После не совсем удачной
попытки проехать Телецкое озера у меня все
получилось на Байкале. Воодушевленный, я решил заодно повторить и наш прошлогодний маршрут из Новоселово до Шумихи. По отрывочным сведениям, которые мне удалось собрать, выпавший в этом году снег почти везде якобы уже растаял.
До Новоселово добираюсь автобусом, ночую в гостинице. С утра захожу в местный музей и узнаю неприятную новость: существование старинного дорожного моста близ д.Аешка, который 13 лет назад по моей инициативе был поставлен на учет как выявленный объект культурного наследия архитектуры, теперь под серьезной угрозой разрушения. А ведь
подобного моста нет нигде в мире!Картина, написанная красноярским художником Юрием Стародубовым, экспонируется в краевом Литературном музее.
В царское время здесь проходил Ачинск-Минусинский тракт, а при Советской власти мост был отмечен как достопримечательность дороги, по которой В.И.Ленин возвращался из Шушенской ссылки. В краеведческом альманахе "Енисейская провинция" я даже статью про это
печатал.
В 2006 году мы
осматривали мост огромной толпой "Грязных носорогов". Заодно и охранную доску установили.
Мост и тогда был цел только с одной стороны, а с другой выглядел не очень.
Позже, на собранные велосипедистами деньги, пригнали трактор, подъезды к мосту перекопали, сделали другой водосток и промоину засыпали, поврежденную кладку аккуратно укрепили цементным раствором.
И вот что теперь там происходит (фото позапрошлого года).
Конечно, местный музей забил тревогу.
После чего здесь побывала комиссия Службы по государственной охране объектов культурного наследия. Чтобы взять мост на содержание, требуется признать его объектом с соответствующим статусом: не выявленным, а поставленным на учет в качестве памятника архитектуры. И только тогда он становится собственностью государства или может быть передан на содержание (продан, подарен, передан в аренду) муниципальному образованию, общественной организации или частным лицам. Обозначается охраняемая зона и устанавливается охранная доска, вводится особый режим землепользования и ограничение движения автотранспорта. И, главное, становится возможной реставрация моста за счет средств госбюджета или других источников.
На конкурсной основе назначили экспертизу, но ее результаты оказались оформленными не в соответствие с существующими требованиями. Акт вернули на доработку, а эксперт неожиданно умер (замечательный был человек, архитектор-реставратор от Бога). И дело застопорилось в выигравшем конкурс ООО НПО "АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗЫСКАНИЯ". А между тем, 18 апреля вся планета будет отмечать Международный день памятников и исторических мест (
День всемирного наследия)...
Хотелось бы съездить и все увидеть своими глазами, но сейчас мне туда без сапог не добраться.
Переживет ли уникальный мост нынешнее половодье? На лед выезжаю, спустившись по прибрежным проталинам. Дорог и следов машин не видно, т.к. движение по водохранилищу уже закрыто. Еду прямо, ориентируясь на ближайший мыс.
Постепенно снежных заносов становится все больше, но пока их удается объезжать, а где-то и прокатывать с ходу. Хотя это сбивает ритм педалирования, резко усиливая нагрузку на мышцы. По опыту прошлых лет, подобная езда чревата резкими болями в коленях.
Примерно через 10 км появляется первая поперечная трещина. Конечно, это не Байкал и ее преодоление труда не составляет. Только вот сразу за трещиной начинается ровное снежное поле. В надежде, что все еще может измениться, я пробиваюсь еще несколько километров. Постепенно сваливаюсь к берегу, где просматриваются точки автомашин. Долго иду пешком с пониманием, что, наверное, придется возвращаться. Так и поступаю, наткнувшись на сиротливый след УЗАа, остановившегося неподалеку: дальше дороги нет.
По прокатанной колее путь назад занимает всего около часа. Заезжаю на автовокзал, сажусь в попутный автобус и пробрасыаюсь до кольца, от которого идет отворот на Приморск. Оттуда до поселка горками 17 км.
Ночую у Володи Шлёнского, с которым познакомился в прошлом году.
Приятно снова оказаться в этой православной семье в окружении многочисленных ребятишек (меня они узнают сразу и радуются искренне). Расстаемся глубокой ночью: хозяин, бывший турист, с удовольствием погружается в мир путешествий, который, увы, ему уже недоступен.
Сплю немного, но без сновидений. Сегодня церковный праздник - Благовещение. Ранним утром, по легкому морозцу, лихо скатываюсь в Караульный залив, где привычно лавирую между снежными заносами. Так еду около 5 км и опять утыкаюсь в сплошной снег. Однако в этот раз отступать я не намерен в надежде, что всего через час пешего хода смогу добраться до переправы в пос. Черемушки. Вскоре под берегом нашелся снегоходный след, а потом и след квадроцикла. Да и проталин там оказалось больше.
Дорога на Черемушки вся в глубоких канавах, оставленных следами автомашин на основательно протаявшем верхнем слое льда. При этом местами попадаются довольно широкие передувы: похоже, что недавно здесь был серьезный снегопад с сильным ветром.
Балансируя между накатанными машинами буграми и канавами - совсем как эксвилибрист в цирке, я проезжаю море поперек почти до конца. Но отворота в Дербинский залив так и нет: везде лишь девственный снег и трещины.
Похоже, что рыбаки в Дербино давно не ездят (если вообще в эту зиму ездили).
Несолоно хлебавши, я снова вохвращаюсь на берег, делаю прощальное фото и отправляюсь в Балахту.
По прибытии почти сразу же сажусь в автобус и спустя два часа наблюдаю чистый лед в Шумихинском заливе. Однако настроение сонно-расслабленное и я схожу не в Дивногорске, а на ст. Злобино. Домой добираюсь Четвертым мостом, тупо вкручивая в николаевские подъемы. Завтра Пасха, Христос Воскресе!
Общий пробег на маршруте составил немногим более 120 самых разных километров (вместо запланированных двухсот): в том числе пешка, перепады высот и местами встречный ветер. На схеме велосипедная часть показана красным. Синим - это проброска на автобусе, коричневым - то, что не получилось.
Вот теперь мой зимний сезон закончен и можно менять шиповку на летние бескамерки. С Нового года я накатал и находил 1 тыс. км и к
Первомаю готов!