ВНИМАНИЕ!!! С 25.01.2019 форум доступен в режиме только для чтения! Спасибо всем за то что все эти годы были с нами! Было весело! Предложения и мысли присылайте на rovilin@mail.ru Спортцех - ремонт велосипедов, горных лыж, сноубордов

X-ride

X-Ride.ru - Форум
http://x-ride.ru/phpbb/

Дороги узкой колеи
http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=70&t=43369
Страница 2 из 6

Автор:  илья [ 05 04 2012, 18:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

Возможно в те годы ж/д ветки стандартной колеи на нынешнюю ст. Красноярск- Северный ещё не существовало- как вариант. Интересно, а на самой Красноярской РЖД информация по этой узкоколейке может быть?

Автор:  илья [ 05 04 2012, 23:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

http://kras.rzd.ru/static/public/kraszd?STRUCTURE_ID=10" target="_blank
Хронология строительства Красноярской ж/д. Узкоколейки нет, а просто общая информация.
А это уже в тему, хоть и немного информации.
http://narrow.parovoz.com/RU24.php

Автор:  илья [ 06 04 2012, 00:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

http://forum.tr.ru/read.php?7,816841
Давненько этой темой оказывается интересовались. ;)

Автор:  Artzub [ 06 04 2012, 01:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

прикольная тема... как подсохнет надо будет парочку маршрутов придумать со смыслом...

Автор:  Bigston [ 06 04 2012, 12:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

илья,ж.д. через Северный была построена в 60 х-глинозем на алюминиевый возить,Дорога авто через п. Бадалык-это старый Енисейский тракт,сушествующий со времен Ермака.

Автор:  илья [ 06 04 2012, 20:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

Наверняка лишь в самом посёлке полотно сохранилось в виде кусков насыпи. Кстати, в посёлке ещё находилось БШУ- Бадалыкское шахтоуправление. Здание распологалось возле горы, как рассказал дедок.
P.S. Не дай Бог вам в поездку такую погоду, как сегодня...

Автор:  Эd. [ 07 04 2012, 22:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

Всем привет, каждый день проезжаю в районе поиска (красная линия), почитав эту тему, сегодня решил осмотреться по внимательней и как мне показалось дорога пересекает разрытую насыпь (отметил зеленым). Еще что интересно проходящий там наземный водопровод возле самой горы сделан аркой как будто специально чтоб под ним был проезд (отметил место синим).
Изображение

Автор:  илья [ 07 04 2012, 22:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

Ждём вестей от Первопроходника. :)

Автор:  Анализатор [ 07 04 2012, 23:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

Ну ничего себе, мои похождения по Крастяжмашу где отыскались...
Обозвать электричку Солнечный-Крастяжмаш "трамваем" - как-то оскорбительно.
Ну да ладно.
Соображения про узкоколейку: не могу придумать, каким способом узкоколейная дорога могла пересекать Качу. Если даже рельсы были в дефиците, то про мост тогда, наверное, не задумывались.
Подъездного пути Алюминиевого завода, а позже, грузового обхода Красноярска, тогда не существовало.
Может, в Красноярске конечным пунктом дороги было нечто на левом берегу Качи?

Автор:  Первопроходец [ 08 04 2012, 00:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

Не буду рассказывать, как мы с Гагариным искали узкоколейку там, где ее никогда не было (в результате у меня на велокомпе почти 50 км).
Главное, что мы ее нашли.

Вот она, насыпь узкоколейки. Куст на горе справа – место, где была шахта. Всего шахт было три и на всех мы побывали.
Изображение
Рядом с этим местом остатки двух водонапорных башен, в которые завозили воду тем же паровозиком для снабжения поселка.
Изображение

Изображение
От этого места узкоколейка идет далее в склоне горы еще примерно на полкилометра к бывшим бункерам угольных шахт, заканчиваясь тупиком.

Воинская часть на горе, внутри которой находятся многокилометровые выработки.
Изображение

Шахтные выходы на склоне горы хорошо просматриваются.
Изображение

Провалы
Изображение

Изображение

Узкоколеечный рельс около шахтного выхода. Я пробовал его откопать.
Изображение

Изображение

Остатки устройства для опрокидывания вагонеток в бункер, из которого уголь далее ссыпался в вагоны или отгружался гужевым частникам, приехавшим из окрестных деревень.
Изображение

Еще один рельс мы нашли около шахты № 4, построенной самой последней.
Изображение

Насыпь на выезде из поселка.
Изображение
илья писал(а):
Что интересно было в овраге, где сейчас стоит чей-то дом. Мост или же просто насыпной грунт...

Моста здесь не было. Со слов хозяев дома, в ней даже не было водопропускной трубы. В результате это место в конце-концов промыло. Овраг был глубиной больше 2-х метров. Продолжение насыпи хозяин дома сравнял с общим уровнем, а овраг постепенно замылся.

Строилась насыпь пленными японцами, прибывшими сюда в октябре 1945 г. Из инструментов у них были только лопаты и носилки. В г.Красноярске другая часть японцев строила деревянные двухэтажные бараки вдоль ул.Шахтеров (5 из них сгорели в связи с расширением автотрассы 15.04.2008 г., но во многих люди еще живут) и работала на заводе ПВРЗ (ныне ЭВРЗ). Лагерь военнопленных размещадся на территории Красной площади, неподалеку от ж.д. вокзала.

Далее узкоколейка шла практически по прямой рядом с нынешним полотном Енисейского тракта, а затем выходила на ул. Шахтеров (теперь ясно, почему она так называется) к угольному складу, который находился около нынешней пожарной части (перекресток улиц Дудинская-Шахтеров-Туруханская), не доезжая до кладбища. С Транссибом узкоколейка не соединялась.
Это здание пожарной части, построенной на месте угольного склада.
Изображение

Хранитель Бадалыкской истории 75-летний Евгений Петрович Толстобров.
Изображение

Со слов старожила, уголь в горе начали добывать в 1930 г., тогда же появился и поселок (первымит поселенцами были Фыркины). Шахты были почти горизонтальные, имели высокие своды (уголь вытаскивали конями), довольно протяженные (более километра). Уголь добывался вручную, кайлами (кирками). Пневмомолотки появились только в 1957 г. А на следующий год шахты закрыли, входы в них взорвали.

Раритет: лампа-шахтерка.
Изображение

А это фото из 1890-х.
Изображение

Фото 1930-х. Вывозка угля из забоя.
Изображение

На огороде у старожила получила вторую жизнь шахтная вагонетка - теперь она используется для хранения воды.
Изображение

Уголь продавался и непосредственно в поселке, неподалеку от шахтоуправления (располагалось под горой, ниже шахты № 4 – первой, если считать от Красноярска). Люди приезжали на лошадях с огромными плетеными корзинами, в которые входило около полутонны угля.

Из числа строений того периода в поселке осталось всего два барака (оба находятся на ул. Бадалыкской). В одном из них еще живут.
Изображение

Изображение

Участники экспедиции.
Изображение

Изображение

Изображение

После исследования местности у нас появилось две версии узкоколейки. Более кружной путь проходит практически без крутых уклонов (кроме небольшой горки на выезде из поселка) частично по нынешней ж.д. и составляет 12,2 км.
Второй вариант - практически прямой, 11.2 км (т.е. как в документах). Он более рационален по расстоянию, но, возможно, потребовал объемных земляных работ. По крайней мере, на 500-метровке 1980 г. Енисейский тракт на 2,5-километровом участке, примыкающем к современной ж.д. южнее, проходит по сплошной насыпи. Правда сейчас, на плотно застроенной домами местности МКР "Северный" этого уже не видно.

Я склоняюсь ко второму варианту, как более выгодному не только по длине (не забывайте, что шла война, требовавшая экономии во всем), проходившему рядом с обжитым Енисейским трактом и не требовавшему специальных изыскательских работ.
Узкоколейка была однопутной, стрелок и маневровых путей она не имела. Паровоз по ней ходил всего один, вагонов было 5 штук (плюс 2 цистерны для воды, как упоминал старожил).
Изображение

Насыпь узкоколейки на аэрофотоснимке 3.02.1967 года.
Изображение

Интересно, а где воду в Покровке паровоз набирал? Там ведь тоже не было колодцев.

Автор:  илья [ 08 04 2012, 00:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

Молодцы! :)

Автор:  Анализатор [ 08 04 2012, 09:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

Потрясающий отчёт.
В следующих походах за узкоколейками обязательно поучаствую.

Автор:  Artzub [ 08 04 2012, 13:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

Офигено прям духом кладоискательства пропитался =) Причем клад какой историческая информация... спасибо вам =)

Автор:  Первопроходец [ 08 04 2012, 14:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

Эd. писал(а):
каждый день проезжаю в районе поиска (красная линия), почитав эту тему, сегодня решил осмотреться по внимательней и как мне показалось дорога пересекает разрытую насыпь (отметил зеленым).

Это совершенно другой район, к Бадалыкской узкоколейке он отношения не имеет.

Автор:  Первопроходец [ 08 04 2012, 14:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Узкоколейки Красноярья

От старого Енисейского тракта и шедшей вдоль него Бадалыкской узкоколейки в нашем городе, несмотря на мощную застройку, кое что все же осталось. Например, диагональный участок от ТРЦ "Планета" между ул. Авиаторов и 9 Мая http://wikimapia.org/#lat=56.0547808&lon=92.9127663&z=16&l=1&m=m (сам тракт шел по ул. Алексеева к ул. Шахтеров), диагональный участок от ст. Красноярск-Северный к кладбищу "Бадалык" и далее выход на ул.Окружная в п. Бадалык http://wikimapia.org/#lat=56.0863403&lon=92.9301685&z=14&l=1&m=m
Оба сохранившихся диагональных участка обсажены высокими тополями в виде аллеи и сохранились. Их хорошо видно по ул. Алексеева и около "Планеты".

В г. Красноярске узкоколейка и угольный склад оставили о себе память не только в названии ул. Шахтеров, но и небольшим переулком рядом с ней под названием Угольщиков, а также находившимся неподалеку кинотеатром "Шахтер" (уже не существует).
Изображение

Завтра хочу еще раз в поселок съездить и поговорить с 74-летней бабой Зиной Подвойской, работавшей 1950-е годы в одной из Бадалыкских шахт заправщицей шахтерских фонарей.

Страница 2 из 6 Часовой пояс: UTC + 8 часов
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/