X-Ride.ru - Форум http://x-ride.ru/phpbb/ |
|
Дороги узкой колеи http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=70&t=43369 |
Страница 1 из 6 |
Автор: | Первопроходец [ 03 04 2012, 10:22 ] | ||
Заголовок сообщения: | Дороги узкой колеи | ||
Илья подкинул перспективную на это лето тему узкоколеек Красноярского края . В эти выходные хочу поискать Бадалыкскую узкоколейку. Вот что о ней удалось узнать. В 1943 году в Красноярске началось возведение 11-километровой узкоколейной железной дороги до Бадалыкских угольных шахт. Уголь там был плохой, и плохо горел, но альтернативы ему не было — добыча топлива трестом «Хакасуголь» из-за нехватки горняков и истощения запасов, постоянно снижалась. За два года строительства удалось обустроить земляное полотно, уложить пять километров пути. Однако работы пришлось приостановить. Все упиралось в отсутствие рельс и стрелочных переводов. Не было для новой дороги паровозов и вагонов. Партийное руководство края вынуждено было обратиться за помощью в Москву — к председателю Совета народных комиссаров СССР Косыгину. Нужно было всего 153 тонны рельс, 24 комплекта переводов, два паровоза да 24 платформы для перевозки угля. Но с окончанием боев и освобождением западных территорий Союза, значимость новостройки сильно упала. С лета 1945 года Красноярск получил возможность вновь получать качественный уголь из Кузнецкого бассейна. Источник О СТРОИТЕЛЬСТВЕ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ КРАСНОЯРСК — БАДАЛЫКСКИЕ ШАХТЫ г. Сталинск Кемеровской области Директору металлургического комбината тов. Белан Секретарю Горкома ВКП(б) тов. Москвину Положение в г. Красноярске с топливом чрезвычайно тяжелое Основным источником обеспечения города углем являются Бадалыкские угольные шахты, расположенные в 12 километрах от города. Имеющийся автогужевой транспорт не в состоянии справиться с подвозкой угля к местам потребления. Силами города начато строительство узкоколейной железной дороги Красноярск — Бадалыкские шахты. В настоящее время земляные работы и укладка 7-ми километрового пути закончены. Дальнейшие работы прекращены из-за отсутствия рельс. Прошу Вас оказать помощь отпуском для окончания строительства дороги 180 тонн узкоколейных рельс типа 18 кг на погонный метр. Источник Узкоколейная железная дорога по направлению Красноярск — Бадалык была открыта в 1943 году. Первоначально по ней перевозился бурый уголь из шахты, расположенной вблизи села Бадалык. В 1947 году узкоколейная железная дорога была реконструирована и стала использоваться для регулярных пассажирских перевозок. Источник. Информация с Мемориала: "РОГАНЦЕВИЧ Павел Антонович. Род. в 1913 в г. Хабаровске. Поляк, образование 7 классов. Проживал в пос. Бадалык Емельяновского р-на КК. Работал старшим бухгалтером в Бадалыкском шахтоуправлении. Арестован 31.05.1950. Обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР. Осужден 16.08.1950 Красноярским крайсудом на 10 лет ИТЛ и 5 лет лишения политических прав. Реабилитирован 23.12.1997 прокуратурой КК (П-22842)." Точного плана расположения узкоколейки у меня нет. Предположительно, сейчас по этой насыпи проложена современная железная дорога. Я также точно не знаю, где находились сами шахты. Короче, на однодневную покатушку развлечений хватит. Сбор в 10.00 в эту субботу на кольце Калинина-Маерчака. Поедем сначала на ст.Бугач, найдем отворот и вдоль ж.д. или по ней доберемся к д.Бадалык. Южнее неё есть карьер, до которого от Бугача как раз порядка 11 км. Если шахты были там - мы на месте. Если нет, то поедем в деревню расспрашивать. Наша задача: отыскать бурый уголь, разжечь костер и поджарить сосиски. Пробег порядка 30 км.
|
Автор: | Первопроходец [ 03 04 2012, 10:39 ] | ||
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья | ||
Вот статья из Красраба за 1942 г.
|
Автор: | илья [ 03 04 2012, 19:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Был вчера на территории кладбища Бадалык, заодно с самой возвышенной части его осмотрел равнину в предполагаемом направлении узкоколейки в сторону города- хотел как раз походить и поискать хоть какие-нибудь признаки угледобычи. Может к выходным подсохнет, но пока ещё там грязи по колено. |
Автор: | Filin [ 03 04 2012, 21:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Насколько мне известно шахта находилась около п. Бадалык и шла внутрь горы. Так что добраться до угля вам вероятно не получиться. Когда я служил в в/ч над Бадалыком 82-85 г. видел как из земли шёл еле заметный дымок, видимо уголёк тлел. |
Автор: | илья [ 03 04 2012, 21:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Коллега на работе такую же информацию подкинул- искать стоит у самого посёлка Бадалык, в горе. Ссылка по Викимапии вряд ли достоверна, да и рельеф там крутоват для прокладки ж/д. |
Автор: | Первопроходец [ 04 04 2012, 11:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Филин говорит. что сама д. Бадалык возникла в войну как пришахтовый поселок. Шахты находились внутри горы на уровне деревни прямо за ней в логу. Мы это место увидим, т.к. к нему ведет тропа. В прошлые годы около входа в шахту были видны какие-то остатки бревенчатых построек. Еще нашел на http://forum.tr.ru/read.php?7,447054,776736: "По левому берегу лишь в 1947 г. была пущена в эксплуатацию двенадцатикилометровая узкоколейная дорога Бадалык-Красноярск, обеспечивавшая подвоз людей к месту работы". И заодно уж: 1 апреля с.г. "на трассе НКВД" у поселка Бадалык состоялся весенний этап по любительскому внедорожному триалу «ДРАЙВ 4х4». Фотографии http://www.24auto.ru/gallery/133/ и http://www.redom.ru/gallery/11383/ |
Автор: | Bigston [ 04 04 2012, 12:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Мне кажется,что узкоколейку эту не найти,а вот линию скоростного трамвая от Солнечного до завода наверное можно-и насыпь должна сохраниться,может и шпалы и что нибудь еще.Ходили или нет трамваи по ней,не знаю,а строили может быть отдыхавшие в старцевском ЛТП (сейчас ИТК) .Скоростной трамвай снова вспомнили и многим интересно будет узнать,что это такое было. |
Автор: | илья [ 04 04 2012, 19:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Решил написать сюда, не загрязняя тему отчётов, чтоб для тех, кто поедет в субботу, было уже попроще сориентироваться на местности. На субботу у меня, как всегда, выпадает рабочий день. Понимая, что "пролетаю" в плане присоединиться к группе исследователей, решил сегодняшний день наполовину посвятить поездке в разведку посёлка Бадалык. Выехал после обеда, доехал до Покровки, затем, перебравшись через 2-ю Брянскую, решил ехать вдоль полотна ж/д. Залез в непролазную глину, которая мгновенно залепила колёса, от чего они перестали вращаться. ![]() ![]() ![]() ![]() Сразу смутила расцветка- как лунный грунт, серого цвета! Посмотрел под ноги и увидел вот это: ![]() ![]() Причём на насыпи полно таких вот образований, которые возможно просто просыпали при погрузке вагонов. ![]() ![]() Мох и берёзы- основная растительность на бывшем полотне. ![]() Кстати, заезжать лучше с развязки над Северным шоссе в районе посёлка. При этом сразу же практически упираешься в саму насыпь и подняться на неё не сложно и самое главное- сухо! Фото с развязки. ![]() ![]() На последнем фото хорошо видно, что за белым домом на заднем плане, насыпь продолжается и уходит вправо, в сторону города. Одновременно и видна левая часть, ближе к Солнечному. Что интересно было в овраге, где сейчас стоит чей-то дом. Мост или же просто насыпной грунт... http://wikimapia.org/#lat=56.1018546&lo ... 18&l=1&m=b" target="_blank" target="_blank Тот самый белый дом на Викимапии. Время уже поджимало, решил возвращаться. Чтобы жизнь мёдом не казалась- на обратном пути возле Кока-колы проколол заднее колесо. ![]() |
Автор: | илья [ 04 04 2012, 20:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Bigston писал(а): Мне кажется,что узкоколейку эту не найти,а вот линию скоростного трамвая от Солнечного до завода наверное можно-и насыпь должна сохраниться,может и шпалы и что нибудь еще.Ходили или нет трамваи по ней,не знаю,а строили может быть отдыхавшие в старцевском ЛТП (сейчас ИТК) .Скоростной трамвай снова вспомнили и многим интересно будет узнать,что это такое было. Я вот что по этой ж/д отыскал: http://www.trainsim.ru/forum/showthread ... 743&page=2 |
Автор: | Fitter-C [ 04 04 2012, 21:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
илья писал(а): Я вот что по этой ж/д отыскал: http://www.trainsim.ru/forum/showthread ... 743&page=2" Электричка никогда там не ходила. Маневровый тепловоз таскал обычные плацкартные вагоны. Электротягу собирались запустить, столбы с проводами установили, но не довелось. Растащили году в 93м. Да и танки не собирались никогда делать на заводе, кроме как по мобилизации. |
Автор: | Pol [ 04 04 2012, 23:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
выходные - это суббота, или воскресенье? для послезимнего разогрева неплохая дистанция. да и тема интересная, история все же! |
Автор: | илья [ 04 04 2012, 23:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Первопроходник писал(а): Сбор в 10.00 в эту субботу на кольце Калинина-Маерчака.
Поедем сначала на ст.Бугач, найдем отворот и вдоль ж.д. или по ней доберемся к д.Бадалык. Южнее неё есть карьер, до которого от Бугача как раз порядка 11 км. Если шахты были там - мы на месте. Если нет, то поедем в деревню расспрашивать. Наша задача: отыскать бурый уголь, разжечь костер и поджарить сосиски. Пробег порядка 30 км. |
Автор: | Первопроходец [ 05 04 2012, 07:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Илья, получается, что узкоколейка никак не совпадает с нынешней ж.д.? И ее насыпь, после ликвидации дороги, вторую жизнь не обрела? Редкое явление. |
Автор: | илья [ 05 04 2012, 17:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Точное расположение сейчас трудно определить, осталась лишь насыпь в районе самого посёлка. Но по словам очевидца, проходила она от горы по территории нынешней свалки и далее в сторону Покровки. Если посмотреть со стороны ст. Красноярск-Северный в направлении горы, то сейчас там прямая автодорога, которая начинается практически сразу от ж/д. Затем она пересекает Северное шоссе и проходит прямо по территории свалки в сам посёлок. Возможно, это и есть бывшее полотно узкоколейки, а вот остальной её маршрут мог пролегать по нынешнему полотну действующей ж/д. |
Автор: | Первопроходец [ 05 04 2012, 18:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
На мой взгляд, узкоколейка совсем не обязательно должна была соединяться с Трассибом. Если, конечно, паровозы не топили бадалыкским углем. Но он был низкого качества и годился только для печного отопления. С другой стороны, 11-12 км тоже нужно было куда-то протянуть, а до Покровки вроде поменьше. |
Страница 1 из 6 | Часовой пояс: UTC + 8 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |