Сегодня состоялась ледовая покатушка по Базаихе, на довольно значительном её протяжении - от Хариусного лога до Болгаша.
Трек (от Лесопильщиков до Свердловской).
С чего всё началось.17 ноября я, впервые в жизни выбравшись в Давыдов лог, увидел, что Базаиха уже встала, чему немало удивился. Очень хорошо поработали морозы вкупе с малоснежьем. Замёрзшая и едва присыпанная снегом Базаиха вдохновила меня на попытку хоть немного проехать по её льду, между какими-нибудь двумя логами Торгаша. Поскольку в Давыдовом и Учасовенном логах я уже был, решил заехать к Базаихе по Хариусному логу, а уйти по Большой Войле.
В случае благоприятной ледовой обстановки решил попробовать проехать и дальше Большой Войлы - до самого Болгаша. Если что, можно будет уйти через тот же Давыдов лог.
Поездку спланировал на 20 ноября.
Начало.Морозным утром 20 ноября я приехал на жд вокзал Дивногорска ко второй (на 6:40) электричке. Несмотря на купленные днём ранее в Спортмастере за 500 рублей новые термоноски, ноги у меня начали мёрзнуть ещё в тамбуре электрички, когда я туда временами выбирался, чтобы при необходимости оттащить велосипед в сторону от одной из дверей. С собой у меня были купленные в том же Спортмастере грелки для ног, начинающие нагреваться при вскрытии упаковки и приклеиваемые сверху на носки в районе пальцев ног. Но я не придал значения тому, что ноги стали стынуть так рано, и решил пока не вскрывать грелки. Думаю, если что, буду идти пешком - на тот же Торгаш.
Выйдя на станции Енисей, я отправился в сторону Водников. Проехав немного по Монтажников, поднявшись в горку (ехать было неимоверно тяжело из-за мороза: возможно, летом попала вода в подшипники, а сейчас замерзает - надо менять смазку), сворачиваю направо, на дачи. То и дело гляжу в навигатор, поскольку ехать надо то влево, то вправо. Наконец, сворачиваю на нужную дорогу, выводящую на хребет. Сначала шёл по квадроколее, но потом она ушла в другую сторону, а мне пришлось идти по заснеженной колее. Кто-то уже шёл на лыжах, но лыжни как таковой не было - одна ёлочка, хотя уклон не такой уж и большой - летом бы заехал тут в седле. Вскоре подъём кончился. Вновь начались накатанные машинами и квадриками колеи. На спуске в Хариусный лог руки закоченели сильнее ног... Сначала дорога идёт по ручью, а потом уходит вправо, перевалив небольшую гриву. После чего я выезжаю на поляну, по которой выезжаю к Базаихе.
По Базаихе.Снега на льду уже чуть больше, чем было три дня назад. Ехать можно, хотя снег немного тормозит движение, но хоть колёса не зарываются. Где-то встречался и почти чистый лёд, но, как правило, ненадолго. Открытая вода встречалась в основном на стрежне, где быстрое течение, которое мороз не осиливает. Тем не менее, даже близко к полыньям лёд прочный, но всё же я старался без крайней необходимости к ним не приближаться, по вполне понятным причинам. Иногда дорогу преграждали поваленные деревья. Река сильно петляла, но срезать нигде бы не получилось, поскольку берега обильно поросли кустарником, а буреломиться мне не хотелось. В одном месте пришлось обходить по кустам обильную наледь. Иногда уклон реки даже заметен на глаз.
От Болгаша.Выехав к Болгашу, покидаю базайский лёд и выезжаю на дорогу. Но пока я ехал по ней до конечной остановки 37-го автобуса (не для того, чтобы на него сесть, а потому, что именно там был ближайший магазин), чтобы согреться в уже знакомом магазине, я чокнулся: 8 километров и ни одного магаза! Доехав, наконец, до кольца, выдыхаю с облегчением и забегаю туда. Купив еды, попив чаю, подкормив бегавших рядом собак (абсолютно спокойно, без лая, отнёсшихся ко мне как к байкеру), еду дальше.
ДомойДалее предстояло решить, куда ехать дальше. Я думал, что маршрут займёт у меня весь день, и я спокойно уеду вечером домой на электричке. Однако время ещё только половина второго, до электрички 4,5 часа, даже почти пять, и куковать мне совсем не хотелось. Поэтому, несмотря на мороз, я решил ехать до дома своим ходом. Дело это привычное, за пару часов, с учётом мороза, до дома должен добраться.
Можно было, конечно, последовать примеру Шефа, уехав в Дивногорск на автобусе с Предмостной. Я бы и рад был не крутить педали ещё 30 км по горам. Но у меня не было никакой уверенности, что меня возьмут в автобус с велосипедом, даже в "Пазик" (он же "Богдан", или это два разных автобуса?), да и с водителями лишний раз связываться не хотелось, поэтому я решил на Предмостную не ехать.
Несмотря на малоснежье, шиповка редко жужжала. Обочины почти везде укатанные и хорошо приспособленные для езды на велосипеде. Только вот на спуске к Слизневу от морозного обдува не спасала даже балаклава, уже успевшая покрыться слоем льда от дыхания. На пути к Овсянке стал думать: объезжать Манскую гору по жд путям или нет? Через гору хоть и тяжелее, но всё же быстрее, поскольку по жд насыпи не поедешь, только пойдёшь. По насыпи же не надо набирать лишнюю высоту, тратить остатки сил, но медленнее. Поэтому я прибегаю к этому способу лишь в крайних случаях и только зимой. До сегодняшнего дня я так делал только один раз. И сейчас решил попробовать снова.
От Овсянки до Маны по жд путям в обход Манской горы.Сворачиваю в Овсянку. Проехав до бывшей ст. Усть-Мана (несмотря на то, что до пос. Усть-Мана ещё три километра), еду дальше вдоль жд пути по присыпанной снегом технологической дороге, проложенной года три назад для реконструкции подпорных стенок вдоль жд пути. Но длина этой дороги всего 700 метров, а всего между платформами Усть-Мана и Мана целых три километра. Так что оставшиеся 2300 метров мне пришлось идти пешком, без какой-либо надежды на возможность проезда в седле. Справа есть достаточно места для прокладки какой-нибудь велодорожки, даже с учётом габарита железнодорожного подвижного состава. Думаю, если бы она была, по ней бы ездили. Да и ходить было бы приятно.
Однако благодаря пешей ходьбе я отлично разогрел ноги, так что нет худа без добра. Добравшись до о.п. Мана (добирался почти полчаса), вновь выбираюсь на трассу и доезжаю до дома.
Итог: новые носки пока что не оправдали себя, хотя, возможно, дело в сильно низкой температуре. Самогревы (ну, грелки для ног) грели плоховато, но тут я, похоже, знаю, в чём дело: их надо прилепливать не поверх второй пары носков, а поверх первой пары, и лишь затем сверху надевать вторую пару носков. Думаю проверить в следующей морозной вылазке.