Во время нашей недавней покатушки
http://x-ride.ru/forum/viewtopic.php/f,85/t,39822/start,2040/На Урман, мы обратили внимание, что вверх по р. Таёжная Береть шла хорошо укатанная дорога:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15550/46734311.121/0_14e7f1_e6abc_XL.jpg)
Логично было предположить, что выходит эта дорога на кордон Шкуры (ПСК Союз), где мы уже бывали летом-осенью. Осталось проверить эту гипотезу на практике, совершив круговой маршрут: д. Брод – база СибАвиа – вверх по р. Береть – перевал 670 м – кордон Шкуры – р. Таёжная Береть – д. Брод. Покатушка представлялась весьма простой – всего около 42 км с одним перевалом 670 м. Написали об этом на форуме, но ещё желающих не нашлось.
И вот, на рассвете 28 декабря 2014 г., мы с Первопроходником приехали на его машине в д. Брод, что в 7 км от Маны на р. Береть:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16107/46734311.125/0_150d75_c3e334c3_XL.jpg)
Дорога была присыпана свежим ночным снежком, по которому ещё никто не проехал:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/46734311.125/0_150d77_a11da2e8_XL.jpg)
Через 3 км - ручей Прийсковый, он уже окончательно замерз:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15550/46734311.125/0_150d79_a5a05b18_XL.jpg)
Погода была тёплая -8 С, но шёл мелкий снежок:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/17849/46734311.125/0_150d7b_a218efec_XL.jpg)
Широкая лесовозная колея была немного занесена снегом, и мы сбросили давление в колесах – движение стало более устойчивым:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15512/46734311.125/0_150d7d_d63f8af0_XL.jpg)
По этой дороге мы уже много раз ездили в разное время года, и зимой лучше всего – не надо объезжать многочисленные лужи, которые здесь никогда не пересыхают:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16142/46734311.125/0_150d7e_52e88db4_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15547/46734311.125/0_150d7f_1532b196_XL.jpg)
Через 10 км от Брода – ворота СибАвиа:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15535/46734311.125/0_150d80_387b5fe3_XL.jpg)
Направление на базу СибАвиа:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16162/46734311.125/0_150d81_5d34254f_XL.jpg)
Но в этот раз мы сворачиваем вправо, вверх по р. Береть, куда ведут следы лесовозов:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16173/46734311.125/0_150d82_a271418f_XL.jpg)
По такой дорожке отлично катится со скоростью 15-18 км/ч:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15590/46734311.125/0_150d83_ed874016_XL.jpg)
Но вот сюрприз – через 5 км от базы СибАвиа лесовозная дорога уходит в правый приток, к Жистыку (туда я ездил в 2012 г:
http://x-ride.ru/index.php/forum/viewto ... /start,15/" target="_blank" target="_blank , часть 8 )
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15523/46734311.125/0_150d85_b8b1bf9b_XL.jpg)
..а нам надо вперед, вверх по р. Береть, туда ведет только снегоходный след:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16115/46734311.125/0_150d87_61e104f9_XL.jpg)
Пришлось ещё сбавить давление в шинах:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16165/46734311.125/0_150d88_eecf60d5_XL.jpg)
Скорость упала до 9 км, но это нормально для рыхлого снега в гору:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15531/46734311.125/0_150d8a_9228d9d_XL.jpg)
У Первопроходника шины поуже моих, и он не рискнул сильно снижать давление в них, в результате его вел периодически зарывался в снег:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15597/46734311.125/0_150d8c_11891076_XL.jpg)
Примерно через 1 км такого гемора, Первопроходник заявил, что это не езда, а **---***, и предложил вернуться назад. Вполне логичное решение в данной ситуации, но здесь надо сказать, что наши велоинтересы близки, но не совпадают полностью: ему по душе покрутить педали в бодром темпе, накатать километраж, посетить знаковые места, а если куда и тащить вел, то в жерло действующего вулкана.
А мне интересно пройти новый маршрут с элементами велоориентирования и даже буреломинга, главное – не возвращаться той же дорогой. Поэтому решили разделиться: Первопроходник развернулся назад, а я продолжил путь вверх по Берети, пообещав, что в 18 часов буду в д. Брод. На крайний случай, по пути есть кордон, где можно переночевать. Местность мне знакомая, навигатор есть, так что беспокоиться не о чем.
Дальше продолжил путь в одиночестве, по снегоходному следу неплохо ехалось, со скоростью 8-9 км/ч
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15556/46734311.125/0_150d8f_e987e88d_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15482/46734311.125/0_150d90_d16b0708_XL.jpg)
Изредка приходилось пешком преодолевать снежные перемёты:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15501/46734311.125/0_150d92_caf80ec5_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15518/46734311.126/0_150d96_7e8ca472_XL.jpg)
Через 10 км от СибАвиа развилка: прямо основная дорога дальше вверх по Берети, а поворот вправо ведёт на кордон Шкуры:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15524/46734311.126/0_150d94_790252b_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15589/46734311.126/0_150d95_aa688e8_XL.jpg)
Перехожу через небольшую здесь речку Береть по снежному мостику:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/17859/46734311.126/0_150d97_d40fa75e_XL.jpg)
Оглядываясь назад, на речку Береть:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15523/46734311.126/0_150d98_362bbcfa_XL.jpg)
Теперь поднимаюсь вдоль притока Берети, след рыхлый, иду пешком:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15576/46734311.126/0_150d9a_aa34a7c4_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15581/46734311.126/0_150d9c_c84e49b6_XL.jpg)
Чем дальше, тем подъём круче:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/46734311.126/0_150d9e_b9166486_XL.jpg)
Через 3 км от последней развилки взобрался на перевал 670 м. Здесь была связь ЕТК, отзвонился домой, объяснил ситуацию, предположив, что в 18 часов выйду на связь уже в пос. Береть, но, на всякий случай, сказал, что могу и заночевать на кордоне:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16177/46734311.126/0_150da2_ef2721f5_XL.jpg)
Основания для оптимизма были – далее начинался спуск по буранке, удавалось даже ехать:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15523/46734311.126/0_150da5_6821ab68_XL.jpg)
Но затем начались непонятки: буранка никак не хотела спускаться к кордону, а скакала по вершинам хребта:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15595/46734311.126/0_150da7_474eecc7_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15555/46734311.126/0_150da8_9a8679f2_XL.jpg)
У меня выбора не было, приходилось идти по следу, который привел на плоскую лысую вершину со странным сооружением – не то лабаз, не то межгалактическая антенна:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16165/46734311.126/0_150da9_9644b6fc_XL.jpg)
На этой поляне снегоходный след потерялся:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15581/46734311.126/0_150daa_fc7363c_XL.jpg)
Пришлось доставать навигатор, и идти в нужном направлении к кордону прямо по целине, проваливаясь выше колена в снег:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16102/46734311.126/0_150dab_8ada8bdd_XL.jpg)
Это ещё хорошо, что путь был резко вниз:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16100/46734311.126/0_150dac_f8e91ac_XL.jpg)
Впереди показались вагончики кордона Шкуры:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15524/46734311.126/0_150dad_e26516b4_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15546/46734311.126/0_150daf_77d4b96b_XL.jpg)
До последней секунды я был уверен, что к кордону снизу ведет накатанная дорога, но подойдя к избушке, никаких следов человека не обнаружил!!!
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15548/46734311.125/0_150d73_b6345f12_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15561/46734311.126/0_150db0_18c56bf7_XL.jpg)
Пришлось крепко задуматься. Возвращаться назад почти нереально, т.к. предстояло бы круто подниматься по глубокому снегу, что очень тяжело. Оставаться ночевать здесь можно весьма комфортно: изба незаперта, в ней есть кирпичная печь, дрова, полати для сна, посуда и даже всякие крупы:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15481/46734311.126/0_150db1_a116bf19_XL.jpg)
Но время было всего 14 часов, «солнце высоко», и была слабая надежда, что внизу, по Таёжной Берети есть след снегохода. Поэтому я решил всё-таки продолжить намеченный путь, благо снег был не очень глубокий:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15560/46734311.126/0_150db2_a37c668c_XL.jpg)
Прошёл мимо строящейся дамбы с прудом:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15593/46734311.126/0_150db3_dde1c037_XL.jpg)
Некоторое время под снегом угадывался старый след …
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16191/46734311.126/0_150db4_311ba517_XL.jpg)
… но вскоре он исчез:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15553/46734311.126/0_150db5_e8be947c_XL.jpg)
Теперь тешил себя надеждой, что будет буранка с Ангалоя, дошел и до этой развилки – ни следа:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/17859/46734311.126/0_150db9_b4e26182_XL.jpg)
Отсюда иду уже вдоль Таёжной Берети, летом здесь вполне проезжая дорога, а сейчас снега почти по пояс:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16108/46734311.126/0_150dbb_f4abeeb4_XL.jpg)
Каждый шаг даётся с большим трудом, велосипед не то что катить – нести невозможно, приходится его сначала забрасывать вперёд, сантиметров на 40, а затем и самому подтягиваться за ним, опираясь на вел. Такой способ передвижения как-то описывал none в зимнем походе на Черную Сопку.
Скорость получается примерно 800 метров в час, а затраты энергии как при тяжёлом беге. К тому же постоянно существует опасность угодить в незамерзший под снегом ручей:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15541/46734311.126/0_150dbc_4a03dbca_XL.jpg)
Вечерело, но пока не теряю оптимизма – надо доползти до развилки на Акшеп, вдруг оттуда будет след снегохода.
Дополз. Вместо снегохода одинокий охотник прошёл на широких лыжах, и всё:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16156/46734311.126/0_150dbd_31caee1e_XL.jpg)
И всё же это лучше, чем пухляк – иногда можно было хоть пустой вел аккуратно поставить на лыжню, чтобы он не провалился в снег:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15491/46734311.126/0_150dbf_fefce201_XL.jpg)
Темнело и холодало. Я утеплился, чем было, нацепил фонарь, решил, что буду идти и в ночи. Но тут новая проблема: из-за сильного перенапряжения и усталости стало сводить мышцы ног. Это была серьёзная опасность – могло так скрючить прямо на этой лыжне, что даже до дров в лесу не доберешься, а помощи ждать неоткуда. Посмотрел в навигатор – ничего утешительного, до Урманской гравийки почти 10 км, а с такими темпами мне до неё не доползти и за всю ночь. Поэтому решил не рисковать, поберечь силы и встать на ночёвку прямо здесь, где в густой ельник вела маралья тропа.
Велосипед я оставил поперек лыжни – вдруг снегоход какой поедет, сразу увидит. А сам зашёл в лес, нашел поваленное дерево, очистил его от снега – получился диван. Наломал тонких сухих пихт, развёл костёр:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16181/46734311.126/0_150dc1_30fe7694_XL.jpg)
Хотелось пить – с собой был только термос 0,5 л, который давно опустел, последние пару км я уже ел снег. Но теперь рядом с костром обнаружился незамерзший ручей, из него я набрал полный термос ледяной воды, а затем грел её у костра в маленькой металлической крышке. Еды осталось: 200 г печенья, 60 г сыра и два псевдошоколадных батончика. Отключил за ненадобностью оба телефона и навигатор, у костра предстояло провести долгую декабрьскую ночь. Дрова быстро прогорали, приходилось каждый час отправляться за очередной парой сухих пихтовых стволов, а без топора и пилы я мог добыть только сравнительно мелкие деревья. Погода за ночь несколько раз менялась: то в тишине падал снег, то ветер шумел наверху, то на небе мерцали холодные далёкие звезды… Эх, на сколько было бы веселее сейчас, будь со мной моя собака, 8-месячная лайка Дэля, и ей тут столько всего интересного: звериные следы, какие-то шорохи в темноте. И днём от неё была бы польза – помогать снег протаптывать и даже велосипед немного тянуть.
Дома, конечно уже подняли тревогу, но, скорее всего, считают, что я на кордоне заночевал, ведь я сам об этом говорил.
Костер за ночь ушел в снежную яму и периодически требовал принудительного поддува:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16155/46734311.126/0_150dc3_2f3dd191_XL.jpg)
Под утро сон стал одолевать, временами я действительно, наверно отключался и не заметил, как прожог сапоги у костра. Бесконечно медленно светало, а чёткого плана дальнейших действий всё ещё не было, думал даже оставить здесь велосипед, и выбираться налегке. Однако, с утра почувствовал неожиданный прилив сил, собрался, вышел на лыжню к терпеливо дожидавшемуся меня велосипеду, стряхнул с него иней, термометр на руле показывал -15 С, и осторожно повел его вперед. Сегодня шаги давались значительно легче, чем накануне вечером: помог отдых и мороз, снег стал потверже, иногда удавалось пройти десяток метров и ни разу не провалиться! Впереди был очередной распадок и снова надежда на хоть какую-нибудь буранку.
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15499/46734311.126/0_150dc4_dc3cf8b1_XL.jpg)
И вот, через 800 метров от места ночевки, выхожу на глубокую тупиковую колею от тяжелой машины!!
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15592/46734311.127/0_150dc5_3d604150_XL.jpg)
Это один из самых радостных моментов моей жизни. По колее ехать не получается, но можно идти со скоростью 5 км/ч, что уже очень хорошо!
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/17849/46734311.127/0_150dc6_f050f2d9_XL.jpg)
А еще через 250 м из левого притока примыкает мощная лесовозная дорога
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/46734311.127/0_150dc8_306c32a7_XL.jpg)
Да, знал бы точно, ещё вчера бы сюда дополз!! Или если бы вдвоём шли, помогая друг другу пробивать колею, добрались бы сюда ещё засветло.
Вскакиваю на велосипед и мчусь по дороге 15-18 км/ч, вскоре проезжаю базу лесозаготовителей:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15501/46734311.127/0_150dc9_44cc5c73_XL.jpg)
Оставшиеся 8,5 км пролетаю за полчаса:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/17847/46734311.127/0_150dcb_93b06735_XL.jpg)
Вот уже выезд на Урманскую гравийку:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16159/46734311.127/0_150dcc_63831fda_XL.jpg)
Накачал колеса до нормального давления:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15549/46734311.127/0_150dcd_1b57fd02_XL.jpg)
А там уже до д. Брод рукой подать:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16191/46734311.127/0_150dce_1fb697ef_XL.jpg)
Ещё через 25 минут я в Берети, первым делом выхожу на связь, успокаиваю всех, что я в порядке:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15539/46734311.127/0_150dcf_4d16e94e_XL.jpg)
.
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/15552/46734311.127/0_150dd0_5f38cc5b_XL.jpg)
Ближайший магазин сегодня, в понедельник, не работает, но у меня осталась ещё пачка печенья, на ней и еду в Маганскую:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/16110/46734311.127/0_150dd1_1d3accdb_XL.jpg)
В Маганской зашёл в магазин, купил сок, стал ждать электричку. А минут через 10 продавщица попросила меня выйти, т.к. весь магазин заполонил терпкий запах смолистого дыма костра от моей одежды. А приехав домой я заметил, что всё вижу как в тумане, поехал в глазной центр, поставили диагноз – термический ожог роговицы из-за дыма. Прописали капли, и через два дня зрение восстановилось.
Вообщем, нужен спутниковый телефон, дополнительный лёгкий пуховик, большая метал. кружка и аварийный запас еды в виде шмотка сала
Трек:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ctwagloxmakjyqalВсе фотки:
https://fotki.yandex.ru/users/vk5772/album/452513/