Кордон Кичи оказался частной собственностью, выкупленной местным егерем и построившим здесь что-то вроде турбазы на месте, где когда-то был лагерный пункт системы Шорлага. 58-летнего хозяина зовут Лазарь Петрович Кискоров (жена Василина, тел. 89134228603, трое взрослых детей). Он коренной шорец из улуса Усть-Анзас, на кордоне работает 33 года, а до этого был в штате местного исправительно-трудового учреждения и занимался лесозаготовками. Уволили после травмы, да и ИТК стали сокращать после того, как губернатор А.Тулеев однажды заявил: "Хватит лес валить".
Странно, но у нас почти сразу нашлись общие знакомые и потому с проживанием проблем не возникло: нам был предоставлен отдельный дом. Вот здесь мы и сидим на крыльце с неспешными разговорами:
- до того, как Лазарь стал работать егерем, он нехило запивался. Но однажды вспомнил слова отца, что, мол, алкоголь никогда не победить, а вот он победит любого. И с тех пор пить спиртное перестал вообще;
- Тулеев - хороший человек, справедливый, замены ему нет. Он сам с Алтая, за шорцев стоит, многодетным финансово помогает: за родившегося 3-го ребенка платят 135 тысяч руб. "тулеевских", дают 5 кур, гусей, кроликов и корову. Цены на хлеб держит 28 руб. за булку, а где это невозможно - выплачивается компенсация.
- на медведя местные шорцы зимой по-прежнему охотятся с рогатулиной: насаживают на нее разъяренного медведя шеей, а потом уж стреляют. Летом же медведь попадается в петли, которые делают из 8-мм троса.
Самое вкусное в медведе - отварные подушечки его лап;
- русская культура в шорскую проникла настолько глубоко, что они уже почти не говорят на своем языке, а детей называют исключительно русскими именами. И моего рассказчика это не беспокоит. Хотя и неплохо было бы, если бы тот же Тулеев распорядился открыть школы с преподаванием на шорском языке. Однако будет ли спрос на такое обучение?
- по р.Анзас в период лагерей существовала конная узкоколейка (рельсы сохранились и Лазарь точно знает их местонахождение), а по р.Кантус - на локомотивной тяге. По р.Таяс тоже шла узкоколейка, только вместо рельс там использовались кедровые стволы;
- бывают ли здесь велосипедисты? В прошлом году проехали два парня из Казахстана, а нынче еще никого не было. А как же виденный нами след?
Небольшой словарик: Аншах - это медведь, Изэн - здравствуйте, Изнох - здорово, Печах - нож, Ахча - деньги, Чохпалам - нет ничего (так говорила бабушка Лазаря).
Ночью опять идет дождь и наутро вода в Кабырзе существенно поднялась. Лазарь подробно рассказывает нам о предстоящей дороге. С его слов, у нас будет 7 бродов и два из них, возможно, по пояс. Нужно придерживаться накатанного следа машин и ориентироваться на перекаты. С тем и отчаливаем.
По хорошо накатанной дороге едется непривычно легко.
Теперь нас постоянно сопровождает новая кабельная линия, построенная в прошлом году взамен разрушенной в 1990-е годы легендарной Москва-Пекин.
Строитель этой линии и консультировал меня о состоянии дорог в этом районе.
Броды встречаются, но некоторые из них удается обойти по остаткам сгнивших мостов.
Но и бродить тоже приходится.
Кстати, Толик здесь чуть не утонул. Опущенный в воду вел сильно парусил и сбивал его с ног, а Grunt плавать не умеет.
Конечно, все было не просто. На одной из переправ я получил приличный боковой порез покрышки, но у меня была запасная и проблема не оказалась критической. В другой раз, тоже перед довольно глубоким бродом, мы встретили рыбаков на УАЗике, которые сидели здесь с прошлой ночи, ожидая спада воды. Но возбужденные дорогой мы рискнули ехать по грунтовке вдоль кабеля, как нам рекомендовал Лазарь. На мое несчастье, продлилось это недолго, т.к. в задний переключатель попала толстенная ветка и я все заломал в спицы. Это уже катастрофа. Ясно, что нужно возвращаться к рыбакам, у которых есть топор и хоть какие-то инструменты.
Три неспешных часа ремонта под дождем, приготовления обеда и ожидания спада воды. В конце-концов переклюк все же удается отладить и Анатолий бесстрашно лезет в воду. Брод взят! Мне его перейти оказалось попроще, потому что вел на герметичных сумках просто всплывает в воде и от меня требуется лишь контролировать собственную устойчивость.
Миновав самый глубокий и широкий Мельничный брод, к вечеру мы въезжаем в п.Парнагол. Всё, дальше бродов уже не будет. Дорога вполне цивилизованная. Кругом снуют люди, мотоциклы и машины. Наконец-то мы выбрались из тайги.