X-Ride.ru - Форум http://x-ride.ru/phpbb/ |
|
Велосипедная биомеханика http://x-ride.ru/phpbb/viewtopic.php?f=99&t=40340 |
Страница 17 из 19 |
Автор: | Первопроходец [ 25 01 2018, 18:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика |
Filin писал(а): Скоро узнаем как полезны... лыжи, ролики, байдарка... Спорить не о чем: все они "полезны" условно-ограниченно, как и велосипед. Поскольку уродуют организм неестественностью движений. ![]() |
Автор: | antony8 [ 26 01 2018, 10:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика |
А я совмещаю велосипед и баскетбол. Летом 70% нагрузок велосипед, 30% баскетбол. Зимой наоборот. Осенью и весной 50/50. Ну и само собой однодневные вылазки на Столбы. Еще бы плавание добавить, но нет времени. |
Автор: | Первопроходец [ 27 01 2018, 13:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика |
8. Как правильно тренироваться: утомление Усталость в конце тренировки или после дневного перехода - это естественно и неизбежно. И также естественна восстанавливаемость после отдыха и сна. Если этого не происходит, то усталость накапливается. И если процесс не остановить, то вполне вероятен сход с маршрута, травмы и несчастные случаи (из-за потери координации и неадекватности поведения). Это результат переактивации или того хуже - стресса, из которых выйти не так-то просто. Поэтому я всегда стараюсь отслеживать свое самочувствие, контролировать темп и длительность тренировок (дневных перегонов), продолжительность отдыха и качество питания. Хотя это и не всегда получается. Например, в прошлогоднем вояже на Полюс недоступности из-за ограниченности в запасе воды трехдневную заброску к точке, расположенной в песчаной пустыне, я сократил на треть. В результате 250-километровый маршрут при +45 и со значительным суммарным перепадом высот настолько измотал меня, что я даже не мог нормально сфотографироваться и спать лёг без ужина, кое-как затолкав в себя лишь поливитамины и превратившуюся в кисель шоколадку. ![]() Какие существуют способы объективного контроля самочувствия: своего и других участников путешествия? Их несколько. Это наблюдение за состоянием сердечнососудистой, мышечной и центральной нервной системы путём отслеживания изменений в: 1) частоте сердечных сокращений; 2) мышечной силе; 3) времени зрительно-моторной реакции; 4) артериальном давлении крови; 5) электропроводности кожи и пр. Поскольку между показателями всех систем организма, подвергающимся нагрузкам, существует взаимосвязь, то количество этих измерений можно сократить. И отслеживать всего два показателя: пульс и мышечную силу. Или вообще всего лишь только пульс: мой Garmin-820 имеет специальную функцию, которая интегрально фиксирует состояние организма в течение 3-х минут расслабленного стояния (используется нагрудный кардиодатчик). ![]() Измерения проводятся дважды в день: к примеру, утром и вечером сразу после еды. Я практикую после пробуждения и при засыпании. Главное, чтобы это было, по-возможности, в одно и то же время и при одинаковых обстоятельствах. Пульс считается за 30 сек. Мышечная сила измеряется динамометром (на Алиэкспресс он стоит 200 руб.). ![]() Для наглядности результаты отображаются на графике. ![]() Главное, на что нужно обращать внимание, так это на положительные изменения после отдыха: увеличение мышечной силы и снижение ЧСС. Если этого не происходит, то ожидайте неприятностей. К счастью, в моей ситуации все обошлось. Обилие выпитой воды, 10-часовой сон и плотный завтрак вернули мне силы и из пустыни я выбрался относительно здоровым. После чего устроил себе суточное безделье с объедаловкой. И, только окончательно восстановившись, продолжил свой путь дальше. О том, как избежать переутомления в походе, читайте здесь. ![]() |
Автор: | Первопроходец [ 27 01 2018, 22:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика |
Синдром смены часовых поясов В ходе путешествий иногда приходитчя совершать трансмеридианные перелеты, пересекая при этом сразу несколько часовых поясов. И у многих это сопровождается расстройством здоровья. Причина недуга - несовпадение вашего суточного (циркадного) биоритма с дневным ритмом места, в котором вы вдруг оказались. ![]() Известно, что у человека существуют собственные биологические часы, отсчитывающие внутренние сутки. Они задаются центрами сна и бодрствования, расположенными в гипоталамусе головного мозга, и проявляются волнообразной сменой пиков энергии в канально-меридианной системе. Естественное изменении продолжительности дня и ночи (из-за смены времен года) выработало подстройку внутренних часов. Но действует этот механизм медленно и с трудом справляется даже со сменой одного часового пояса. Вспомните, сколько проблем возникало при переходе с летнего времени на зимнее. Подобный синдром называют джет-лаг (от англ. jet «реактивный самолёт» + lag «запаздывание»). Явление сопровождается усталостью, бессонницей, головной болью, потерей аппетита и общим дискомфортом. Нарушается способность запоминать и концентрировать внимание, ослабляется иммунитет, слабеет тонус мышц, происходит сбой в выработке гормонов, ухудшается пищеварение и возникают желудочно-кишечные расстройства, в том числе диарея и запоры, а у женщин - менструальные симптомы. Такое состояние продолжается несколько дней. Джет-лаг ежедневно поражает десятки миллионов путешественников, сокращая продолжительность их жизни. Разновидность этого явления - социальный джет-лаг, испытывают до 70% активного городского населения (из-за необходимости жить по строго регламентированному часовому ритму, сменного графика работы, искусственного освещения в помещениях и меньшего пребывания на открытом воздухе, ночных развлечений). С началом выходных у них происходит адаптация, аналогичная тому, как после перелета на запад, а с началом рабочей недели – как после перелета на восток. ![]() Социальный джет-лаг, широтные перелеты и поездки в контрастные климатические регионы являются факторами риска для развития иммунологических нарушений, причиной избыточного веса и ожирения, сахарного диабета. В среднем время восстановления при перелетах составляет 1 день за 1-1,5 часовых пояса. Например, для полной синхронизации внутренних часов и светового дня при перелете Красноярск-Москва (4 часовых пояса на запад) необходимо около 3 суток, и 4 суток – при возвращении обратно. Замечено, что: - для "сов" путешествие на запад переносится легче, чем на восток, а для "жаворонков" - наоборот (это и-за того, что у них разная длительность естественного суточного биоритма: у "жаворонков" она составляет 22-23 часа, у "голубей" соответствует 24 часам, а у "сов" - 24,5-26 часов и более); - при перелете в восточном направлении плохое самочувствие проявляется до обеда, а при полете на запад - во второй половине дня; - пожилые люди испытывают джет-лаг чаще; - общительность помогает адаптироваться к меняющимся условиям быстрее. На скорость приспособления к смене часовых поясов влияет также врожденная степень пластичности биоритмов. В интернете вы найдете множество рекомендаций о том, как облегчить проявления джэт-лага. Но ни один из них не решает проблему в корне: т.е. не перестраивает наши биологические часы (за исключением приема препаратов мелатонина - "гормона сна". Подробнее об этом здесь). Поэтому я использую вариант, который подсмотрел у кинезиологов и неоднократно опробовал на практике (например при перелетах в Индонезию и Намибию. Жаль, что не знал об этом способе раньше, при возвращении из Перу, когда обратная акклиматизация проходила у меня очень тяжело, с утратой иммунитета). Мой метод прост: в период с 11.00 до 13.00 по местному времени слегка надавите пальцем левой руки на биологически-активную точку CV15, расположенную на нижнем крае мечевидного отростка, а пальцами правой руки в течение 1 минуты мерно (2 раза в сек.) постукивайте точку Du-20 (G20), расположенную на макушке по линии ушей. ![]() ![]() Переключение суточного ритма происходит за счет активизизация деятельности гипоталамуса, в основании которого находится супрахиазматическое ядро, управляющее циркадным ритмом млекопитающих. |
Автор: | Первопроходец [ 11 02 2018, 14:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика |
Двумя страницами выше я описывал методику обучения рациональной технике педалирования и в конце привел критерий ее правильности: Первопроходец писал(а): отсутствие раскачивания корпуса, напряжения и толчковых усилий в пальцах рук. И вот недавно на ютубе мне подвернулось видео, которое иллюстрирует эту технику методом "от противного". Обратите внимание на раскачивание тела велосипедиста (между прочим, это один из лучших гонщиков-любителей) и мощную работу его рук: сколько же он тратит на это энергии! А все потому, что педали крутит не равномерно и изо всех сил давит на них. Предвижу возражения: мол, сиденье низковато, тяжелая передача, низкая частота... Но вот еще одно видео этого же автора: частота педалирования выше, а проблемы прежние. Не мудрено, что после гонки создатель роликов сильно устает и потом долго восстанавливается. В длительных походах на это времени обычно нет. |
Автор: | Первопроходец [ 22 02 2018, 03:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика |
9. Как правильно тренироваться: развитие аэробных способностей мышц Всю зиму вместе с кинезиологом я трудился над восстановлением правильной работы дыхательной мускулатуры. Эта работа сейчас практически закончена и предел моих дыхательных возможностей достигнут. Далее развиваться некуда - генетика ограничивает. Но, вспомнилось, что у человеческого организма есть и другие резервы, которые издавно используют приверженцы азиатских единоборств. Ранее я уже как-то писал, что в любой мышце одновременно присутствуют два типа мышечных волокон: - аэробные ("кислородные", "медленные"), которые получают энергию за счет окисления гликогена кислородом дыхания и потому не устают длительное время; - анаэробные ("бескислородные", "быстрые"), функционирующие за счет стремительного химического распада «топливных» веществ без участия кислорода. Эти волокна в состоянии работать в среднем 30-60 секунд, после чего появляется знакомое всем ощущение "забитости" мышц - их закисление лактатом ("молочной кислотой"). Если закисление игнорировать, то активное мышечное волокно травмируется - чего и добиваются культуристы для наращивания мышечной массы. Однако закисление не возникнет когда с нагрузкой справляются аэробные мышечные волокна. Чем больше в мышце аэробных волокон и меньше анаэробных, тем она выносливее, хотя и реагирует медленнее. И хотя соотношение количества волокон разного типа в мышце врожденное, его можно изменить, воздействуя специфической нагрузкой. При этом происходит преобразование волокон одного типа в волокна другого. 1. Перестройке анаэробных мышечных волокон в аэробные способствует езда в гору на каденсе 40-45 и пульсе ~120, а также кратковременные ускорения (30-60 сек.). При появлении первых признаков закисления интенсивность снижается: сбрасываем передачу и переходим на круговое педалирование с частотой 80-90. Подход повторяется лишь после того, как работоспособность мышцы восстанавливается. Вариант: закисляемся чуть-чуть, после чего темп снижаем и как только мыiцы восстанавливаются, вновь ускоряемся до нового небольшого закисления. Такие тренировки продолжаются 1-1,5 месяца, после этого они становятся неэффективными. 2. Следующий этап - тренировка самих аэробных мышечных волокон. Однако это сложно, т.к. в обычных условиях они не закисляются. Помогают тренировки в горах или езда с гипоксической маской. Но еще более результативны стато-динамические упражнения, которые предполагают постоянное напряжение мышц. Теория этого процесса подробно описана профессором В.Н.Селуяновым: Цитата: Современные практические рекомендации в корне противоречат общепринятым воззрениям. Например, считается, что для подготовки спортсмена в циклических видах спорта по общепринятой схеме, надо сначала выполнить некоторый огромный объем работы для того, чтобы создать общую выносливость. А по нашим представлениям, НИКАКОЙ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НЕТ и надо создать мышечный аппарат, в котором много миофибрилл. Именно тогда человек становится сильнее, а вокруг новых миофибрилл надо создать дополнительные митохондрии и тогда человек становится выносливее. И при этом обязательно нужно проконтролировать: соответствует ли сердце новому мышечному аппарату. ![]() Поделюсь своим опытом. Я имитирую относительно медленное педалирование в виде неполных приседаний и не выпрямляя ног, с опорой на основания больших пальцев стопы: повторы в течение 30-40 сек. в темпе езды до появления жжения в мышцах ног. Затем 30-40 сек. легкого активного восстановления (походить и потрясти мышцами) и новый цикл. Всего три раза (суперсерия). Вариант потруднее: то же, но сначала на одной ноге, потом на другой. И, без отдыха, новый цикл. При этом дополнительно прорабатываются волокна малой ягодичной и грушевидной мышц, также участвующих в педалировании. Третий вариант: то же, но с добавлением груза. Четвертый вариант: резиновая петля на шею-ногу (это уже для бицепса бедра). Критерий правильности выполнения упражнения - легкое локальное утомление, но не закисление мышц. Со временем количество суперсерий увеличивается до 3-4 с отдыхом между ними порядка 10 минут. Количество таких тренировок в день рекомендуется 1-2 (чередуем разные группы мышц), в неделю - 3-7. Двойное увеличение выносливости тренируемых мышц гарантируется через 2-3 недели (именно столько времени требуется на формирование новых митохондрий - источников клеточной энергии). Получается, что тренироваться нужно не много, а теоретически грамотно. Тогда и результаты получаются хорошие. Конечно, этот уровень нужно поддерживать постоянно (оставляем одну суперсерию в день). Иначе уже через 1,5 месяца невостребуемые митохондрии распадутся, а вместе с ними исчезнет и выносливость. ![]() |
Автор: | Первопроходец [ 24 02 2018, 22:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика |
Езда на велосипеде основывается на использовании тех мышц и их взаимодействий, которые выработаны эволюцией. Другого не дано. Главное, что нас отличает от человекообразных предков - это изменение способа передвижения. Прямохождение и гравитация преобразили функции большинства мышц. Самые существенные изменения произошли в тазовой области: - центр масс приблизился к тазобедренным суставам; - сам таз приобрел чашеобразную форму, в которой разместилась большая часть внутренних органов; - нагрузка на мышцы таза уменьшилась. Кроме участия в движении, они стали еще удерживать тело в выпрямленном положении; - таз превратился в опору для позвоночника, который стал более массивным (особенно в нижней части) и приобрел S-образный изгиб. ![]() Изменились также пропорции тела и конечностей. Сформировался мощный продольно-поперечный свод стопы, она утратила хватательную способность и большой палец уже не противопоставлен остальным. ![]() Из-за удлинения бедра и изменения формы таза нижняя часть ягодичной мышцы переродилась в сухожилие, а верхняя стала короче и толще. Аналогичным деформациям подверглась и мускулатура голени. ![]() Потребность в длительной ходьбе привела к тому, что в мышцах ног аэробных волокон стало значительно больше в силу уникальной способности человека произвольно увеличивать их количество (см. мой пост выше). Описанные изменения происходили в течение десятков миллионов лет. И не стоит рассчитывать, что за несколько лет катания мы сможем хоть сколько-нибудь перестроить свое телосложение в соответствии с геометрией велосипедной рамы. Хотите кататься с удовольствием? Приспосабливайтесь к тому, что создано прямохождением. |
Автор: | Первопроходец [ 25 02 2018, 17:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика |
Похоже в споре о том, что энергетически выгоднее: педалировать часто на легких передачах или редко, но на тяжелых, можно поставить точку. В одной из своих фундаментальных работ (см. по ссылке стр. 13) уже цитировавший выше профессор В.Н.Селуянов (кстати, бывший велогонщик), пишет: Цитата: В шоссейных гонках с раздельным стартом рациональный темп педалирования варьирует при равном спортивном результате от 80 до 110 об/мин. Обусловлено это разным уровнем подготовленности функциональных систем спортсменов. Так, гонщикам с большим содержанием окислительных мышечных волокон (ОМВ) относительно выгодно педалировать с низким темпом и большим передаточным соотношением. Гонщикам, имеющим меньший процент ОМВ, более выгодно педалировать с высоким темпом и меньшим передаточным соотношением. Но в этом случае у велосипедиста должен быть резерв по минутному объему кровообращения (анаэробный порог должен наблюдаться на пульсе 120-150 уд/мин). Равный результат такие спортсмены могут показать лишь в том случае, если у второго гонщика окислительные возможности мышц (порог аэробного обмена) будут выше на величину, необходимую для компенсации расхода энергии на перемещение ног в более высоком темпе. Выводы: - несмотря на то, что частота педалирования - качество врожденное, ее можно изменить путем целенаправленных тренировок по развитию аэробных возможностей организма. Смысл набора спортивной формы – предельное насыщение мышц митохондриями; - более частое педалирование энергетически затратнее для тех, у кого ноги толще. Особенно это становится заметно, как указывает В.Н.Селуянов, после 100 об/мин, когда зависимость становится кубическая. ![]() |
Автор: | Fitter-C [ 25 02 2018, 23:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика |
Цитата: затратнее для тех, у кого ноги толще Однако эта формулировка больше подойдёт на форум работников торговли (мясной отдел).Нафига туристу шоссейные гонки и эти давно известные 90-110 об/мин?! Гонка с раздельным стартом - это гонка на скорость. Туристу нужна крейсерская скорость, т.е. максимальная скорость при минимальном энергоресурсе. В технике это 60-80% от максимальной. Грубо: аналог энергоресурса - это пульс. Как в этой работе указано, есть оптимумы частоты для каждого пульса. Передача не сильно меняется. Например для пульса 150 - оптимум 78 об. и передача 6,8 м. 150 для туриста многовато, конечно. Экстраполируем: пульс 135 - оптимум ~70 об/мин. Для подготовленного туриста самое то. |
Автор: | Первопроходец [ 25 02 2018, 23:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика |
Fitter-C писал(а): Экстраполируем: пульс 135 - оптимум ~70 об/мин. Для подготовленного туриста самое то. Спасибо за мнение. Есть к чему стремиться.
|
Автор: | Первопроходец [ 27 02 2018, 01:13 ] | ||
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика | ||
10. Как правильно тренироваться: накатываем объемы Пытаюсь понять, почему у кругового педалирования не так много сторонников, особенно в среде профессиональных спортсменов? Казалось бы, они-то должны эту методику осваивать в первую очередь. Оказалось, что дело не только в привычках или врожденных особенностях. И не в том, что наши мышцы устроены не одинаково: например, у стайеров в квадрицепсе обычно преобладают медленные (красные) волокна, а в бицепсе ног - быстрые (белые, потому что там меньше кровоснабжение). И потому согласовать их работу в равномерном педалировании крайне сложно, если вообще возможно. Проблема кажется неразрешимой, но В.Н.Селуянов (см. вложение, стр.5 и далее), тщательно проанализировавший механизм энергообеспечения работы мышц, нашел решение. Он выяснил, что и в быстрых, и в медленных мышечных волокнах все зависит от количества клеточных митохондрий: если их мало или совсем нет, то волокно "быстрое", оно функционирует порядка 30 сек. в анаэробном (бескислородном) режиме. А если митохондрий много, то волокно "медленное", работает аэробно и сколь угодно долго. И хотя принцип работы мышечной клетки заложен генетически, но оказалось, что под действием нагрузки в волокнах любого типа можно количество митохондрий увеличивать. Это относится и к быстрым волокнам (крупная мышца), работа которых, таким образом, переводися в несвойственный для них аэробный режим. Т.е. сила/скорость становятся долговременными. По этой методике я и тренируюсь сейчас: интервальная езда в гору + стато-динамические упражнения. Однако не все так просто. Чем больше мышц вовлечено в движение, тем больше кислорода для них требуется. Этот кислород мы получаем из легких, а к мышцам он доставляется с помощью сердца. Значит пульс должен быть более высоким или объем сердца большим. Либо то и другое вместе. Но здесь есть ограничения (например, возрастные), как и в объеме легочной вентиляции. Поэтому еще одно из решений состоит в том, чтобы использовать как можно меньше мышц: практикуем инерционное круговое педалирование, не раскачиваем корпус и без нужды не напрягаем лицо, спину и руки. Много лет я тренировался по очень простой схеме: зиму и весну накатывал объемы. Потому что верил, что 1500 км к началу активного летнего сезона - это хорошая основа для удачного завершения длительного путешествия. Но сути этого процесса не понимал: мол, все так делают. По Селуянову же многомесячное вкатывание на среднем пульсе (120-130 для молодежи) означает тренировку всего лишь одной главной мышцы - сердечной. Таким образом решается задача по постепенному эластичному растягиванию левого желудочка до генетически возможного предела (критерий - урежение пульса в покое). Так что без накатывания объемов тоже не обойтись. Сколько и как часто нужно кататься? Это зависит от цели: увеличить объем сердца на 20% или в 2 раза (конкретные рекомендации читайте во вложении на стр. 16). Причем важны не километры, а суммарное время тренировок, проведенных в холмистой местности. Примечание: В.Н.Селуянов (вечная ему память) в спортивной физиологии теоретик и, ссылаясь на отсутствие исследований, иногда позволяет не обоснованные допущения. За что его и критикуют. Кроме того, отнюдь не все утверждения ученого нужно понимать буквально (например, о роли тех же объемных тренировок). Однако, благодаря его митохондриальной теории, я стал вдумчивее относиться к организации своих тренировок. И теперь понимаю, что главное в подготовке моего организма, это совершенствование обмена веществами и энергией с внешней средой: обеспечение эффективной транспортировки кислорода и питательных веществ в работающие мышцы, их усвоения и выведения продуктов распада. ![]()
|
Автор: | Первопроходец [ 16 03 2018, 11:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика |
Способы педалирования Я их знаю несколько и всеми пользуюсь. 1. Обычное толчковое давящее, сидя в седле - используется 1 фаза из 4-х возможных. Так катаются новички и любители. Усилие на педаль передается мышцами кора и, преимущественно, квадрицепсом, обычно через середину стопы. 2. То же, но воздействие на педаль начинается уже в фазе проталкивания педали в верхней мертвой точке за счет сгибания стопы в голеностопе (подключается икроножная мышца голени). Каденс 50-60. ![]() 3. Акцент делается на еще более мощном выталкивании педали. Таз при этом сдвигается назад, спина в пояснице выгибается наружу, стопа как бы отталкивается прямо от тазовой кости или даже от спины. Метод применяется на относительно пологом подъеме в течение 20-40 сек., до появления жжения в мышцах (время зависит от тренированности). Каденс 40-50. 4. Педалирование стоя со смещением веса тела на рабочую педаль (способ "танцовщица"). Применяется на коротких крутых подъемах-торчках или при подъезде к вершине подъема. Метод эффективен до появления жжения в мышцах. Каденс 40-50. ![]() 5. Педалирование в туклепсах сидя (некоторые туристы все еще предпочитают именно их, а не контакты). ![]() Отрабатываются 3 из 4-х фаз: верхнее проталкивание (пяткой вниз), давление, нижнее протаскивание (пяткой вверх). К сожалению, практически не используется бицепс ноги. Каденс 80-100. 6. Круговое педалирование в контактных педалях: равномерно включаются четыре фазы движения педали, все мышцы ноги задействуются максимально эффективно. Каденс 80-100. Подробнее о методе здесь. Избегайте ритмичного напряжения в кистях рук (симптом давящего педалирования) и забалтывания ног. |
Автор: | Первопроходец [ 20 03 2018, 11:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Велосипедная биомеханика |
Наверное, комментарии не нужны: наездник тяжело болен. И в этом ему активно помогает Брукс. ![]() |
Страница 17 из 19 | Часовой пояс: UTC + 8 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |