Технология:
"К середине дня связываем первую раму . В качестве крепежа используем скрутки. Их делаем из палочки и веревочки под наименованием «Шнур крашенный 5 мм. Коломна». Пару соединений для эксперимента выполняем монтажным скотчем. Рама вяжется таким образом, чтобы при любой системе подвязки шаров последние не могли быть продавлены снизу вверх сквозь раму. Ну что же – получилось не плохо! Прочность такой рамы намного превосходит необходимую для реки такой сложности, как Улс. Я оцениваю категорийность этой воды как 1 с элементами подлянок. Очень хорошо, что никаких техногенных препятствий на реке не осталось. Есть остатки моста ниже Золотанки, но они проходятся. Это очень старый мост и из него мало чего торчит. Зону таежных завалов мы оставили выше по течению. Так что все спокойно. Можно продолжать.
Начинаем надувать шары. Складываем их в углубление высохшей старицы недалеко от костра. С каждым надутым шаром наш лагерь становится все живописнее. Это очень веселая работа. Надуваем одинарные, двойные и даже один тройной шарик. Обнаруживаем, что если заклеить монтажным скотчем дырявый шарик, то он тоже вполне надувается. Раньше ходили на тройных , в порядке исключения – на двойных шарах. Теперь, благодаря братьям китайцам, шары стали лучше. В порядке эксперимента чередуем одинарные и двойные шары. Наконец-то два чехла наполнены шарами. Вытаскиваем раму на косу, за ней очень аккуратно, т.к. на берегах полно шиповника, и чехлы-колбасы. Подвязываем чехлы к раме. Одеваем спасики. Поверх болотников натягиваем узкие штаны из тафеты. При оверкиле эти штанишки не дадут водичке махом набраться в болотники. Наш ресурс, если что, будет чуть больше. Теперь все готово к испытанию. Каждый раз ловлю себя на мысли, что внутренне не верю, будто это штука пойдет по воде. Подключаю логику, убеждаю себя, что столько уже речек пройдено на шарах, ну вот, ещё одна...
...Из сухих елочек делаем новые весла. Теперь и грести можно!
...О шариковом плоте. В нашем походе эта снасть полностью себя оправдала. Привлекательные черты такого способа передвижения: 1) Малый вес снаряжения для плота. Реальной будет цифра 2- 3 кг на человека. В денежном исчислении это около 500 руб/чел.
2) Для нашего построения маршрута совершенно оправдана одноразовая конструкция. При этом все “плотское” снаряжение везется только до реки. Постоянный вес представляют собой спасжилеты. Но они могут быть использованы как “оранжовки” на дороге, как дополнительная одежда и как коврики для спанья. Что мы и делали. Кстати, лучшие умы фирмы “Rossignol
” придумали горнолыжную куртку с надувными элементами и стоит она около 20000 руб. А у любого нашего маломальского водника в чулане валяется парочка спасжилетов опять же с надувными элементами. И стоят они от силы 700 -800 руб. Нужно же этим пользоваться! На реки с “расческами” обязательны каски. Естественно их можно совместить с велошлемами мультиспортивного типа. Тут мы не доработали, хотя “расчесок” у нас не было.
3) Достоинством плота такого типа является возможность легкого регулирования его грузоподъёмности. Для этого просто нужно иметь побольше шариков и чехлов.
И всё-таки мы против бездумного тиражирования нашего опыта. Нужно иметь в виду следующее:
1) Шариковый плот может применяться на воде не выше 1-2 категории сложности. Когда-то (в 70-х годах) была эра повального увлечения этим видом сплавсредств. Потом водники от этого отказались. Произошло это, по-видимому, из-за того, что шарики стали неоправданно применять на сложных реках.
2) Любое использование такого типа сплавсредств должно начинаться с тренировок на безопасной воде. Мы первый раз сделали такой плот на спокойной реке Реж (1975 г). И продержались на воде ровно 1,5 часа, после чего плот затонул. Это произошло из-за того, что мы плохо обстругали жерди для рамы. Мы это учли и через неделю спокойно прошли р.Вильву по майской воде именно на шариках.
3) Автору удавалось довести шариковый плот до полуразрушения в следующих обстоятельствах:
а) На р.Щугор(Сев./Приполярный Урал) – при пересечении нитки газопровода в верховьях реки, благодаря подводной арматурине.
б) На майском сплаве по р.Койва(Средний Урал). Это река с заросшими берегами. Свешивающиеся в воду сухие веточки – лучшая протыкалка для шариков.
в) На летнем сплаве по р. Сакмара. Шарики там скукоживались из-за жары. Пришлось разобрать шариковый плот и пересесть на общий катамаран. На нем мы, правда, тоже эффектно кильнулись.
Все это нужно иметь в виду. Очевидно, противопоказаны шарикам и сланцевые породы. Вот на Улсе камни почти везде круглые и это хорошо. Со всеми оговорками, считаю шариковый плот уместным для веломаршрутов по Северному Уралу".
http://www.alpindustria.ru/papers/945.html