Наткнулся на необычный взгляд о жителях Горного Алтая http://www.vtourisme.com/turizm-na-altae/rasskazy-o-puteshestviyakh/127-drugoj-mir-rasskaz-o-gornom-altae-i-ego-zhitelyakh.
Здесь вам не рады. Вас сюда не звали и вы никакой не желанный гость, а незваный чужак. Жителей Горного Алтая не интересует туризм никоим образом.У них совершенно другой способ зарабатывания денег — это животноводство и лесозаготовки.
Вот пример жизненного уклада горца, широко распространенный в этих краях. Зимой он на две недели уходит в тайгу и подрубает деревья — лиственницу. Весной, как снег сойдет, он возвращается в тот же лес с бензопилой и валит деревья, а затем вывозит их на ЗИЛ-131 — здесь это самая распространенная машина. Вернувшись домой, алтаец строит сруб и дает ему высохнуть несколько месяцев. Когда коробка подсохнет, она продается за 100 000 руб. Этих денег хватает на удовлетворение невысоких запросов местного жителя.
Второй источник дохода — животноводство. Тут алтайцы также ведут дела на свой лад, не заморачиваясь уходом за скотом. И коровы, и лошади круглый год предоставлены сами себе. Считается, что, если лошадь или корова не в состоянии позаботиться о себе, такое животное не нужно. Только зимой скот сгоняют поближе к жилью и подкармливают, а стада, пасущиеся в горах, в особо лютые морозы загоняют в тесные хлева, где скот согревается за счет того, что стоит, тесно прижавшись друг к другу. Местным жителям гораздо проще раз в день съездить на пастбище и подоить коров, чем собирать их по горам и сгонять к аулу. Поэтому животные пасутся везде, где только можно, в том числе и на дорогах. Лежащие или стоящие на федеральной трассе коровы — обычное явление, а уж на горных дорогах и подавно.
Из молока коров делают традиционный набор кисломолочных продуктов. Молодых бычков осенью сдают на мясо, при этом приемщики обдирают скотоводов, как могут, покупая у них только живой скот по цене 70–100 руб. за килограмм мяса (количество мяса прикидывается на глазок). За остальное (шкуру, кости, требуху) и вовсе не платят. Тем не менее, этих доходов жителям Горного Алтая вполне хватает. И не многие из них принимают участие в туристическом бизнесе, хотя тут возможностей заработать немало. Например, фрахт ЗИЛа-131 для заброски туристических групп со снаряжением в горы стоит 800 руб. за километр (!) пути. И все же горцы нередко отказываются от подобных предложений. Почему же это происходит?
Незнакомец — это враг! Знаете, с чего начинается беседа двух незнакомых между собой горцев на Алтае? Думаете, они жмут друг другу руки или спрашивают про погоду? Не тут-то было. Любая беседа начинается с поиска общих знакомых. Учитывая то, что во всей республике живет чуть больше 200 000 человек, поиск знакомых дело не трудное, но он может продолжаться довольно долгое время, пока таковые не будут найдены. Только после этого алтайцы перейдут к спокойной беседе. Если общих знакомых не найдено, то ни о каком добром отношении не может быть и речи. Перед тобой враг. Теперь вам должно быть понятно, что любой турист по умолчанию недруг.
Дальше — больше. Здесь нет ничейной земли. То, что приезжим кажется дикими долинами и тропами — это чьи-то пастбища. И мостики через горные речки, между прочим, кто-то строил. Поэтому вставать лагерем в понравившемся живописном месте можно только с разрешения владельцев земли. Но тут же никого нет, говорят себе туристы и располагаются на берегу горной речки. Через несколько часов к лагерю подъезжает человек на лошади и в довольно нелицеприятных выражениях высказывает, что путешественникам лучше убираться восвояси. Обычно туристы смелые числом и собственной глупостью посылают мужичка подальше. А потом в средствах массовой информации появляется очередное сообщение о том, что в горах неизвестные обстреляли группу туристов, есть раненые. А чего вы хотели? Впершись в чужой дом и нарушив местные правила поведения...
Здесь, в горах, все вооружены поголовно. Ничего удивительного в том, что местные жители выражают свое недовольство так, как они привыкли это делать. Если вы были настолько бесшабашны, что отправились в горы без проводника, знакомого с местными жителями и их обычаями, да к тому же встали лагерем, где вам захотелось, то, когда вы увидите местного жителя, первое, что нужно сделать — это пригласить его к столу и напоить чаем. Такова традиция высказывать уважение. Но только чай — водкой поить не вздумайте ни в коем случае. От спиртного алтайцы, как и любые монголоиды, сразу перестают связно мыслить и способны на любую неожиданность и, чаще всего, неприятную. Напоив гостя чаем, следует извиниться за то, что вы без разрешения расположились на чужой земле и, возможно, вам удастся договориться полюбовно. В худшем случае просто придется собрать лагерь и двигаться дальше. Но стрелять по вам, скорее всего, не будут. Хуже, если местный, приехав, сразу начал требовать у вас водку. Это тупиковая ситуация. Если вы ее не дадите — вы враг, если дадите — то все равно станете врагом, как только он допьет бутылку.
Чтобы избежать неприятностей, не останавливайтесь на ночевки в диких местах, а планируйте свой маршрут таким образом, чтобы размещаться на ночь в туристических кемпингах. Правда, их мало и совсем нет гостиниц. Потому что неприязнь к чужакам распространяется не только на туристов, но и на предпринимателей, приезжающих строить здесь гостиницы и кемпинги.
В горах нет никакой государственной власти, да и не было никогда. Местные жители всегда были предоставлены сами себе. Например, половина легковых машин и почти все грузовики в горных аилах не имеют государственных регистрационных знаков. Они есть только на тех автомобилях, которые иногда выезжают в райцентр или столицу республики. Здесь, в горах, ни один инспектор ГАИ не отважится отбирать машину без номеров у местного жителя. В райцентре Акташ я видел гаишников на главной улице, они стояли, помахивая полосатыми палочками и флегматично взирая на проезжавшие мимо машины без номеров.
И все же Алтай прекрасен и, несмотря на все опасности, достоин того, чтобы хотя бы раз в жизни побывать здесь. Чего стоят одни названия. Но мало кто из туристов знает, что местные жители не дают имена собственные горам и рекам. Витиеватые названия скал переводятся с алтайского как «Белая гора», «Черная гора», «Гора у реки». Да и имена рек Катунь, Бия, Чуя — это просто слово «река» на разных наречиях населявших этот край народов. Алтайцы считают себя не вправе давать имена окружающей их природе, потому как они — часть ее. И это также многое говорит об их мировоззрении.
У каждого алтайца есть своя лошадь и собственный аил (юрта). Без этих двух объектов собственности местный житель не представляет себя. И не важно, что аил стоит где-то в горах, а конь бегает в табуне. А еще местные жители из уст в уста передают предания старины и историю края. Алтайцы, живя в своем замкнутом мире, знают о нем буквально все. Они любят свою землю и дорожат ею.
Теперь вы понимаете, почему они неприветливы с чужаками и, в то же время, радушны и добры к своим? Просто примите для себя как постулат: Горный Алтай — это другой мир, непонятный и не радушный к незваным туристам, попирающим местные традиции.
|