Красноярская покатушка томского байкера
Идея прокатиться в окрестностях Красноярска возникла после знакомства на майском велопробеге Новосибирск-Томск с группой «Грязных носорогов» из Красноярска. Еще до этого она подстёгивалась опусами Кости Поддубного (
КП) об интереснейших покатушках этих ребят по местам близким и удаленным от родного города. На том и порешили – поедем осенью в гости. Но когда время дошло до покупки билетов толпа желающих неожиданно поделилась на два лагеря: у первого неожиданно началась работа в выходные, а вторые с наступлением дождей и холодов сменили велосипедные седла на кресла у камина. В результате позорить Томск я поехал один…
С билетами и расписанием поездов все оказалось просто прекрасно: в пятницу после работы выезжаешь, в субботу утром в крае, в воскресенье в 15:30 местного – обратно в Томск, в 6 утра - дома. На вокзале неожиданно выяснилось, что вагон №0

, в который мне продали билет находится совсем не в начале поезда, а в середине и вообще это не
«Томск-Красноярск», а
«Томск-Северобайкальск» 
Но все оказалось правильно и нормально, меня даже без единого слова пустили в вагон с байком, упакованным по всем правилам перевозки багажа и домашних животных по РЖД.
1 октября 2005, суббота//
Утром на перроне меня никто не встретил (в 6:45-то неудивительно

), я позвонил Косте и сквозь пыхтение и периодический шум машин понял, что они едут из Сосновоборска (30 км от Красноярска) своим ходом, опаздывают из-за сильного встречного ветра, а меня должна встретить
Оя. И практически сразу после звонка, меня находит у фонтана деваха в каске и на байке

Это – Оя… Пока я собираю байк и мы непрерывно треплемся с ней за жизнь, подлетают взмыленные Костя и Саня Петров (
Alx). И отловив по дороге отставшего Витю (
Киря), мы все направляемся в круглосуточное кафе «Subway» завтракать.
Фото 1. Знаковое место сбора красноярских "Раздолбайкеров", называется "Под щитом".
К 10 часам мы все собираемся и едем на одно из мест сбора красноярских байкеров – на знаменитую точку «под Щитом»

По дороге догоняя еще одну старую знакомую по майскому пробегу Катю (
Ada), и осмотрев по дороге фонтан прибываем к щиту, где находим грустно кукующую Олесю (
Лесенок)… Ну и в течении минут 15-20 сюда съезжаются байкеры со всех углов и окраин города. Владимир Васильевич Черников (
Архитектор), самый «Грязный носорог», основатель этого велоклуба и бессменный его продвигатель, дарит мне термокружку с эмблемой клуба, чему я очень рад. После недолгих разговором и закупок в соседних магазинах, меня куда-то везут через весь город, собираю еще нескольких человек по дороге. Какой-то урод на троллейбусе пытается несколько раз подрезать строй из 13 байкеров и под финал начинает намеренно пылить парой колес по обочине – такие козлы есть во всех городах, хорошо, что хоть на троллейбусе
Итого набираются следующие велоэлементы (ники указаны с красноярского форума
http://forum.xservice.ru):
1) Я сам, т.е. Макс, т.е.
Xenon, не местный – изТомский байкер…
2) Костя Поддубный (
КП) – известный лось, велописатель и фотограф.
Фото 2. Саша Петров и Владимир Васильевич сидят на плече 2-го столба.
3) Владимир Васильевич Черников (
Архитектор) – гуру сибирского масштаба в областях связанных с путешествиями, байками и историей.
4) Саша Петров (
Alx) – тоже лось, но поменьше

Веселый и и добрый человече…
Фото 3. Сергей Петров, он же Coyot.
5) Серега Петров (
Coyot) – брат Сани Петрова, не менее жизнерадостный байкер, отличимый от всех огромным рулем на его веле.
Фото 4. Оя.
6) Оя Грицкова (
Оя) – обладательница самого необычного и часто склоняемого имени в этой компании

Молодая, но прогрессивная вело-носорожиха.
7) Катя Клюева (
Ada) – отъявленная кросскантрийщица и даунхильщица, о чем сразу не скажешь по немного детским повадкам.

Олеся (
Лесенок) – похоже самая молодая и неопытная из всех участников, но как показала покатушка – ей это не мешает ехать вполне нормально на общем уровне.
9) Алексей (
Blast) – «мегачеловечище», как охарактеризовал его Костя. Большой матерый дядька, который постоянно попадал под добрый стеб КП

Хотя и сам не оставался в долгу…
10) Андрей (
hkey) – еще один матерый дядька, особенно в области роста (ну с меня точно, может даже выше 192 см.) Добродушный человек. А в остальном все как надо: рама 21”, тапки 46-го размера…
11) Максим (
Max_tech) – резвый райдер среднего роста и возраста, как и все остальные веселый и дружелюбный.
Фото 5. Весельчак Folko.
12) Коля (
Folko) – самый несерьезный элемент из всей компании, весельчак и балагур. На спусках обычно пролетал ракетой мимо всех…
13) Витя (
Киря) – явно не готовый к этой покатушке человек ни физически, ни морально. Сильно уставал и отставал, от чего постоянно казался угрюмым…
В общем стоит отметить очень хорошую общую физическую форму, внеасфальтовые навыки и веселость собравшейся банды

Еще до моего приезда в город на Енисее, на форуме меня окрестили «равнинным байкером» и предрекали мои останки вернуть в город на Ушайке в целости и сохранности, но как показала покатушка – «накаси-выкуси» !
Маршрут в моем представлении был предельно прост: Красноярск – ст. Минино – Красноярская ГЭС – Дивногорск – Красноярск. Где мы еще проезжали я даже не знал…
После продолжительных остановок у каждого магазина и сбора всех отстающих, наконец-то выезжаем за город. При этом точно знаю, что едем мы в сторону станции Минино и как оказывается из пейзажа, утром я проехал на поезде именно мимо этой станции. Короче еду обратно в Томск только на байке

Асфальтированная дорога изобилует машинками, и в отличие от нашей привычной томской равнинной тягучки, постоянно идет вверх-вниз по полям.
Вскоре сворачиваем с трассы в сторону деревни Бугачево, проезжая по ее главной улице, обращаю внимание на номера домов: «134», «136»… А ведь это еще не околица ! Нифига себе «длинная деревенская улица»

В конце концов порулив по краю деревни находим грязную дорогу, ведущую к железно-дорожным путям. Их-то нам и нужно форсировать… Оказывается, ст. Минино на другой стороне железки и дальше, но есть и другие мнения… Похоже красноярские байкеры сюда не так часто катаются.
Фото 6. КП пролезает в дырку под железной дорогой.
А теперь подробнее о форсировании железки

Насыпь с парой путей возвышается на несколько метров над землей и тропинка, по который мы выехали из деревни приводит нас прямо к «подземному переходу» под этой насыпью. Это то ли сливная труба, то ли специально забетонированная дыра в насыпи, но явно не для пешехода, а тем более для байкера. Ширина ее немногим больше размаха руля, а высота – если пригнуться к рулю, то шансы проскочить будут

В общем, я заехал в нее третьим за
Архитектором и
hkey’ем, которые оба заклинились рюкзаками в потолок

Я не стал мудрствовать и повторил подвиг первопроходцев – с моим ростом и размером рамы у меня шансов не было.
Фото 7. Coyot со свистом пролетел через дыру под насыпью.
Вылезши из дыры я с удовольствием пронаблюдал, за клинонувшим
КП. Тем временем очередь больших и толстых прошла -
Coyot,
Max_tech и
Folko пролетели со свистом в дырень. Остальные развлекались тем, что делали ставки и фотографировали, только два человека занимались делом:
Архитектор нашел тропу, которая вела куда надо, а
Лесенок не мудрствуя лукаво тащила свой байк поверх насыпи.
После небольшого ржача двинулись дальше по тропе к огородам, при этом
hkey умудрился цепануть переклюком валявшийся кусок полиэтиленовой пленки длинной в 3-4 метра и протащить его почти до дороги, на которую мы выехали. Ну не хотелось человеку выщелкиваться из контактников и отцеплять полен ! Дорога через дачи была грязная и грунтовая - результат действия вчерашней погоды. Но она быстро вывела на асфальтовую трассу, где практически сразу начался смешанный лес и мы полезли на подъем.
Чтобы долго не напрягаться на взлете – я проколол переднее колесо

Это был уже мой второй прокол (и не последний) после приезда в Красноярск… И вообще к концу дня выяснилось, что эта покатушка отличилась по количеству дырок в камерах (3 моих, 2
Архитектора и 1
Coyot’а).
Фото 8. Пока одни меняют камеры в колесах - другие жрут пироги
.
После недолгой замены и поедания Катиных плюшек, весь паровоз снова двинулся дальше по асфальту вдоль дач, расположенных прямо в лесу. Природа в это время в этом месте, кстати, изумительна: деревья стоят разноцветные как светофоры – красные, желтые и зеленые… Небо затянуто сплошной непроницаемой пеленой туч, хотя дождя не было до самого вечера. Всё это создает некоторый вид сибирской суровости, более свойственной дикой тайге, чем дачному поселку вблизи миллионного города.
Из-за длинных пологих подъемов группа растягивается, и мы поравнявшись с Костей начинаем на ходу трепаться за жизнь, типа «обмена опытом»

Так и доезжаем до развилки, где сидит мужик в палатке и торгует пивом-пойлом-кормом, а приехавшие впереди нас
hkey и
Blast уже прикупают чего-то там горючее… Тут же и выясняется, что дальше по асфальту можно не ехать – можно ехать налево, там ведь лучше… там кладут свежий асфальт

Ну раз так, то конечно – на лево ! Впрочем асфальта там наложали немного, а больше проблем было с обгонами катков и укладочных комбайнов, чем с остатками бездорожья.
Фото 9. Лесенок демонстрирует свежую грязь на новых белых штанах.
На грунтовке в конце дач стоим и собираемся в кучу, байкеры начинают «наряжаться»: одевают накидки на рюкзачки, бахилы,
Blast вообще взял с собой резиновые сапоги и теперь их обувает

Не спроста всё это… И правда – это начинается грязь.
За то дальше начинается песня ! Длиннючий скоростной спуск по укатанной гравийке, с которого все несутся с жаждой скорости как оглаушенные

В какой-то момент у меня от вибрации вылетает из крепления сектор переднего крыла, торможение блокировкой, за крылом приходится возвращаться пешком метров 20. Пока нацепляю его на место, рядом останавливаются
Ada и
Лесенок, мы вкратце обсуждаем грязевые потоки на новых белых штанах Олеси, купленных для покатушек и сноубординга, пролетевших мимо
КП,
Folko и еще кого-то и отправляемся догонять основные силы байкеров.
Фото 10. Пока я трепался с девченками, мимо со свистом пролетали байкеры...
Спуск удался, особенно у Коли – у него нет очков, а бандана козырька не имеет: на его заляпанной грязью физиономии не складывается широченная улыбка

Дорога идет дальше к следующим дачам, а мы сворачиваем на грунтовку, которая ведет вдоль песчаного обрыва к подъему на сопку.
Фото 11. 6-километровый подъем на сопку.
Очередной подъем в 2-3 км по дороге, опять растягиваемся, опять стоим ждем отстающих и тут Владимир Васильевич и Андрей, ездившие по этой дороге, начинают нас пугать 6-километровым подъемом по страшенной грязи, а потом дорогой из камней и глубоких луж и столбами ЛЭП, от которых в такую погоду бьет током молодых не заземленных байкеров

Как показало время они оказались почти правы – все было, кроме убитых током байкеров…
Волшебный подъем по грязевой дороге, местами засыпанной листьями, а местами палками и дубьем, и про 6 км на 1-1, 1-2 тоже не наврали… Я нисколько не пожалел, что напялил на оба колесо Mobster’ы вместо обычных Kenda’вских полусликов, но пожалел, что недолечил свой кашель, который ой как мешался на подъемах
Фото 12. Костя и Оя лежат на муравейнике и радуются
.
Во время очередного привала мы снова поржали. Оя и Костя с большим удобством развалились на кочке, которая оказалась муравейником, а
Blast дабы не ложиться на холодную и сырую землю, ни кого не стесняясь, лег прямо на Костю

Последнее породило много шуток о нетрадиционной ориентации некоторых красноярских мегабайкеров. Тут же начало выясняться, что
Киря начинает умирать – чел оказался не готов к такой суровой покатушке. За то
Лесенок – маленькая хрупкая девочка – едет себе и едет, хотя еще на старте лоси ее хоронили словесно, а теперь обзывают Лосенком…
Фото 13. Страшная дорога, вдоль дремучего леса, которая вывела нас к ЛЭП.
Фото 14. Выезд из дремучего леса на просеку ЛЭП.
Подъем нас действительно вывел в очень интересное место – лес с желтого осиново-березового сменился на дремучий темно-зеленый елково-кедровый. Да вылезши на верхи мы оказались погребены мощной пеленой тумана… Дорога в действительности оказалась кайфной: ехали исключительно змейкой, объезжая лужи и камни. После рассказов о глубине вод в этой дороге, смельчаков лезть в брод по прямой не нашлось. Климат и обстановка навеяли еще большую «сибирскую суровость», еще бы немного и она начала перерастать в «тундровую смерть»… Местами начал попадаться снег, которого этим «летом» еще не было. Грязи хватало на всё: и на байкеров и на байки с лихвой – цепи начали скрипеть, а переклюки «переключить».
Фото 15. Дорога вдоль ЛЭП по плоскогорью.
Через несколько километров мы выехали к ЛЭП, по меркам томичей – мегаЛЭП. Просека шириной в несколько сотен метров была оборудована тремя линиями электропередач с П-образными столбами. ЛЭП шла от Красноярской ГЭС, что обусловливало ее масштабы. И тут
hkey вспомнил, как он тут ехал и его щипало током, - все живо прикинули длину дугового разряда между рогами на руле и позавидовали
Blast’у с его резиновыми велосапогами. Но ничего подобного не случилось
Туман так и не собирался особо рассеиваться, было сыро и холодно, но настроение от этого ни у кого не портилось

Грунтовка-грязевка по просеке вдоль ЛЭП была «ровной», как было заявлено командирами, но это если брать километровый участок, а на практике она оказалась сплошным спуск-подъемом по 20-50-100 м. Народ в очередной раз начал страшно растягиваться – на километры… Пока «лоси» мерзли, ожидая остальных,
Киря и
Лесенок шли пешком в горки
К концу этого «плоскогорья», мы подкатили к началу спуска к Енисею. Впереди за краем горы виднелась акватория Красноярского водохранилища, что свидетельствовало о том, что туман немного рассеялся

И тут
Архитектор снова решил нас запугать: «Там даунхилл страшенный, метром 600, опускайте седла в самый низ и на тормозах спускайтесь…» Оя сразу изъявила желание пройти большую часть пешком, я посмотрев вниз и подумав, что я – то «равнинный байкер» и жизнь дороже - согласился с ней. Оставив «лосей» дожидаться оставшихся 5-6 человек, мы двинулись вниз первыми, чтобы потом не пришлось ждать нас. Дорога действительно оказалась очень «сильной», «Детская» в томском Академе, показалась мне рядом не валявшейся… Каменистая дорога с уклоном в 15º – 30º перла змейкой вниз по лесу. Часто ее пересекали мелкие канавки, ручейки и валявшиеся палки.
Пройдя метров 10, я понял, что идти вниз с байком влом – я сел на седло, и не защелкивая контактники, начал ехать на тормозах вниз – меня поперло

Оказалось, что на таком спуске я вполне контролирую свое движение. Защелкнув педали, я попер вразнос – скорость начинала неуклонно расти, тормоза свистеть, а грязь и камни разлетаться по сторонам

Несколько мелких полуметровых канав и нетолстых бревен удалось даже перепрыгнуть, но и с десяток раз я был на грани «уборки». Пронесло…
600-метровый мега-спуск вывел к речке, пересекавшей дорогу, собственно это был его конец – дальше дорога просто пересекая эту речуху шла вниз, более полого. По привычке слез с байка, нацепил его седлом на плечо и по камням и бревнам перешел на ту сторону. Как оказалось позже – у краснояров этот метод не практикуется – им проще замочить ноги, но пролететь со всей дури через воду по дороге. За речкой я остановился и стал дожидаться народ… Через 5 минут подъехала Оя, которая первой пронеслась по воде, еще через 10 прилетел
Folko и бескомпромисно последовал примеру Ои. Пока на том берегу ждали остальной народ, мы начали делиться впечатлениями: обоим жутко понравилось, только Оя часть прошла пешком, где я прыгал и просто пролетал, а весельчак Коля, любитель подобных развлечений, на самолетной скорости пробил RockShox’овскую вилку, влетев перпендикулярно в бортик канавы. Но всем понравилось
Фото 16. Для Олеси переправа оказалась самой халявной - она проехала ее на Blast'e.
И тут началось ! Народ начал прилетать пачками, все не стеснялись мочить ноги,
Ada рухнула в воду прямо посреди реки, а
Blast перегнав свою Kona Blast, еще перегнал байк Олеси, а потом и ее саму перетащил через реку – сапоги еще раз пригодились. А мы жрали колбасу и печеньки на том берегу, Костя с энтузиазмом фотографировал происходящее, а Катя выжимала мокрые рукава и штанины.
Фото 17. hkey на переправе.
Фото 18. Переправа с хода в седле.
Фото 19. Переправа по-томски.
Фото 20. Последователи томского переправного дела
.
Оставшиеся 7 км. до Енисея мы проехали еще 6 раз по этой же реке, местами перетаскивая байки и в конце концов из-за я остался единственным человеком с сухими ногами

О чем не преминули пошутить мокроногие коллеги: «равнинная магия»… Дорога очень неожиданно вышла из узкого горного ущелья почти перпендикулярно в Енисею.
Фото 21. Байкеры отсыхают на берегу Енисея после даунхилла и переправ.
Фото 22. Ada сушит ноги, попутно олицетворяя хомяка.
Народ в ожидании
Кири и оставшегося подбадривать его останки
Архитектора, начал выливать воду из тапок, жрать сникерсы и прочую еду, а Саня Петров и Андрей помыли всем на горе свои байки в Енисее.
Folko развлекал народ запуском блинчиков, а потом течением принесло бутылку !

Начался страшный ажиотаж – 4-5 здоровых мужиков начали кидаться камнями в попытке попасть в плывущую бутылку, но она была заколдована броней и увертливостью. Даже Костин валун размером с баскетбольный мяч не причинил ей повреждений – так она и уплыла. Я же лежал на траве и смотрел, то на плотину КрасГЭС, то на Дивногорск на соседнем берегу, то на окружающих меня байкеров.
Фото 23. Переправа по качающемуся мостику.
Фото 24. Folko пронесся по мостику из бревен, рискованный парень
.
Приехали Владимир Васильевич и Витя, народ резво собрался и все поехали по грунтовке вдоль реки в сторону плотины ГЭС. Проехав 2 км., доехали до моста, параллельного плотине, все повернули в сторону кафе, а я затащился на мост и сфотографировал ГЭС. Мои действия были трактованы как намеренная попытка потеряться, поэтому практически сразу же за мной принесся
Coyot и сказал: «Кафе – там… И пиво…» Я объяснил ему, что эту ГЭС я еще не видел, она у меня и моего байка в этом уже третья, после Саяно-Шушенской и Майнской, поэтому я решил ее сфотать

Оба поулыбались и поехали по асфальту в кафе.
Фото 25. Плотина Красноярской ГЭС - можно сравнить с 10-рублевой купюрой
.
В небольшом уютном придорожном кафе относительно дешево всем удалось наесться шашлыком, лагмана и прочих армянских блюд, и к прочему пропустить по 1-2 бутылки абаканского пива. Все вышли довольные и сытые, только погода испортилась… Пошел дождь, сразу же нашли и виновных -
hkey и
Alx – нефиг было мыть велики
Доехав под дождем несколько километров до Дивногорска, решили сесть на электричку и оставшиеся 35 км. проехать на ней. Начинало темнеть, да и мокнуть на асфальте тридцатник не хотелось особо никому. При погрузке в электричку,
КП решил съехать по лестнице на перрон, и на последней ступеньке сурово «убрался». Больше никто не рискнул.
Фото 26. Байки едут в электричке.
В электричке народа почти не было – мы забили байками начало вагона, а сами набились в три кучки, достали все свои заначки и начали как обычно жрать и ржать. Костя всю дорогу рассказывал мне о том, что примечательного я вижу в окно, о дороге в Дивногорск, о походах и соревнованиях, да и просто о многом другом…
В Красноярск приехали затемно. Народ распрощавшись и разделившись на несколько групп разъехался по домам. Я же в сопровождении братьев Петровых,
КП и
hkey’я проехал через весь город до «Взлетки», где жил Саня Петров и где я должен был ночевать. По дороге у меня и Сереги случилось еще по проколу, а как оказалось позже и у
Архитектора тоже. Андрей нас покинул на Октябрьском мосту, поехав домой. А мы вчетвером отправились дальше.
Приехали к Саниному дому в 10 вечера, байки сразу же определили на балкон, всю грязную одежду (ей оказалась почти вся) в стиральную машинку, а бренные тела байкеров в ванну и на диван у телевизора. Саша в цивильной одежде сходил в магазин, накупил пива и еды, так что до 2 ночи мы в одних трусах пили пиво на кухне, а я еще пытался заклеивать свои дырки на камерах.
Всего за день я проехал
83,5 км, из них на «загород» выдалось
52,1 км… Средняя скорость -
14,06 км/ч, при максимальной -
40,8 км/ч.
Покатушка мне очень понравилась: в наших болотах таких мест нет !
2 октября 2005, воскресенье//
Поезд мой в 15:30, поэтому для осмотра Красноярских Столбов, объезда города и обеда, нужно было выехать в 7 утра. Еще вечером Владимир Васильевич предлагал свозить нас на Столбы на машине, и услуги гида. Утром выглянув в окно, мы решили принять его предложение – пилить по мокрому асфальту через весь Красноярск хотелось не сильно.
Coyot поехал домой, пожелав всего самого-самого мне и остальным, а Саня и Костя решили составить мне компанию.
Фото 27. Вид на Красноряск с Покровской горы. На переднем плане тропинки, по которым проводятся байкерские соревнования.
Хорошо что мы приняли предложение
Архитектора ! Первым делом мы осмотрели часовню на Покровской горе, она знаменита тем, что здесь был первый наблюдательный пункт у красноярского острога и еще она нарисована на «десятке» Банка России

Вид с Покровской горы действительно отменный: почти весь Красноярск как на ладоне, Черная сопка, столб «Такмак» и река Енисей. На склонах Покровской горы краснояры проводят соревнования по даунхиллу

Почти в центре города… Это как у нас если на Лагерном сделать спуск, только побольше.
Фото 28. Часовня на Покровской горе и ее жалкая бумажная копия.
Потом проехав по городу, меня натыкали носом во все достопримечательности и рассказав много историй и жизни города

Ну а потом мы выехали к Базаихе, поднялись до кордона Лалетино, откуда и начинался заповедник «Столбы». На кордоне оставили машину и 4 км. поднялись по асфальтированной дорожке пешком – проезд на машинах и байках в заповедник запрещен, хотя Владимир Васильевич не раз катался по столбам на байке
Фото 29. Вид на ущелье Базаихи и Красноярск со столбов.
Фото 30. Столбы. Скала Дед.
Фото 31. Перья с плеча Деда. Практически все столбы так "торчат" из леса.
Не даром оно заповедник ! На сопках, полностью покрытых лесом стоят каменные вулканические останцы, на которых процветает красноярское скалолазание. О том, что да как на столбах рассказывать не буду – это история для другого форума, скажу лишь только, что я процокал своими клипсами по заповеднику с разинутым ртом, на несколько простых столбов удалось даже залезть. Еще спасибо
Архитектору за обалденную экскурсию и Косте с Саней за компанию.
Фото 32. Собственно Перья - один из технически сложнейших столбов у скалолазов.
Фото 33. Я залез в дырку между "перьями". Столб Перья.
Фото 34. Морда льва, столб Львиные ворота.
Фото 35. Заклиненный камень в Львинных воротах.
Фото 36. А это место сбора красноярских большевиков в революционные времена. 3-й столб.
По дороге обратно (было чуть больше полудня), нам на встречу валили тысячи людей ! «Это еще погода плохая, а представляешь летом в хорошую погоду ?!» - задвинул кто-то из моих спутников.
Остаток времени до поезда мы ели пельмени, и ехали на вокзал снова через весь город. Пара суток промелькнула как один час, но впечатлений осталось как от месяца интенсивных походов

Уезжал я из Красноярска полным от впечатлений, усталым физически, но с большим моральным подъемом, нужно будет съездить еще – тем более меня звали с большей томской компанией.
У поезда меня провожали уже верные спутники Костя и Саня

Огромное всем спасибо еще раз
