ВНИМАНИЕ!!! С 25.01.2019 форум доступен в режиме только для чтения! Спасибо всем за то что все эти годы были с нами! Было весело! Предложения и мысли присылайте на rovilin@mail.ru Спортцех - ремонт велосипедов, горных лыж, сноубордов

X-ride

Текущее время: 23 04 2024, 16:32

Часовой пояс: UTC + 8 часов





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 77 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 27 11 2015, 21:57 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
О походах по зимнему Балхашу на велосипедах информации я не нашел.

На кайтах (с лыжами) москвичи пробовали покататься в конце февраля 2005 г. Подробности здесь http://paragliding.spb.ru/kait/data/ic_kait/31/.

Что касается пешего перехода, то в интернете есть упоминание о Василии Ивановиче Шишкареве, бывшем жителе п.Лепсы (юго-восток оз.Балхаш), который в одиночку пересек по льду озеро Балхаш, пройдя двести километров. Тогда Василий готовился к участию в лыжном походе на Северный полюс в составе группы Д. Шпаро (1979 г.). В своей заявке он писал: "Родился в апреле 1949 года. Отец работал и работает шофером. Мать - телеграфистка узла связи. Я старший из детей. Брат служит в армии. Две сестры работают, две еще учатся. В 1966 году закончил среднюю школу, работал электромехаником, грузчиком, служил связистом в артполку. В данный момент работаю монтером связи...
Человек я некоммуникабельный, с людьми схожусь трудно. В характере много детского: максимализм, иногда безответственность. Порой "хочу" ставлю выше "надо". Это во взаимоотношениях с друзьями, коллективом. В работе "надо" идет выше, почти любую работу делаю с удовольствием
".
За плечами у Шишкарева к тому времени было уже несколько походов по Казахстану - велосипедных, лыжных и пеших. Он считает, что вещи существуют для человека, а не человек для них. И на деле доказывает, что это не просто слова.

Изображение Изображение

Изображение

В п.Лепсы до сих пор проживает сестра Шишкарева Анна.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 28 11 2015, 14:11 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
В ходе подготовки к путешествию я прочитал немало публикаций о истории промышленного освоения Балхашского региона. Конечно, много пишут об этом бравурного и героического: медь-то государству была нужна. Но я лично видел, в каких ужасных условиях ее добывают в Норильске. Думаю, что и в Балхаше обстановка была не лучше.

Ниже приводятся еще несколько страниц страшной правды о не объявленной Второй гражданской войне, развязанной советским государством против своих граждан. Как и в Норильске, строительство Балхашского горно-обогатительного комбината было круто замешано на массовых человеческих жертвах.

Голод 1932 г.
В поисках работы в Балхаш потянулись кочевники, лишенные скота и каких-либо источников питания. В 1931 г. на берегу озера вырос поселок из 1000 юрт, место жительства казахов-первостроителей. Но продуктов для всех не хватало и люди массово умирали. Чтобы остановить поток людей, «в целях борьбы с эпидемией инфекционных болезней» 900 юрт сожгли. Вот воспоминания очевидца: «На площади, где сейчас стоит на пьедестале танк Т-34, какая-то приехавшая комиссия решила очистить участок. В юртах, проверенных ими, убрали трупы. Оставшихся в живых, но больных, куда-то грузили и увозили. А потом в одно место стащили юрты и нехитрую утварь, подожгли, по берегу юрт было много...». Людей грузили на баржи и увозили в Бурлютобе, умерших по пути бросали в озеро.
Зимой 1932 года за продуктами в Спасск отправляется транспорт из 600 лошадей, но к месту приходят лишь 50. Погибли также и люди. Этот тракт в то время напоминал дорогу войны.
В годы голода на строительстве Балхаша погибли более 49 тысяч казахов.

Репрессии 1938 г.
В канун пуска медьзавода, 25 февраля 1938 года, в один день, арестовали почти всех руководителей и специалистов БМЗ и города. Среди них были первый управляющий строительством Балхашского медьзавода В.Иванов, главный инженер Н.Степанов, начальник ГРО В.Пухов, директор кирпичного завода И.Павлов-Фейгель, начальник отдела технического снабжения Г.Измайлов, заведующий стройотделом «Прибалхашстроя» С.Квачадзе, передовики производства Н.Аюпов, Е.Аменов, К.Намазбаев - совершенно невинные люди, отдавшие всю энергию и знания строительству Балхаша. Их расстреляли по статье 58 как врагов народа. За неделю до пуска завода были арестованы секретарь горкома партии Т.Назаренко, председатель горисполкома Р.Дюсебаев. Все они не дожили до первой плавки и им не довелось увидеть плоды своего труда. Эти люди реабилитированы посмертно.

Балхашлаг, с 1948 г. - Особый лагерь № 4 Степного ИТЛ (Степлаг)
Был создан в начале 1930-х годов "для врагов народа" по принципу концлагерей: каждому заключенному присваивался специальный номер.
Труд заключенных использовался на строительстве Балхашского медеплавильного завода, Восточного рудника и шахт в г.Балхаш. Лимит наполнения 25 тыс. чел.
В 1954 г. в Степлаге произошло самое крупное восстание заключенных, длившееся 40 дней и впервые закончившееся победой заключенных: через два года лагерь был ликвидирован.
Смотрите фильм, съемки которого проводились в Балхаше в 1991 г. Сюжет почти документален, т.к. основан на реальных событиях.



_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 29 11 2015, 00:50 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Имя поэтессы Руфи Тамариной, дочери "врага народа", бывшей зэчки и свидетельнице описанного выше восстания, сейчас мало кому известно. Между тем, она член союза писателей СССР, в 1950-е годы работала литературным сотрудником газеты "Балхашский рабочий". Многие стихи, вошедшие в ее поэтические сборники были написаны в Балхаше, куда ее в 1956 г. перевели из Степлага.
Изображение

Мы живем с тобой у моря
под названием – Балхаш.
С черноморским пляжем спорим
здесь песчаный теплый пляж,
где волна в часы прилива
так же пенна и вольна,
где прибрежная олива
серебристо-зелена...
И когда закат пылает
и пускает солнце вплавь,
и светило утопает,
тишины не расплескав, -
не жалею я нимало,
что на эти берега
нас ,седеющих,усталых,
принесло издалека.
Нету вилок,нету кружек,
даже солнца нет в окне...
Но хмельно и добро кружат
радость и любовь во мне.
пряный аромат оливы
тонет в озере Балхаш.
Мы идем неторопливо
на песчаный теплый пляж...
Пусть попробуют,оспорят, -
не докажут нипочем,
что с тобой мы не у моря,
а у озера живем!


В 1949 г. в лагере Джезказгана Тамарина познакомилась с Анной Зининой. Четырнадцатилетняя девочка из г.Канска Красноярского края с рыжей косой, толщиной в руку, была арестована в 1938 г. Она выступила в защиту своих школьных учителей, арестованных как врагов народа. «Будучи пионерами, мы сочли, что не можем оставаться безразличными к такой несправедливости, к судьбе этих людей, в которых никаких врагов не видели, и решили высказать свой протест – написали листовки с подписью «Комитет объединения сторонников Ленина» и хотели расклеить в НКВД и партийных органах». Никакого объединения, конечно, не было, девочкам очень хотелось правды и справедливости, и они его придумали.
После Зинина оказалась в штрафном лагпункте Балхаша с номером на черном платье. На работу из ворот выбегали пятерками, взявшись под руки. Далее шли строем, также под руки. Перед выходом начальник конвоя читал «молитву»: "Шаг вправо, шаг влево считается побегом!". На дальние объекты возили на машинах, сажали тоже по пятеркам. Солдаты стояли за спиной, у заднего борта, и впереди, у кабины – по двое.
Зинина попала на общие работы. Работать она умела и ее это не тяготило. Томила душу неволя. В Балхаше она сочинила стихи:

Эта сопка вдали, и дорога в пыли,
и палящего солнца закат...
В километрах мелькают далекие дни –
за спиной неизменный солдат.

Казахстанская степь, необъятный простор,
наши руки тебя обуздали –
средь бескрайних степей, обжигающих взор,
города для людей мы создали.

Пусть не знают они наши черные дни,
пусть в садах распускаются розы.
Пусть в душистых ветвях и древесной тени
не навеют им страх наши слезы.

И невольно проглотишь обиды комок,
прочитав на себе взгляд презренья.
О зачем ты, коварный безжалостный Рок,
начертал «номерные» виденья...

Эта сопка вдали, и дорога в пыли,
и палящего солнца восход...
Если б руки мои отдохнуть бы могли,
но когда же – спешу на «развод»...

Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 29 11 2015, 01:16 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Наконец-то удалось дозвониться до одного из поселков восточного Балхаша. Аман (председатель сельсовета) аула Копбирлик сообщил, что в феврале лед обычно продувается, а дороги между аулами местное население прокатывает. В январе обстановку на озере он обрисует точнее.

Так хочется верить, что всё у нас получится, не придется идти по снегу пешком и ночевать в камышах, укрываясь от бурана спасательной термопленкой (палатки мы все же брать не хотим).

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 29 11 2015, 17:07 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Судя по картам-километровкам, берега оз.Балхаш усеяны древними курганами. Чьи они?

Оказалось, что сакских "могучих мужей" (так называли их персы). В древнеиранской Авесте их упоминают также «турами с быстрыми конями». Со слов греков, степняки называли себя «массагеты» и своим лошадям одевали на грудь медные панцири. Греки называли саков скифами. Геродот именует их аргиппеями и исседонами. Скорее всего, это были разные племена, т.к. скифы при переговорах использовали семь толмачей на семи языках (массагеты жили в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) - на западе Казахстана. Были еще исседоны, аргипейи, саракаулы, которые жили в Прикаспии, на Арале, Волге и в Прикамье). В персидских источниках сакские племена именуются саки-парадарайя (заморские саки, или заречные саки, жили в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи, в Северном Причерноморье), саки-хаомоварга (саки, изготавливающие напиток хаому, жили в долине Мургаба, озеро Балхаш), саки-тиграхауда или ортокарибантии (носящие остроконечные шапки, жили в районе средней Сырдарьи, в Семиречье и на Тянь-Шане), саки-аримаспы (стерегущие золото грифов, жили на Алтае и Восточном Казахстане). Аксатаги, аристеи и аргиппеи жили в юго-восточном Приуралье. Киммерийцы (гимирри) также относились к сакам.
Согласно Геродоту, персы называли саками все скифские племена. Греки же скифами называли кочевые племена степей Южной России и Средней Азии. В современной научной литературе наименование скифы обычно применяется к древним жителям Северного Причерноморья, а саками называются скифы Средней Азии (более подробно см. здесь).

Таким образом, Саки – это самоназвание племен кочевников евразийских степей. Свойственный им общий тип вооружения и конского убора, характерная одежда, «звериный стиль» в искусстве распространился от Хуанхэ на востоке до Дуная на западе. Эта культурная общность сложилась в степях в 9-8 веках до н.э. и просуществовала более тысячи лет, до 3 века н.э.
Однако часть своей территории саки потеряли в 519 г. до н.э. в результате похода на них персидского царя Дария 1. О чем им была сделана соответствующая надпись: "Затем я с войском отправился против страны саков… саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Затем я наголову разбил часть саков, а другую захватил в плен… Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Затем страна стала моей".
Изображение
Спустя 200 лет Сакию - также частично, завоевал Александр Македонский, на что ему потребовалось 3 года (с 331 по 327 год до н.э.) - столько же времени, сколько он потратил на покорение всей персидской империи от Эллады до Индии. Царь саков Спитамена все эти годы вел партизанскую войну, сохранил независимость своего государства и фактически остановил продвижение македонян на восток. Но часть саков вынуждены были стали союзниками Александра.
Тем не менее, в течение шестисот лет (до 3 в. н.э.) саки все еще играли важную роль в исторической жизни Центральной Азии. Они упоминаются как принимавшие участие в сложении Парфянского государства, разгроме Греко-Вактрийского царства и формировании Кушанской империи. Государство прекратило свое существование в эпоху великого переселения народов в 4-5 вв. н.э.
Последними потомками скифов-саков являются - через скифское племя алан, выходцев из южно-русский степей - кавказцы-осетины. Другая часть алан, оставшаяся в степях и увлеченная в 13 в. на запад, осела во Франции, а в Венгрии сохранилась под именем ясов.

Восьмой век до н. э. - это начало "железного века" на территории нынешнего Казахстана. Полукочевое и кочевое скотоводство становится основной формой хозяйства. Быстрый рост коневодства и благоприятные климатические условия позволяют удлинить маршруты перекочевок до 1-2 тыс. км, чему способствует и применение колесниц. Вырабатываются правила посезонного использования пастбищных угодий. В долинах рек Чу, Или и Таласа саки занимаются земледелием и бахчеводством, сеют пшеницу и обменивают ее у кочевников на овец, быков, коней и верблюдов. Охота и рыболовство - подсобные промыслы. Саки носят обувь без каблуков, шаровары, кафтан, высокие остроконечные шапки. В каждом селении, роду есть свои ремесленники и ювелиры, мастерство которых до сих пор удивляет весь мир. Мастера-художники знакомы с литьем, штамповкой золота и изготавливают удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду. Широко использовался способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева.

Сакское общество – военная демократия. Структура общества была следующей: глава дома, глава рода, глава народа (племени), глава страны (царь). Все население делится на 3 группы: воины, жрецы и рядовые общинники-производители (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствуют свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий. Решения принимались массовым народным собранием, в котором участвовали все взрослые мужчины, способные носить оружие. Основной формой существования социальных норм являлся обычай.
В структуру общества входили также рабы и некая «вольница» - маргинальные слои населения, объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиеся царям и народному собранию.

Управлением государством осуществлялось царем (царицей), который решал вопросы войны и мира, посылал и принимал послов, заключал союзы, возглавлял войска, регулировал отношения между племенами. Вождь племенного союза - царь распределял между родами и племенами пастбища для перекочевки, устанавливал порядок их использования.
Существовал «царский» род, из которого происходили наследственные правители. Саки считали, что цари правят по воле богов.

Освоение железа дало возможность изготовления прочного оружия: мечи, палаши, копья и луки с металлическими накладками. Войны велись для завоевания пастбищ, в целях грабежа соседей (персов) и в целях самообороны. Женщины воевали наравне с мужчинами (известные имена массагетской царицы-полководце Томирис - 6 в. до н.э., и воинственной царицы Зарины). Тактика боя – массовая конная атака.

Одним из самых замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык (50 км восточнее Алматы), в котором был погребен «Золотой человек» (конец 4-3 вв. до н.э.).
Изображение
Среди курганных находок была серебряная чаша с руноподобной надписью.
Изображение
По мнению ученых, текст был написан диалектным русским языком, и в нем говорится о том, что БОГ ЗАБОТИТСЯ И СКОРБИТ о погибшем АКСАХАНЕ (захороненном в Исыкском кургане).
Изображение
В языковом отношении саки однозначно не идентифицируются. Традиционно их относят к восточно-иранским племенам. Однако в последнее время появляются все более аргументированные высказывания о тюркоязычности саков. Текст на чаще свидетельствует о том, что саки говорили по-русски.

Особой знаковой системой выражения идеологии скифо-саков является знаменитый «звериный стиль». Его основой были животные (чаще в движении или борьбе, сцены "терзания") и растительные мотивы.
Изображение

Судя по погребальным обрядам и сведениям из античных источников, у саков были развиты культ предков, обычай бальзамирования тел умерших, поминок и т.п. Господствующей формой захоронения были курганные могильники и захоронения в грунтовых ямах. Кремация трупа или погребение его на боку в скорченном положении сменило захоронение человека в вытянутом положении.
На погребальных курганах или возле них устанавливались балбалы - от "баб´а", что означает "предок".
Изображение
Практикуемые и сейчас подношения балбалу – это поклонение не божеству, а обращение к памяти предка, своеобразное приглашение его за свой стол, единение с ним. Не принесение жертвы, а привычка делиться с семьей.
Цепочка предков – это преемственная иерархия, восходящая от потомка к первоистоку. Пронзающая вечность живая линия, связывающая ныне живущих с Богом.

Саки поклонялись также коню (изображался крылатым), огню и Солнцу - главному божеству (в петроглифах встречаются солнцеголовые антропоморфные существа). Жертвоприношения совершались рядом с курганами, которые сооружались с "усами» - два ряда каменных гряд направлялись дугообразно на восток и завершались жертвенниками.
Изображение
Количество камней в "усах" означало количество убитых врагов, которые должны были служить умершему на том свете.

О существовании культа плодородия свидетельствуют изображения колесниц на петроглифах Саймалы-Таша (Киргизия), где в одной упряжке изображены разные животные, которые в реальной ситуации работать вместе не могу: як, козел, лошадь, верблюд или осел.
Еще одним божеством являлась женщина с функциями войны, плодородия, хранительницы очага и покровительницы детей. Одним из символов богини был амулет в виде лука.

Система религиозных воззрений отражала борьбу двух начал – добра и зла. Первое было представлено, солнцем, плодородием, растительностью и домашними животными. Второе - крупными и мелкими хищниками; различными насекомыми, распространяющими заразные болезни и наносящими вред сельскому хозяйству, пресмыкающимися и всем тем, что причиняло ущерб человеку в его домашнем хозяйстве и жизни. Борьба света и тьмы, благого начала со злым должна закончиться торжеством добра.
Основным священнодействующим средством в этой борьбе считался огонь, который не должен был никогда угасать и его беспрерывное горение поддерживалось в специальных курительницах.

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в нем представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы, запряженной крылатыми конями. Организаторами гармонии в мире были боги Митра, Варуна, Индра. Модель мира представлялась как сочетание трех миров — подземного царства — низа; середины — черной земли, и верхнего — синего неба (Тенгри). У каждого мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.
Например, погребальные сооружения саков состоят из трех уровней — насыпь, поверхность земли и могила. Орнаменты на головном уборе сакского царя из Иссыка разделены на три вертикальных яруса.
Изображение
Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры и козлы. На вершинах — птицы и крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, окружающий мир со всех сторон.
На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей — охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема — символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю — западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы на его одежде - это мифологическое представление.

О наличие в религии саков элементов шаманизма свидетельствует ряд материалов из курганов кочевников: музыкальный инструмент, татуировка на теле погребённого, вещи для приведения себя в состояние экстаза (бронзовые жаровни, зёрна канопли и др.), ряд фигурок, изображающих фантастических животных и другие предметы.

В заключение отмечу, что скифо-сакское искусство Прибалхашья аналогично находкам археологов в курганных комплексах всей южной Сибири: Хакасии, Алтая, Монголии и Тувы.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 29 11 2015, 19:53 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
К озеру Балхаш мы подъедем по бывшей Туркестано-Сибирской железной дороге - Турксибу. О ее строительстве я знаю лишь по эпизоду в "Двенадцати стульях": там Остап Бендер наконец-то получил желанный миллион у подпольного миллионера Корейко.
Турксибу не повезло... Всю историю своего существования он находился в тени своего именитого родственника - Транссибирской магистрали. Между тем это была одна из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР.

Идея связать Туркестан с Сибирью через город Верный (ныне Алматы) была высказана еще в 1896 году. Среди аргументов были не только экономические соображения (обмен туркестанским хлопком, сибирским лесом и семиреченским зерном), но и военно-стратегические замыслы относительно Китая.
В 1906 году были выделены деньги и утвержден проект трассы от Барнаула через Семипалатинск, Верный и Луговое – на Арысь. Изыскательные работы начались в 1907 г., а в 1912 г. - непосредственно строительство железной дороги.
В 1915 году началось временное движение от Новониколаевска (Новосибирска) через Барнаул до Семипалатинска. Встречная ветка - южная Семиреченская, к 1917 году дошла от Арыси до Бурного. Строительство не прекращалось и во время Гражданской войны (правительством Колчака), а также в период НЭПа (с привлечением частного капитала). В 1924 году первые поезда появились в Пишпеке (ныне Бишкек).
Оставалось соединить Луговую и Семипалатинск.

Идеологически важное для Советов решение о строительстве Турксиба принимается 3 декабря 1926 г. Одной из задач было поставлено «предотвращение проникновения западноевропейского капитализма в Синцзян». Начальником стройки назначается бывший чикагский анархист Билл Шатов*, приехавший в Россию в 1918 году. О том, как строился Турксиб, читайте здесь.

Сначала по насыпи будущей магистрали укладывались временные узкоколейки, по которым отвозили составы из вагонеток с породой в отвалы.
Изображение
По инициативе Главного управления местами заключения РСФСР на тяжелых земляных работах использовался труд заключенных.

К маю 1929 г. было построено еще 562 км пути на севере и 350 км на юге. «Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов на станции Огыз-Корган, переименованной по этому поводу в Айна-Булак («Зеркальный Ручей»), был забит 28 апреля 1930 года. Именно это событие и описали в своем романе Ильф и Петров.
Изображение

Изображение

Изображение

Я же сойду на станции Акбалык, в 300 км от этого исторического места.
Изображение
Изображение

*Шатов Владимир Сергеевич (дек. 1887, Киев - 7.8.1943).
В 1904 арестован за революционную деятельность. В 1907 эмигрировал в США, где работал наборщиком в типографии. Вступил в массовую профессиональную организацию анархо-синдикалистского направления "Индустриальные рабочие мира" (ИРМ): руководил русским отделением.
После Февральской революции 1917 гю занимался организацией отправки в Россию политэмигрантов из США. В октябре 1917 член Петроградского военно-революционного комитета от Союза анархо-синдикалистской пропаганды. С 1918 чрезвычайный комиссар по охране железных дорог Петроградского военного округа. В августе 1918 - мае 1919 начальник Центральной комендатуры Петрограда, с июля 1919 начальник управления коменданта Петроградского укрепленного района. Причастен к организации "красного террора" в Петрограде. С конца 1920 уполномоченный по управлению железными дорогами и водными путями Восточной Сибири. В 1921-22 военный министр, министр путей сообщения марионеточной Дальневосточной республики. В 1927-30 начальник строительства Турксиба и Сибжелдорстроя. В 1932-36 зам. наркома путей сообщения и начальник Главжелдорстроя. На руководимых стройках широко применял труд заключенных.
Однако размах строительства не устраивал И.В. Сталина, Шатов был арестован, а строительство железных дорог передано в руки НКВД СССР. 4 октября 1937 "тройкой" Управления НКВД Новосибирской обл. по обвинению в антисоветской деятельности Шатов был приговорён к расстрелу. Умер в лагерях. Реабилитирован в 1955.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 29 11 2015, 22:06 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Пока я писал предыдущий пост, задумался: о каком Туркестане тогда шла речь? Почему название Транссиб до сих пор сохранилось, а Турксиб - нет?

Оказывается, с этим понятием (переводится как страна тюрков) ранее связывали земли Узбекистана, Туркмении, Таджикистана (несмотря на то, что он населен ираноязычными народами), Киргизии, Казахстана, тюркоязычные регионы юга Сибири, а также Монголию, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, Пенджаб, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточные районы Афганистана и север Ирана.

В царской России под Туркестаном подразумевали области, расположенные к востоку от Каспийского моря по границе Российской империи с Персией, Афганистаном и Китаем: Закаспийскую, Самаркандскую, Ферганскую, Сырдарьинскую и Семиреченскую, а также Бухарское и Хивинское ханства. В 1867 г. эти территории были объединены в Туркестанское генерал-губернаторство, которое в 1886 г. переименовано в Туркестанский край.
Изображение
В апреле 1918 г. на территории русского Туркестана была образована Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика, которая в 1924—1925 гг. была преобразована в пять самостоятельных Советских Республик. Термин Туркестан в русской географической традиции был заменен на Среднюю Азию, что было канонизировано советской цензурой.
В мировой географической традиции регион всегда имел название Центральная Азия.

Выше я писал о саках и о том, что у восточных иранцев их территория называлась Туран или Турестан - страна "туров с быстрыми конями". Предполагаю, что преобразование термина в "Туркестан" произошло из-за фонетической близости этнического «турк» — тюрок. Сакт - это пра-тюрки, которые пришли сюда из сибирских регионов 2,8 тыс. лет назад и жили здесь в течение 4-х веков. О чем свидетельствует традиция ямных похорон и тюркское слово "курган" - могила (саки говорили на тюркском!). Будучи европеоидами, они вряд ли являются предками нынешних турок, народность которых сложилась в 14-15 веках нашей эру, спустя 1 тыс. лет после исчезновения государства саков. Но культурные традиции вечны. Эта фотография киргиз-казака была сделана в конце 19 в. Правда, имеется некоторое сходство с шапкой сака?
Изображение Изображение

P.S. В современных языках слово "тур" означает бык, башня, круговое движение, путешествие. Я бы добавил еще и "кочевник".

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 01 12 2015, 14:01 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Геоглифы озера Балхаш.

Их хорошо видно на спутниковых снимках Яндекса на п-ве Сарыесик, разделяющем Балхаш на пресную и соленую части. Исследований на местности не проводилось.
Изображение

В Торгайских степях Костанайской области Казахстана недавно найдено 260 подобных рисунков. Это гигантские узоры из квадратов, линий, крестов и колец размером до 300 м. На месте некоторых рисунков были обнаружены артефакты возрастом 6−10 тыс. лет. По мнению ученых, часть геоглифов может быть связана с Маханджарской культурой (7-5 вв. до н.э., время саков).
Уштогайский квадрат
Изображение
Тургайская свастика
Изображение

Если предположить, что озеро все же когда-то пересыхало, то вполне вероятно, что озабоченные этим саки в такой форме обращались к своему главному божеству - Солнцу, чтобы он вернул им озеро обратно. По типу, как это делали 1,5 тыс. лет назад индейцы пустыни Наска.

Мы как раз поедем мимо, сможем осмотреть эти странные линии и проверить наше предположение на месте.

P.S. Геоглифы в мире встречаются реже, чем петроглифы. Рисунки на земле обычно делают там, где нет пригодных для нанесения петроглифов скал. Например, в пустынях и на равнинах. Есть довольно древние, но много и современных. Образцы такого творчества можно посмотреть здесь и здесь.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 05 12 2015, 01:46 
Не в сети
Местный житель
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13.08.05
Сообщения: 1912
Откуда: улица академика Киренского
тут ещё местные геоглифы есть :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 16 12 2015, 11:23 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Случайно наткнулся: в Торгайской степи, оказывается, были найдены не геоглифы, а следы древних стоянок и оборонительных городищ на Великом шелковом пути. Заинтересованный космоснимками человек съездил и во всем разобрался на месте.

Линии, подобные найденным на Балхаше, есть на дне Арала и северной части Каспия.
Изображение
Это разнообразные фигуры, состоящие из одиночных или нескольких параллельных линий необычной формы. Они очень похожие на полосы, рытвины и борозды шириной от 2-5 до 20-50 метров и длиной до 100 километров, сопровождающиеся отвалами грунта по бокам (как следы от бульдозера). С одной стороны, эти линии имеют ровные входы, а, с другой своей стороны, на выходе, заканчиваются лежащими поперёк «жгутами» из перепутанных стеблей и корневищ водных растений с вкраплениями небольших ракушек. Подобные контуры могли образовываться в процессе движения или волочения каких-то больших предметов по песчано-илистому грунту дна.

Однако ничего необычного в их происхождении нет - эти линии природного происхождении. С наступлением весны уровень воды повышался, льдины начинали трескаться и перемещаться при активном участии штормовых ветров и течений. Ледяные стамухи-торосы и припаи неподвижного льда с грядами торосов отрывались от берегов, прихватив с собой валуны и глыбы скальных пород. Проплывая по мелководным участкам, ледяные глыбы сдирали поверхностный слой песчано-илистых отложений и покровы водорослей, скатывая их в виде круглого валика и оставляя за собой борозды (линии) различной ширины, длины и направления.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 18 12 2015, 16:43 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Интересно у меня получается: в прошлом году я дважды побывал в Туве и в Горном Алтае, где загорелся познанием культуры этих народов. После чего, уже в этом году, проехал Хакасию, Горную Шорию, другую часть Горного Алтая, Монголию и Туву. На этот поход нанизался Дальний Восток: нанайцы (Дерсу Узала) и чжурчжени. Логическим его продолжением стал проект "Вал Чингисхана. В ходе подготовки к этому походу, вслед за миграцией покоренных чжурчженями киданей я плавно перекочевал к Балхашу, где кидани когда-то создали свою новую империю.
Как будто кто-то водит по центрально-азиатским странам. Не иначе, какое-то мое далекое прошлое. Или прежние жизни...

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 20 12 2015, 22:21 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Карта южной пограничной полосы Азиатской России, 1891 г. Балхаш
Изображение

Перешейка, разделяющего соленую и пресную части озера, нет! Само озеро намного полноводнее. Пески в южной части - это, как можно предположить, дно древнего озера.
На геологической карте 1905 г. и на карте 1911 г. озеро находится в тех же границах.

Сравните с картой из Атласа СССР, 1947 г. Такой же профиль озера был и год назад, на карте 1946 г. Впервые перешеек появляется на карте Турксиба - это 1927-30 гг. В это же время начинается строительство медеплавильного комбината.
Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 30 12 2015, 02:41 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
У Прибалхашья есть еще одна яркая историческая страница: завоевание этой территории киданями, выходцами из северной Маньчжурии. В 1124 г. их родина, просуществовавшая как кочевое государство 220 лет, была захвачена воинственными чжурчженями (кстати, бывшими данниками киданей). На новом месте переселенцы создали свою империю под названием Западное Ляо (мусульманское название Каракитайское, Каракиданьское ханство). Ее жители запомнились миру как кара-калпаки (т.к. они носили большие черные шапки).
Империя просуществовала около 90 лет. В 1211 году государство было завоевано найманами, а в 1218 году - Чингисханом, став частью Монгольской империи.
На эту историю я вышел в ходе подготовки к экспедиции по Валу Чингисхана.

Изображение

Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 03 01 2016, 16:05 
Не в сети
Местный житель
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19.10.07
Сообщения: 1628
Откуда: Красноярск, ул. Киренского
Изучаю вероятность присоединиться на начальную часть маршрута и проехать по льду Балхаша ~200 км. Это возможно? *SCRATCH*


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ледовый поход по озеру Балхаш
СообщениеДобавлено: 03 01 2016, 16:41 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Первые 200 км - самые трудные: по 100 км в день. Причем не ясно, будет ли на льду снег и как много, замерзнет ли озеро вообще, в каком направлении будет дуть ветер? Ночевки планируются в деревнях, но договоренностей нет. Лучше через 3-4 дня присоединиться на ст. Ащиозек или ст. Акжайдак.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 77 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 8 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron