X-Ride.ru - Форум http://x-ride.ru/phpbb/ |
|
Места падения самолетов АлСиба http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=69&t=18355 |
Страница 5 из 7 |
Автор: | Первопроходец [ 19 08 2009, 23:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
Кто ищет, тот найдет. Посмотрел фото и закипело в эту субботу скатать. Лучше, наверное, сразу доехать до Зеледеево, оттуда по знакомой старой насыпи выбраться к самолету и вернуться домой. В 9.37 идет электричка как раз до Зеледеево, прибывает в 12.17. Светового времени хватит и на поиск самолета, и на возвращение в город. Кому интересно, встречаемся в 9.00 на виадуке около пригородных касс. Грязи будет полно, крылья не забудьте. |
Автор: | ish [ 20 08 2009, 20:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
случайно наткнулся на газету полуторагодовалой давности. Один самолет ИЛ-4 упал в 1943году в верховьях ручья тартатка, где-то недалеко от деревни Белорусская, деревни такой уже давно нету, но располагалась она в полях севернее Подгорного. |
Автор: | Первопроходец [ 21 08 2009, 09:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
HorstWessel поделился: зеледеевский самолет лежит на N56 05'05" E92 03'26", сворот на тропу N56 05'16" E92 02'34" (ориентир - большой муравейник по правую сторону дороги со стороны Зеледеево). |
Автор: | Первопроходец [ 22 08 2009, 19:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
Съездил. Заходил по старой насыпи от Зеледеево. Муравейник нашел. Сворот оказался не с насыпи, а с примыкания лесовозной дороги к насыпи. Но координаты соответствуют. К сожалению, до самолета не дошел - достал дождь, под которым я ехал весь день - а в лесу он усилился мокрой травой. В следующий раз поеду сразу из Красноярска и за день попробую успеть побывать на месте падения. Из неприятного: еще в Зеледеево на меня напала стая собак, искусали ноги и руки, так что я трудом добрался до города, посетил травмотологию и еще пару раз придется сходить на уколы. |
Автор: | Первопроходец [ 30 11 2009, 21:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
Есть идея этим летом установить памятные знаки на местах падения самолетов. Над дизайном уже работает тот же художник (Виктор Егоров), что рисовал крест для сибирского святого Даниила Ачинского Столпника, а также для русского генерала В.О. Каппеля рисовал. Предполагается, что это будет торчащая из земли метровая звезда, один луч которой будет вытянут в небо. На металле лазером прорежем фамилию погибшего летчика. Таких мест в Красноярском крае более трех десятков. Из 86 погибших свыше 60 человек не были похоронены - либо не были найдены, либо сгорели вместе с самолетом. И их души, возможно, так и не получили успокоения. Через освященный в церкви памятный знак и отпевание они смогут обрести вечный покой и возможность возрождения, материализуется людская память об этих воинах России. |
Автор: | Первопроходец [ 10 12 2009, 10:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
Макет сделали, отвез обсчитывать стоимость изготовления. Мы точно знаем 12 из 36 мест аварий. Там и будут установлены памятные знаки. Они представляют из себя самолет, стилизованный под звезду, размером 70*70 см, установленный на высоте 1,5 м над землей. Самолет будет делаться из 2-мм железного листа (режется и гнется - примерно, как самолетик из бумаги). На фюзеляже лазером будут прорезаны фамилии летчиков и дата их смерти. По уточненным данным (В.Филиппов только что вернулся из Подольска, где в очередной раз работал в Архиве МО), погибших было 93 человека. В документах обычно указывается: погиб на месте катастрофы. Или: сгорел вместе с самолетом. Иногда трупы хоронили прямо на месте аварии. А некоторые места падений вообще не были найдены. Раньше я уже писал, что на окраине д. Петропавловка Ирбейского района два летчика до сих пор вмурованы вместе с фюзеляжем в местное болото. Кто хочет больше узнать об АлСибе, тому сюда http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=2030 |
Автор: | HorstWessel [ 07 08 2010, 09:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
Завтра, 8 августа, поведу школьников из Зеледеево к месту падения "Аэрокобры" между Зеледеево и Водоразделом. Желающие могут присоединиться, судя по прогнозу погоды будет прекрасная возможность проверить в тайге водостойкость своего снаряжения, гортексы там всякие ![]() Электричка Базаиха-Чернореченская, от Кр-ска отходит в 7.35, ехать до Зеледеево. На станции будут ждать школьники с учителем истории. |
Автор: | HorstWessel [ 11 02 2011, 22:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
Цитата: Авиационные катастрофы в Красноярском крае при перегоне и переучивании на новую авиатехнику в 1941-1945 г. Время, место, фамилии лётчиков и обстоятельства катастроф 46 самолётов разных типов. Ссылка здесьИнтересно, что самолёт в районе Водораздела указан как бомбардировщик A-20G "Бостон", а не истребитель P-39 "Аэрокобра". Цитата: 1.Дата: 27 июля 1943г. Скорее всего именно так и есть, тогда это хорошо объясняет надписи на шилдиках (бомбодержатели, двигатели воздушного охлаждения Райт) и 20-мм снаряды авиапушки (модификация A-20G-1 имела такие пушки).2.Место: около жд ст. Кача, западнее Красноярска, разъезд Блокпост «Водораздел» юго-восточнее 5-6 км отметки 698 км. 3.Самолет: А-20G «Бостон». 4.Экипаж: Летчик 9 ПАП младший лейтенант Порохин Михаил Иванович, Стрелок-радист старший сержант Брюньковский. 5.Обстоятельства: Перегон Красноярск-Омск. В сплошной облачности самолет свалился в штопор с небольшой высоты по вине метеоусловий и летчика. При ударе о землю самолет и экипаж сгорели. В тот же день из-за сплошной облачности в районе ст.Зеледеево ещё пара перегоняемых самолётов разбилась: Цитата: 1.Дата: 27 июля 1943г. 2.Место: в 4 км северо-западнее ст.Зеледеево , в 400 метрах севернее километрового знака 685 3.Самолет: А-20 G «Бостон». 4.Экипаж: Командир звена 9 ПАП лейтенант Ермолов Михаил Павлович 5.Обстоятельства: Перегон Красноярск- Омск. В сплошной облачности на низкой высоте зацепил за деревья, отрубил консоль правого крыла с элероном. Пошел на снижение с правым креном,ударился о землю и разрушился. Летчик погиб, стрелок-радист сержант Юмашев Иннокентий Федорович при ударе выброшен из кабины и получил ушибы. 1.Дата: 27 июля 1943г. пропал без вести. 2.Место: в районе ст.Зеледеево 3.Самолет: Р-39 «Аэрокобра». 4.Экипаж: Летчик 9 ПАП лейтенант Кольцов Аркадий Дмитриевич 5.Обстоятельства: Перегон Красноярск-Омск. В сплошной облачности пропал без вести. Про самолёт на Крючково сказано: Цитата: 1.Дата: 27 мая 1943 г. Странно, что написано о неизвестном типе самолёта. Что там тоже A-20 сомнений не вызывает (это следует из других источников, а также с сохранившихся на деталях надписей на английском).
2.Место: Юго-западнее ст. Кача на удалении 6 км по жд от станции на запад и в 1,5 км южнее жд в лесу. 3.Самолет: Неизвестен. 4.Экипаж: Командир эскадрильи 242 ББАП капитан Степанов Петр Михайлович, Штурман эскадрильи капитан Кравец Василий Андреевич, Стрелок-радист старший сержант Панов Виктор Алексеевич, Техник звена техник-лейтенант Шайхутдинов Гариф Нигматзянович 5.Обстоятельства: При лидировании с Красноярского аэродрома группы из 11 самолетов Р-39 свалился на крыло, перешел в отвесное пикирование и упал в лес. Самолет разбит, экипаж погиб. |
Автор: | HorstWessel [ 19 03 2011, 17:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
Обломки Ил-4 возле д. Петропавловка Ирбейского р-на неcколько дней назад извлекли из болота: http://www.newslab.ru/news/370182 |
Автор: | Дядя WoWa [ 19 03 2011, 17:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
Пулемет с обоймой,круто,мне бы через год пригодился бы,наверное.Вечная память павшим героям! |
Автор: | илья [ 09 10 2011, 23:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
Интересно, а вот по катастрофе возле ст. Снежница, реально ли найти сейчас место захоронения экипажа? В ссылке указано примерное местоположение http://pobeda.krskstate.ru/slava/part3_4/eto_2" target="_blank 10 км юго-западнее ст. Снежница- с учётом характера местности наверное и не осталось ничего. |
Автор: | HorstWessel [ 10 11 2011, 22:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
Наиболее подробные на сегодняшний день сведения об авиакатастрофах в Красноярском крае в 1941-1945 годах опубликованы на сайте краевой универсальной научной библиотеки. Это данные собраны историком-любителем Вячеславом Викторовичем Филлиповым по различным архивам. 1941-1942 гг. 17 ноября 1942 г. январь-март 1943 г. апрель-май 1943 г. июнь-август 1943 г. сентябрь-декабрь 1943 г. 1944-1945 гг. 27 июля 1943 г. в районе Зеледеево разбилось три самолёта. Цитата: 27. 27 июля 1943 г. около ж.-д. станции Кача, западнее Красноярска разъезд Блокпост «Водораздел» юго-восточнее 5-6 км отметки 698 км, самолет А-20Ж № 253555 с моторами СР-2600 серии 23 № 42-153772, 42-153707 (пр. СибВО № 0662 от 16.09.43, фонд 160, дело 32, стр. 210, акт от 17.09.43). Место падения этого самолёта было обнаружено и описано мною выше.Летчик 9 ПАП младший лейтенант Порохин Михаил Иванович. 1918 г.р. Омская ВАШП 21.06. 41 (сержант), 21.6.41-8.11.41 - пилот 38 ББАП ЗабВО. 8.11.41 - 28.10.42 - пилот 23 ЗАП; 28.10.42 - 16.9.43 летчик-инструктор 45 ЗАП. Брат Порохин Александр Иванович в 1985 проживал г.Белово Кемеровской обл. ул.Каховская 194»а» Стрелок-радист старший сержант Брюньковский. Самолет свалился в штопор с небольшой высоты по вине метеоусловий и летчика. При ударе о землю самолет и экипаж сгорели. Самолет обнаружен 14.09.43 начальником блокпоста «Водораздел» тов. Ивановым Константином Ивановичем юго-восточнее блокпоста 4-5 км. 16 октября ходил смотреть где упал другой самолёт, место его падения описано более менее определенно: Цитата: 28. 27 июля 1943 г. в 4 км северо-западнее ст. Зеледеево в 400 метрах севернее километрового знака 685, самолет А-20Ж № 253713, моторы № 42-154078,42-154076 А этот самолёт вроде до сих пор не обнаружен:Командир звена 9 ПАП лейтенант Ермолов Михаил Павлович 1918 г.р. Рязанская обл. Староушловский р-н. Женат. Летное училище ГВФ в 1939 г.Награжден орденом Красного Знамени № 45073 орд. книжка № 220866 УПВС от 23.9.42 приказ военного совета ЮЗФ № 78/н от 17.6.42. Вручен 20.11.42 в Москве. Группа самолетов А-20Ж и один Р-39 под командованием командира 9 ПАП майора Табарчука произвела взлет и пошла по маршруту на перегон Красноярск - Омск. При подходе к жд ст. Кача встретили сплошную облачность до земли. Из 7 самолетов вошедших в облачность 4 экипажа, в том числе Табарчук, пробили облачность и продолжили полет до Омска одиночными экипажами. Самолет Ермолова, продолжая полет при отсутствии видимости (густой туман) на низкой высоте 7-10 метров, зацепился за деревья, начал рубить винтами осины, отрубил консоль правого крыла с элероном. Порубив деревья на протяжении 110 метров, самолет оторвался от леса, пролетел над деревьями 150 м, потом из-за повреждений крыла и винтов и отсутствия видимости пилот выключил двигатели и пошел на снижение с правым креном, через 60 м упал и, разрушаясь, полз по земле 100 м. Летчик погиб, стрелок-радист сержант Юмашев Иннокентий Федорович при ударе выброшен из кабины и получил ушибы. Ермолов похоронен на месте катастрофы. Р-39 л-та Кольцова (см. ниже) и А-20Ж мл. л-та Порохина (см. выше) на аэродром не прибыли.(160-31-229) Цитата: 29. 27 июля 1943г. в районе ст.Зеледеево пропал без вести Р-39 №219729, двигатель № 42-97728. Современная нумерация километров транссибирской ж.д. отличается от ранее применяемой.Летчик истребительной АЭ 9 ПАП л-т Кольцов Аркадий Дмитриевич Балашовская ВАШП 41. (160-31-336) Зацепкой, позволяющей сделать пересчет, послужила отметка на карте ГШ О-46-137 1978-года платформы Водораздел как "Водораздел (казарма 698-й км)". Утром в воскресенье 16 октября отправился с дачи в Крючково на пл.Водораздел, посмотреть какой там сейчас километр указан. Оказалось 4036. Современный отсчет километража железной дороги ведётся от Ярославского вокзала в Москве, прежний, судя по цифрам, вероятно, от Новосибирска. Прежнему 685 км будет соответствовать современный 4023 км. Вооружившись этим знанием сел на Водоразделе на электричку и доехал до Зеледеево. Затем пошёл по грунтовке вдоль ж.д. в поисках нужного километрового знака. 4023 км, домик для железнодорожной аппаратуры КТСМ (комплекс технических средств микропроцессорный): ![]() Сам километровый знак в нескольких стах метрах дальше. Как и было описано, от ст. Зеледеево получается где-то 4 км на северо-запад. От километрового знака пошёл на север в лес, отсчитал по GPS 400 м и стал осматриваться. Ничего не обнаружил, что было ожидаемо. Стал шариться по лесу в этом районе. В лесу много старых заросших дорог идущих в разных направлениях. Лес смешанный, преимущественно осина и берёза, но возраст деревьев сравнительно небольшой (явно не старше 70 лет) и у большинства деревьев примерно одинаковый. Состав деревьев и их возраст свидетельствуют о сплошных вырубках, ориентировочно в 50-60-е годы. По этой причине, а также из-за близости села Зеледеево можно ожидать, что остатки самолёта давно растащили. Железяка на дереве, вряд ли имеет какое-либо отношение к самолёту: ![]() Наткнулся на сравнительно свежий тёс и пошёл по нему посмотреть куда он ведёт. Вышел к паре каких-то столбов: ![]() Это явно орудовал лесник, но столбы не квартальные ![]() Пошёл по тёсу дальше и вышел на ещё одну пару похожих столбов: ![]() Что-то тут лесник размечает. Вышел к насыпи старой ж.д. Водопропускной тоннель ручья притока речки Жуковка: ![]() С другой стороны: ![]() Весной вода и лёд вынесли камни метров на пятьдесят: ![]() Один из валяющихся камней с узором и четырёхскатным верхом: ![]() Пошёл по нысыпи и наткнулся на улей-туесок из березовой коры: ![]() Внутри была пчелиная сота. Старая насыпь завалена деревьями. Видно, что лесник специально пилил деревья для невозможности проезда по насыпи на машине. Сошёл с насыпи и опять пошёл через лес на восток в надежде что-то найти от самолёта. Тщетно ![]() Если что-то и сохранилось надо спрашивать у лесника (Козульское лесничество), он тут активно хозяйничает и должен всё знать. Дошёл лесом до шоссе связывающего трассы M53-M54 и пройдя по нему до моста через ж.д. свернул на грунтовку до Зеледеево. Возле шоссе этим летом зеледеевские школьники установили памятный знак погибшему лётчику. Стилизованная под самолёт красная звезда: ![]() ![]() ![]() Установлено ненадёжно, шатается и при замерзании почвы металлический столбик может быть выдавлен из грунта, если не в этот год, так в следующий. Но место установки памятного знака не соответствует месту катастрофы, просто знак установлен возле дороги. От Зеледеево на электричке уехал на дачу. Трек на карте: ![]() Пройдено в районе Зеледеево 13.7 км. P.S. На прошлой неделе ехал на дачу на электричке и случайно услышал разговор двух пожилых мужиков, один говорил, что в районе Снежницы в лесу есть останки разбитого самолёта. К сожалению было много народу и подойти спросить в каком месте самолёт не было возможности ![]() |
Автор: | HorstWessel [ 11 11 2011, 20:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба |
На место падения Ил-4 следующим летом можно будет сходить: Цитата: 18. 6 мая 1943 г. Катастрофа Ил-4 № 5113903, моторы № 886512, 886809 (опись 11519 дело 273 стр. 8 ) В тайге 30 км от д. Белорусская Советского района (ныне Березовский район) Красноярского края. UPD: Самолет найден 3.10.2010 года в Малиновом урочище, в нескольких км от Большого Кускуна поисковиками МОУ СОШ № 148. Летчик 104 ВАП лейтенант Бондарев Александр Константинович, 1912 г.р. ст. Мышастовская Краснодарского края (жена Надежда Ивановна Бондарева жила в Новосибирске). Батайская ШП ГВФ 1936 г., июль 1942 – 22 апреля 1943 г. пилот 3 авиаотряда Карело-Финской ОАГ ГВФ; 22.4.43 - командир корабля 12 ОАГ ГВФ; 7.5.43 - командир корабля 73 ВАД Борттехник воентехник 2 ранга Шелакин Николай Иванович, 1917 г.р., д. Красавка Самойловский район Саратовской области (жена Полина Никифоровна Кононова жила в Усть-Орде). Саратовский авиатехникум ГВФ в 1940 г.; 22.4.43 - борттехник 12 ОАГ ГВФ; 7.5.43 - борттехник.73 ВАД Самолет вошел в облачность, летчик развернул самолет вне видимости земли и сорвался в штопор, врезался в землю. Экипаж погиб. Статья о том как его нашли поисковики из школы №148 в Черёмушках. Точное место надо у них спрашивать, где Малиновое урочище находится непонятно ![]() |
Автор: | Первопроходец [ 01 03 2012, 08:43 ] | ||
Заголовок сообщения: | Re: Места падения самолетов АлСиба | ||
В прошлом году были изготовлены 19 памятных знаков (два из них уже поставлены в районе Зеледеево на предполагаемых местах гибели летчиков). На комбайновом заводе были сделаны таблички к ним. ![]() В этом году смонтируем все таблички со стелами и, при поддержке Русского географического общества, поставим их, в т.ч. в Красноярске. ![]() Пробивали мы также проект создания памятника летчикам-алсибовцам, аналогичный установленному на Аляске http://lend-lease.airforce.ru/articles/memorial/index.htm. ![]() Мэр города на словах нас поддержал, но его зам, тем не менее, наложил резолюцию: нет денег. Надеюсь, что в этом году деньги все же найдутся. Памятник предполагается поставить в сквере около здания бывшего аэропорта. Вообще странно, что в память не только об алсибовцах, но и вообще о летчиках (полярной авиации, например) из прошлого Красноярска вычеркнута, а славная история аэропорта осталась только в малопонятном современному человеку названии улицы.
|
Страница 5 из 7 | Часовой пояс: UTC + 8 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |