ВНИМАНИЕ!!! С 25.01.2019 форум доступен в режиме только для чтения! Спасибо всем за то что все эти годы были с нами! Было весело! Предложения и мысли присылайте на rovilin@mail.ru Спортцех - ремонт велосипедов, горных лыж, сноубордов

X-ride

Текущее время: 17 04 2024, 02:58

Часовой пояс: UTC + 8 часов





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 89 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 07 05 2012, 16:20 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Чтобы собрать сведения о узкоколейке г.Железногорска, я побывал в местном музее, прочитал шесть разных книжек и встретился с местным краеведом Сергеем Павловичем Кучиным.
Изображение

Но основные сведения я получил, проехав на велосипеде по старой насыпи узкоколейки.

Однако, вернемся к началу. Железногорск – «505-ю стройку», стали возводить в 1950 г. силами заключенных исправительно-трудового лагеря «Полянский». В 1953 г. была объявлена амнистия и вместо з/к приехали солдаты-строители из Архангельской области. К этому времени в городе уже существовал дерево-обрабатывающий комбинат (ДОК, первоначально – "Стройдвор первого строительного района") , располагавшийся на берегу Енисея. Красноярский крайисполком добычу леса для строительства разрешил на склонах Кантатского ущелья. Именно туда в 1954 г. солдаты и повели насыпь узкоколейки: от ДОКа через микрорайон Первомайский (в тот период – д.Первое Мая, «Майка», бывший лагпункт «М») по ул.Узкоколейной, через 11 дачный участок, местами параллельно существующей асфальтированной дороге, через р. Кантат, мимо Штефановской дачи в речное ущелье.
Изображение

Изображение

1-й лесозаготовительный участок (ЛЗУ) был на 7-м километре от Енисея, перед Кантатом (раньше там был небольшой хутор Кантат, а сейчас - дачи). 3-й ЛЗУ – уже в ущелье, на 13-м км. 4-й – на 20-м километре (там располагался большой поселок с казармами, домами для офицеров, стадионом и даже бассейном. Поселок был разобрал в 1959 г., а дома вывезены в поселок Первомайский).
Изображение

Затем дорогу протянули до п.Кедровка (Кедровый) – это стал 4-й ЛЗУ, и от него еще на 2 км севернее. А дальше шла тракторная дорога до ЛЗУ-6 на 33-й км и ЛЗУ-7 – на 42 км, в верховьях р.Лель.
Изображение

В этот раз мне удалось проехать лишь небольшую часть узкоколейки, порядка 12 км (если считать от КПП-2), а дальше мосты оказались разрушенными. Я даже до бывшего ЛЗУ-3 добраться не смог.
Изображение
Продолжение возможно только по малой воде и в теплую погоду, а это июль-август.

Небольшой фотоотчет.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На этом пока закончу. Однако до следующей поездки мне нужно встретиться с давним знакомым, егерем Александром Николаевичем Саможиковым, который меня по Кану провожал в Ледяном походе. Как выяснилось, про эту узкоколейку он знает все, потому что сам родом из Кедрового.
Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 14 05 2012, 09:04 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Вот уже две недели мне не дает покоя конная узкоколейка, что, по предположению, шла вдоль ручья Тортун к д.Ярлыковка. С трудом дождавшись воскресенья, я поехал ее искать.
Судя по местности, узкоколейка должна была подходить к р.Базаиха, откуда лес сплавлялся к Красноярскому ДОКу.

Ближайшая деревня – Ерлыковка, с опроса жителей которой я и начал.

Удача подвернулась довольно быстро: Виктор Калистратович Тезиков оказался хотя и не коренным жителем, но довольно любознательным и хозяйственным человеком: за годы обустройства своей дачи он натаскал к ней полтора десятка узкоколеечных рельсов. Часть из них уже приспособил для обустройства нового гаража, а еще штук 5 лежат во дворе: странно маленькие, почти игрушечные.
Изображение

Изображение

Изображение

Со слов Виктора Калистратовича, конная узкоколейка шла с горы Костоватой (перевал к поселку Береть) по Осиновому логу. Усы узкоколейки были проложены по ручьям Тортунскому, Медвежьему и Угольному. Основная магистраль подходила к временному поселку лесозаготовителей Тортун, который находился в 2-3 км, не доезжая Ерлыковки.
Изображение.

Саму дорогу рассказчик не застал, только 7-метровые рельсы находил (в т.ч. и за Базаихой). Шпал тоже не видел, как и крепежей.

На самой реке сохранились остатки трех подпорных плотин: выше по течению, где была Берзина мельница (перед детским лагерем), в 2-х км ниже Ерлыковки, и третья - еще ниже. На велосипеде туда проехать можно.

Пока я рассматривал рельсы, в гости к хозяину подъехал местный лесничий, Василий Михайлович, который рассказ хозяина дачи подтвердил и добавил, что на некоторых рельсах указан производитель: "завод им.Сталина". Гайки на болтах соединений рельсов были квадратные. Узкоколейка использовалась во время войны и до начала 1970-х годов, пока не запретили молевой сплав. Рельсы долгое время просто валялись в тайге и местные жители понемногу их растаскивали на строительство подвалов. А в перестройкустали активно вывозить на металлолом. Один предприимчивый предприниматель даже пригнал для этого БТР.

На вывозке леса работали ссыльные калмыки. Гибли они здесь массово.

Уже за перевалом, в Берети, я отыскал 80-летнего деда Стрикина Анатолия Ивановича, который в красках рассказал мне, что платформы с лесом катились самокатом, управляемые сопровождающим с помощью ручного тормоза - все в соответствии с описанием в рассказе «Дед Пескарь».
Конная узкоколейка использовалась только в бассейне р.Базаихи. А к Мане лес возили исключительно на газогенераторных машинах ЗИС-5.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 14 05 2012, 12:35 
Не в сети
Местный житель
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17.09.05
Сообщения: 15731
Изображение
интересное решение на алюминиевой проволоке. интересно, сколько зим крыша продежится :)

_________________
В других нас раздражает не отсутствие совершенства,
а отсутствие схожести с нами… (с) Джордж Сантаяна

Трофеи:
* TOYOTA Land Cruiser Prado
* MAZDA какая-то старинная

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 14 05 2012, 19:53 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Сегодня узнал про Музей леса в Академгородке, 50а, тел. 2498580. Вот кое-какие фотографии оттуда.
Конно-рельсовая дорога. Обратите внимание: вместо рельс используются обычный кругляк.
Изображение

Вывозка леса в хлыстах: платформ, как таковых, нет - только двухосные тележки.
Изображение
Узкоколейки на паровозной тяге использовались в Манском районе и в Хакасии (точно знаю о двух производственных узкоколейках в Туиме, причем одна из них была на конной тяге).

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 18 09 2012, 00:40 
Не в сети
Местный житель
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13.08.05
Сообщения: 1912
Откуда: улица академика Киренского
вдруг пригодится, про альбом "Постройка Средне-Сибирской железной дороги. 1893-1898"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 17 10 2012, 22:09 
Не в сети
Местный житель
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13.08.05
Сообщения: 1912
Откуда: улица академика Киренского
заходил тут в "академкнигу", обратил внимание на давно лежащую там книгу Миронов Г. - "Лесная нива Красноярья" (2009) (450 руб), посвящённую истории лесной отрасли края, фотографий там много всяких старых, ну и текста тоже, наверное что-нибудь полезное можно почерпнуть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 24 05 2013, 22:54 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
17 мая катались в районе п.Жистык. Со слов местного жителя, в 1960-х годах по Старобродской дороге (дорога через перевал, ведущая в п.Брод, что недалеко от Берети) проходила узкоколейка, пара рельс от которой до сих пор валяются на берегу р.Жистык. Об этой узкоколейке ранее я никогда не слышал, упоминаний о ней в справочной литературе нет. Но бородач утверждает, что по ней даже ходил небольшой паровоз - "мотаня".
Изображение
Длина узкоколейки была не более 3 км (также и на местности, на карте показано пунктиром).
Изображение
Узкоколейка огибала Чертову гору. Лес вывозился к западной окраине поселка, где на берегу р.Базаиха находилось плотбище.
Первый рельс мы обнаружили сразу за мостом через р.Базаиха на берегу р.Жистык. По размерам он точно такой же, как на конной узкоколейке, что шла от Ерлыковки в перевал к п.Береть. Кто- притащил его сюда в прошлом году, но откуда - непонятно. Поблизости нигде нет такой желтой глины, в т.ч. и на Старобродской дороге.
Изображение
Второй рельс лежит неподалеку около мостика через ручей, впадающий в р.Жистык. Этот рельс крупнее и он точно от узкоколейки.
Изображение
Раньше поселок назывался Жестык. Основали его в 1953 г. ссыльнопоселенцы с Западной Украины и Прибалтики. Узкоколейка была ликвидирована примерно в 1963 г., когда прекратился сплав по р.Базаихе. Однако остатки подпорных плотин (их было четыре) в районе Жистыка сохранились до сих пор.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 25 05 2013, 09:55 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Узкоколейка Нарва - Пимия - Моховой Лог - Кедровый - Раздольный - Петроченкин - Конечная. Всего 55 км, а с ответвлениями - примерно 110 км.
Изображение

Цитата из материала «Прошлое, настоящее и будущее Манского района»:
- В начале 1930-х годов тишина таёжного края была нарушена шумом работающей техники — образовался Унгутский лесопункт, следом начали работу Баджейский и Колбинский леспромхозы. Кадры ковало для них Орешенское ГПТУ, существовавшее до 1970-х годов.
Древесина сибирской тайги является лучшей в мире и пользуется спросом на мировом рынке. С размахом работали лесопромышленные хозяйства, выполняя государственные поставки леса. Один только Унгутский леспромхоз в 70-е годы заготавливал до 400 тыс. кубических метров древесины в год. Большая часть шла для переработки на экспорт.
Для увеличения объёма вывозки леса из лесосек от пос. Орешное до с. Нарва была проложена узкоколейка, но основная доставка леса на переработку шла сплавом. Сотни тысяч кубометров леса ежегодно сплавлялись по реке Мана и её притокам.

Фотографии из архивов местных жителей (п.Пимия, п.Орешное):
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Летом 2001 г. МУ «Центр Путешественников» (руководитель Безверхий А.А.) в рамках Поисково-исследовательского лагеря «Юный спелеолог» были организованы две детские экспедиции в район узкоколейки. Ребята нашли многочисленные остатки некогда активно действовавшей лесной магистрали.
Изображение
Остатки кессонов в болоте
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Найденные рельсы датировались 1949, 1950 и 1951 гг. Некоторые из них были немецкого производства.
На ст.Кедровый и на ст. Раздольный были видны остатки 6 построек, сохранилась и сама узкоколейка.
Изображение
Были обнаружены также остатки двух вагонов и железная бочка - предположительно паровозный котел, и полусгнивший деревянный километровый столб с надписью "1955 г.".

Дорогу обслуживало два депо (в Нарве и Пимии), четыре реммастерских, шпалопропиточный и кирпичный заводы (Нарва). Работали пять паровозов и несколько мотовозов (местные жители называют 18 единиц). Последние подвозили лес из отвилков к основной ветке. Там лес грузился на платформы и уже паровозами вывозился в Нарву, откуда сплавлялся по р.Мана в Красноярск.
Кроме основной ветки, в районе п.Пимия было 6 узкоколеечных отвилков.

Узкоколейка использовалась как для перевозки леса, так и и для перевозки людей, в т.ч. школьников из Пимии в Нарву.

Со слов местных жителей дорога строилась в 1947-57 гг., а была разобрана в 1966-67 гг. - тогда же паровозы разрезали и сдали в металлолом. Однако что-то осталось в тайге, а что-то - у местных жителей. Так, в п.Нарва в одном из огородов стоит вагончик для перевозки людей, а в гараже - угольный паровозный тендер.

Основу местного населения составляли ссыльные и репрессированные в сталинские времена жители Прибалтики, а также греки, турки, калмыки и даже китайцы.
Кладбище репрессированных литовцев и украинцев есть в п.Пимия и на заброшенной ст.Широкий Лог
Изображение
Все захоронения датируются концом 1940-х - 1950-ми годами. Предполагается, что умирали от паров ртути, которую использовали при добыче золота, а также от перемены климата, холода и голода, пьянства. Гибли при железнодорожных авариях и лесных пожарах.

Золото добывалось в п.Прескрынка, склад №11 РМЗ.

На http://www.krasrab.com/archive/2011/11/02/12/view_article указано, что руководил строительством узкоколейки в 1947-48 гг. Леонид Калистратович Подборский, 1901 г.р., урож. ст.Тинская Красноярского края. Научный сотрудник, к.т.н., он жил и работал в Москве, создал новую конструкцию колес для московского метро.
Изображение
По доносу сослуживца в 1939 г. был осужден по ст.58 УК на 8 лет ИТЛ.
Изображение
Наказание отбыл в Севжелдорлаге (Коми) полностью.
Изображение
После чего вернулся в Красноярск, работал в Орешном на строительстве узкоколейки. В 1948 г. повторно арестован и осужден ОСО МГБ СССР 16.02.1949 г. на бессрочную ссылку. Отправлен в пос. Усово (Нижнеангарск) Удерейского (ныне Мотыгинского) р-на КК, позднее был в ссылке в Мотыгино.
Изображение
Освобожден в 1954, работал в Красноярском совнархозе, позднее доцентом Красноярского сельхозинститута. http://www.memorial.krsk.ru/martirol/pob_pok.htm Реабилиторован в 1956 г., умер от рака легких в 1962 г.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 24 03 2014, 00:03 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Поиски продолжаются. Мы побывали в п.Черемушки, что напротив д.Даурское (туда подъехали на машине, а по морю - уже на велах) http://x-ride.ru/forum/viewtopic.php/f,85/t,39822/p,421604/#p421604.
Местные жители рассказали, что в этих местах было аж четыре узкоколейки. Одна лесовозная - это та, которую мы искали летом на Тубиле (но не доехали), вторая шла в урановой шахте. А в годы войны функционировала конная лесовозная узкоколейка, по которой лес свозили в р.Сисим. Только рельсы были сделаны из... дерева. Все остальное - как обычно: шпалы, вагонетки. Деревянная узкоколейка шла по логу, соседнему с урочищем Татарка. Еще одна узкоколейка, тоже конная, проходила по ручью Лабазному.

Конжульская узкоколейка существовала в 1950-70 гг., но разобрали ее местные жители на металлолом всего лет 10 назад (мы видели узкоколеечный рельс возле одного из домов). Так что вряд ли от нее что-то осталось, вывозили ведь все подчистую тракторами.
В последний раз - летом 2012 г. - аж 2 КРАЗа.
Узкоколейка шла от п.Тубиль левым берегом (5 км), в п.Конжул переходила на правый берег (еще 5 км) и "усом" уходила в правый приток р.Конжул ключ Снежный (еще 0,9-1 км). Был еще один "ус" - по нему вагонетки скатывали самоходом. Поначалу по узкоколейке лес возили на лошадях, потом на газогенераторных мотовозах, а в последнее время - на мотовозах дизельных (их было 4 штуки, депо располагалось на берегу Тубиля).
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Все фото взяты с http://ok.ru/uzhebolees/album/51034230948014

Рельсы были двух типов: производства КМК им.Сталина, 1954 г. выпуска, 18 кг, и какие-то шведские.
Сейчас на Тубиле добывает золото старательская артель Коровина.
В п.Тюлюпта (еще обитаемом) до сих пор стоят опоры электростолбов, сделанные из узкоколеечных рельсов (распространенная практика).
Изображение

Изображение

Со слов местного жителя Сергея Набока, эти рельсы непосредственно не использовались на узкоколейке, а были взяты из ее запасов в период электрификации поселка в 1961-62 гг. Узкоколейка же в то время еще активно функционировала - примерно до 1978 г.
На лесопункт Конжул была две дороги: через Кижарт, Точильную, Нижне-Угловую, Тубиль - 67-68 км, через Куртюл, Тюлюпту, Угловую - 81-83 км. Источник: http://ok.ru/uzhebolees/album/51034230948014
Сама д.Конжул названа по речке (с кетского - ручей Россомахи) и была основана в 1917 г. В 1961 г. в ней проживали 40 семей - 149 чел. Прекратила свое существование как неперспективная в связи с заполнением Красноярского водохранилища.

"Урановая" узкоколейка была длиной 1-1,5 км и шла внутри урановой штольни п.Солонечного (мы там были http://x-ride.ru/forum/posting.php/mode,edit/f,24/t,39870/p,385822/, только до входа в шахту не добрались). Это месторождение урана (федерального значения, 260 тыс. т) было разведано силами Берёзовской экспедиции (Новосибирск) в 1947 г. Когда разработки закрывались, вход в шахту геологи закопали, но в период перестройки местные жители вход открыли и весь металл из шахты вытащили на лом. А были там зараженные радиацией трактора, "танкетки" и якобы даже паровозы (последнее сомнительно, т.к. вагонетки в шахтах обычно возили лошадьми, т.к. паровозный дым из шахты сложно выветрить). В пользу этой версии говорит и местное название шахтерского фонаря: "коногонка".
Однако существование этой узкоколейки, к сожалению, основывается пока на рассказах людей, которые сами в шахте не были и даже вход в шахту не видели.
В пользу версии говорит тот факт, что на лесовозной дороге от п.Тюлюпта в п.Куртюл был найден вкатанный в грунт обрезок рельсы, по размерам соответствующей конной узкоколейке. Взяться ему в этих местах попросту было неоткуда, кроме как из шахты.
Изображение

Лабазная узкоколейка была построена в 1960-х годах (по другим данным - в 1944 г.) и просуществовала примерно до 1976 г. Начиналась она в верховьях ключа Лабазного и шла вдоль него на протяжении 9,7 км (по другим данным - 16 км) к р.Сисим. Все ж.д. оборудование осталось на узкоколейке, т.к. вывозить его местным жителям оказалось невыгодно. В результате там до сих пор ржавеют рельсы (в т.ч. сложенные в бурт вместе со шпалами), вагонетки и газогенераторный трактор-трелевочник.
Скорее всего, такой (фото с такого же близлежащего лесопункта):
Изображение
Потому что гусеничные газогенераторные трелевочники стали массово производиться только в начале 1950-х.

Узкоколейку строили спецпереселенцы-литовцы. Была она гужевая: лошадь затаскивала тележки на гору, а обратно, груженые лесом, они сами скатывались к Сисиму.
Заезжают к началу узкоколейки с дороги Черемушки-Березовая (сворачивают, не доезжая 8 км до д.Березовая, в правый лог ключа Малая Березовая, поднимаются на вершину до карьера и охотничьей избушки, а от нее влево идет дорога в р.Лабазный, которая выходит прямо на узкоколейку. Где-то на середине дороги стоит полуразвалившийся барак. А на р.М.Лабазная - охотничья изба. Трелевочник находится примерно в 2,5 км от карьера вниз по ручью. Узкоколейка заканчивалась в п.Лабазный - сейчас он, конечно, уже не существует.
Изображение

Изображение
Фото взяты отсюда http://ok.ru/uzhebolees/album/51093273444526

От поселка шла тропа вдоль Сисима в д.Березовая - давно не хоженная).
Изображение


Добраться в те места можно как из п.Черемушки (с начала мая начнет ходить паром, отправление из Даурского в 10.00 и 18.00 час.), так и из д.Анастасино (хоть как по 70 км получается). Дорога песчано-щебеночная, не грязная. Но мост через р.Дербина разрушен и преодолевать реку придется вброд. Если стартовать из Анастасино, то ехать нужно до р.Налимного, затем до ключа Амбарчик, Углового и там свернуть. Дорога хорошая, она была отсыпана в 1990-е годы. А вот на Конжул ведет уже тракторная колея. Сворачивать в руч. Угловой нужно там, где установлен столик с лавочками без навеса.

В д.Березовая на берегу одноименной речки мы нашли рельс с Конжульской узкоколейки.
Изображение
Рельс явно не российского происхождения.
Изображение
Судя по надстрочному знаку над буквой "R", слово может быть чешского происхождения. И действительно, такие (или подобные) рельсы в Чехии производились, они до сих пор работают на Боржевской УЖД в Закарпатье http://www.tour.uzhgorod.ua/transcarpathia/ancia-2008-2/
Изображение
Сталелитейный концерн TRINEC в Чехии активно функционирует и ныне.

Поселок Черемушки появился в 1963 г. в связи с затоплением водохранилища и необходимостью переселения жителей прибрежных деревень Ермолаево, Дербино, Усть-Покровка. Впоследствии сюда переехали жители близлежащих лесодобывающих поселков Двоеустье (был основан в 1938 г., уже не существует, был выше Черемушек в 6-7 км), Тюлюпта (где живут еще 2 пасечника), Тубиль (снят с учета в 1977 г.), Куртюл (осталось 3 семьи), Березовское (школу закрыли в 2004 г., но люди еще живут). Ранее на землях Черемушек была пашня детского дома.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 24 03 2014, 10:35 
Не в сети
Гуру
Гуру

Зарегистрирован: 16.02.06
Сообщения: 1003
Откуда: Дивногорск
а по урановой не опасно для здоровья кататься?

_________________
UNIVEGA HT-530 2006г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 25 03 2014, 10:25 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Вчера поговорил с 80-летним Колпаковым Вильгельмом Зиновьевичем, который с зимы 1957 г. по январь 1959 г. был начальником узкоколейки в п.Кривляк, что на Енисее, на 14 км ниже Ярцево.
С его слов, основная магистраль узкоколейки была длиной 27 км и от поселка уходила на запад мимо озер Сиблон (Сибирский лагерь особого назначения) и Дедово (там паровозы заправлялись водой). Усы каждый год клались новые, прямо на намороженный снег (специальная бригада поливала его водой), а по весне рельсы вытаскивали. На узкоколейке функционировали 2 паровоза марки ГР-157 и мотовозы - все производства ГДР. ГР означает - германский репарационный http://uzd.spb.ru/parovoz5.htm.
Изображение. Депо располагалось в самом Кривляке.
Разворотного круга на магистрали не было, поэтому существовали термины: "езда трубой вперед" - когда состав груженый, и "езда трубой назад" - когда состав подавался на верхние склады порожняком.
На 2-километровке узкоколейка обозначена насыпью, а озеро называется Лагерное.
Изображение
Персонал узкоколейки насчитывал порядка 80 человек, все, кроме руководства, были политссыльными, в т.ч. генерал, бывший начальник пожарной охраны г.Москвы (работал сучкорубом. Он умер летом 1957 г., узнав об освобождении), заместитель командующего Западным военным округом, предатели и изменники Родины, а также украинские националисты и бандеровцы, литовские "лесные братья". О спецпереселенцах Кривляка подробнее здесь http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/13/Laman/0.htm
Моего рассказчика рабочие дважды пытались застрелить, а один раз - убить ломом.

На http://infojd.ru/uzk24.html пишут, что "первый участок узкоколейки был открыт в 1940 г. и построен силами репрессированных граждан Литвы. Тяговый подвижной состав был представлен тремя паровозами и двумя мотовозами. Дорога была лесовозной, «сплавной», принадлежала Ярцевскому леспромхозу и ликвидирована в 1959 г."
Изображение
Информация не совсем точная, потому что, судя по Википедии, первых литовцев привезли в Кривляк в июне 1948 года — 87 семей, 290 чел. Примерно половина из них проживала в Кривляке в казармах и занималась вырубкой леса. Со слов моего источника, в 1959 г., когда он уезжал из Кривляка, никаких разговоров о закрытии узкоколейки не велось и в помине, а план выполнялся любой ценой. Да и как вывозить лес без узкоколейки, если машин на севере вообще не было? Только газогенераторные трактора, да и те были в дефиците.
Но вот здесь http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/13/Laman/0.htm указывается, что узкоколейку построили в 1951-52 гг. и проработала она до 1957г., когда пришли первые лесовозы. Возможно, что это описка, потому что далее пишут, что "летом 1959 года началась разборка путей узкоколейки. Паровозы, мотовозы, часть рельсов со временем вывезли на металлолом. У Дедова озера долго стоял один из паровозов – со временем и он исчез. Еще несколько лет назад можно было в кривлякских лесах наткнуться на куски рельсов, колесные пары вагонеток. Во время экспедиции краеведов в 2004 г. были сделаны фотографии, на которых изображена просека, где была проложена узкоколейка. Сейчас в лесу практически ничего не встретишь – все остатки железной дороги собрали на металлолом".
Изображение
Данное фото в подлиннике есть в самодельном альбоме, который хранится в сельсовете Кривляка.
А эти фотографии были сделаны в ходе экспедиции ярцевских ребятишек летом 2004 г.
Изображение

Изображение

Изображение

Интересно было бы там на велосипеде прокатиться. Насыпь-то сохранилась.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 25 03 2014, 11:23 
Не в сети
Знаток
Знаток

Зарегистрирован: 09.06.08
Сообщения: 399
Откуда: Копылова
Открыл Гугловские карты того района.
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=60.27 ... 7&z=13&m=b
Возможно, что насыпь в настоящее время используется в качестве автодороги.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 25 03 2014, 21:30 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
илья писал(а):
Возможно, что насыпь в настоящее время используется в качестве автодороги.

Частично. Увидеть это можно будет только на месте.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 17 04 2014, 23:32 
Не в сети
Знаток
Знаток

Зарегистрирован: 26.02.14
Сообщения: 265
Откуда: г. Заозерный, Красноярский край
В прошлом году ездил на святые источники в д. Ивановка (с купальней) и живописно оформленный близ д. Спасовка Рыбинского района. Спасовский источник выходит из под крутой насыпи, которая оказалась бывшей узкоколейкой. Люди сказали, что узкоколейка существовала еще в царские времена и шла от шахты (что добывали там не знаю) и до ст. Солянка. Постараюсь собрать побольше информации.
Для тех, кому интересно съездить: на вечерней электричке в пятницу можно приехать ко мне в г. Заозерный, переночевать съездить в Ивановку и Спасовку (примерно 30 км). Вернуться в Красноярск можно в этот же день от ст. Солянка на ночном поезде №605 (Карабула) либо на следующий день от Заозерного.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 04 05 2014, 22:00 
Не в сети
Знаток
Знаток

Зарегистрирован: 26.02.14
Сообщения: 265
Откуда: г. Заозерный, Красноярский край
Оказывается, ребята с этого сайта там уже проезжали. Это бывшая ветка Трансиба и шахты там не было. Если есть тема, - дайте ссылочку!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 89 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 8 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron