X-Ride.ru - Форум http://x-ride.ru/phpbb/ |
|
Дороги узкой колеи http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=70&t=43369 |
Страница 4 из 6 |
Автор: | Первопроходец [ 18 04 2012, 10:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
В прошлые выходные я осматривал монастыркую дорогу, которая идет от мелькомбината к Успенскому монастырю, и нашел на ней торчащий из земли обломок узкоколеечного рельса. Известно, что в 1875 г. в монастыре шли разговоры о создании здесь железной дороги и строительстве своего паровоза. Однако до него дело, возможно, все же не дошло. А вот конную узкоколейку вполне могли построить. Но не для нужд Успенского монастыря, а для вывоза извести из-под скалы Птица. Однако у старожилов другое мнение: узкоколейные рельсы использовались в качестве дополнительных подпорок к столбам электроснабжения Успенского монастыря, которые стояли вдоль всей монстырской дороги. Нужно копать! Фотография периода строительства Транссиба. Вдалеке видны быки моста через Енисей Это район монастырской дороги - она проходит немного выше. Похоже, что на этом месте была пристань. Она и сейчас там существует http://wikimapia.org/#lat=55.9904935&lon=92.8003067&z=16&l=1&m=s Обратите внимание, что нынешний тупик мелькомбината как бы продолжается в монастырскую дорогу. |
Автор: | ArcherAlexander [ 24 04 2012, 03:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Очень интересная и необычная грань истории. Спасибо за такой репортаж |
Автор: | илья [ 24 04 2012, 20:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Самое главное, что дорога и в этом веке пригодилась. Пусть и для машин. Кстати, а как в тех краях обстановка с клещами? |
Автор: | Первопроходец [ 25 04 2012, 12:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
ArcherAlexander писал(а): Очень интересная и необычная грань истории. Через день я еще раз сгонял в д.Постойка и встретился с бабой Аллой. Вот что она рассказала. Узкоколейку строили в 1956-57 гг. Многие деревенские работали на этой стройке, т.к. там хорошо платили. Построили быстро, но дорога просуществовала, к сожалению, недолго. Возили по ней стружку с пилорамы поселка Главпищетала (потом он был переименован в Канцерлес с припиской к Казахстану, после, в 1965 г., в связи с присоединением к Чернореченскому леспромходу - в его 6-й участок, а затем - в пос. Октябрьский). Лесопильный завод работал в три смены, располагался там, где сейчас посадки сосны, ниже поселка. А вот возили ли лес, б.Алла не помнит. Она сама по узкоколейке ездила всего один раз и впечатления от этой поездки у нее остались не самые радужные: ей было просто страшно, т.к. вагоны сильно раскачивались. Паровоз был небольшой, черного цвета. Машинистом работал Булыгин (Булганин, Булгаков). Фото: Папуловская узкоколейная железная дорога (Кировская область), загрузка сцепа хлыстами. Замена шпал. Дорогу разобрали где-то в начале 1960-х после того, как однажды по узкоколеечному ж.д. мосту попытался проехать пьяный бульдозерист, который свалился на идущий внизу поезд. Об этой истории должен знать дед Тимофеев, житель разъезда Веселый, работавший тогда на основной железной дороге (но в этот раз домв его я не застал). Мост был бетонный, с промежуточными опорами, установленными между путями. Поселок, основанный в 1948 г., закрыли в 1975-ом. Дома разобрали и вывезли в окрестные деревни, а некоторые сожгли. За поджоги посадили Ивана Зайцева. Поселок раньше был довольно большой. В нем было 2 магазина, клуб, детсад, школа, пекарня, водокачка. Были и колодцы, но вода в них для питья не годилась - люди от нее опухали. На трех улицах проживало порядка 500 чел. Снабжение было очень хорошее. Плюс зарабатывали сбором черемши, малины и клюквы, продавая их в Черной (ст.Чернореченская). Рельсы от узкоколейки время от времени местные жители все еще находят. В прошлом году сосед б.Аллы свои трактором притащил такую рельсу и использовал ее при монтаже перекрытий подвала. P.S. переход через Транссиб мог быть и иным. Например, в Австралии сделали по-другому: |
Автор: | Анализатор [ 25 04 2012, 14:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Электрификация возле чернореченской была уже сдана в эксплуатацию в 1959 году, значит, путепровод должен быть над контактной сетью. (хотя по фотографии подхода к путепроводу это неочевидно) От этого вдвойне интересно узнать, про происшествие с бульдозером |
Автор: | d_A_y [ 27 04 2012, 04:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
моя очередь оставаться за кадром организатор экспедиции: 30км оказались знатные, со всеми видами бездорожья - травы-болота, говна, снега. в общем, настоящее кросс-кантри - на шоссейнике не проедешь, не то что в тот же день проходивший шорт-трек клещей замечено не было, возможно они не захотели мёрзнуть в этот день под снегом при 0°С карта с треком и трек в интерактивном виде или на гуглоспутнике. кроме того все фотки в этот раз привязал треком - можно на фоне яндекс-спутника их смотреть ну и сразу с фотками и треком весь большой архив путь начали под снегом, от ж/д станции "Чернореченская" (п. Новочернореченский), рядом стоит водонапорная башня закончили там же, поэтому сразу заодно финишный кадр на табличке: "Дирекция по тепловодоснабжению Красноярской железной дороги <...> Ачинский региональный участок <...> Водонапорная башня" через несколько домов, рядом с домом культуры, башня поменьше деревенские пейзажи судя по картам и жпсу, именно по этой улице проходил старый транссиб. вид на восток вид на запад где-то здесь проходил идём-едем по просеке транссиба в болоте рельефный кочкарник первый ручей поперёк, р. Татарка перелезли его по кустам направо пошёл старый транссиб, налево - какое-то ответвление через р. Грязнушку до оврага Грязнушка тоже теперь без моста, летом может и вброд можно перейти, но в этот раз мы туда не полезли. хотя интересно чего там через полкилометра в овраге вокруг ещё более рельефный и горелый кочкарник вернулись на транссиб, пробираемся дальше болота давно кончились, насыпь затвердела, начинает трясти по ямам и стиральной доске от шпал подъехали к той промоине с размытой каменной трубой болотце рядом д. Грязнушка на горизонте выемка насыпи и ступеньки к остаткам дома железнодорожного обходчика рассматриваем остатки, на переднем плане - яма подвала тут видимо трансформатор стоял двигаемся дальше оказываемся на дороге к Грязнушке, идущей по насыпи ещё одно болотце вытекающее в уже современную трубу под дорогой тут дорога сворачивает с насыпи транссиба, насыпь вот уходит прямо. узкоколейка видимо где-то рядом уходила с насыпи направо по более широкой дуге выезжаем к ж/д и остаткам узкоколеечного моста элемент конструкции на другой стороне рядом валялась куча каких-то камней, не старинных впрочем кажется вскоре нашли полянку с чурками, устроили привал с костром. просека под узкоколейку далее не просматривалась. судя по картам, жпсу и окружающей обстановке, полпути узкоколейки к бывшему Октябрьскому непроходимы. попёрлись по единственной явной дороге. эх, дорога, глубокие колеи в говнах со снегом кажется здесь дорога встречается с еле видной просекой от узкоколейки выезжаем на солнечную поляну-бывший п. Октябрьский катаемся по лужам на поляне, объезжаем её к двум концам узкоколейки, изображённым на карте на краю поляны припарковали велосипеды и решили разведать немного пешком по какой-то дороге нашли только виднеющуюся просеку, по форме-направлению похожую на искомую от южного конца узкоколейки вышли обратно на поляну, пошли к другому её краю с предполагаемым ответвлением узкоколейки, там цветочки и какая-то железяка (кусок кузова от грузовика?) в борозде пошли обратно. Первопроходник нашёл в земле куски кровельного железа, простреленный старинный таз, трубу. печку нашли на выезде спиленный столб, который, судя по вросшести в землю, был деревом кирпичи рядом в воде аналогичная дорога на д. Постойка, на подъёме снег хорошо едется по воде в неглубокой колее, весело трещит снежно-ледяная каша под колёсами въезжаем в Постойку нас яростно встречает троица дерзких собачонок тут они подуспокоились, пока мы стояли напротив и стучали в дверь к Кирпиченко бабе Алле выехали на трассу |
Автор: | ArcherAlexander [ 28 04 2012, 02:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
d_A_y Отличный отчёт! Интересные фотографии |
Автор: | Первопроходец [ 01 05 2012, 10:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
По информации известного командора бардсплавов по р. Мана Владимира Васильевича Бортникова, вблизи станции Маганская якобы имелся конный рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для вывоза леса. Вот цитата из рассказа Бортникова «Дед Пескарь», написанного 10.11.2007 г. Пошли на традиционное место сбора шишки, где рос сплошняком столетний кедр. Идём вдоль узкоколейки, которая поднимается вверх по ущелью. Нас нагоняет состав из платформ для перевозки брёвен. Только вместо паровоза в этот состав запряжены три лошади, идущие по шпалам друг за другом. Мы уселись на платформы и уже с комфортом углублялись в тайгу. Постукивали изредка колёса на стыках рельс. Погода прелесть, тёплая осень. Запах тайги будоражил наше обоняние, дед Пескарь рассказывал очередную историю. Но мало кто его слушал, не каждый день удаётся прокатиться по узкоколейке. Железная дорога закончилась вскоре как проехали деревню Каракушу. Нам предстояло идти на восток к заветным Кедрачам. ... Медведь начал наглеть и приблизился на 100-200 метров. Но не нападал, смотрел, как мы вытаскиваем орех из тайги. После обеда. Напрочь уставшие! Добрались до желанной узкоколейки. Состав стоял гружёный стволами от деревьев, готовый помчаться вниз по ущелью. Лошадей и заготовителей древесины не было, видимо тоже шишку долбят. Мы стали поднимать мешки на площадки первого и последнего вагона, где находился штурвалы ручного тормоза. Эти лесовозные платформы имели механическую систему тормозов. И дед Пескарь шепелявя объяснял, что резко тормозить нельзя, а на крутых поворотах нужно притормаживать, чтобы вагоны не завалились. Состав медленно начинает трогаться, постепенно отпускаются тормоза. Мы с комфортом едем вниз по ущелью. Грохот колёс такой, что о переговорах с первым и последним вагоном стоит забыть. Все команды на торможение подавались жестами. Жить хочется всем! Не стоит на всей скорости врезаться в тупик, где происходит разгрузка брёвен. Подъехали к лесоскладу плавно! Сторож выскочив из избушки был в шоке. Начал кричать на нас. Это Государственная собственность! Вас охальники под суд нужно отдать! Мы свалили на деда, что он главный, а мы не причём. Просто попутно сели. Дед, аж возгордился! Тяперча на слуху будет имя деда Пескаря во всех ближайших деревнях. Дед пескарь — таксует на узкоколейке! Короче спас он нас от криминала. Затем выяснилось наш дедушка, вообще не щелкает орех уже лет 20. По причине отсутствия зубов. Продал орешки на станции Маганская. Деда давно уже нет, похоронили. Да и деревня Каракуша и та самая железная дорога лесозаготовителей канули в историю. А слухи о похождениях деда Пескаря до сих пор пересказывают… Основываясь на этом рассказе, собиратель всякой информации об узкоколейках С.Д.Болашенко решил, что шла она по следующему маршруту: По предположению автора, "не исключено, что позднее появилась локомотивная тяга, рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой. На рельсовом пути узкой колеи имелся населённый пункт Каракуша. Он был закрыт в 1970-х годах либо ранее. Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана". Иллюстрация. Конная вывозка леса по рельсовому пути. 1944 год. Фотография из книги «Ленлес: годы становления и развития», изданной в 1992 году. Очень уж захотелось во всем этом убедиться и в первомайские выходные я с товарищами, с которыми зимой переходил Байкал, провел собственное исследование. Оказалось, что отсыпанная и выкопанная в склоне Холодного лога речки Каракушки автомобильная дорога, которая, как я предполагал, была построена поверх узкоколейки, по крутизне уклонов и поворотов совершенно не годится для перевозки леса конной или даже паровозной тягой. Хотя она поначалу и выглядела очень убедительно. От деревни 25-дворовой деревни Каракуша остался всего один столбик, да пара железяк. Никакой дороги, по которой могла бы быть проложена узкоколейки дальше за деревню, мы не нашли. Пообедав, обратно пошли уже вдоль речки Каракушки. Если уж насыпная дорога для узкоколейки не годится, то может вдоль речки найдется подходящее для нее место? Несмотря на то, что пойма оказалась заболоченной и поросшей кочками, но вдоль то одного, то другого берегов что-то похожее на ложе узкоколеки все же просматривалось. В одном месте мы даже обнаружили разрушенный мостик из шпал, но, судя по дырам от костылей, это были шпалы широкой колеи - современные. Примерно в 2-х км не доходя до Свищево, в придорожном лесу на берегу Каракушки, случайно нашлись остатки капитального бетонного строения. Похоже на остатки от ШПУ. Может, туда и ведет отсыпанная дорога? Проанализировав рельеф местности, мы пришли к выводу, что и проселочная дорога, идущая вдоль р.Каракушки, из-за затяжного взгорка на крутом повороте речки, не позволяла самокатом доехать до Маганской. Вернувшись в поселок, мы расспросили с десяток местных жителей, но не нашли ни одного, кто бы хоть что-то слышал об узкоколейке. В конце-концов, отыскался 82-летний дед Свищев Николай Аркадьевич (потомок основателей д.Свищево, откуда якобы и шла узкоколейка), который авторитено заявил, что рассказ Бортникова – досужий вымысел. Потому что: а) в окрестностях Маганской лес никогда не заготавливали – только шпалы, и то в очень небольшом количестве; б) кедрача, тем более столетнего, в округе на 15 км вообще нет (а длина предполагаемой узкоколейки всего 6 км); в) кедрач на восток от д.Каракуша - это в сторону Маганской, т.е. нужно было идти обратно; г) в д.Каракуша хоть и стояли некоторое время лесозаготовители, но лес они стаскивали в речку Базаиху, откуда бревна сплавлялась до Красноярского ДОКа. Однако все оказалось не так уж плохо. Дед Свищев заявил, что конная узкоколейка точно была, но не здесь, а неподалеку от п.Ерлыковка, что на р.Базаиха. Декавильная (т.е. конно-рельсовая) узкоколейка шла вдоль ручья Тортун, впадающем в р,Базаиха. Там еще небольшая деревушка Тортун была. Да и кедрача в тех местах много. Именно по узкоколейке сейчас проложена автодорога в п.Береть. Эти места и мне хорошо знакомы. Судя по перепаду высот, узкоколейка шла с небольшим подъемом (не более 1,5 %) до пересечения р.Тортунский (далее начинается крутой подъем в перевал к г.Костоватой). Там, кстати, и площадка ровная есть, нужная для погрузки леса. Оттуда и самокатом съехать можно. А по расстоянию - всего километров 4-5, что для конной узкоколейки вполне нормально. Судя по объемам вырубок по ручьям Осиновому и Тортунскому, лес оттуда вывозили 2-3 года, не больше. Значит, и узкоколейка столько существовала. На космоснимке видно, что дорога уходит вверх по р.Тортунский. Надо бы туда съездить. Так, может, В.Бортников действительно, по прошествию многих лет, что-то напутал? Или просто сочинил красивую сказку, в которую опрометчиво поверил собиратель узкоколеек? Похоже, что мы столкнулись с нонсенсом - логической ошибкой. Если исходить из того, что Бортников 1953 года рождения, а за шишками ходил, будучи уже парнем, то узкоколейка активно функционировала в 1970-х годах. Точнее, в 1975 г., потому что именно в этот год бард (судя по опубликованной его биографии) переехал на постоянное местожительство из Душанбе в Сосновоборск. С того времени прошло всего 37 лет и наши современники узкоколейку должны помнить очень хорошо. Но не помнят... Однако, великая все же штука, интернет: нашелся в нем мобильный номер Бортникова. Оказалось, что рассказ был записан им с чьих-то слов, не документально. Сам Бортников в Каракуше никогда не был и свою публикацию оценивает как художественную. Но мне не жаль - день-то был очень уж хороший, солнечный. Да и история получилась как бы детективная. |
Автор: | Первопроходец [ 01 05 2012, 21:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Узкоколейки Красноярья |
Рекомендую посмотреть видео Понятно cтанет, что нужно искать: шпалы-бревна, никаких уклонов и крутых поворотов. Ясно, что вдоль Каракушки узкоколейки быть в принципе не могло. А ходили мы по обычным грунтовкам местного значения - мужики по дрова там до сих пор наверняка ездят (чурки валялись). В учебнике "Устройство и содержание пути узкой колеи 750 мм" (Москва, Транспорт, 1975) указано, что: - кривые должны быть максимально пологими (радиус в нормальных условиях не меньше 200 м, а в трудных - не менее 100 для вагонов длиной 7 м. При этом происходит уширение колеи на 14 мм, что уже опасно провалом колеса и сходом поезда); - про уклоны я не совсем понял (они формулой вычисляются в зависимости от веса состава), но обычно 8-12%, не более. Судя по просмотренным видеофильмам, крутизны и резких спусков на УЖД не бывает; - станции и тупики размещаются на равнинных и прямых участках; - длина рельса, в зависимости от марки, может быть от 5 до 8 м (чаще 5-6 м); - стык обычно делается на весу; - рельса к шпале пришивается двумя костылями без подкладки; - стандартная длина шпалы 1,5 м, расстояние между ними 50-70 см; - шпалы укладываются поверх балластного слоя щебня, гравия или крупнозернистого песка шириной 1,7-1,8 м. Насыпь делается высотой не менее 60 см или выше, исходя из глубины снежного покрова, исчисленного за последние 10 лет; - на кривых участках пути делаются контруклоны с превышением одной рельсы над другой. - чем медленнее движется состав, тем меньшее давление он оказывает на рельсы. Обычная скорость на узкоколейке - 20 км/час, на равнинных участках - до 35 или даже 50 км/час. |
Автор: | Анализатор [ 06 05 2012, 12:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дороги узкой колеи |
Цитата: про уклоны я не совсем понял (они формулой вычисляются в зависимости от веса состава), но обычно 8-12%, не более. Ну, 8-12% это даже для автомобильных дорог крутой уклон, на железных дорогах таких не бывает. Вообще, наши железнодорожники используют не символ % (процент, сотые доли), а ‰ (промилле, тысячные доли). Кое-где за рубежом, где до сих пор используется неметрическая система (например, мили в США) - тысячные доли неудобны, там называют знаменатель дроби 1/х: например 1/125 соответствует нашим 8 тысячным. В указанной книге упоминается ограничение сверху: наибольная величина руководящего уклога на железных дорогах общей сети не должна превышать 20 или 30 тысячных, в зависимости от категории дороги, а подъездных путях до 40 тысячных. Обычно железная дорога проектируется с меньшим значением руководящего уклона, чтобы можно было увеличить вес поезда и сделать перевозки более экономичными. Но почти все узкоколейки Красноярья имели маленькую протяжённость, небольшую провозную способность, особо не сэкономишь. Кроме того, поскольку они лесовозные, как правило, рассчитаны на движение вверх от реки порожними и вниз к реке гружёными. По этим причинам, с большой вероятностью руководящий уклон при проектировании даже и не пытались уменьшить, оставляли максимально возможный, следовательно надо ориентироваться на 30-40 тысячных. |
Страница 4 из 6 | Часовой пояс: UTC + 8 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |