Транс-Хакасия – 2007. Отчёт с комментариями. (Продолжение)
На стоянку встали в гористой седловине восточной оконечности Сулекских гор. Во все стороны раскинулась картина необычайного степного простора, с одной стороны окаймлённого языками хребтов завершающегося здесь Кузнецкого Алатау, с другой – вкраплённого в пейзаж голубой бусиной с белой окаемкой из соли по береговой черте озера Сульфатного. Сразу за стоянкой возвышалось каменистое плато с удивительно ровными гранями скальных образований. Именно в этом месте, по утверждениям археологов, находилась древнекиргизская крепость – каменный городок, как называли такие укрепрайоны наши предки – русские казаки, первопроходцы и завоеватели этих земель. По скальному склону этой горки раскинулась знаменитая Сулекская писаница. Точнее одна из них, так как различных писаниц в Сулекских горах насчитывается не менее шести.
День седьмой. 25 мая (пятница) – о.Сульфатное – Костино – о.Круглое – склон горного массива Салбат, напротив о.Малое (40 км).
С утреца сбегали на Сулекскую писаницу. Самое сильное впечатление, увы, со знаком «минус», на всех произвели не петроглифы, а надписи типа «Здесь был Вася»… Нет, не «наш» Вася… Он как раз на писаницу не пошёл, доделывал мой «speed single».
Сулекская писаница считается одним из самых значительных археологических памятников Хакасии. Обнаружили её еще в XIX веке и много копировали. Но, увы, до сих пор нет единой методики учёта и сохранения петроглифов. Каждый археолог действует по своему разумению. И таких учёных, в общем-то, единицы. А вот любителей на фоне уникального памятника оставить своё никчёмное имя потомкам, хоть отбавляй. Что поделать, «комплекс Герострата»…
Одним из характерных изображений «Сулекской писаницы» является петроглиф всадника с воздетыми к небу руками на удлиненном туловище лошади.
Существует предположение, что наскальные рисунки выбивались шаманами в религиозно-культовых целях. После «сеанса» камлания, при котором с помощью наркотических средств (мухоморов каких-нибудь или еще какой гадости) шаман впадал в транс, наблюдал искажённые сознанием картинки, а потом выбивал свои видения на скале. Запечатлевал, так сказать, откровения духов…
А степень отличия от реальности находилась в прямой зависимости от количества принятой «дури». В результате мы можем наблюдать неестественно вытянутые конечности или туловища, сказочных чудовищ и другие фантастические картинки.
На Парное наш путь лежал через Костино – неухоженную, вымирающую деревеньку. Разваливающиеся дома, грязные улицы, чумазые карапузы, их пьяные родители… Впрочем такая картина в Хакасии (и не только) встречается нередко... Костино примечательно ещё тем, что в нескольких километрах севернее проходит официальная граница между Хакасией и Красноярским краем. Накануне Макс попросил меня тормознуть в этом месте, что бы отснять очередной сюжет. Там как раз находится полевой стан. Навстречу нам вышли два мужика – русский и хакас. Символично. Типа: русские и хакасы – братья навек… Пока я перепроверял у них свою память относительно дальнейшей дороги один из них вспомнил, что два года назад мимо них «тоже проезжали велосипедисты». Это была наша сентябрьская покатуха в 2005 году, но ехали мы в обратном направлении.
По западному берегу Малого озера, форсируя мелкие родники и пешком преодолев недлинный, но крутой подъёмчик мы достигли перешейка между двумя озёрами.
Перед нами открылась впечатляющая панорама: справа – Малое озеро, слева – Круглое, прямо – озеро Большое, или как его называли раньше – Божье.
Озеро Круглое является одной из достопримечательностей Минусинской котловины. Где-то я читал, что образовалось оно в жерле древнего вулкана. Находится в 50 метрах от Малого озера, выше его на 26 метров и стекает в него с этой высоты водопадом.
Затарившись продуктами в Большом Озере мы двинули к подножью горного массива Салбат, опоясавший озёра с восточной стороны. Я предупреждал, что подъем к месту намеченной стоянки будет нелёгким…
Рассыпавшись как горох по сковородке участники велопробега карабкались по крутому склону. Было реально тяжело! Достигнув небольшого скальничка, где я предполагал устроить очаг, я объявил: «Стоянка здесь!». Вокруг открывалась замечательная картина. Перед нами расстилалась котловина Малого озера с виднеющимся за ним озером Круглым. Слева от стоянки - глубокое ущелье с нависающими скальниками. В правую сторону круто вверх уходил склон доминирующей здесь вершины. Но…народ не спешил радоваться замечательному виду. Кто-то забухтел, что на склоне не удобно будет спать, другие - что лучше дойти до леса и там поставить палатки. Фёдор отправился дальше вверх и в 200-х метрах от основного лагеря стал разбивать свою индивидуальную стоянку. Я оторопел. Неужели никого не радует окружающая красота? Неужели пресытились фантастическими панорамами сменяющими одна другую?.. В это время прямо перед нами возникла крутая цветная дуга. Радуга!
Словно природа, услышав наше недовольное ворчание, решила этим фейерверком света переубедить недовольных.
И следом, с другой стороны, сквозь разрывы в облаках небо опалилось красно-оранжевыми сполохами заката.
25 мая – день рождения Анатолия Виндфлайера, нашего московского друга. И я знал, что Толик приготовил нам сюрприз – бутылку джина, которую он вёз из Москвы и абаканский тоник. Джин с тоником! Мы долго с Катей и Васей думали, какой подарок приготовить нашему имениннику, что бы ему было потом что вспомнить. Остановились на футболке с эмблемой «Транс-Хакасии» украшенной пожеланиями и автографами всех участников. С трудом нацарапав на материи гелиевой ручкой свои пожелания, под «хрустальный звон» наших разнокалиберных кружек, мы торжественно вручили уникальный подарок нашему соратнику.
Толя Виндфлайер оставил у всех неоднозначное впечатление. Умный и образованный, знающий несколько языков, работающий литературным переводчиком, на память читавший нам целые куски из произведений различных авторов, сам пытающийся создавать литературные шедевры… И опытный велопутешественник! Правда, путешествует он в основном по оборудованным автомагистралям и ночует в гостиницах. С другой стороны – … Не буду пытаться анализировать «другую» сторону его души. Мне понравилась оценка Васи: «Хрен, кто его забудет!». Это действительно так. Несколько его выражений оставили незарастающий след в моей (и не только в моей) памяти: «Обрастаю друзьями», «Тащи меня в мужики», «Будь мне старшим братом» с обязательным двукратным похлопыванием по плечу…
|