X-Ride.ru - Форум http://x-ride.ru/phpbb/ |
|
Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016 http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=74&t=47433 |
Страница 6 из 7 |
Автор: | Первопроходец [ 04 04 2016, 16:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016 |
Случайно наткнулся на описание технологии строительства земляных валов. Самыми древними ограждениями были земляные, за ними появились деревянные и затем каменные. Земляные ограды в первоначальном простом их виде, из вала и рва впереди него, по летописям, сначала назывались спом, приспом и переспом, a впоследствии осыпью. Исключительно земляные ограды были в употреблении приблизительно до середины IX века, когда для оборонительных сооружений начали применять дерево и когда земляные ограды в сочетании с деревом начали получать новые и более сложные формы. Дальнейшее развитие и совершенствование земляных оград привело к появлению внутри вала бревенчатой срубно-каркасной конструкции в различных вариациях. Так, огромной высоты валы Киева (больше 8 сажен), сооружённые в XI веке, имели внутри деревянные срубы, заполненные землей. Земляной вал как инженерное сооружение, это объект единовременной двойной работы (из рва укрепления первоначально отсыпалась головная часть вала) – оборудование рва и верков - построек долговременной ограды. Верки делились на главные и вспомогательные (внутренние и внешние, наружные и передовые). Главный вал состоял из двух частей: бруствера и валганга - хода сообщения, который устраивался на 14 футов ниже гребня бруствера, шириной в 10-14 футов. Оборудовать главный вал, достигающий, например, 4 сажен вышины и обнесённый рвом глубиной до 5 и шириной до 6 сажен, довольно не просто. Земляные работы разделялись: на вспомогательные, подготовительные и производство выемок и насыпей. Разбивкою, профилировкою (профиль распределения масс земли) и трассировкою (предел насыпи на местности и начало выемок и т.д.), составляющими вспомогательные работы, означали пределы проекта на местности. Горизонтальные линии, пересекающие профиль распределения масс, назывались равнообъемными, так как они своими пересечениями с линиями запаса и расхода земли отделяли на проектные профили одинаковые объемы отрывки и насыпи относительно точки перехода. Наивыгоднейшей равнообъемной (если допускается для сооружения вывозка земли в кавальеры и подвозка из резервов) признавалась та, при которой получалась самая выгодная относительно сбережения средств совокупность возки из проектных выемок в проектные насыпи (двойные работы), называемой продольной, с вывозкой в кавальеры и подвозкой из резервов (обе возки назывались поперечными). Стоимость продольной возки, соответствующая горизонтальному протяжению на равнообъемной, получалась из масштаба цен, a поперечных возок — слагалась для подвозки из резерва на 1 кубическую сажень (сж³): - из платы за отрывку, - платы за подвозку в насыпь из резерва, - стоимости отчуждения земли под 1 сж³. Для вывозки же в кавальер 1 сж³ из полезной проектной выемки — из стоимости перевозки в кавальер и отчуждения земли для свалки 1 сж³. Подготовительные работы заключались в вырубке леса, корчёвке пней, снятии растительного или вообще сжимаемого слоя под насыпи, если он залегал на небольшую глубину. Если эта съемка и замена несжимаемым грунтом вызывала чрезмерные расходы, то местность осушали дренажём. С площадей выемок растительный слой также снимался, как материал для одежды откосов. При расположении на косогорах с верховой стороны отрывалась непременно нагорная канава для отвода поверхностных вод, также устраивался с этой стороны, если нужно, вертикальный и горизонтальный дренаж (шахты и штольни). При поперечном или продольном уклоне местности, большем 1/10, последняя под насыпь обделывалась горизонтальными или с небольшим обратным уклоном уступами по расчету ширины не менее 0,5 сажен и высотою не более 0,25 сажен, что зависело от крутизны и уклона местности, высоты насыпей, веса грунта и его коэффициента трения. В рыхлом песчаном грунте уступов не делали — такт как знали, что не будут держаться. На крутых косогорах, если их нельзя было обойти, для упора насыпей внизу их располагали по расчёту контрбанкеты из грунта более тяжелого, чем в остальные насыпи. Поперечная площадь контр-банкета не делалась менее четверти соответствующей площади проекта насыпи. При отрывке рвов сначала снимали растительный слой в пределах работ и относили корзинами, оттаскивали волокушами и отвозили тачками, как запас материала для плакировки откосов в кавальеры, располагаемые по возможности близ мест плакировочных работ. Дальнейшая отрывка рвов делалась обыкновенно вручную горизонтальными слоями 0,5 сажен толщины, уступами, которые по вывозке в насыпь всего слоя срывались по откосной рейке. Землекопы расставлялись на интервале от 0,75 до 1 сажен. Ширину участков по нормали к оси рва задавали соответственно 1,5 или 1 сажен, 1,75 или 1,30 сажен. Таким образом, в 1 день землекоп отрывал 0,55 сж³, или 0,50 сж³, или 0,65 сж³, и это количество отвозили в то же время в насыпь верков тачками по катальным доскам ( относили корзинами и оттаскивали волокушами). При плотных глинистых грунтах и дальней гонке тачек до 200 погонных сажен, урок землекопу задавался не более 0,20 сж³. По преломам вверх тачки поднимались пешими или конными крючками. Для подъема тачки с землею весом до 40 пудов по прелому с 5-кратным заложением на высоту в 1,5 сажен ставилось по крючнику на каждые 2 тачки или по одному конному крючку на 5 тачек. При подъеме до 5 сажен требовался 1 конный крючок на 2 тачки. При крепостных работах отрываются также котлованы под постройки и тоннели для пещерных сооружений. Способ отрывки рвов назывался продольной разработкой, в отличие от поперечной, применяемой иногда при отрывке котлованов, когда рабочие размещаются перпендикулярно к оси сооружения. Тоннельные выемки всегда производились поперечной отрывкой. Глубина котлованов по мере отрывки назначалась кольями, забиваемыми по нивелировке. Также определялась, во избежание перебора, и полная глубина рва. Для успешности работы удаляли скопляющуюся в выемках воду. На постройке оборонительных сооружений и крепостных дорог откосы укреплялись: - приданием им уклона соответственно грунту и высоте их; так, во рвах в пределах колебания высокого и низкого уровня вод, откосам давали заложение в 4 высоты, - против размыва атмосферными водами применяли одерновку сплошную или дерновыми лентами в клетку откосы дамб укрепляли посадкой ивовых кольев по откосам клетками с оплетением их плетнем и заполнением промежутков камнем. Наиболее часто одевали откосы укреплений плакировкой, которая заключалась в устройстве одежды из растительной земли, затрамбованной горизонтальными слоями в 1/2 фута, с прокладкой между ними пырейных кореньев и поливкой из леек через сетки водою. Эта одежда в глинистом грунте связывалась с насыпью обделкой откоса, насыпанного под чёрную профиль, уступами в 1 фута высотой во время самой плакировки. Пологие скаты укреплений планировали, то есть выравнивали с усыпкой слоем растительной земли в 0,03 сажени с укаткой деревянным катком, засевом травой и поливкой. Во всех случаях при возведении земляных сооружений необходимо было применять дренаж, который располагали и за плакировкой на откосах. Предохранением от обвалов служил тот же дренаж, удаляющий воду, a также соответствующий расчёт устойчивости сооружений (пусть и эмпирический). |
Автор: | Первопроходец [ 04 04 2016, 19:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016 |
Судя по цитировавшейся выше книги Ю.Ю.Моргунова, разные типы пограничных преград воплощали идеи различной защитной тактики государства. На первых порах формирования государства строятся протяженные укрепления, что диктуется поверхностным знанием путей наступления противника и уязвимых мест собственных границ (валы проходили и по кручам, и по болотам). Однако соответствует стратегии закрепления (огораживания) внешних пределов государства для их последующего заселения. Так, постоянные набеги печенегов инициировали строительство Киевской Русью вдоль пограничных рек в течение 988-1008 гг. сотен километров каскада "Змиевых валов". Разноэтничное местное население и приданные им военнопленные возводили закрепленные за ними участки строительства одновременно, исходя из свойственных им традиционных навыков (поэтому валы конструктивно отличаются). Они же защищали и обслуживали вал, проживая в приграничных поселках. По мере развития государства, изучения тактики и путей передвижения противника, а также выявления слабых звеньев собственных рубежей, государство переходит к точечной защите границ при помощи крепостей, размещает в них военные гарнизоны, обеспеченные оружием и продовольствием и способные противостоять значительным силам противника. Этот путь экономичнее и эффективнее. Таким же образом - "от моря и до моря" - создавались Великая Китайская стена, Адрианов вал в Великобритании, византийские "длинные стены" и др. Вероятно, этим же путем пошли и кидани: Вал Чингисхана был построен на ранней стадии образования государства Ляо, а крепости западнее него сооружались уже позднее. |
Автор: | Первопроходец [ 04 04 2016, 20:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016 |
События 2-тысячелетней давности (источник): - в период правления императора Траяна (98-117 гг. н. э.) римляне вели успешные завоевательные войны. Они захватили Дакию (Румынию), часть Армении и всю Месопотамию. Однако следующий император Адриан (117-138 гг.) решил, что империя уже слишком велика для эффективного управления и потому экспансия должна остановиться. Он выдвинул доктрину жесткой охраны границ и сооружения рукотворных преград, продолжающих и усиливающих естественные рубежи. Охраной границ занималось 2/3 римской армии. Кроме военных упражнений, солдаты обязаны были выполнять многочисленные строительные работы. Они возводили лагерные постройки и укрепления, строили дороги, мосты, водопроводы, сооружали пограничные укрепленные линии и следили за их сохранностью, в малонаселенных пограничных районах сами добывали себе мясо, организуя охотничьи команды. Трудом рабов на границах были возведены огромные оборонительные сооружения - лимесы, которые охранялись патрулями, затруднявшими тайное пересечение границы извне и препятствовавшими бегству разбитых варварских отрядов. "В тех местах, где варвары были от нас отделены не реками, а укрепленными пограничными дорогами, распорядился поставить изгородь из больших стволов деревьев, глубоко вкопать их в землю и соединить друг с другом, и таким образом между нами и варварами возникла преграда". Вероятно, первым в 122-126 гг. был построен лимес на севере Британии - Адрианов вал (115 км, 16 фортов, через 1300 м - сторожевые башни, через 500 м - сигнальные вышки), на котором в 205-207 гг Септимий Север заменил бревенчатый палисад на каменную стену высотой 5 м и толщиной 2,5 м. В период правления следующего императора Антонина Пий (138-161 гг.) севернее этого вала был построен еще один лимес - Антонинов вал. ЛИМЕС (лат. Limes — «дорога», «граничная тропа» — укреплённый рубеж (вал, стена) со сторожевыми башнями, служивший защитой границы и средством таможенного контроля (на проходных пунктах велась торговля с «внешним миром»). Провинции рядом с лимесом назывались лимитрофами и охранялись лимитанами. Римский лимес в классическом виде представлял систему небольших крепостей, легионных лагерей, отдельных кастелей, расположенных на расстоянии нескольких километров друг от друга, между которыми был вырыт ров, укрепленный земляным валом, каменной стеной или деревянным палисадом, за которым шла мощеная дорога для быстрой переброски войск. Располагая относительно небольшими охранными подразделениями, римляне могли остановить на пограничном лимесе крупные силы противника и тем обезопасить население провинций от вторжений. Список 14-ти римских валов, построенных в период правления Публия Элия Адриана и Антонина Пий: - Нижнегерманский лимес - Верхнегерманско-ретийский лимес, 550 км - Веттерауский лимес (часть Верхнегерманско-ретийского лимеса) - Неккар-Оденвальдский лимес - Альбский лимес - Лаутертальский лимес - Дунай-Иллер-Рейнский лимес - Дунайский лимес - Вал Адриана - Вал Антонина - Траяновы валы - Арабский лимес - Триполитанский лимес - Мавретанский лимес |
Автор: | HorstWessel [ 05 04 2016, 15:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016 |
Первопроходник писал(а): Таким же образом - "от моря и до моря" - создавались Великая Китайская стена, Адрианов вал в Великобритании, византийские "длинные стены" и др. В копилку знаний. На Мальте в XIX веке англичане построили мини-вариант китайской стены, перегородив поперёк весь остров защитной оборонительной стеной. Называются эти сооружения Линиями Виктории, в честь королевы, к юбилею правления которой постройка стены (начатая ещё рыцарями Мальтийского ордена) была завершена. Стена отделяет пологую часть острова, от части острова с крутыми отвесными берегами. Последнюю относительно легко было оборонять от атак с моря уже имеющимися фортами. Надёжно укрепить от высадки вражеских десантов протяженную береговую линию северо-западной пологой части острова посчитали трудноосуществимой задачей, решили что проще построить на естественной возвышенности стену поперёк через весь остров "от моря и до моря". Построенная сравнительно недавно стена относительно хорошо сохранилась по сегодняшний день (местные жители не все камни успели растащить для своих построек) и является одной из многих военных достопримечательностей Мальты.Вот немного фоток с Линии Виктории: |
Автор: | Первопроходец [ 05 04 2016, 18:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016 |
Классика! Есть информация о практическом применении стены? |
Автор: | HorstWessel [ 05 04 2016, 22:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016 |
Первопроходник писал(а): Классика! Есть информация о практическом применении стены? В боевых действиях она не использовалась. На момент завершения постройки, конец XIX века, Англия была в зените своей мощи, самая сильная империя мира, "царица морей". Никакой реальной угрозы для неё просто не было. В первую мировую войну Мальте тоже ничто не угрожало, а во вторую до высадки десанта у немцев дело не дошло, хотя собирались. Но англичане тоже готовились к такому развитию событий и по всему острову дополнительно настроили многие десятки бетонных дотов, это не считая мощных фортов с артиллерийскими батареями.
|
Автор: | Первопроходец [ 06 06 2016, 20:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016 |
В порядке подготовки к походу я съездил в Молдову и отыскал там два аналогичных вала: один из них, Нижний Траянов Вал, был построен римлянами в начале 2 в. - середине 3 в. н.э. для защиты империи от свободных даков и сарматов, второй - Верхний Траянов Вал, соорудили союзники римлян готы под предводительством Атанарика (по просьбе римлян) в начале 5 в. для защиты Римской империи от гуннов. Нижний Вал местами неплохо сохранился и все еще выглядит довольно выразительно. Вот его профиль. Размеры указаны в метрах. Место, где были сделаны замеры и фотография (показано стрелкой). Верхний Вал с трудом угадывается. Место фотографирования. Верхний Траянов Вал устроен попроще: он и размерами поменьше, и у него отсутствует почти отвесная крутизна внешней стенки рва. Оба Вала никакого отношения к императору Траяну не имеют - также, как и Вал Чингисхана к великому монголу. Конечно, раскопок я не вел, но, судя по размерам валов и рвов, деревянных конструкций внутри них нет (да и лес в этой местности почти отсутствует). Однако кажется очевидным, что какой-то забор поверх вала все же был построен. Иначе какой толк от такого монументального сооружения? Конницу ров не намного задержит, а пеших воинов - вообще вряд ли. На карте истории Бессарабии от 1827 г. российского картографа А.Вельтмана указано, что оба фортификационных сооружения соединялись еще одним - Прутским Валом. Но жители о таком никогда не слышали, на местности подтверждений существования Прутского Вала я не нашел. Река Прут в этих местах имеет довольно высокие обрывистые берега, что само по себе препятствие серьезное. Так что необходимости строить рядом еще и специальный вал, скорее всего, не было. Об этом косвенно свидетельствует и продолжение Нижнего Вала по территории Румынии в точном соответствии с тогдашними границами Римской империи. Никаких сведений о пограничных заставах около Валов не сохранилось. Однако на Верхнем Вале есть деревня с символическим названием Троян. Южнее Нижнего Вала археологи находили римские монеты. Римские пограничные укрепления выглядели примерно так (рисунок из музея г.Кагул). Можно предположить, что некоторые населенные пункты нынешней Молдовы возникли на месте пограничных застав, что было бы вполне естественно. Однако специально этой темой археологи, похоже, не занимались. Судя по информационным табличкам, которые я видел около населенных пунктов, самые ранние из них датируются серединой 17-го века. Но молдавские деревни могут оказаться и на тысячу лет старше. По крайней мере те, что находятся южнее Нижнего Вала в непосредственной близости от него. Например, гагаузские Вулканешты, которые впервые в письменных источниках упоминаются в 13 веке. Эта местность, вероятно, имело особое стратегическое значение - см. Кагульские битвы 1574 г. и 1770 г. |
Автор: | Первопроходец [ 19 07 2016, 10:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016 |
Я вернулся из поездки неделю назад. Какое-то время восстанавливался, т.к. большие нагрузки, жара и плохое питание все же сказались на состоянии здоровья. Но сейчас все уже позади. Маршрут удалось проехать не полностью - я не поехал в Монголию, заменив ее на посещение места своего рождения. Дело в том, что в последние годы мне все больше нравилось путешествовать по степным просторам Центральной Азии: будь то Хакасия, Тува, Монголия или Казахстан. Почему меня туда тянет? Причина этого, как выяснилось - архетип, который я унаследовал, родившись в степях Забайкалья. Тем не менее, из запланированного я полностью исследовал российскую и китайскую части Вала Чингисхана. В ходе экспедиции предполагалось выяснить: - почему Вал был построен именно в этой конкретной местности, - каково было его действительное назначение, - как выглядел Вал в период строительства и эксплуатации. При этом я основывался на своем опыте исследования старинных насыпей: - первой ветки Транссиба (на перегоне Ачинск-Тайшет), - отдельных участков Сибирского почтового тракта, - торговых "Екатерининских" трактов (Ачинск-Минусинск, Ачинск-Енисейск), Удунгинского чайного пути (Бурятия), - Трояновых валов в Молдове. Кроме того, в моем активе были многочисленные поездки по лесным и полевым дорогам, которые сформировали ощущение выбора удобного для этих целей ландшафта. Мое преимущество состояло также и в небольшой скорости передвижения, из-за чего местность ощущается примерно также, как и кочевниками. А также в универсальности транспортного средства. Например, следуя по насыпи Вала, мне не раз приходилось переносить велосипед через проволочные ограждения частных пастбищ, болота, пересохшие озера и даже приграничную пахоту. У меня также не возникало проблемы лишний раз остановиться, чтобы сделать фотографии или произвести измерения. |
Автор: | Первопроходец [ 19 07 2016, 12:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016 |
Непосредственно перед поездкой мой попутчик от участия в походе отказался, променяв его на Сочи. Так что я поехал один. Будучи не связан чужими мнениями, уже в поезде я изменил маршрут и решил начать изучение Вала с его российской части, наиболее исследованной и описанной нашими археологами. Нужно было прочувствовать древнее сооружение и понять принципы его размещения в пространстве. По Забайкальскому краю в этом походе я проехал порядка 350 км, из них на Вал Чингисхана пришлось около сотни. Около самого пгт.Забайкальск Вал в обе стороны от железной дороги идет вдоль границы и на довольно длительных промежутках оказывается внутри т.н. "системы" - огороженной рядами колючей проволоки и тщательно распаханной пограничной зоны, в поперечнике достигающей до десяти километров. Так что отслеживать древнее сооружение в сторону китайской границы я не поехал - посмотрел на него с горки и убедился, что это бесполезно. И потому сразу отправился на восток. Какое-то время держался вблизи пограничных ограждений, рискуя быть выдворенным из погранзоны - я забыл дома соответствующий пропуск и гражданский паспорт к нему. Но количество застав сейчас сократилось, граница охраняется электроникой, а фото пропуска в моем телефоне редких погранцов вполне удовлетворяло. Что увиделось. 1. Вал, как правило, проходит посередине долин. Вероятно, что при проведении границы учитывалось мнение соседних племен, с которыми кидани договаривались по-любовно. 2. Ров и Вал имеют совершенно четкие контуры. В одном месте сквозь Вал прошлись бульдозером и хорошо видно, что он сооружался из прочной смеси камней и земли. Вопреки мнению ученых, я считаю, что Вал не оплыл и нынешние 1,5 м от уровня внешнего (северного) рва - это его реальная высота на период строительства. То же самое я видел и в Молдове на Трояновом Валу: выкопанная 2 тысячи лет назад довольно крутая внешняя стенка рва (глубиной 2,3 м) сохранилась до сих пор. А ведь почва там намного мягче. 3. Непосредственно вблизи Вала расположены два городища, обозначенные на топографической карте как "монгольские городки". Одно из них, Кактуйское городище, находится примерно в 30 км от пгт.Забайкальск, другое городище - на 25 км восточнее, за рудником Абагатуй. Т.е. на территории российской части Вала Чингисхана оказалось всего две киданьских заставы, а не 9, как считают археологи. 4. Кактуйское городище размещено стратегически выгодно: на невысоком утесе с хорошим обзором всей долины и вблизи крупного источника воды. Оно состоит из комплекса сооружений: стандартной для Вала погранзаставы с двойной обваловкой (квадрат в круге) и еще одного укрепленного места (квадрат меньшего размера), которое, возможно, выполняло функцию таможни. Почему я так думаю? Ну потому, например, что буквально в 200 м от этого места в 1990-х гг. была построена автодорога к запланированному второму пограничному КПП с выходом на китайский город Джалайнор, который находится в 30 км от ныне существующего погранперехода Забайкальск-Манчжурия. В отличие от действующего КПП, привязанного к ж.д. ветке, место для нового перехода могло выбираться на основе памяти поколений, в течение тысячелетия пользовавшихся этим торговым путем. И не по этой ли причине в 18-м веке здесь же был поставлен Абагатуйский казачий караул? Кроме того, на не пограничную функцию второго городища указывают особенности его местонахождения (в глубине территории), меньшие размеры (внутри вала может разместиться всего одна юрта), нестандартная высота вала, отсутствие угловых возвышений и внешнего круглого вала. Около городища имеется довольно большая ровная площадка, на которой вполне мог бы разместиться торговый караван. Ну и, наконец, это место использовалось достаточно длительное время, т.к. около него сохранились древние захоронения (со слов жителя д.Абагатуй Зарипова Фарида Фаязовича) - на Вале такого больше нигде нет. Таким образом, Кактуйское городище могло располагаться на месте древнего торгового пути. А потому функционировало не только как пограничная застава, но и как таможенный пункт. Второе городище топографически устроена не так тщательно: в месте с ограниченной видимостью, но зато у воды. Оно представляет из себя одно сооружение с двумя валами: слегка ромбовидный квадрат размещен в круге. Как и в Кактуйском городке, в обратной стене вала есть понижение для проезда, а по углам, наоборот, возвышения - археологи считают, что там были сторожевые башни. Но мне это кажется сомнительным: если башни и строили, то из бревен (камней поблизости не валяется), а деревья здесь не растут. Скорее всего, в углах сооружался обычный земляной помост. Кроме того, поверх валов устраивалось ограждение, которое, как мне думается, изготавливалось из ивовых прутьев на манер плетня - это в данной местности вполне доступно. Подобный плетень я видел в одном из китайских поселков за Аргунью. Такой же плетень, вероятно, сооружался и поверх всего основного Вала, поскольку без изгороди препятствием для людей и скота пологая и невысокая насыпь являться не может. Многокилометровые "ивовые изгороди", ограждавшие Маньчжурскую равнину, в 1870 г. наблюдали члены экспедиции Русского географического общества. Вот как выглядит реконструкции плетня поверх Вала Чингисхана в экспозиции Читинского археологического музея. Предположение основано на обнаружении археологами ямки, в которой мог находиться опорный столб изгороди: на фото ее разрез показан справа. Несмотря на наглядность этой реконструкции, вряд ли она соответствует реальному обустройству Вала и примыкающих к нему застав, якобы сделанных из саманного кирпича. Строительные технологии кочевников и сейчас не изменились: все та же юрта и ивовый плетень, двухколесная арба и плетеная корзина (использовались для перемещения грунта из рва в вал), кирка или мотыга - причем тысячу лет назад, скорее всего, они были еще не железными, а каменными. |
Автор: | Первопроходец [ 11 08 2016, 21:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016 |
Вторая часть экспедиции продолжилась на территории китайской Внутренней Монголии. От Староцурухайтуйского погранперехода по асфальту я добрался до г.Лабудалинь, оставил там вещи и радиалкой поехал в крайнюю точку Вала Чингисхана, поселок Шанкули. Судя по описаниям, Вал там и заканчивается. Поскольку дорога у меня была вдоль Вала туда и обратно, то этот участок я намерен был осмотреть максимально подробнее. Однако исследовать оказалось нечего: Вал худо-бедно сохранился лишь на двух километрах. А далее оказался полностью запаханным и угадывался только по растительности другого цвета. Было еще одно аналогичное место. И это всё. Я был разочарован. Вернувшись в Лабудалинь, далее я также старался ехать исключительно вдоль Вала. До поселка Одинокая Вал идет вдоль дороги. Местами прямо на нем установлены столбы недавно построенной ЛЭП. Как и на российской стороне, Вал иногда оказывался в приграничной территории и даже за колючей проволокой. Местные жители туда заезжают свободно, мне же китайские погранцы доброжелательно объяснили: "Russian do not". Иногда я ошибался, принимая за Вал насыпь грунтовой дороги. Отчетливо Вал просматривается на протяжении 2-х км между поселками Хэньшаньтоу и Саратуй . Но самый выразительный 57-километровый участок Вала я обнаружил на западе от г.Манчжурия в сторону монгольской границы. Обычно Вал проходит в долине, которую делит примерно поровну. Бывает, что территория за Валом оказывается даже с более сочной травой. Это может означать, что разграничение проводилось на основе равноправных договоренностей с МИРНЫМИ соседями (судя по хроникам, приграничных конфликтов у киданей в этих местах не было). Данную версию подтверждает и горный участок Вала в Приаргунье, очень неудобный для строителей и осуществления пограничного контроля. Вероятно Вал лишь разделял местных скотоводов на "наших" и " не наших". Ведь и поныне он нередко является межевой границей между пахотными участками или огороженными выпасами. Думаю, что Вал - это выражение присутствия империи, демонстрация власти. Т.е. он, вероятно, не нес оборонительной функции, а всего лишь упорядочивал отношения империи с соседями. Как, собственно, и сейчас: в месте перехода Вала через границу установлен монгольский пограничный знак, а проволочная изгородь с воротами носит чисто символический характер. Еще одно наблюдение. Если Вал не распахан, то он практически везде один и тот же - в смысле размеров и профиля. Т.е. от времени и непогоды насыпь ничуть не оплыла. Размеры профиля Вала стабильны на всем протяжении: ширина внешнего (северного) рва 3 м, глубина от уровня степи до 1 м; высота насыпи от низа рва 1,5 м, ширина насыпи поверху не более 2 м, по низу - 6 м; ширина южного рва около 4 м, глубина от уровня насыпи 1 м, а от уровня степи - порядка полуметра. Очевидно, что внешний ров, обращенный к соседям империи, был более глубоким и создавался с целью увеличить высоту Вала, в внутренний ров получился как источник дополнительного грунта для сооружения насыпи. В строительстве Вала использовался местный грунт - слежавшаяся дресва с крупным щебнем, довольно прочная к разрушению. Чтобы насыпь оплыла, нужны частые обильные дожди и сильные снегопады. А этого здесь не бывает. Следы эрозии Вала я видел всего в одном месте. Относительно невысокий и пологий Вал задержать переход скота не может. Поэтому он - а это очевидно, должен был наращиваться забором. Справедливости ради отмечу, что коровьи тропы Вал пересекают редко. Напротив, они километрами упорно тянутся вдоль насыпи по самой глубокой части рва. Возможно потому, что там трава гуще и зеленее. А может и по другой причине: глаза животных находятся ниже кромки Вала и насыпь им видится препятствием. Имеет значение также и то, что тропы эти вековые, т.е. многие поколения коров ходят этим маршрутом еще с телячьего возраста. Из чего был сделан забор? В настоящее время китайские чабаны изготавливают его из проволоки и железных уголков, забитых в почву. Но тысячу лет назад проволоки не было. Бревна на столбики, наверное, нашлись бы в дальних лесах. А вот забор можно сплести только из прутьев ивы, которая во множестве растет в долинах рек. Думаю, что плетень был редким, чтобы ветер пропускал - иногда довольно сильный. По этой же причине столбики должны усиливаться подпорками или веревочными растяжками. Были ли между столбами продольные жерди? Деревья 10-метровой высоты в этих местах не растут, поэтому жерди могли быть составными. Возможно, что при изготовлении изгороди применялось специальное плетение, позволяющее натягивать ивовый забор между столбами. Иначе почешется корова о хлипкую загородку, а та и обвалится. Наверняка использовались веревки из конского волоса - по моему опыту, довольно прочные на разрыв и растяжение. Как часто были поставлены столбы? Железные столбики китайцы ставят ровно через 10 шагов. Заметьте, не метров! Иногда через 15 - но это редко. Почему шагов именно десять? Потому что в Китае издревле практикуется десятеричная система исчисления, а не двенадцатеричная, как, например, на Алтае. Где располагались столбики? Очевидно, что наверху Вала, причем ближе к его внешней стороне. Потому что Вал периодически патрулировался конниками, а удобнее это делать по верхней кромке насыпи. Предвижу возражения: мол, а где натоптанная за тысячелетие тропа? Если она и была, то вряд ли сохранилась. Ведь граница функционировала отнюдь не тысячу лет, а примерно сто. В подтверждение данного предположения на участке Вала неподалеку от озера Хара-Нур я обнаружил выраженные выступы с внешней стороны насыпи. И через те же 10 шагов. На них и трава растет гуще, т.к. почва там, вероятно, другая. Когда-то на Вале археологами проводились раскопки, о чем свидетельствуют оставшиеся в насыпи ямы. И теперь Вал - это охраняемый законом памятник археологии. |
Автор: | Первопроходец [ 11 08 2016, 21:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016 |
Я также осмотрел несколько приграничных застав тысячелетней давности. Как и в российском Забайкалье, застава - это квадратной формы ров и вал, окруженный снаружи валом круглой формы. Внутренний вал по углам выше, в противоположной от Вала Чингисхана стороне имеется понижение для проезда внутрь ограждения. В китайской Внутренней Монголии заставы находятся в отдалении от Вала на 2-3 км, но также вблизи источника пресной воды. Например, застава западнее озера Буртан-Нур расположена около древнего колодца Бурдун-Булак. С позиций визуального контроля местности место для застав выбиралось часто не самое лучшее. Например, всего в 200-х метрах от заставы восточнее озера Буртан-Нур есть более удачный в плане наблюдения пупок-пригорок, на котором сейчас стоит юрта. Застава же находится в низине, так что пригорок закрывает обзор местности, прилегающей к Валу. Возможно, что у данной заставы было какое-то другое назначение, которое наблюдение за местностью не предполагало. Думаю, что на заставы в этой местности функции защиты территории изначально не возлагались и фортификационные сооружения являлись всего лишь местами торгового обмена и дипломатических сношений. На эту же версию работает и расположение прямоугольника заставы во внешнем круге: оно смещено относительно центра последнего. Можно предположить, что назначение круговой насыпи, усиленной ивовым забором - огородить территорию, внутри которой в относительной безопасности могли находиться гости или торговцы. Около озера Буртан-Нур заставы парные. Но это совсем не те парные заставы, что я видел неподалеку от Забайкальска. Их функция, как я предположил, заключалась в таможенном контроле торговых операций с соседними племенами. Здесь же заставы как бы дублируют друг друга: с западной стороны озера находится основная застава для небольшого гарнизона в одну юрту, окруженная двойным валом, а с восточной стороны расположена площадка внутри вала квадратной формы значительно бОльшего размера, т.е. на несколько юрт. Наверное функции у этих городищ были разными. Первая застава была официальным пограничным сооружением, а на второй размещались обслуживающие первую заставу работники. По такой же схеме расположены заставы и близ монгольской границы у озера Хэжэмутэ-Ноэр. Западная застава, "классическая" (квадрат в круге) - это, конечно же, форпост. А отстоящая от нее на 1,5 км юго-восточнее (и еще дальше от Вала) вторая застава иной функции, кроме как вспомогательной, нести не могла. Вот такие у меня получились выводы. К изложенному добавлю, что строили Вал наверняка только мотыгами - другого инструмента местные племена, до прихода сюда европейской цивилизации, не знали. А грунт переносили корзинами. Муторная, конечно, работа. Но трудолюбие современных китайцев не является легендой. По моим расчетам, на каждого из 12 тысяч пограничников, если не учитывать начальство, приходилось не более 100 м насыпи. Наверное, за 2-3 летних сезона такой объем можно было бы освоить и без привлечения рабов. |
Страница 6 из 7 | Часовой пояс: UTC + 8 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |