ВНИМАНИЕ!!! С 25.01.2019 форум доступен в режиме только для чтения! Спасибо всем за то что все эти годы были с нами! Было весело! Предложения и мысли присылайте на rovilin@mail.ru Спортцех - ремонт велосипедов, горных лыж, сноубордов

X-ride

Текущее время: 15 12 2024, 00:33

Часовой пояс: UTC + 8 часов





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 89 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 18 04 2012, 10:24 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
В прошлые выходные я осматривал монастыркую дорогу, которая идет от мелькомбината к Успенскому монастырю, и нашел на ней торчащий из земли обломок узкоколеечного рельса.
Изображение
Известно, что в 1875 г. в монастыре шли разговоры о создании здесь железной дороги и строительстве своего паровоза. Однако до него дело, возможно, все же не дошло. А вот конную узкоколейку вполне могли построить. Но не для нужд Успенского монастыря, а для вывоза извести из-под скалы Птица.
Однако у старожилов другое мнение: узкоколейные рельсы использовались в качестве дополнительных подпорок к столбам электроснабжения Успенского монастыря, которые стояли вдоль всей монстырской дороги. Нужно копать!

Фотография периода строительства Транссиба. Вдалеке видны быки моста через Енисей Изображение
Это район монастырской дороги - она проходит немного выше.
Похоже, что на этом месте была пристань. Она и сейчас там существует http://wikimapia.org/#lat=55.9904935&lon=92.8003067&z=16&l=1&m=s
Обратите внимание, что нынешний тупик мелькомбината как бы продолжается
в монастырскую дорогу.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 23 04 2012, 09:32 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
После нашей поездки по поиску Бадалыкской узкоколейки внук бывшего директора Бадалыкских шахт священник о.Константин (Зеленов) прислал мне некоторые исторические документы и фотографию работников Бадалыкского шахтоуправления. В среднем ряду третий справа (с бородой) дед о.Константина Цибульский Константин Брониславович.
Изображение
Трудовая книжка Цибульского К.Б. В 1939 г. он начинал слесарем-водопроводчиком.
Изображение
Запись в трудовой книжке: переведен в трест "Красгортоп" на должность управляющего Бадалыкского шахтоуправления. Приказ от 23.04.1949 г.
Изображение
Акт приема-передачи шахтного хозяйства
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 23 04 2012, 10:11 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Скатались вчера втроем на Чернореченскую узкоколейку. Из уникального: единственный в истории красноярских узкоколеек случай, когда для нее был построен мост-путепровод через Транссиб.

Карта маршрута: ст.Чернореченская - нежилой п.Октябрьский - д.Постойка - ст. Чернореченская. Всего 30 км, но каких! Весь день на них ушел.
Изображение
Топознаки к карте. "Каз." – это казарма.
Изображение
Узкоколейка принадлежала Чернореченскому леспромхозу. Это предприятие живо и поныне, только его телефон не отвечает. Надо бы в будний день как-нибудь съездить.
Изображение

Изображение

Железная дорога, как говорят, строилась в послевоенное время и просуществовала относительно недолго. Большая ее часть была проложена по старой насыпи Трассиба постройки 1895 г. И, действительно, чего было добру пропадать?
Эта насыпь шла немного севернее станционного поселка. Оттуда мы и поехали: по провалившейся в болото насыпи.
Изображение
Обходим ручей: вроде бы и неширокий, но не перепрыгнуть.
Изображение
Неподалеку все еще зима. Вид с насыпи.
Изображение
А это сама насыпь.
Изображение
И выемка.
Изображение
Речка Грязнушка.
Изображение

Неожиданно выехали к огромной промоине. Внизу просматриваются остатки каменной трубы. Такое я вижу впервые - каменные трубы всегда были в целости.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Когда-то здесь лежали шпалы и бегали смешные маленькие паровозики.
Изображение
Мой лучший кадр в этой покатушке.

Слева, выше лестницы, мы нашли остатки дома железнодорожного обходчика.
Изображение
Это тоже старый Транссиб.
Изображение
По этой отлично сохранившейся насыпи еще ездят на машинах в д.Грязнушка.
Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 23 04 2012, 22:35 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Неожиданно дорога резко свернула к ж.д. магистрали, а насыпь пошла дальше, сплошь заросшая молодыми деревьями. Потом и она сделала плавный поворот, псоле чего практически под прямым углом вывела нас к уникальному: остаткам узкоколеечного моста через двухпутку Транссиба. Это метров 30 висячего сооружения в один-два пролета.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Возможно, что здесь было нечно похожее на такой мостик:
Изображение
Или на такой, что проходит над железнодорожной линией Нижний Тагил — Алапаевск, по которому пролегала линия Алапаевской УЖД.
Изображение

Путепровод был демонтирован, веротяно, после 1959 г., когда началась активная электрификация Транссиба и мост проводам стал мешать. К этому времени, возможно, были выбраны и запасы леса.

В этот день погода нас совсем не баловала. Много раз начинался сильный снегопад с ветром.
Изображение

Изображение

Изображение

Здесь недавно проснувшийся медведь полакомился муравьями. Но следы рядом уже довольно старые.
Изображение

Наши находки в п.Октябрьском – бывшем 6-м участке, а потом совхозной ферме, где даже была своя пекарня.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Рельсы мы не нашли, потому что в 90-е их подчистую собрали и вывезли на металлолом местные люмпены. Странно, но и шпал мы не обнаружили тоже. В поселке не осталось не только домов, но и обычных для старых деревень столбов ограды, ям от погребов и пр. О жилье напоминают лишь когда-то росшие во дворах вербы да одинокие сосны.

Обратно мы возвращались по грунтовке через притрактовую деревню Постойка, на краю которой живет баба Алла Кирпиченко, местная старожил. Но дома ее не оказалось.
Изображение

Изображение
Придется ехать снова.

Участники экспедиции.
Изображение

Изображение

Изображение
А я, как обычно, остался за кадром.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 24 04 2012, 03:20 
Не в сети
Новичок
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05.03.11
Сообщения: 46
Очень интересная и необычная грань истории. Спасибо за такой репортаж *YES*


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 24 04 2012, 20:57 
Не в сети
Знаток
Знаток

Зарегистрирован: 09.06.08
Сообщения: 399
Откуда: Копылова
Самое главное, что дорога и в этом веке пригодилась. Пусть и для машин. Кстати, а как в тех краях обстановка с клещами?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 25 04 2012, 12:39 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
ArcherAlexander писал(а):
Очень интересная и необычная грань истории.

Через день я еще раз сгонял в д.Постойка и встретился с бабой Аллой. Вот что она рассказала.

Узкоколейку строили в 1956-57 гг. Многие деревенские работали на этой стройке, т.к. там хорошо платили. Построили быстро, но дорога просуществовала, к сожалению, недолго. Возили по ней стружку с пилорамы поселка Главпищетала (потом он был переименован в Канцерлес с припиской к Казахстану, после, в 1965 г., в связи с присоединением к Чернореченскому леспромходу - в его 6-й участок, а затем - в пос. Октябрьский). Лесопильный завод работал в три смены, располагался там, где сейчас посадки сосны, ниже поселка.
Изображение
А вот возили ли лес, б.Алла не помнит. Она сама по узкоколейке ездила всего один раз и впечатления от этой поездки у нее остались не самые радужные: ей было просто страшно, т.к. вагоны сильно раскачивались.
Паровоз был небольшой, черного цвета. Машинистом работал Булыгин (Булганин, Булгаков).
Изображение
Фото: Папуловская узкоколейная железная дорога (Кировская область), загрузка сцепа хлыстами.

Замена шпал.
Изображение

Дорогу разобрали где-то в начале 1960-х после того, как однажды по узкоколеечному ж.д. мосту попытался проехать пьяный бульдозерист, который свалился на идущий внизу поезд. Об этой истории должен знать дед Тимофеев, житель разъезда Веселый, работавший тогда на основной железной дороге (но в этот раз домв его я не застал).
Мост был бетонный, с промежуточными опорами, установленными между путями.

Поселок, основанный в 1948 г., закрыли в 1975-ом. Дома разобрали и вывезли в окрестные деревни, а некоторые сожгли. За поджоги посадили Ивана Зайцева.
Поселок раньше был довольно большой. В нем было 2 магазина, клуб, детсад, школа, пекарня, водокачка. Были и колодцы, но вода в них для питья не годилась - люди от нее опухали. На трех улицах проживало порядка 500 чел. Снабжение было очень хорошее. Плюс зарабатывали сбором черемши, малины и клюквы, продавая их в Черной (ст.Чернореченская).

Рельсы от узкоколейки время от времени местные жители все еще находят. В прошлом году сосед б.Аллы свои трактором притащил такую рельсу и использовал ее при монтаже перекрытий подвала.

P.S. переход через Транссиб мог быть и иным. Например, в Австралии сделали по-другому:
Изображение

Изображение


_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 25 04 2012, 14:32 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый

Зарегистрирован: 09.07.07
Сообщения: 176
Откуда: Красноярск
Электрификация возле чернореченской была уже сдана в эксплуатацию в 1959 году, значит, путепровод должен быть над контактной сетью. (хотя по фотографии подхода к путепроводу это неочевидно)
От этого вдвойне интересно узнать, про происшествие с бульдозером


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 27 04 2012, 04:22 
Не в сети
Местный житель
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13.08.05
Сообщения: 1912
Откуда: улица академика Киренского
моя очередь оставаться за кадром :) организатор экспедиции:
Изображение

30км оказались знатные, со всеми видами бездорожья - травы-болота, говна, снега. в общем, настоящее кросс-кантри - на шоссейнике не проедешь, не то что в тот же день проходивший шорт-трек :-D
клещей замечено не было, возможно они не захотели мёрзнуть в этот день под снегом при 0°С

карта с треком
Изображение

и трек в интерактивном виде или на гуглоспутнике. кроме того все фотки в этот раз привязал треком - можно на фоне яндекс-спутника их смотреть
ну и сразу с фотками и треком весь большой архив

путь начали под снегом, от ж/д станции "Чернореченская" (п. Новочернореченский), рядом стоит водонапорная башня
Изображение

закончили там же, поэтому сразу заодно финишный кадр
Изображение

на табличке: "Дирекция по тепловодоснабжению Красноярской железной дороги <...> Ачинский региональный участок <...> Водонапорная башня"
Изображение

через несколько домов, рядом с домом культуры, башня поменьше
Изображение

деревенские пейзажи
Изображение

Изображение

судя по картам и жпсу, именно по этой улице проходил старый транссиб. вид на восток
Изображение

вид на запад
Изображение

где-то здесь проходил
Изображение

идём-едем по просеке транссиба в болоте
Изображение

Изображение

Изображение

рельефный кочкарник
Изображение

первый ручей поперёк, р. Татарка
Изображение

перелезли его по кустам
Изображение

Изображение

направо пошёл старый транссиб, налево - какое-то ответвление через р. Грязнушку до оврага
Изображение

Изображение

Грязнушка тоже теперь без моста, летом может и вброд можно перейти, но в этот раз мы туда не полезли. хотя интересно чего там через полкилометра в овраге
Изображение

вокруг ещё более рельефный и горелый кочкарник
Изображение

вернулись на транссиб, пробираемся дальше
Изображение

Изображение

болота давно кончились, насыпь затвердела, начинает трясти по ямам и стиральной доске от шпал
Изображение

Изображение

подъехали к той промоине с размытой каменной трубой
Изображение

Изображение

Изображение

болотце рядом
Изображение

Изображение

д. Грязнушка на горизонте
Изображение

выемка насыпи и ступеньки к остаткам дома железнодорожного обходчика
Изображение

рассматриваем остатки, на переднем плане - яма подвала
Изображение

тут видимо трансформатор стоял
Изображение

двигаемся дальше
Изображение

оказываемся на дороге к Грязнушке, идущей по насыпи
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

ещё одно болотце
Изображение

вытекающее в уже современную трубу под дорогой
Изображение

Изображение

тут дорога сворачивает с насыпи транссиба, насыпь вот уходит прямо. узкоколейка видимо где-то рядом уходила с насыпи направо по более широкой дуге
Изображение

выезжаем к ж/д
Изображение

и остаткам узкоколеечного моста
Изображение

Изображение

элемент конструкции
Изображение

на другой стороне рядом валялась куча каких-то камней, не старинных впрочем кажется
Изображение

вскоре нашли полянку с чурками, устроили привал с костром.
Изображение

просека под узкоколейку далее не просматривалась. судя по картам, жпсу и окружающей обстановке, полпути узкоколейки к бывшему Октябрьскому непроходимы. попёрлись по единственной явной дороге.
Изображение

эх, дорога, глубокие колеи в говнах со снегом 8-)
Изображение

кажется здесь дорога встречается с еле видной просекой от узкоколейки
Изображение

Изображение

выезжаем на солнечную поляну-бывший п. Октябрьский
Изображение

Изображение

Изображение

катаемся по лужам на поляне, объезжаем её к двум концам узкоколейки, изображённым на карте
Изображение

Изображение

на краю поляны припарковали велосипеды и решили разведать немного пешком по какой-то дороге
Изображение

нашли только виднеющуюся просеку, по форме-направлению похожую на искомую от южного конца узкоколейки
Изображение

Изображение

вышли обратно на поляну, пошли к другому её краю с предполагаемым ответвлением узкоколейки, там цветочки :)
Изображение

и какая-то железяка (кусок кузова от грузовика?) в борозде
Изображение

пошли обратно. Первопроходник нашёл в земле куски кровельного железа,
Изображение

простреленный старинный таз,
Изображение

Изображение

трубу.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

печку нашли на выезде
Изображение

спиленный столб, который, судя по вросшести в землю, был деревом
Изображение

кирпичи рядом в воде
Изображение

аналогичная дорога на д. Постойка, на подъёме снег
Изображение

Изображение

хорошо едется по воде в неглубокой колее, весело трещит снежно-ледяная каша под колёсами :)
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

въезжаем в Постойку
Изображение

нас яростно встречает троица дерзких собачонок
Изображение

тут они подуспокоились, пока мы стояли напротив и стучали в дверь к Кирпиченко бабе Алле
Изображение

Изображение

Изображение

выехали на трассу
Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 28 04 2012, 02:03 
Не в сети
Новичок
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05.03.11
Сообщения: 46
d_A_y
Отличный отчёт! Интересные фотографии :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 01 05 2012, 10:41 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
По информации известного командора бардсплавов по р. Мана Владимира Васильевича Бортникова, вблизи станции Маганская якобы имелся конный рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для вывоза леса. Вот цитата из рассказа Бортникова «Дед Пескарь», написанного 10.11.2007 г.

Пошли на традиционное место сбора шишки, где рос сплошняком столетний кедр. Идём вдоль узкоколейки, которая поднимается вверх по ущелью. Нас нагоняет состав из платформ для перевозки брёвен. Только вместо паровоза в этот состав запряжены три лошади, идущие по шпалам друг за другом. Мы уселись на платформы и уже с комфортом углублялись в тайгу. Постукивали изредка колёса на стыках рельс. Погода прелесть, тёплая осень. Запах тайги будоражил наше обоняние, дед Пескарь рассказывал очередную историю. Но мало кто его слушал, не каждый день удаётся прокатиться по узкоколейке.

Железная дорога закончилась вскоре как проехали деревню Каракушу. Нам предстояло идти на восток к заветным Кедрачам.
...
Медведь начал наглеть и приблизился на 100-200 метров. Но не нападал, смотрел, как мы вытаскиваем орех из тайги. После обеда. Напрочь уставшие! Добрались до желанной узкоколейки. Состав стоял гружёный стволами от деревьев, готовый помчаться вниз по ущелью. Лошадей и заготовителей древесины не было, видимо тоже шишку долбят. Мы стали поднимать мешки на площадки первого и последнего вагона, где находился штурвалы ручного тормоза. Эти лесовозные платформы имели механическую систему тормозов. И дед Пескарь шепелявя объяснял, что резко тормозить нельзя, а на крутых поворотах нужно притормаживать, чтобы вагоны не завалились.

Состав медленно начинает трогаться, постепенно отпускаются тормоза. Мы с комфортом едем вниз по ущелью. Грохот колёс такой, что о переговорах с первым и последним вагоном стоит забыть. Все команды на торможение подавались жестами. Жить хочется всем! Не стоит на всей скорости врезаться в тупик, где происходит разгрузка брёвен. Подъехали к лесоскладу плавно! Сторож выскочив из избушки был в шоке. Начал кричать на нас. Это Государственная собственность! Вас охальники под суд нужно отдать! Мы свалили на деда, что он главный, а мы не причём. Просто попутно сели. Дед, аж возгордился! Тяперча на слуху будет имя деда Пескаря во всех ближайших деревнях. Дед пескарь — таксует на узкоколейке! Короче спас он нас от криминала.

Затем выяснилось наш дедушка, вообще не щелкает орех уже лет 20. По причине отсутствия зубов. Продал орешки на станции Маганская. Деда давно уже нет, похоронили. Да и деревня Каракуша и та самая железная дорога лесозаготовителей канули в историю. А слухи о похождениях деда Пескаря до сих пор пересказывают…

Основываясь на этом рассказе, собиратель всякой информации об узкоколейках С.Д.Болашенко решил, что шла она по следующему маршруту:
Изображение
По предположению автора, "не исключено, что позднее появилась локомотивная тяга, рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой. На рельсовом пути узкой колеи имелся населённый пункт Каракуша. Он был закрыт в 1970-х годах либо ранее. Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана".

Иллюстрация. Конная вывозка леса по рельсовому пути. 1944 год. Фотография из книги «Ленлес: годы становления и развития», изданной в 1992 году.
Изображение


Очень уж захотелось во всем этом убедиться и в первомайские выходные я с товарищами, с которыми зимой переходил Байкал, провел собственное исследование.

Оказалось, что отсыпанная и выкопанная в склоне Холодного лога речки Каракушки автомобильная дорога, которая, как я предполагал, была построена поверх узкоколейки, по крутизне уклонов и поворотов совершенно не годится для перевозки леса конной или даже паровозной тягой. Хотя она поначалу и выглядела очень убедительно.
Изображение

Изображение

Изображение

От деревни 25-дворовой деревни Каракуша остался всего один столбик, да пара железяк.
Изображение

Изображение

Никакой дороги, по которой могла бы быть проложена узкоколейки дальше за деревню, мы не нашли.

Пообедав, обратно пошли уже вдоль речки Каракушки.
Изображение

Изображение

Если уж насыпная дорога для узкоколейки не годится, то может вдоль речки найдется подходящее для нее место? Несмотря на то, что пойма оказалась заболоченной и поросшей кочками, но вдоль то одного, то другого берегов что-то похожее на ложе узкоколеки все же просматривалось.
Изображение

В одном месте мы даже обнаружили разрушенный мостик из шпал, но, судя по дырам от костылей, это были шпалы широкой колеи - современные.
Изображение

Примерно в 2-х км не доходя до Свищево, в придорожном лесу на берегу Каракушки, случайно нашлись остатки капитального бетонного строения. Похоже на остатки от ШПУ. Может, туда и ведет отсыпанная дорога?
Изображение

Изображение

Изображение

Проанализировав рельеф местности, мы пришли к выводу, что и проселочная дорога, идущая вдоль р.Каракушки, из-за затяжного взгорка на крутом повороте речки, не позволяла самокатом доехать до Маганской.

Вернувшись в поселок, мы расспросили с десяток местных жителей, но не нашли ни одного, кто бы хоть что-то слышал об узкоколейке. В конце-концов, отыскался 82-летний дед Свищев Николай Аркадьевич (потомок основателей д.Свищево, откуда якобы и шла узкоколейка), который авторитено заявил, что рассказ Бортникова – досужий вымысел. Потому что:
а) в окрестностях Маганской лес никогда не заготавливали – только шпалы, и то в очень небольшом количестве;
б) кедрача, тем более столетнего, в округе на 15 км вообще нет (а длина предполагаемой узкоколейки всего 6 км);
в) кедрач на восток от д.Каракуша - это в сторону Маганской, т.е. нужно было идти обратно;
г) в д.Каракуша хоть и стояли некоторое время лесозаготовители, но лес они стаскивали в речку Базаиху, откуда бревна сплавлялась до Красноярского ДОКа.

Однако все оказалось не так уж плохо. Дед Свищев заявил, что конная узкоколейка точно была, но не здесь, а неподалеку от п.Ерлыковка, что на р.Базаиха. Декавильная (т.е. конно-рельсовая) узкоколейка шла вдоль ручья Тортун, впадающем в р,Базаиха. Там еще небольшая деревушка Тортун была. Да и кедрача в тех местах много. Именно по узкоколейке сейчас проложена автодорога в п.Береть.
Изображение

Эти места и мне хорошо знакомы. Судя по перепаду высот, узкоколейка шла с небольшим подъемом (не более 1,5 %) до пересечения р.Тортунский (далее начинается крутой подъем в перевал к г.Костоватой). Там, кстати, и площадка ровная есть, нужная для погрузки леса. Оттуда и самокатом съехать можно. А по расстоянию - всего километров 4-5, что для конной узкоколейки вполне нормально. Судя по объемам вырубок по ручьям Осиновому и Тортунскому, лес оттуда вывозили 2-3 года, не больше. Значит, и узкоколейка столько существовала. На космоснимке видно, что дорога уходит вверх по р.Тортунский. Надо бы туда съездить.

Так, может, В.Бортников действительно, по прошествию многих лет, что-то напутал? Или просто сочинил красивую сказку, в которую опрометчиво поверил собиратель узкоколеек?
Похоже, что мы столкнулись с нонсенсом - логической ошибкой. Если исходить из того, что Бортников 1953 года рождения, а за шишками ходил, будучи уже парнем, то узкоколейка активно функционировала в 1970-х годах. Точнее, в 1975 г., потому что именно в этот год бард (судя по опубликованной его биографии) переехал на постоянное местожительство из Душанбе в Сосновоборск.
С того времени прошло всего 37 лет и наши современники узкоколейку должны помнить очень хорошо. Но не помнят...

Однако, великая все же штука, интернет: нашелся в нем мобильный номер Бортникова. Оказалось, что рассказ был записан им с чьих-то слов, не документально. Сам Бортников в Каракуше никогда не был и свою публикацию оценивает как художественную.
Но мне не жаль - день-то был очень уж хороший, солнечный. Да и история получилась как бы детективная.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 01 05 2012, 21:58 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Рекомендую посмотреть видео



Понятно cтанет, что нужно искать: шпалы-бревна, никаких уклонов и крутых поворотов. Ясно, что вдоль Каракушки узкоколейки быть в принципе не могло. А ходили мы по обычным грунтовкам местного значения - мужики по дрова там до сих пор наверняка ездят (чурки валялись).

В учебнике "Устройство и содержание пути узкой колеи 750 мм" (Москва, Транспорт, 1975) указано, что:
- кривые должны быть максимально пологими (радиус в нормальных условиях не меньше 200 м, а в трудных - не менее 100 для вагонов длиной 7 м. При этом происходит уширение колеи на 14 мм, что уже опасно провалом колеса и сходом поезда);
- про уклоны я не совсем понял (они формулой вычисляются в зависимости от веса состава), но обычно 8-12%, не более. Судя по просмотренным видеофильмам, крутизны и резких спусков на УЖД не бывает;
- станции и тупики размещаются на равнинных и прямых участках;
- длина рельса, в зависимости от марки, может быть от 5 до 8 м (чаще 5-6 м);
- стык обычно делается на весу;
- рельса к шпале пришивается двумя костылями без подкладки;
- стандартная длина шпалы 1,5 м, расстояние между ними 50-70 см;
- шпалы укладываются поверх балластного слоя щебня, гравия или крупнозернистого песка шириной 1,7-1,8 м. Насыпь делается высотой не менее 60 см или выше, исходя из глубины снежного покрова, исчисленного за последние 10 лет;
- на кривых участках пути делаются контруклоны с превышением одной рельсы над другой.
- чем медленнее движется состав, тем меньшее давление он оказывает на рельсы. Обычная скорость на узкоколейке - 20 км/час, на равнинных участках - до 35 или даже 50 км/час.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Узкоколейки Красноярья
СообщениеДобавлено: 06 05 2012, 09:22 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Анализатор писал(а):
Электрификация возле чернореченской была уже сдана в эксплуатацию в 1959 году, значит, путепровод должен быть над контактной сетью. (хотя по фотографии подхода к путепроводу это неочевидно)
От этого вдвойне интересно узнать, про происшествие с бульдозером

И мне было очень интересно, поэтому вчера я съездил в Козульский госархив (безрезультатно) и заодно проскочил на разъезд Веселый к 83-летнему Тимофееву Алексею Федоровичу, которого в прошлый раз не застал. Вот он-то мне все и рассказал. Да с такими подробностями, о которых я и не мечтал.
Изображение
Уникальный был проект, правда, попользовались дорогой всего 3 месяца. А дальше - как в анекдоте. Но обо всем по порядку.

Октябрьский – это название поселка официальное. А люди знают его как Канцерлес (заготовка от Кузбасского треста Конзавод для Казахстана), да еще как 6-й участок Чернореченского леспромхоза. Поначалу лес оотуда возили машинами, но из-за отсутствия дороги было это крайне сложно. И тогда инженер по фамилии Блинов предложил потсроить узкоколейку. Проект предусматривал прокладку ж.д. путей по старой насыпи Транссиба и пересечение основной магистрали. Поскольку, по расчетам Блинова, устройство переезда и содержание дежурных было дорого, он предложил построить над магистралью мост и обратился за разрешением к Краснояским железнодорожникам. Но те отказали. Тогда Блинов обратился в Москву. Вскоре оттуда приехал представитель министрества и такое согласование дал. Выгод было две: и экономия на сторожах переезда, и рещение проблемы автомобильного переезда. В связи с чем решено было построить мост достаточно широким для проезда автомобильного и гужевого транспорта.

Дорогу построили за одно лето 1958 г., и мост тоже. Был он однопролетный, без промежуточных опор, установлен только на боковые упоры со свинцовыми подушками, чтобы гасить вибрации при прохождения поезда. Лес перевозил малелький паровозик «кукушка» (старые лесовозные тележки дед видел еще на узкоклейке лет 20 назад, когда ходил за черемшой). А строил и обслуживал дорогу мотовоз-дрезина. Он возил балласт на подсыпку: глину, асбест, щебенку. Шпалы клали непропитанные, кругляком, длиной 1,5 м.

Зимой начались работы по прокладке нефтепровода, для чего перегоняли два новеньких бульдозера С-100 из Козульки в Черную (так в обиходе местные называют п.Новочернореченский). Доехав до разъезда Веселый, трактористы купили в местном магазине бутылку водки и распили ее у местной бабки – а у той из закуски была только капуста. Захмелели. Один тракторист предложил остаться, но второй, несмотря на темень, настоял ехать – до Черной оставалось всего 10 км. Между тем, света ни у одного трактора почему-то не было.
Изображение

Первый трактор через мост благополучно проехал, но не увидел поворота дороги и свалился с насыпи, перевернувшись. Тракторист из кабины вылез и пошел искать своего друга, который в это время уже ехал по мосту. На глазах товарища, бултдозер срезал ножом перила и рухнул с моста на второй, четный путь (тот, что идет в Красноярск). Тогда были уже навешаны провода элкектрификации – понятно, что и их трактор оборвал. А буквально за минуту до этого по нечетному пути прошел пассажирский поезд.
И тут же по соседнему пути едет встречный грузовой состав с топливными цисцернами, ведомый двумя паровозами. Которые на полном ходу врезаются в упавший трактор. Одна цисцерна взрывается и вылетает аж на московский тракт, другая загорается – но ее потушили, закрыв горловину шубами. Ветер в ту ночь был такой сильный, что будка, стоявшая около моста, сгорела за минуты.
Понаехало начальство, дорогу перекрыли, деда поставили сигналистом на 36 часов беспрерывно. Жена еду носила.
Запомнился случай: едет паровоз. Дед его оставливает: впереди, мол, провода висят, не проедешь. Машинист отвечает: «Да я буду глядеть». Не углядел. Провода зацепились за свисток, его обрвало, пар напрямую выходит. Паровоз пришлось транспортировать в Малиногорку пришедшим за ним тепловозом.

Дорогу потом еще долго ремонтировали - рихтовали. Поезда же ходили по очереди по нечетному пути.

После происшествия мост разобрали. Для этого его отбойными молотками разрубили пополам, автогеном разрезали арматуру. Чтобы мост не рухнул, его края зарузили бетонными блоками, а под мостом протянули рельсы. Потом трактором растащили половинки поочередно в разные стороны, где они и лежат до сих пор.
Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 06 05 2012, 12:35 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый

Зарегистрирован: 09.07.07
Сообщения: 176
Откуда: Красноярск
Цитата:
про уклоны я не совсем понял (они формулой вычисляются в зависимости от веса состава), но обычно 8-12%, не более.

Ну, 8-12% это даже для автомобильных дорог крутой уклон, на железных дорогах таких не бывает.
Вообще, наши железнодорожники используют не символ % (процент, сотые доли), а ‰ (промилле, тысячные доли). Кое-где за рубежом, где до сих пор используется неметрическая система (например, мили в США) - тысячные доли неудобны, там называют знаменатель дроби 1/х: например 1/125 соответствует нашим 8 тысячным.
В указанной книге упоминается ограничение сверху: наибольная величина руководящего уклога на железных дорогах общей сети не должна превышать 20 или 30 тысячных, в зависимости от категории дороги, а подъездных путях до 40 тысячных.
Обычно железная дорога проектируется с меньшим значением руководящего уклона, чтобы можно было увеличить вес поезда и сделать перевозки более экономичными. Но почти все узкоколейки Красноярья имели маленькую протяжённость, небольшую провозную способность, особо не сэкономишь. Кроме того, поскольку они лесовозные, как правило, рассчитаны на движение вверх от реки порожними и вниз к реке гружёными. По этим причинам, с большой вероятностью руководящий уклон при проектировании даже и не пытались уменьшить, оставляли максимально возможный, следовательно надо ориентироваться на 30-40 тысячных.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дороги узкой колеи
СообщениеДобавлено: 06 05 2012, 22:49 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Понемногу читаю энциклопедическое издание "Сухопутный транспорт леса" (Б.В.Буверт и др., Гослесбумиздат, 1951 г.). Книга - как библия, более 800 стр.

Удивился, как много существовало способов транспортировки леса. Из них узкоколейка на паровозной тяге - самая дешевая. Потом, по степени удорожания, идет узкоколейка на конной тяге, однорельсовая навесная железная дорога (для заболоченной местности), ледяная дорога, деревянный лесоспуск (в горной местности), тракторная и автомобильная деревяннолежневая дорога (в 2-2,5 раза дороже узкоколейки).

Узкоколейки устраивались временные, всего на несколько лет, пока не вырабатывались лесозапасы. Потом дорога разбиралась и переносилась на другое место.

Обычно прокладывалась основная "магистраль" (по ней ходили тяжелые паровозы моделей ОП, № 159, ВП-1 и ПТ-4), от нее шли "ветки" (с паровозами поменьше, № 157 и Гр-6), а от них - "усы" (с мотовозами МУЗГ-4 и АЛТИ).

По узкоколейке лес вывозился от верхнего склада леса к нижнему: к ДОКу, сплавной реке или к дороге широкой колеи. Платформы и тележки-сцепы были грузоподъемностью 9-17 т (на 10-20 кубометров), а на конных узкоколейках - 4 т (на 5 куб.м) с давлением на ось 1,5 т.
Изображение

Рельсы укладывались, как правило, прямо на круглые шпалы (без прокладок) и присоединялись к ним костылями или шурупами, между собой скреплялись накладками на болтах.
Изображение

Изображение

Скорость на магистрали достигала 30-35 км/час, на ветках - 10-15 км/час, на усах - 6-8 км/час.
Изображение

Минимальный радиус кривых на магистрали допускался 100 м, на ветке - 75 м, на усах - 50 м.

Уклоны разрешались до 1,5% на равнине и до 3% в горной местности. На крутых участках применялось дробление поезда.

В 1932 г. по узкоколейкам вывозилось всего 2% заготовленной древесины, в 1950-м - уже 18% (автомашинами - 32%).

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 89 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 8 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: