X-Ride.ru - Форум http://x-ride.ru/phpbb/ |
|
Дороги узкой колеи http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=70&t=43369 |
Страница 3 из 6 |
Автор: | илья [ 08 04 2012, 20:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Первопроходник писал(а): диагональный участок от ст. Красноярск-Северный к кладбищу "Бадалык" и далее выход на ул.Окружная в п. Бадалык http://wikimapia.org/#lat=56.0863403&lon=92.9301685&z=14&l=1&m=m Вот и я про то же подумал, когда выбрался со ст. Красноярск-Северный на этот самый участок дороги и поехал по ней в сторону п. Бадалык. Кстати, а воду не могли-ли набирать например в пожарной части на улице Шахтёров? |
Автор: | Игорь_ [ 08 04 2012, 22:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
http://www.youtube.com/watch?v=M5kbuPZjI7w" target="_blank отмечусь и я |
Автор: | Первопроходец [ 09 04 2012, 16:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
илья писал(а): Кстати, а воду не могли-ли набирать например в пожарной части на улице Шахтёров? Пожарки тогда еще не было. Это баба Зина. В Красноярский край она с родителями приехала перед войной из Нерчинского района Забайкальского края после того, как их родственницу, мать 5 детей, за горстку краденой пшеницы посадили на 5 лет. А после в эти же места (д.Лалетино около Красноярска) выслали всю материну родню. Барак, в котором жила семья бабы Зины, был построен до войны. стоял совсем рядом с узкоколейкой и от искр из трубы паровоза, крыша барака несколько раз загоралась. А всего бараков в поселке было четыре. В основном же работники шахты жили в полуземлянках. Работать в шахту баба Зина пошла в 15 лет, проработала там около 3-х лет вплоть до закрытия шахт. Начинала ламповщицей-газомерщицей. В шахте был газ, но не вредный и не взрывоопасный. О его наличии можно было узнать, если лампы гасли. Для вытяжки газа были сделаны вертикальные шурфы, а наверху горы находило деревянное здание вентилляционной электроустановкия, где дежурила женщина. Баба Зина также заправляла лампы и отвозила их в шахту взамен отработавших – бывало, по 4-5 раз за смену. В шахте работали в 3 смены. Одновременно были задействованы забойщик с киркой (отрабатывал лаву и делал нарезки), откатчик и коногон (вывозин уголь из шахты 3 раза за смену 1-2 вагонетками, грузоподъемностью 500 и 800 кг), 2 женщины-откатчицы наверху (высыпали уголь из вагонеток в бункер). План всегда выполнялся, на день проходчик проходил 1,8 м лавы. А если шла рыхлая порода, то и больше. Зарплата на шахте была обычной, порядка 700 руб, что чуть выше средней в то время. В обязательном порядке всю дежурную смену кормили в столовой по талонам, картошку и капусту для которой выращивали тут же, на огородах. Огороды держали и все жители. А весной ребятишки крадучись шли на поля (где сейчас построен МКР «Солнечный») собирать колоски и мерзлую картошку. Зерно молотили на ручных жерновах и варили заваруху. Одна такая мельница до сих пор сохранилась у жительницы поселка Зинаиды Коноваловой. Для шахтеров была также обустроена баня, но без душа (из-за недостатка воды). Вообще с водой в поселке всегда была большая проблема. Зимой таяли снег. А летом за водой ходили с коромыслом в пос. Иннокенттьевский (за 5 км) или через гору в Нанжуль. Начальству же воду возили в бочках. Так что появление паовоза проблему с водой сильно облегчило. Внизу поселка у некоторых жителей были колодцы, по 3-4 м глубиной, но вода в них была непитьевая и использовалась только для стирки. Шахты были, в основном, горизонтальные, с небольшим уклоном вниз. А вот в шахте № 3 уклон был очень большой и вагонетки оттуда вытаскивали лебедкой. Слой угольной жилы составлял 1,8-2 м. В шахте № 3 – порядка 90 см., в № 4 – 40 см. По рассказам, весь поседлок и соседнее кладбище расположены на угле. Но промышленная разработка его нецелесообразна. Бадалыкские шахты закрыли с появлением Бородинского разреза. На конном дворе размещалось до 50 лошадей, которые использовались и в шахтах, и на покосе. Один конь, по кличке Шахтер, был с чудинкой. Бывает, что на выходе из шахты встанет на несколько часов и с места его никто сдвинуть не может. А потом, около 17.00, вдруг сам неожиданно пойдет. Голову конь всегда пригибал, если видел, что крепь провисла. При бабе Зине шахтами руководил директор Макарчук (сердечник, умер прямо на планерке), потом Решетников. Инжерером – Дорофеев Петр Семенович, Зиганчин Василий. Начальник смены Коновалов Степан Александрович. А после него – муж бабы Зины. В поселке был клуб и школа 3-летка. Преподавала в ней учительница Мария Ивановна , эвакуированная из Ленинграда. Очень строгая. Дети постарше учились интернате, построенном около угольного склада в Красноярске. Летом старшие ребята помогали семье зарабатывать: копали молодую картошку, садились поверх угля и ехали в город. От Троицкого кладбища тащили мешок с картошкой на Центральный рынок и там продавали. Своего кладбища у поселка не было, хоронили на погосте д.Коркино. А на территории нынешнего кладбища Бадалык росла люцерна и какая-то трава-медонос с синенькими цветочками. Узкоколейку строили сначала ссыльные «бессарабцы» (сосланные молдаване? - прим. моё), а с лета 1946 г.- японцы. (фото взято с http://parovoz.com/phpBB2/viewtopic.php?f=4&t=7106) В 1947 г. привезли украинцев, которые находились здесь в ссылке 10 лет. После амнистии почти все они уехали обратно (осталась только Бойко). Для контроля передвижения ссыльных были установлены шлагбаумы на выезде из поселка в сторону Енисейска и в г.Красноярске около Троицкого кладбища, перед спуском. Крупных аварий на шахтах никогда не было. Зато обычное дело, когда огниво (верхняя переладина крепи) ломалось и штрек засыпало. |
Автор: | Первопроходец [ 09 04 2012, 18:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Бадалыкская узкоколейка в Красноярске не являлась единственной. 1. Весной 1936 г. от ж.д. вокзала по ул. Благовещенской (ныне - Ленина) до площади Сенной (район 10-й школы и магазина "Нива") и ул. Д.Пролетариата была проложена узкоколейка в помощь строителям, разбиравшим руины взорванного в июле того года кафедрального собора. Позднее по ней же завозили строительные материалы для строительства здания ЦНТИ, крайкома партии и других «сталинок» краевого центра (информация из газеты "Красноярский Рабочий" за май 1936 г.). Существует также предположение, что эта дорога доходила до дома на углу улиц Ленина и Вейнбаума, где с 1936 г. по 1947 г. находилось Управление Красноярской железной дороги (пока не было построено нынешнее здание на ул. Горького, 6). Это здание было построено в 1892 г., с 1894 г. в нем размещалось Первое сибирское техническое железнодорожное училище. Заслуженный архитектор РСФСР Эдуард Михайлович Панов недавно рассказал моему товарищу буквально следующее: «Помню в послевоенное время затоптанную узкоколейку. Рельсы шли примерно от нынешнего здания администрации Железнодорожного района и поворачивали на улицу Профсоюзов, а уже через квартал у них был еще один поворот – на проспект Мира. Как раз в том месте на углу, ближе к современному пустующему зданию бывшей железнодорожной поликлиники, был пивной ларек «Голубой Дунай», возле которого всегда собиралось много «философов» и фронтовиков, вернувшихся с войны. Рельсы шли в сторону ДК Железнодорожников и терялись, затоптанные в грязь, уже после ларька…» 2. Была еще построенная в годы войны узкоколейка, соединявшая городскую электростанцию с угольным складом станции Красноярск. Цитата с http://es.krasnoyarsk.ru/history.php: "Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 2 июля 1943 года и приказом Народного Комиссара электростанций от 4 июля 1943 года №131 было образовано Красноярское районное энергетическое управление «Красноярскэнерго». Оно создано на базе ТЭЦ-1, имевшей с мая 1943 года турбогенератор мощностью 25 тысяч киловатт и Красноярской городской электростанции мощностью 6 тысяч киловатт, переданной совместным приказом Наркоматов Коммунхоза РСФСР и электростанций от 6 июля 1943 года N 132-376 из коммунального хозяйства в «Красноярскэнерго». Себестоимость кВТ/ч. была очень высокой, особенно городской электростанции, содержать которую заставляла только острая нужда. Один киловатт-часов обходится 10 копеек, при средней себестоимости электроэнергии по системе в целом 1 копейка. Это было вызвано изношенностью оборудования и сложностью доставки топлива. Из-за нехватки нефтепродуктов доставку угля пришлось организовывать железнодорожным транспортом, для чего от угольного склада основной железной дороги была построена узкоколейная железная дорога, которая проходила по ул. Ломоносова, Бограда через парк культуры до здания ГорЦЭС и была длиной 3860 метров. В парке пришлось вырубить часть деревьев. На узкоколейке работал паровоз «Артур Коппель» в 60 лошадинных сил, построенный в 1912 году. Он возил 13 вагонеток и две платформы". Однако ее расположение по улицам города (как это указано на цитируемом сайте) у меня вызывает большие сомнения. Да и старейшие работники парка категорически опротестовывают факт вырубания деревьев для узкоколейки и вообще ее наличие в парке. К сожалению, точных свидетельств пока нет, нужен поиск. На сегодня же удалось выяснить, что узкоколейка начиналась от открытого прирельсового угольного склада. Жители Таракановки говорят, что он находился на месте нынешнего здания администрации вагонного депо на ул.Ломоносова, 50. В 1960-е годы там ходил автобус № 6 и остановка называлась "Угольный склад". От склада мимо зеленого дома (существует и сейчас) узкоколейка шла по территории нынешнего комбайнового завода. Железная дорога была разобрана после 1960 г. в связи со строительством жилых домов. Сравнивая дореволюционную карту г.Красноярска и современную карту, налагая их на космические снимки (1967 г. и современные), я тоже прихожу к выводу, что узкоколейка, возможно, частично была проложена по территории также строящегося в войну комбайнового завода http://wikimapia.org/#lat=56.0010313&lon=92.8391531&z=15&l=1&m=s. Это, учитывая уже существующие застройки, был наиболее рациональный путь к электростанции, расположенной сразу за парком на ул. Дубровинского, 43. Cо слов старожилов, узкоколейка шла примерно по такому маршруту: Выглядеть УЖД могла также, как в одном из городков на Урале. Где находился угольный склад, точно мне неизвестно. В Николаевке напротив вагонного депо есть небольшой Угольный переулок - наверное, он к складу и выходил. Расположенная выше нее по склону ул.Бебеля до 1920 г. также называлась Угольной. P.S. Царёв В.И. и Крушлинский В.И. в своей книге "Красноярск: история и развитие градостроительства (Красноярск, Кларетианум, 2001) указывают, что узкоколейку до электростанции строили в январе-сентябре 1921 г.. От нее шли два ответвления - на пристань и на Новобазарную площадь. 3. Малая Красноярская детская железная дорога. Была открыта в середине июля 1936 г. Первоначально она выглядела «несерьёзной»: ширина колеи составляла 305 мм (приблизительно в 5 раз уже стандартной "широкой" колеи в 1524 мм). Тем не менее, дорога выполняла пассажирские перевозки, на ней имелись вполне «настоящие» паровоз и вагоны. Протяжённость главного пути с момента открытия дороги до 2008 года составляла 816 метров. Сейчас узкоколейка пролегает только по территории городского парка культуры и отдыха. В 1961 году дорога была реконструирована: ширина колеи изменена с 305 мм на 508 мм, одновременно поступили два мотовоза соответствующей колеи (построены по специальному заказу). Паровоз колеи 305 мм был установлен в качестве памятника на станции Первомайская. В 2007-2008 гг. произведена масштабная реконструкция Красноярской детской железной дороги. Она была продлена примерно на 300 метров и получила конфигурацию замкнутого кольца. Более подробно о ДЖД можно прочитать на http://kras.rzd.ru/static/public/kraszd?STRUCTURE_ID=137&. 4. Временные подземные узкоколейные железные дороги существуют в тоннелях строящегося Красноярского метрополитена и имеют выход на поверхность между станциями Высотная и Копыловская. 5. Вдоль пр. Красноярский Рабочий еще до войны запустили "мотаню" - рабочий поезд. По узкоколейке или широкой колее - я точно не знаю. Но, скажите, какой смысл гонять по городу здоровенный паровоз с 2-3 вагонами? Цитата: "Со слов сотрудниц Ленинской администрации, поезд "Матаня" ходил от Предмостной до ТЭЦ. И якобы это была платформа. Нет, это был настоящий паровоз, он перевозил рабочих из Торгашино до улицы Затонской, в районе старой заправки там была его конечная остановка. Предмостной площади тогда ещё и не было! Несколько лет назад в вашей же газете было написано, что поезд "Матаня" ходил от Красноярского вокзала до Камарчаги. И это была не "Матаня"! Тот паровоз, я это хорошо помню, все называли "Ученик". С "Матаней" действительно непросто докопаться до сути. В материалах по истории Свердловского района указана точная "эпоха" "Матани" - с 1936 по 1961 год. И ходил этот рабочий поезд от Затона до Ладейки (район Торгашино). Интересно, что "Матаня" есть и на Байкале, точнее, Кругобайкальской железной дороге. За то, что поезду приходится "мотаться" между Слюдянкой и Портом, и получил он такое название". Электрический трамвай широкой колеи был запущен в Красноярске в 1958 г. |
Автор: | Shmit [ 09 04 2012, 20:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Хотел бы написать немного про "мотаню": На правобережье нашего города трамвай пришел на смену другому рельсовому транспорту – паровозу с несколькими вагонами, который ласково окрестили Мотаней. (Вот так и хочется с большой буквы ее по имени величать.) С этой преемственности мы и начнем закрывать белые пятна. Впрочем, в этом вопросе выяснить все пока не удалось – судьба 4-х трамвайных вагонов Субботина, директора Красмаша, раздобывшего их еще в 1935-м, пока так и осталась неизвестной. А ведь именно они непосредственно связывают трамвайную историю в Красноярске, начавшуюся в 1958-м году, с более раним паровозным сообщением. Фотографии предоставлены музеем Красмаша. На фото: паровоз на территории завода, на разгрузке (стройматериалы?). Скорее всего, 30-е или 40-е годы: заводские корпуса в лесах, завод строится. Мотаня ходила с 1935 года, и в этот период, похоже, паровоз перевозил и грузы, и людей, это следует из воспоминаний: «рабочие садились прямо на пол, усеянный остатками извести, цемента и угля. Женщины с трудом забирались в вагоны без подножек». Изначально путь использовался для подвоза к ВЭС (электростанции Красмаша) угля от станции «Злобино». В 30-е паровоз возил людей от затона и 2-го строительного участка Красмашстроя (район современной улицы Вавилова приблизительно от ТЮЗа до Торгового центра) до заводоуправления Красмаша. Мотаня на остановке напротив заводоуправления Красмаша. Ближайшие два дома – это они. Следующий дом, желтый, частично семиэтажный, был построен позднее. Маршрут Мотани в 30-е – 40-е от 2-го участка не был прямым, это не путь, соответствующий современному проспекту Красноярский рабочий. Паровоз шел к улице Семафорной, а затем сворачивал влево перед территорией завода, проходя, таким образом, по современным улицам Измайлова и Волгоградской. 1935 г. Стройкрасмаш. Ситуационный план. Фрагмент Нет цены этому снимку. Для изучения истории правобережья Красноярска его можно считать одним из базовых визуальных материалов. Стрелками показан путь Мотани от Затона через 2-й участок до заводоуправления Красмаша. (1-й и 2-й строительные участки обозначены соответствующими цифрами в кружке). |
Автор: | Первопроходец [ 09 04 2012, 21:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Shmitу. Жаль, а я так надеялся, что "мотаня" ходила по узкой колее. Но сами материалы, конечно, уникальны. |
Автор: | ViCo [ 10 04 2012, 13:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Спасибо! Прочитала все с огромным интересом. |
Автор: | Первопроходец [ 10 04 2012, 19:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
ViCo писал(а): Спасибо! Прочитала все с огромным интересом. Это только начало. Впереди у нас целое лето лесовозных узкоколеек. |
Автор: | Игорь_ [ 10 04 2012, 20:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Вложение: любознательным на заметку.та лампа, что у деда сохранилась - это предохранительная лампа конструкции Вольфа, в которой в качестве топлива использовался бензин. Серийный выпуск отечественного аналога предохранительной лампы Вольфа — лампы ЛБК (лампа бензиновая с комбинированным затвором) — был начат заводом «Свет шахтера», Харьков, в 1935 г. сверху на стеклянный стакан надевался цилиндр из проволочной сетки. Внутреннее пространство этого цилиндра как для выхода из него продуктов горения, так и для притока к пламени свежего воздуха не имеет иного сообщения с окружающей атмосферой, как через посредство проволочной сетки. В случае внесения такой лампы в атмосферу какого-либо горючего газа последний, конечно, тотчас проникнет внутрь сетки к пламени и от него воспламенится; но горение его при этом ограничится лишь внутренним пространством лампы, окруженным сеткой, и не передастся всей остальной массе газа, а если концентрация газа и кислорода взрывоопасная, то будет микровзрыв внутри сетки и лампа "автоматически" гаснет. |
Автор: | илья [ 10 04 2012, 23:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Честно говоря, когда по зиме ещё, из попавшейся на глаза статьи, узнал впервые о существовании в годы войны угольной шахты под Бадалыком, не предполагал даже, что столько интересного откроется! |
Автор: | d_A_y [ 11 04 2012, 01:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
исходник инфы про "мотаню", очевидно, в том же жж, более подробный и с более наглядными схемами в комментариях |
Автор: | ViCo [ 11 04 2012, 11:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
про топонимы. В Шарыповском районе есть ручей и небольшая горка БаЛадык - этимологию прослеживают от хакасского "малыш", "малышок". С Бадалыком связи нет, но интересна созвучность названий |
Автор: | Первопроходец [ 11 04 2012, 17:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
ViCo писал(а): В Шарыповском районе есть ручей и небольшая горка БаЛадык - этимологию прослеживают от хакасского "малыш", "малышок". С Бадалыком связи нет, но интересна созвучность названий Интересная версия. Примеров метатез (перестановки букв) масса. Это обычная практика коверкания чужих слов на более благозвучное и привычное. Для русского человека произнести Бадалык намного проще, чем Баладык. Когда мы говорим БА-ДА-ЛЫК, то произносим подряд два переднеязычных слога (БА и ДА) и один - заднеязычный (ЛЫК) . Произношение слова БА-ЛА-ДЫК усложняется: сначала произносится переднеязычный слог (БА), потом - заднеязычный (ЛА), потом снова переднеязычный (ДЫК). Это не экономично с точки зрения мышечных затрат на артикуляцию. Хотя ранее, в старых языках, такая неэкономичность была широко распространена, т.к. была оправдана заложенной в слово смысловой информацией. Современный русский язык, из-за многочисленных реформ и технократического развития цивилизации, стал намного проще - реальный смысл слова стал подменяться символом. А вот хакаский язык (потомок качинских языков красноярья) почти не изменился. Еще примеры: привычное нам слово "тарелка" и польское "талерка" произошли от немецкого "талер" (круглый). "Коридор" в деревенском говоре превратился в "калидор", а "медведь" в "ведмедь". Название речки типа "Малышок" вполне объяснимо незначительными ее размерами. |
Автор: | ViCo [ 11 04 2012, 22:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
согласна, у нас масса названий измененных в крае, причем, зачастую исходными были слова из уже мертвых языков давно исчезнувших народов. особенно много таких названий к северу от Кана и в Причулымье. Немного не в тему, в Кызыле несколько лет назад издали крохотным тиражом словарь тувинского языка - здоровущий том, где и тюркизмы, и монголизмы, и много еще чего. Если будут переиздавать его, постараюсь приобрести, для краеведа любого вещь бесценная |
Страница 3 из 6 | Часовой пояс: UTC + 8 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |