Основной целью данной поездки посещение восточных районов и райцентров: Канска, Иланского (буду называть его Иланском) и Нижнего Ингаша. Попутно хотелось пофотографировать станции и остановочные пункты Транссиба, на которых начинают массово вводиться новые таблички с латиницей, нужной в нашем регионе, на мой взгляд, как собаке пятая нога. Старые таблички мне нравятся больше, поэтому стоит поторопиться, пока они все не исчезли.
Миссию по фотографированию платформ до ст. Заозёрная я уже выполнял неделей ранее, 19 апреля, но тогда я не нашёл подъездов к платформам Сибиряк и Илиган, рядом с которыми не имеется каких-либо существенных населённых пунктов, как и указателей на трассе Громадск – Заозёрный. После возвращения я ещё раз посмотрел на карту Google Earth, и только тогда разглядел подъезды к этим платформам. Решил во что бы то ни стало заехать на них во время поездки, о которой пишу сейчас.
В первый день я запланировал проехать от Красноярска (ст. Енисей) до Заозёрного, проделав весь путь по трассе. До ст. Енисей от Дивногорска добраться на электричке, чтобы пробег до Заозёрного не вышел слишком большим – мне всё-таки на следующий день продолжать путь.
25 апреля в 6:55 я стартовал в путь от ст. Енисей. По трассе М53 от Красноярска в сторону Уяра я уже ездил, но только до поворота на Шалинское, и пару лет назад. Тогда я вёз много груза, поскольку ехал в Минусинск, и по трассе ехать было некомфортно. Но сейчас я ехал налегке, проблем должно было быть меньше.
Но, как оказалось, я начисто забыл о том, что трасса от Красноярска больше поднимается, чем спускается. Да и трек пути я построил уже после возвращения домой, и уже тогда убедился, насколько вел
ик апхилл от Красноярска – аж 300 метров… Спуск в Вознесенскую впадину, как я её называю, это просто ничто по сравнению с таким громадным набором высоты.
Не были оставлены мною без внимания и старые участки трассы М53. Уже на подъёме из Вознесенской впадины вправо отходит первый кусок старой трассы. Съезд на неё, как видно, подвергся ремонту, а сама дорога асфальтированная. Но она, как мне показалось, глубже, чем новая трасса, ныряла в низины, и поднималась выше. А где-то она была гравийной. Так что мне она не очень подойдёт. Время от времени она переходила с одной стороны новой трассы на другую. Быть может, как-нибудь специально проедусь по всем этим отрезкам.
В выемках, через которые проходит новая трасса, в тени, всё ещё лежал снег. Судя по всему, это снег, выпавший в ночь на 23 апреля. Я не знаю, насколько вел
ик был снегопад на этом участке трассы, но высота здесь уже больше 400 метров, так что вполне возможно, что он был сильным. На 66-м километре трассы М54, где дачи, выпало 15 – 20 см снега, по рассказам дачников.
Трасса М53. Снег на склонах выемок.Снег на склоне выемки.Тем временем начался спуск к Малому Кускуну с последующим подъёмом. А вскоре после завершения подъёма впереди показался поворот на Шалинское, выполненный в виде полуклеверной развязки.
Впадина у Малого Кускуна.Указатель расстояний на старом участке трассы.Виднеется поворот на Шалинское.Поворот на Шалинское.За развязкой на Шалинское начинается новый для меня участок трассы. Я ездил по нему всего один раз – на автобусе. Нет, ещё раз возвращался по нему же на автобусе из Канска. После развязки последовал спуск в долину Есауловки. Подъём из этой долины оказался довольно тяжким. Впрочем, меня это мало удивило – правый берег Есауловки, похоже, значительно выше левого. Это особенно заметно, когда едешь по Шалинскому тракту, как я его называю, в сторону Нарвы. Так там тоже подъём из долины Есауловки очень тяжёл.
Поворот на Кускун.Подъём из долины Есауловки.Вид с подъёма в обратную сторону. Новая трасса (слева) и старая, на Кускун (справа).Между Есауловкой и Тертежем. Вид в сторону Красноярска.Поворот на Тертеж также находится на спуске в долину – одноимённой речки. Справа показывается старый тракт. Он, как и новый, проходит по мосту, но этот мост ощутимо ниже нового, так что подниматься пришлось бы выше. По завершении подъёма старый тракт примыкает справа, но что удивительно, так это то, что на выезде со старого тракта на новый стоит знак «Въезд запрещён». Что за маразм?
Поворот на Тертеж и подъём из долины одноимённой реки.Мост через Тертеж на старом тракте.Подъём из следующей, Тингинской впадины тоже тяжёлый. Брал его на самой низшей передаче. С подъёма, если посмотреть назад, виднеется Камарчага, которую ни с чем не спутаешь. После подъёма начался Уярский район, о чём я понял по стоящей рядом стеле.
Подъём из Тингинской впадины.Вид сверху на Тингино.С подъёма виднеется Камарчага.На въезде в Уярский район.От поворота на Жандат до поворота на Балай я уже ездил 19 апреля. Сейчас еду вдругорядь. Чего стоил спуск к повороту на Балай! А последующий спуск в долину реки Балай! (Сама река почему-то обозвана Балайкой, если верить знаку перед мостом через неё. С лёгкой руки это высосанное из пальца название мигом было переделано мной в Балалайку
.) Подъём из долины тоже не из лёгких, но терпим.
Жандатская впадина.Спуск в долину Балая.Долина Балая. Вид со стороны Уяра.Перед Марьевкой дорога несколько километров ползла вверх. От Марьевки до поворота на Заозёрный я тоже ездил 19 апреля. Тогда я свернул на Заозёрный, и собираюсь сделать это сейчас.
Перед поворотом на Уяр находятся несколько кафешек. В одной из них я решил пообедать, поскольку был уже первый час дня. Оставив вел в тамбуре, зафиксировав тормоза в зажатом положении, я пошёл обедать. Вел, стоящий в тамбуре, был хорошо виден с того места, где я сел.
Поворот на Марьевку.Пообедав, поехал дальше. Сворачиваю на Заозёрный. Доезжаю до Успенки, после которой должен быть поворот на о.п. Сибиряк. Поворот успешно нашёл. Доезжаю по полевой дороге до платформы, находящейся в 2 км от трассы. Сфотографировав её, возвращаюсь.
Дорога на Заозёрный перед Громадском.Следующий о.п. – Илиган. Сворот к нему находится через 2,3 км после поворота на Александровку. Как и Сибиряк, Илиган находится в двух километрах от трассы. Там я, помимо фотографирования, перекусил. После чего вернулся на трассу.
Поворот на Александровку.За той группой деревьев, что с правой стороны - поворот на Илиган.О.п. Илиган.Перед поворотом на Агинское.И хотя финиш – город Заозёрный – был уже близко, времени до вечера было ещё много. Предвидя это, я запланировал в первый день пути съездить ещё и в Иршу, чтобы заехать на о.п. Ирша, а также на о.п. Южный, чтобы на следующий день ехать сразу на Новокамалу, с заездом на о.п. Михалёвка.
Поскольку в Заозёрный заезжать пока смысла не было, я решил обогнуть город с юга, по объездной дороге, тем более что по ней ещё не ездил.
Поворот на Агинское и объездную дорогу Заозёрного. Сворачиваю.Через 2,7 км дорога вышла к Т-образному перекрёстку, на котором следовало повернуть налево, под путепровод, по которому проходит ответвление от ст. Заозёрная.
Проезд под жд путепроводом.За путепроводом – поворот на Бородино. Туда мне и надо. Пройдя по мосту через Баргу, дорога пошла вверх. После последовал короткий спуск, затем подъём возобновился и не кончался вплоть до выезда на дорогу Заозёрный – Бородино. Выехав на неё, вскоре сворачиваю на Иршу.
Выезд на дорогу Заозёрный - Бородино.Дорога Заозёрный - Бородино. Иршинская впадина. Поворот на Иршу - на подъёме.Начало Ирши.По распечаткам спутниковых карт Google нахожу дорогу к платформе Ирша. Что самое интересное, так это то, что дорога полого идёт вниз, к Транссибу, и очень напоминает старую насыпь какой-нибудь железной дороги. Был это подъездной путь, или узкоколейка, я не берусь утверждать. Но насыпь очень любопытная.
Дорога в сторону Транссиба.Нерастаявший снег.Развилка. Нужно свернуть направо.Дорога, похожая на старую насыпь, ведущая к Транссибу и о.п. Ирша.Перед о.п. Ирша дорога по насыпи уходит влево. Насыпь продолжается и дальше, но дороги по ней уже нет. По не очень наезженной полевой дорожке выезжаю к пл. Ирша, где спасать, увы, было уже нечего. Но хоть снимок платформы останется. Сфотографировав платформу, возвращаюсь в посёлок, стоящий, как уже упоминалось, выше Транссиба.
Пл. Ирша. "Спасать" уже нечего.Далее ищу выезд из посёлка на восток, на полевую дорогу в сторону реки Ирша и платформы Южная. Доехав до неё, я намеревался вернуться своим ходом в Заозёрный, где остановиться на ночёвку в комнате отдыха.
Но до платформы ехалось довольно тяжело – начинала сказываться усталость. Платформу я нашёл, но возвращаться в Заозёрный решил на электричке, которая должна была быть через полтора часа. Я решил поберечь силы для завтрашнего пути. Пока ждал, писал дневник и хронометраж пути. Тем временем прошла электричка на Иланскую, на которой, поскольку у меня было ещё достаточно времени, можно было доехать до следующей платформы, Михалёвки, после чего сесть на электричку Иланская – Уяр уже там. Тогда не пришлось бы на следующий день заезжать в Михалёвку. Но понял я это уже позже, когда электричка на Иланскую уже ушла…
Дорога на восток от Ирши.Долина р. Ирша.Отсюда виднеется Бородино.О.п. Южная находится в безлюдной местности. Чётной платформы (на Иланскую) остановочный пункт и вовсе не имеет. Тем не менее о.п. не исключён из расписаний, как, например, Мраморная, Кузнецовский, Карабарик и другие.
О.п. Южная.Наконец подошла электричка на Уяр. Пассажиров немного. Спокойно размещаюсь с велом в вагоне. Разъездная кассирша взяла с меня только 16 рублей, не прося денег за провоз велосипеда, чему я очень обрадовался. Вскоре выхожу на Заозёрной и сразу иду в вокзал – устраиваться на ночлег.
Обращаюсь в окно справочной службы. Женщина, сидевшая там, сначала изумилась тому, что я с велосипедом, т.к. не знала, куда его девать в комнате отдыха. Решили поставить его в пространстве между двумя дверями на выходе в город. Открыт был только один выход, а во второй поставили мой вел, заперев на замок. Утром мне оставалось только попросить охрану отпереть дверь.
Меня поселили в 4-местную комнату, но больше там никого не было, так же как и не было подселено позднее. Обстановка комнаты очень уютная: кровати с постельным бельём, полотенце, тумбочки, шкаф, чайник, телик. Туалет на этаже. О существовании душа мне ничего не сказали, да и я не спросил. В прейскуранте написано, что клиентам комнат отдыха предоставлено право бесплатного пользования душем (что вполне лигично).
Окно моей комнаты выходило на пути, но шум от поездов не помешал мне спокойно выспаться, т.к. в комнате стояли стеклопакеты. Ночью в одну из соседних комнат отдыха было вселено ещё несколько человек, и я порадовался, что не ко мне.
Наверное, это была счастливая случайность, что я переночевал в 4-местной комнате отдыха один. А было бы, наверное, неплохо поехать вчетвером на великах и занять всю комнату
.
Церковь в Заозёрном.Самое красивое здание в Заозёрном.Красивый частный дом в Заозёрном.Комната отдыха.Комната отдыха.