирование с углом 85-90°, врезался в трясину болота с работающими моторами и сгорел. Самолет Коновалова № 5153911 с моторами № 7662, 7032, вооружением БС-ХЕ-771 и ШКАС № ВЛ-294 и JV» ВЛ-269, боеприпасами, оборудованием и приборами полностью разбит и сгорел. Экипаж: командир эскадрильи Коновалов, штурман Бакулин, бортмеханик Чиграй, бортрадист Рева - погибли.
Самолет Соболева № 5153910 с моторами № 7684, 7727, вооружением БС-СИ-500 и ШКАС № ВЛ-378 и № ВЛ-251, боеприпасами, оборудованием и приборами полностью разбит и сгорел. Экипаж: командир корабля Соболев, бортмеханик Ерохин, бортрадист Кизенков - погибли.
Выводы 1. Причиной происшествия послужили: а) неоправдавшийся прогноз погоды, данный синоптиком завода № 39 Красновой, в котором не указывалось наличия мощных грозовых явлений по трассе; б) неправильно принятое решение командиром Коноваловым продолжать полет под мощной грозовой облачностью, в результате чего самолет Соболева взорвался в воздухе, а самолет Коновалова в турбулентных потоках вошел в отвесное пикирование.
Мероприятия 1. Необходимо немедленно во всех аэропортах трассы иметь диспетчеров АДД, которые руководили бы движением перегоняемых самолетов. 2. Ходатайствую перед командиром 73-й ВАДАДД об отдаче под суд синоптика метеостанции завода № 39 Красновой. 3. Всем командирам эскадрилий 104-го ВАП строго придерживаться минимума погоды, установленного для перегонки самолетов АДД, и тщательно анализировать прогнозы погоды, получаемые на метеостанциях. 4. Все перелеты производить строго через контрольные пункты по трассе, при прохождении контрольных пунктов сообщать диспетчеру: а) время прохождения; б) сколько в строю самолетов; в) высоту полета; г) фактическую погоду. 5. При встрече на маршруте облачности с грозовой деятельностью местного характера (термического) обходить таковую, сообщив о принятом решении диспетчеру. При встрече облачности с грозовой деятельностью фронтального характера прекратить полет и произвести посадку на аэродроме вылета или близлежащем аэродроме. 6. Диспетчерам АДД накануне вылета самолетов давать заявки на все радиостанции, находящиеся на маршруте полета, об обеспечении бесперебойной связью с самолетами. Срыв связи с самолетом рассматривать как ЧП, о котором немедленно доносить в штаб дивизии. 7. Настоящее заключение изучить всему летнотехническому составу 104-го ВАП АДД. Командир 104-го ВАП АДД майор Руднев (ЦАМО РФ. Ф. 104-го ВАП, оп. 276064, д. 6, л. 16)
АКТ Составлен 1 июня 1943 г. в д. Петропавловка Ирбейского р-на Красноярского края. Комиссия, назначенная командующим ВВС СибВО в составе: председателя - начальника комендатуры № 129 майора Старикова П. В., членов: начальника уборочно-восстановительной команды комендатуры 129 техника-лейтенанта Рябовола Н. Н, помощника оперуполномоченного Ирбейского РО НКВД Сухарева В. В., фельдшера ХВАШСБ лейтенанта м/с Молокова А. А., начальника фотолаборатории ХВАЩСБ техника-лейтенанта Никитина Д., пилота 104-го ВАП лейтенанта Крупина В. составила настоящий Акт о катастрофе самолетов Ил-4 № 5153911, пилотируемого капитаном Коноваловым, и Ил-4 № 5153910, пилотируемого лейтенантом Соболевым, произошедшей 30.05.1943 в д. Петропавловка Ирбейского р-на Красноярского края. «...Экипаж Соболева: найдены только отдельные части тел. Самолет Коновалова врезался в болото отвесным пикированием и лобовым ударом (так как не повреждены окружающие деревья в месте падения самолета). При ударе самолет загорелся. Самолет разбит и сгорел. Отдельные части самолета и моторов ушли в трясину на 3-4 метра. Найдены отдельные части тел. На расстоянии в радиусе 400-500 м от мест падения самолетов найдены отдельные куски и обломки моторов и самолетов...»
АКТ ОТ 1 ИЮНЯ 1943 Г. Стариков, Молоков, Рябовол, Сухарев, Никитин, председатель колхоза «13-й год Октября» Смурага Антон Осипович, председатель сельсовета д. Петропавловка-1 Рыжов М. В.: «Трупы погибших обнаружены отдельными частями те-ла между обломками самолетов, собраны и сложены в гроб, похоронены на кладбище д. Петропавловка».
На фото от 01.06.1943 - место падения самолета Соболева - длинный ряд мелких обломков. Место падения самолета Коновалова: в болоте видны хвостовое колесо, остатки хвостового оперения, стабилизатор, смятый кусок, возможно, киля рядом с воронкой, залитой водой. Поблизости больших частей самолета нет, деревья не повреждены. Состав летевшей эскадрильи ВАП: Коновалов, Соболев, Евсеев, Крупин.Животягин, Воробьев, четверо оставшихся сели в Красноярске в 16.15 мск 30 мая 1943 г. Перечень документов и предметов, подобранных на месте катастрофы: распоряжение на перелет Соболеву, продаттестат, временное удостоверение № 64287 о награждении Соболева орденом Красной Звезды № 46004, обгоревший орден Красной Звезды №46004, пилотское свидетельство Соболева, справки и военный билет Ерохина, паспорт, комсомольский билет, удостоверение личности, свидетельство бортрадиста Кизенкова, пистолет ТТ № 51229, кожаное пальто-реглан, инструкции 120АГ ГВФ - 3 шт., фото разные - 12 шт., письма Коновалову - 2 шт. Данные на погибших 1. Старший лейтенант Коновалов Павел Михайлович, 1914 г. р., пос. Общиренский Краснодарского края. Окончил в 1938 г. Батайскую школу пилотов, с 1 мая 1943 г. командир 1-й АЭ 104-го ВАП. Налет на Иле-4 с 1942 г. - 145 часов. Жена - Авгарова Нина Ивановна. 2. Лейтенант Соболев Константин Диевич, 1914 г. р., рудник «Коминтерн», Шахтинский район Ростовской об¬ласти. Окончил в 1938 г. Балашовскую школу пилотов ГВФ. С 1 мая 1943 г. командир корабля 104-го ВАП. Налет на Иле-4 с 21.03.1943 - 19 часов. Жена - Лидия Михайловна Соболева, г. Свердловск, ул. Белинского, 169/3. 3. Без звания, борттехник 104-го ВАП Чиграй Григорий Андреевич 1908 г. р., с. Чиграй, Красногорский район Смоленской области. Жена - Татьяна Николаевна Базурова, колхоз «Краснострой», Зайковский р-н Свердловской области. 4. Без звания, борттехник Ерохин Михаил Георгие¬вич 1912 г. р., с. Весимошвейтанск, Нижнетагильский р-н Свердловской области. Холост. Мать - Анна Степановна, г. Свердловск, ул. 8 Марта, д. 6. 5. Без звания, штурман Бакулин Валентин Петрович, 1914 г. р., г. Подольск Московской области. Жена - Ксения Дмитриевна Бакулица, г. Канск. 6. Без звания, стрелок-радист Кизенков Валентин Михайлович 1925 г. р., г. Пенза. Холост. Мать - Лариса Михайловна Кизенкова, г. Красноярск, ул. Лебедевой, д. 96, кв. 8. 7. Без звания, стрелок-радист Рева Григорий Петрович, 1915 г. р., г. Троицк, Степной р-н Актюбинской области. Холост. Мать - Пелагея Дмитриевна, г. Актюбинск, ул. Украинская, д. 76.
_________________ Стрела, попавшая в цель, летит вечно.
|