ВНИМАНИЕ!!! С 25.01.2019 форум доступен в режиме только для чтения! Спасибо всем за то что все эти годы были с нами! Было весело! Предложения и мысли присылайте на rovilin@mail.ru Спортцех - ремонт велосипедов, горных лыж, сноубордов

X-ride

X-Ride.ru - Форум
http://x-ride.ru/phpbb/

Места падения самолетов АлСиба
http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=69&t=18355
Страница 3 из 7

Автор:  HorstWessel [ 26 06 2009, 14:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

fairman писал(а):
так давай фтки, может узнаем местность!

Вот ссылка на фотки
http://kiruo.ru/asp/albom/index.asp?mai ... =56&page=2

Автор:  Первопроходец [ 28 06 2009, 23:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

Все получилось!
Поехали втроем. Стартанули от ГорДК, как потом выяснилось, от памятника труженникам тыла ВОВ. Значит, все правильно.
Изображение

Изображение
Поскольку дорога проходила по старой ветке Трансиба, для разнообразия полазили в поисках каменных труб и даже нашли одну, ранее мне неизвестную.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Добрались до дачного поселка Крючково и стали спрашивать про место падения американского самолета у всех подряд. Но никто не знал. При этом нас периодически поливал дождь, под которым мы укатили ХЗ куда. Видим, идет по дороге какой-то лысый мужик (Виталий - потом познакомились) и я у него по привычке опять спрашиваю. А он отвечает, что знает, где самолет упал (забегу вперед - это оказался совсем не тот самолет, который мы искали, а другой, про который вообще мало кому известно). Но лучше знает его друг - рядом живет, в садоводческом обществе "Метелица".
Изображение
Друг (Андрей) на месте падения самолета бывал с детства. Это оказался тоже американец "Аэрокобра" и упал он в марте 1943 г. на горе между Водоразделом и Зеледеево, обнаружен был лесорубами Зеледеевского леспромхоза где-то в 1980-х годах. На этом месте не раз бывал отец Андрея и в 1987 г. сделал несколько фотографий. Вот они:
Изображение
Самолетные пушки
Изображение

Изображение
А эти пулеметы Андрей притащил к себе на дачу, где их у него конфисковала Емельяновская милиция. Только несколько пуль калибра 7,62 и сохранилось.
Изображение
Зато на даче осталась бронепластина с самолета с заводским номером
Изображение

Изображение
и титановое сопло от двигателя - его Андрей подарил мне (фотографию потом выставлю).
Андрей не против сводить нас в следующие выходные к месту падения - это где-то недалеко от триангуляционного маяка по дороге на Дивногорск - тропа уходит от него направо, примерно 4-5 км. Радиостанции на самолете были советские, 1942 года выпуска. У Андрея табличка от нее есть с надписью "Энергосвет".

Автор:  HorstWessel [ 29 06 2009, 01:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

Нет слов. Здорово.

За время существования АЛСИБА из отправленных с Аляски 2618 "Аэрокобр" до Красноярска добралось 2593. 25 потеряно в авариях и катастрофах. Приёмку истребителей в Красноярске осуществлял 45-й запасной авиаполк местного базирования (командир м-р Власов). Полк имел слабую инфраструктуру, что привело к значительному скоплению самолётов, не отправленных на фронт. Для их дальнейшей отправки в июле 1943 г. была сформирована 15-я авиационная база (командир м-р Шибайло) на аэродроме в Емельяново. Большая часть истребителей (2/3) далее следовала по ж.д. Для этого из Емельяново их перегоняли на аэродром Бармакой, расположенный вблизи ж.д. станции Бугач. Каждые 10 дней база отправляла на запад 30-32 самолёта.
На фотографии у Андрея в руках 7.62-мм крыльевой пулемёт Кольт-Браунинг MG-40. Ну а на другой фотографии не пушки, а тоже пулемёты, но крупнокалиберные 12.7-мм синхронные пулемёты Кольт-Браунинг MG-53 (М-3). На истребителе была и 37-мм пушка М-4 (20-мм в версиях для Англии) стреляющая через вал винта.
Стандартный состав вооружения:
1-37 мм, 2-12.7 мм, 4-7.62 мм.
Бронеплита, вероятно, носовая, перед кабиной пилота. Правда её форма несколько отличается от приводимой в литературе, но отличие от двух задних бронепластин ещё больше. Толщина бронепластины должна быть 6.35 мм.
А это точно "Аэрокобра", а не "Киттихаук"? Их тоже перегоняли.
Ну а на высоте 538 м побывали?

Автор:  Первопроходец [ 29 06 2009, 09:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

Место падения "Бостона" Андрей также хорошо знал и начертил схему, по которой мы без особого труда, но все же с помощью местных жителей, нашли могилу летчика.
Изображение

Изображение

Помянули летчиков, прибрали могилку, взгрустнулось...
Изображение

То, что осталось
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Вроде бы бензобак, судя по перемычкам. Он был сделан из стали.
Изображение
Двигатель
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Воронка от падения самолета
Изображение
Добираться до места просто: ехать мимо ст. Кача до тоннеля под ж.д., потом в горку по основной дороге примерно 1,5-2 км до первого поворота направо. По нему спуск на дамбу, крутой подъем в гору в дачный поселок до дома № 401 (на углу колонка водопровода), вдоль столбов местной ЛЭП свернуть направо до дома № 453,
Изображение
а там налево до третьей избушки № 452.
Изображение
Памятник находится в глубине за ней в 50 м (с дороги не видно).
Примерные координаты места падения самолета в Крючково (определил по космоснимкам Гугла): 56° 6'7.02"С - 92° 7'38.80"В. Картинка четкая, найти будет легко.

Автор:  PapoFF [ 29 06 2009, 20:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

fairman писал(а):
клещей ловили?


как не странно -нет. хотя джунгли там зачетные и порыскали мы по нему достаточно.

Мне казалось, что нас вела судьба, все както складывалось само собой. НАшли мы все довольно быстро мне показалось. Если бы продавщица и мужик возле ларька не отправила нас в другую сторону, не видать нам Виталия и его друга. Даже клещи и те расступились.

Автор:  Первопроходец [ 29 06 2009, 23:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

Памятник "АлСибовцам" на Троицком кладбище. Найти легко: монумент находится позади мемориала жертвам ВОВ.
Изображение

Изображение

Там же рядом другие памятники летчикам, погибшим при исполнении служебных обязанностей (т.е. в авиакатастрофах).
Изображение

Изображение
Но еще многие летчики своих могил до сих пор не обрели. Например, те, что покоятся в болоте Петропавловки Ирбейского района. И те, что погибли около станции Крючково - под памятником в оградке близ воронки никого нет. И те, что разбились за Водоразделом - самолет обнаружили спустя 40 лет после катастрофы.

Автор:  Первопроходец [ 30 06 2009, 00:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

В эту субботу снова планируется поехать в Крючково искать самолет, упавший на Водоразделе. Местонахождение его краеведам неизвестно.
Велосипеды оставим на даче, далее примерно 4-5 км в один конец по тайге. Не помешают накомарники, мазь от комаров и клещей, вкусная еда и питье.
Сбор в 9.30 на ГорДК.
Предполагаю, что идти нужно будет на юг до высотки 598 (триангулятор).
Изображение
До маяка можно было бы и доехать, свернув в каменную трубу на Гладкой Каче. Только вот дальше-то куда?
Изображение
В Гугле же видно, что если идти в самый конец Крючковских дач, то до места падения самолета останется всего не более 1 км леса.

Автор:  fairman [ 30 06 2009, 00:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

может туда на електричке, все же? ;)

Автор:  Первопроходец [ 30 06 2009, 01:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

fairman писал(а):
может туда на електричке, все же? ;)

Поеду свои ходом - нужно накатывать объемы перед Альпами. Но можно созвониться и встретиться в Крючково.

Автор:  Первопроходец [ 30 06 2009, 09:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

Подарок Андрея Васильева - выхлопная труба от двигателя истребителя "Аэрокобра", который лежит где-то за Водоразделом. Труба сделана из титана, потому что на нем нагар не образуется.
Изображение
А эти куски я подобрал на месте падения американского бомбардировщика "Бостон" А-20 на Крючково.
Изображение

Изображение

Вчера заехал к матери Андрея и она мне передала таблички (шильдики) и запчасти, собранные сыном еще в детстве на месте падения "Аэрокобры".
Изображение

Изображение
В патронах не разбираюсь. Но это вроде 38 калибр, 1941 года выпуска. Звезда американская.
Изображение

Трехконтактная свеча зажигания (справа), кожух лампочки с крышкой (вверху), коробка от реле (внизу), зажим с надписью "push", колпачок от клеммы аккумулятора и еще два каких-то цилиндра
Изображение
Шильдики и пр. с надписями. Пока еще ничего не переводил.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Подложки под какие-то реостаты
Изображение
Многоцелевой истребитель Bell P-39 Airacobra
Изображение

Автор:  HorstWessel [ 30 06 2009, 16:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

Очень интересные находки.
По надписям на шильдиках, в общем, многое понятно: аккумулятор, огнетушитель, бомбодержатель, регулятор температуры масла, кислородное оборудование и т.д.
Но!!!
Сдаётся мне, что они (по крайней мере большая часть) не от "Аэрокобры", а от бомбардировщика A-20 "Бостон"! Откуда это следует?
1) Бирки с указанием производителя бомбардировщика, фирма Douglas Aircraft Co. ("Аэрокобру" фирма Bell Aircraft Corp. выпускала);
2) Бирка от двигателя фирмы Wright Aeronautical Corp. (выпускала движки воздушного охлаждения, они как раз на А-20 стояли, но не на P-39, у неё водяного охлаждения движок фирмы Allison); там номера патентов приводятся, их можно легко найти и тогда уже точно будет понятно о каком движке речь.
3) Шильдик от универсального бомбодержателя MkIII на 1000 фунтов (454 кг). Для P-39 многовато, у неё была подвеска на 500 или 600 фунтов (по разным источникам).
Теперь по патронным гильзам. Боюсь, что они никакого отношения к самолетам не имеют. Две самые маленькие, револьверные ("Наган"), при этом в одну из них зачем-то вставлена винтовочная пуля (в детстве тоже такие комбинации делал :)). Следующая по размеру, холостой выстрел от 7,62-мм автомата Калашникова. Ещё более крупная гильза, вероятно, от патрона 9*53 от охотничьих карабинов "Лось", "Медведь" (судя по фотографии диаметр дульца гильзы явно больше обычного винтовочного калибра 7,62 мм, хотя могу и ошибаться, надо "живьём" глядеть). Ну а самая большая из них, это крупнокалиберный пулемёт 12,7-мм, вопрос только в том "Кольт-Браунинг" это или наш ДШК (скорее всего, судя по маркировке). 38 это номер завода-производителя, а именно до войны это Тульский патронный завод. С началом войны производство (вместе с номером завода) эвакуировано в г. Юрюзань (Юрюзанский механический завод).
А 38-м калибром (производное от 0.38 дюйма) обычно называют 9-мм пистолетные патроны (там тоже есть свои тонкости, не суть в данном случае).
Вероятно, Андрей собирал всё подряд, имеющее отношение к оружию (узнаю себя в детстве), а его мама всё это и отдала (а моя сразу выбрасывала при обнаружении :().

Тоже хочу с вами пойти в субботу (поеду на электричке).
Там с сотовой связью напряг может быть. Вышки на ст.Кача и в Зеледеево, а местность холмистая. В каких-то местах связь есть, 50 м отойдешь уже нет.
Нельзя ли договориться о конкретном месте встречи в Крючково в определенное (примерное) время? Например, возле дачи Андрея (вы же у него хотите велосипеды оставить). Только подскажите как её найти.
Архитектор писал(а):
До маяка можно было бы и доехать, свернув в каменную трубу на Гладкой Каче. Только вот дальше-то куда?
Да там и дальше нет проблем, по основной дороге ехать не сворачивая. После второго пруда на р. Малая Грязная, через примерно 1 км, дорога сворачивает под прямым углом направо. После этого поворота надо свернуть на третьей улице налево и ехать почти до упора (в конце ещё один поворот налево) до третьего пруда (см. Гугль). От дамбы пруда на подъём обязательно должна тропа быть. На высоте 598 м я не был, но ходил на 500 м восточнее, там тропы есть и дороги подзаросшие до M54. Только при таком варианте как с проводником быть? Андрею надо будет тогда к определенному времени туда подойти.

Автор:  Первопроходец [ 30 06 2009, 23:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

Можно встретиться в 12.30 около СО "Метелица" - это в конце дачного массива "Крючково". Андрей живет в 20 м от ворот - см. фото на пред. стр.
Мой тел. 89029906524.
С собой я возьму всю кучу железа и расспрошу Андрея, когда, что и откуда он брал.

Автор:  Первопроходец [ 01 07 2009, 00:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

Сегодня знакомился с документами, имеющими отношение к гибели самолета в Крючково.
Оказывается, весь экипаж был захоронен в братской могиле прямо около самолета - там был найден обезглавленный труп с документами на имя Степанова П.М., командира экипажа. Позднее на этом месте был установлен памятник в виде пропеллера от самолета с написанными на нем фамилиями всех погибших. Спустя годы памятник утащили на металлолом, а могила постепенно сравнялась с землей.
Место падения самолета вновь случайно было обнаружено дачницей в сентябре 1979 г., после чего родственниками командира экипажа и был поставлен новый памятник, который мы видели.
В течение двух лет энтузиастами поисковой группы "Самолет" школы № 92 в радиусе 500 м были найдены остатки высотометра и таблички с различных систем самолета, из воронки извлечены различные крупные детали, в т.ч. ствол 37-мм пушки.

Катастрофа случилась 25 мая 1943 г. Самолетом управлял заместитель командира эскадрильи № 242 бомбардировочного авиационного полка капитан Степанов Петр Михайлович.
Изображение
Степанов родился 4 мая 1913 г. (по другим данным - в 1911 г.) в д. Карнаухово Сухобузимского района Красноярского края. В 1926 г. родители переехали в г. Красноярск, где Степанов закончил 8 классов средней школы (в 1930 г.), потом ФЗУ и, одновременно - аэроклуб, после чего поступил в авиационную школу в г. Батайске. Службу в Красной Армии начал в пограничной авиации в 1933 г. В 1937 г. в течение 1 года участвовал "в оказании интернациональной военной помощи китайскому народу против японских захватчиков", за что был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.
Его жена, Степанова Анастасия Андреевна, в 1947 г. проживала в д. Карнаухово Сухобузимского района Красноярского края.
Мать Степанова, три его брата и сестра проживали в г. Красноярске.

Вместе со Степановым погибли:
- капитан Кравец Василий Андреевич, 22.03.1912 г., уроженец с Романково Днепропетровской обл., в Красной Армии с 19 мая 1931 г., закончил Одесскую пехотную школу, потом школу летнабов при ВМШЛиЛН им. Сталина в г. Ейске в 1935 г., 20.07.1942 г. был награжден орденом Красного Знамени, исключен из списков как пропавший без вести 12 июля 1943 г., потом - как погибший 1 июня того же года;
Изображение
- техник звена техник-лейтенант Шайхутдинов Гариф Нигматзянович, 15.02.1917 года рождения, уроженец д. Нижнечутай Арского р-на ТатАССР, холост, обучался в Иркутском ВАТУ 19.09.1937-4.09.1941 гг.;
Изображение
- стрелок-радист страший сержант Панов Виктор Алексеевич.

Обстоятельства катастрофы: "в 12.15 мск 27.05.1943 г. при лидировании с Красноярского аэродрома группы из 11 самолетов Р-39 "Аэрокобра" во главе с командиром 124 ИАП подполковником Труновым на высоте 3000 футов группа строем легла на курс, лидируемая А-20 В капитана Степанова. В 12.50 группа вернулась на аэродром в Красноярск. Выяснилось, что А-20 В в районе ст. Кача в 50 км от Красноярска свалился на крыло, перешел в отвесное пикирование и упал в лес. 27 мая на место катастрофы выехала комиссия 45 ЗАП (9 человек) под председательством командира 45 ЗАП полковника Мамакова. Обнаружено: в лесу остатки разбитого и сгоревшего самолета. Все части самолета, уцелевшие от пожара, имеют следы сильного разрушения. Отдельные части (цилиндры моторов, переднее колесо и др.) от взрыва бензобаков разлетелись по лесу в радиусе 300 м.
Причина происшествия: потеря самолетом скорости из-за невнимательности летчика, вследствие чего самолет перевернулся на крыло, перешел в пикирование и врезался в землю."

Копия похоронки:
"Извещение о гибели капитана т. Степанова Петра Михайловича его матери Степановой Ксении Степановне.

СТЕПАНОВА К.С.

Ваш сын Петр Михайлович при выполнении служебного задания 25 мая 1943 года погиб и похоронен на станции Кача Красноярского края. Вам было выслано извещение о его гибели 18 июня 1943 года. Но в следствие неточного адреса Вы его до сих пор не получили. !9 октября 1943 года получили Ваше письмо, адресованное командованию части, где есть Ваш точный адрес. По этому адресу высылаем вам извещение, справку о занимаемой должности и оклад содежания вместе с этой запиской.
Собственные вещи, деньги, облигации - все находилось при нем при его гибели. Все принадлежащее ему вещи сгорели вместе с самолетом.

С приветом к Вам старший лейтенант П. Власов".

Автор:  Первопроходец [ 01 07 2009, 00:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

fairman писал(а):
Архитектор писал(а):
Можно встретиться в 12.30 около СО "Метелица" - это в конце дачного массива "Крючково"

в каком конце? концы дач на лесной и водоразделе ;)

Я тамошних дорог не знаю, но это примерно в 3 км от тоннеля, за ЛЭП, перед поворотом дороги направо. Можно встретиться и на дамбе второго озера.

Автор:  Первопроходец [ 01 07 2009, 00:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Места падения самолетов АлСиба

В районе ст. Зеледеево упало, судя по архивам, два истребителя Р-39:
1. в сентябре 1943 г. около ж.д. блокпоста "Провал" (командир звена лейтенант Ермолов Михаил Павлович, 1918 г.р.);
2. 16 сентября 1943 г. около ст. Зеледеево (летчик-инструктор 45 ЗАП мл. лейтенант Порохин Михаил Иванович,1918 г.р.).

Подробности катастроф неизвестны.

Вот карта, правда, 1910 года, зато на ней указаны все блокпосты.
Изображение
Блокпост на 1990-й версте соответствует ст. Крючково, потом идет блокпост на 1985-й версте (сейчас это место необитаемо), затем, уже за ст. Зеледеево - на 1975-й версте (также нет никакого жилья). Какой их них мог называться "Провал"?

Страница 3 из 7 Часовой пояс: UTC + 8 часов
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/