После не совсем удачной
попытки проехать Телецкое озера у меня все
получилось на Байкале. Воодушевленный, я решил заодно повторить и наш прошлогодний маршрут из Новоселово до Шумихи. По отрывочным сведениям, которые мне удалось собрать, выпавший в этом году снег почти везде якобы уже растаял.
До Новоселово добираюсь автобусом, ночую в гостинице. С утра захожу в местный музей и узнаю неприятную новость: существование старинного дорожного моста близ д.Аешка, который 13 лет назад по моей инициативе был поставлен на учет как выявленный объект культурного наследия архитектуры, теперь под серьезной угрозой разрушения. А ведь
подобного моста нет нигде в мире!Картина, написанная красноярским художником Юрием Стародубовым, экспонируется в краевом Литературном музее.
![Изображение](https://d.radikal.ru/d09/1804/be/0de4c6cf748a.jpg)
В царское время здесь проходил Ачинск-Минусинский тракт, а при Советской власти мост был отмечен как достопримечательность дороги, по которой В.И.Ленин возвращался из Шушенской ссылки. В краеведческом альманахе "Енисейская провинция" я даже статью про это
печатал.
![Изображение](https://c.radikal.ru/c07/1804/1c/343bc3b5050f.jpg)
В 2006 году мы
осматривали мост огромной толпой "Грязных носорогов". Заодно и охранную доску установили.
![Изображение](https://d.radikal.ru/d00/1804/bf/77002adf9aba.jpg)
Мост и тогда был цел только с одной стороны, а с другой выглядел не очень.
![Изображение](https://a.radikal.ru/a02/1804/48/8f90eaa098dd.jpg)
Позже, на собранные велосипедистами деньги, пригнали трактор, подъезды к мосту перекопали, сделали другой водосток и промоину засыпали, поврежденную кладку аккуратно укрепили цементным раствором.
И вот что теперь там происходит (фото позапрошлого года).
![Изображение](https://c.radikal.ru/c05/1804/4c/3b26b5b7d62d.jpg)
![Изображение](https://d.radikal.ru/d07/1804/ca/26dcd01009fc.jpg)
Конечно, местный музей забил тревогу.
![Изображение](https://c.radikal.ru/c02/1804/d6/cfa606c8d751.jpg)
После чего здесь побывала комиссия Службы по государственной охране объектов культурного наследия. Чтобы взять мост на содержание, требуется признать его объектом с соответствующим статусом: не выявленным, а поставленным на учет в качестве памятника архитектуры. И только тогда он становится собственностью государства или может быть передан на содержание (продан, подарен, передан в аренду) муниципальному образованию, общественной организации или частным лицам. Обозначается охраняемая зона и устанавливается охранная доска, вводится особый режим землепользования и ограничение движения автотранспорта. И, главное, становится возможной реставрация моста за счет средств госбюджета или других источников.
На конкурсной основе назначили экспертизу, но ее результаты оказались оформленными не в соответствие с существующими требованиями. Акт вернули на доработку, а эксперт неожиданно умер (замечательный был человек, архитектор-реставратор от Бога). И дело застопорилось в выигравшем конкурс ООО НПО "АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗЫСКАНИЯ". А между тем, 18 апреля вся планета будет отмечать Международный день памятников и исторических мест (
День всемирного наследия)...
Хотелось бы съездить и все увидеть своими глазами, но сейчас мне туда без сапог не добраться.
Переживет ли уникальный мост нынешнее половодье? На лед выезжаю, спустившись по прибрежным проталинам. Дорог и следов машин не видно, т.к. движение по водохранилищу уже закрыто. Еду прямо, ориентируясь на ближайший мыс.
![Изображение](https://c.radikal.ru/c11/1804/58/839b47bdeff9.jpg)
Постепенно снежных заносов становится все больше, но пока их удается объезжать, а где-то и прокатывать с ходу. Хотя это сбивает ритм педалирования, резко усиливая нагрузку на мышцы. По опыту прошлых лет, подобная езда чревата резкими болями в коленях.
Примерно через 10 км появляется первая поперечная трещина. Конечно, это не Байкал и ее преодоление труда не составляет. Только вот сразу за трещиной начинается ровное снежное поле. В надежде, что все еще может измениться, я пробиваюсь еще несколько километров. Постепенно сваливаюсь к берегу, где просматриваются точки автомашин. Долго иду пешком с пониманием, что, наверное, придется возвращаться. Так и поступаю, наткнувшись на сиротливый след УЗАа, остановившегося неподалеку: дальше дороги нет.
По прокатанной колее путь назад занимает всего около часа. Заезжаю на автовокзал, сажусь в попутный автобус и пробрасыаюсь до кольца, от которого идет отворот на Приморск. Оттуда до поселка горками 17 км.
Ночую у Володи Шлёнского, с которым познакомился в прошлом году.
![Изображение](https://d.radikal.ru/d26/1804/49/afad74471333.jpg)
Приятно снова оказаться в этой православной семье в окружении многочисленных ребятишек (меня они узнают сразу и радуются искренне). Расстаемся глубокой ночью: хозяин, бывший турист, с удовольствием погружается в мир путешествий, который, увы, ему уже недоступен.
Сплю немного, но без сновидений. Сегодня церковный праздник - Благовещение. Ранним утром, по легкому морозцу, лихо скатываюсь в Караульный залив, где привычно лавирую между снежными заносами. Так еду около 5 км и опять утыкаюсь в сплошной снег. Однако в этот раз отступать я не намерен в надежде, что всего через час пешего хода смогу добраться до переправы в пос. Черемушки. Вскоре под берегом нашелся снегоходный след, а потом и след квадроцикла. Да и проталин там оказалось больше.
Дорога на Черемушки вся в глубоких канавах, оставленных следами автомашин на основательно протаявшем верхнем слое льда. При этом местами попадаются довольно широкие передувы: похоже, что недавно здесь был серьезный снегопад с сильным ветром.
![Изображение](https://d.radikal.ru/d28/1804/13/4b28905c1454.jpg)
Балансируя между накатанными машинами буграми и канавами - совсем как эксвилибрист в цирке, я проезжаю море поперек почти до конца. Но отворота в Дербинский залив так и нет: везде лишь девственный снег и трещины.
![Изображение](https://a.radikal.ru/a40/1804/03/afb65d4ca2d3.jpg)
Похоже, что рыбаки в Дербино давно не ездят (если вообще в эту зиму ездили).
Несолоно хлебавши, я снова вохвращаюсь на берег, делаю прощальное фото и отправляюсь в Балахту.
![Изображение](https://d.radikal.ru/d23/1804/07/d209be0bb111.jpg)
По прибытии почти сразу же сажусь в автобус и спустя два часа наблюдаю чистый лед в Шумихинском заливе. Однако настроение сонно-расслабленное и я схожу не в Дивногорске, а на ст. Злобино. Домой добираюсь Четвертым мостом, тупо вкручивая в николаевские подъемы. Завтра Пасха, Христос Воскресе!
Общий пробег на маршруте составил немногим более 120 самых разных километров (вместо запланированных двухсот): в том числе пешка, перепады высот и местами встречный ветер. На схеме велосипедная часть показана красным. Синим - это проброска на автобусе, коричневым - то, что не получилось.
![Изображение](https://d.radikal.ru/d41/1804/e7/87271b2518c7.png)
Вот теперь мой зимний сезон закончен и можно менять шиповку на летние бескамерки. С Нового года я накатал и находил 1 тыс. км и к
Первомаю готов!