По этому маршруту в зимнее время я уже ездил один раз: в марте 2015 года. Но фотографии с той поездки были утрачены, в связи с чем захотелось повторить поездку и осуществить пересъёмку тех мест.
Но весна с каждым годом наступает всё раньше и раньше: если в прошлый раз я ездил 21 марта и слякоти на дорогах почти не было, то этой весной уже в 10-х числах марта во многих местах оголился гравий, а слякоти не было разве что только от Крола до Джеби.
В прошлый раз я проехал этот маршрут за один день. Выехал из Крола поздновато, из-за чего опоздал на поезд и был вынужден ночевать в гостинице, а наутро уезжать на автобусе. Теперь же я решил разбить поездку на два дня, чтобы и не слишком перегружаться (поскольку эта зима выдалась у меня довольно скупой на поездки с дистанциями свыше 100 км), и побольше запечатлеть в светлое время суток.
Стартовать решил, как и в прошлый раз, со станции Крол. Конечно, это связано с неудобствами в виде прибытия во втором часу ночи и непонятными перспективами ночёвки (зала ожидания там нет, и рассчитывать придётся на сердобольность железнодорожников). К слову, даже на станции Мана зал ожидания теперь работает только во время прохода поездов на Абакан и Красноярск, а также в течение пары часов в дневное время.
Но один раз эти неудобства можно и потерпеть: не каждый же день так езжу и ночую. Выехал вечером 11 марта поездом Красноярск - Абакан.
12 марта.Я оказался единственным человеком, вышедшим в Кроле, что и не удивительно. В служебном помещении станции условий для приёма на ночлег не оказалось, поэтому я пошёл в старое здание станции, где и ночевал в прошлый раз. Но если тогда это было по договорённости через справочное бюро станции Красноярск, то сейчас предстояло впрашиваться самому.
Ныне в этом здании ночуют путейцы (обычно вдвоём). Там уже все спали. Я тихонько вошёл внутрь и лёг на свободную лавку. Но из-за её малой ширины лежать на ней было неудобно, и за остаток ночи я так и не уснул. Хорошо, что в поезде удалось поспать около двух часов. Но несмотря на недосып, я впоследствии добрался до Кошурникова без проблем, и даже не валился с ног от усталости и недосыпа. Удивительное дело!
С путейцами, ночевавшими в здании, проблем не возникло. Утром вместе позавтракали, попили чаю, после чего я отправился в путь. Не знаю, правда, можно ли там постоянно так ночевать, несмотря на ночное прибытие поезда. Вдруг железнодорожники начнут гайки закручивать...
Выбирая время для поездки, я твёрдо решил не ехать сразу после снегопадов. Мы в начале января ездили в те края на машине и очень хорошо ощутили на себе, как "хорошо" там чистятся дороги. Сейчас же дороги должны быть укатанными, поскольку снега не было с начала месяца.
Так и оказалось. Только вот до моста через Крол дорога была ужасно неровной. Лишь с началом Курагинского района она стала гладкой и укатанной. Температура воздуха за ночь опустилась до -20 градусов.
Река Крол, как и пару лет назад, незамёрзшая:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/170749/228150150.1a/0_1579a9_e4addaf8_XL.jpg)
Информация об аварийном мосте:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/43843/228150150.1c/0_157a9d_ea53954_XL.jpg)
Крольский виадук. Рядом ведётся строительство второго (2 года назад его ещё не было):
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/28874/228150150.1a/0_1579aa_1edc7464_XL.jpg)
Гора Тихон Шабунинский (1343 м):
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/53145/228150150.1a/0_1579ab_23ed34ec_XL.jpg)
Крольский виадук:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/96803/228150150.1a/0_1579ac_a9c8cf97_XL.jpg)
Подъём на Крольский перевал (над Крольским тоннелем). Справа - здание у северного портала тоннеля:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/128227/228150150.1a/0_1579ad_5efa2fcc_XL.jpg)
Крольский перевал, начало Курагинского района (впереди две сопки высотой 1014 и 1128 м):
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/105020/228150150.1a/0_1579ae_24f5ebe3_XL.jpg)
Река Средняя Сейба (после спуска с перевала):
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/40687/228150150.1a/0_1579af_b45d0220_XL.jpg)
Река Средняя Сейба:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/50666/228150150.1a/0_1579b0_e19c560b_XL.jpg)
Дорога отличная:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/61164/228150150.1a/0_1579b1_d2494c10_XL.jpg)
Впереди крутой поворот под жд мост:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/176508/228150150.1a/0_1579b3_7c3d5a5b_XL.jpg)
Жд мост через Сейбу:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/95629/228150150.1a/0_1579b4_4144d84e_XL.jpg)
Автомобильный мост через Сейбу - приток Сисима:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/98050/228150150.1a/0_1579b5_cfc432ec_XL.jpg)
Вскоре появляется гравий - весна наступает:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/9931/228150150.1a/0_1579b7_c626b793_XL.jpg)
Сисим:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/61164/228150150.1a/0_1579b9_1c39f687_XL.jpg)
Снова Сисим, но уже перед Щетинкиным:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/53145/228150150.1a/0_1579ba_93ba135d_XL.jpg)
Здесь Сисим, однако, ещё не вскрылся:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/5407/228150150.1a/0_1579bb_3c553983_XL.jpg)
Щетинкино, громадный снежный язык на одной из крыш:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/51393/228150150.1a/0_1579bc_5feef104_XL.jpg)
Речка Коза. По ней названы перевал, тоннель и виадук:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/94596/228150150.1b/0_1579bd_417be73d_XL.jpg)
После Щетинкина начался подъём на Козинский перевал:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/176508/228150150.1b/0_1579be_d6a4e20a_XL.jpg)
Козинский перевал:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/219501/228150150.1b/0_1579bf_52f5ae61_XL.jpg)
Спуск с Козинского перевала (длина - 4 км):
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/105020/228150150.1b/0_1579c0_9ede23d5_XL.jpg)
Спуск с Козинского перевала. Еду здесь уже третий раз, и всё под гору:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/95629/228150150.1b/0_1579c1_6b1f7bb2_XL.jpg)
Конец спуска, верховья реки Джебь. За мостом слева - примыкание дороги со станции Джебь и Козинского виадука:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/95629/228150150.1b/0_1579c2_978dbece_XL.jpg)
Примыкание дороги со станции Джебь:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/169451/228150150.1b/0_1579c3_4d7504a1_XL.jpg)
Мост через Джебь. Далее дорога идёт по её долине. Уже появляется слякоть:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/51236/228150150.1b/0_1579c4_a3196f97_XL.jpg)
Следующий мост через Джебь (всего на пути их около восьми):
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/94596/228150150.1b/0_1579c6_1dc8d92f_XL.jpg)
В районе станции Стофато:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/95629/228150150.1b/0_1579c7_1dce5c3b_XL.jpg)
Ст. Стофато:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/176508/228150150.1b/0_1579c8_1a874433_XL.jpg)
Мемориальная доска на здании станции Стофато:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/196736/228150150.1b/0_1579c9_8cc26621_XL.jpg)
Вид со станции Стофато на долину Джеби и её притока - речки Маргоз:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/95629/228150150.1b/0_1579ca_1d700b17_XL.jpg)
Ещё мост через Джебь. Всё уже плывёт:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/44819/228150150.1b/0_1579cb_43216cd_XL.jpg)
Далее дорога перешла по переезду на левую сторону путей, где уже и участки сухого грунта есть:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/94596/228150150.1b/0_1579cc_70e173a5_XL.jpg)
Аварийный мост через Джебь. Левее, видимо, строящийся новый:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/169451/228150150.1b/0_1579cd_86cd0c2f_XL.jpg)
Далее дорога пошла на небольшой перевал над 1-м Джебским тоннелем, но я свернул вправо, на дорогу вдоль Джеби:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/214545/228150150.1b/0_1579ce_1d5dbc39_XL.jpg)
Дорога вдоль Джеби:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/169451/228150150.1b/0_1579cf_9f73e13f_XL.jpg)
Жд мост через Джебь в районе 1-го Джебского тоннеля:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/172017/228150150.1b/0_1579d0_51571685_XL.jpg)
Р. Джебь:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/47741/228150150.1b/0_1579d1_eb93dd17_XL.jpg)
Уже Кошурниково, всё плывёт:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/176508/228150150.1b/0_1579d2_d167b20f_XL.jpg)
Ул. Горького:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/107080/228150150.1b/0_1579d3_c6c9a59d_XL.jpg)
Вид на посёлок:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/101435/228150150.1b/0_1579d4_dc534d81_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/25921/228150150.1b/0_1579d5_e706a5cc_XL.jpg)
Выехав из Крола в 8:10, в Кошурниково я приехал в 13:30, проехав 74 километра. Ночевал у хороших знакомых, с которыми познакомился в начале года. Остаток светового дня гуляли по посёлку.
13 марта.Выезжать наутро решил пораньше, чтобы поменьше ехать по слякоти. Тем не менее, выехал с опозданием: в 7:15. Вся слякоть хорошо схватилась: мороз был -20, как и в Кроле.
Последний на пути мост через Джебь. Далее дорога уходит в долину Канзыбы - притока Джеби:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/51236/228150150.1b/0_1579d8_8d82d128_XL.jpg)
Жд виадук через Канзыбу.
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/61411/228150150.1b/0_1579d9_9fe4cfed_XL.jpg)
Поворот на старый участок трассы, идущий вдоль железной дороги, этим и интересный:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/62989/228150150.1b/0_1579da_66378d4a_XL.jpg)
Вскоре после сворота начался подъём на Каспинский перевал (над Каспинским тоннелем):
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/217607/228150150.1b/0_1579db_3e882437_XL.jpg)
Подъём на Каспинский перевал:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/52085/228150150.1b/0_1579dc_85c46e24_XL.jpg)
Первый серпантин (из двух) на подъёме:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/102548/228150150.1b/0_1579dd_e0152540_XL.jpg)
Перевал:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/102548/228150150.1b/0_1579de_b34a5970_XL.jpg)
Спуск с перевала:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/61411/228150150.1b/0_1579df_9fd3c250_XL.jpg)
Конец спуска, поворот на Усть-Каспу и жд виадук над речкой Каспой (ведётся строительство второго - под второй путь):
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/25921/228150150.1b/0_1579e0_7ae49092_XL.jpg)
Автомобильный мост через Каспу:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/101435/228150150.1b/0_1579e1_74dc9cad_XL.jpg)
Каспинский виадук:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/51236/228150150.1b/0_1579e2_b540bc0d_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/51236/228150150.1b/0_1579e3_eca7b955_XL.jpg)
Далее дорога идёт вдоль Кизира:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/5407/228150150.1b/0_1579e4_efcf971a_XL.jpg)
Мост через Кизир в пос. Журавлёво:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/9227/228150150.1b/0_1579e5_e76f9404_XL.jpg)
Журавлёво:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/30602/228150150.1b/0_1579e6_2f133756_XL.jpg)
Мост через р. Тартазяк:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/99813/228150150.1b/0_1579e7_c764d97_XL.jpg)
Кордово:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/98050/228150150.1b/0_1579e8_b4875301_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/194425/228150150.1b/0_1579e9_b098f16_XL.jpg)
Впереди - утёс, через который железная дорога проходит в Кизирском тоннеле:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/96803/228150150.1b/0_1579ea_2fd9d682_XL.jpg)
А автодорога идёт понизу:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/98645/228150150.1b/0_1579eb_1e49d17e_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/30602/228150150.1b/0_1579ec_78ef9fb4_XL.jpg)
Андреев Ключ:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/198860/228150150.1b/0_1579ed_178cf08e_XL.jpg)
Виадук через Андреев Ключ:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/50666/228150150.1b/0_1579ee_eeebbeee_XL.jpg)
После Андреева Ключа пошёл крутой подъём на Кордонский перевал (над Кордонским тоннелем):
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/50666/228150150.1b/0_1579ef_35319117_XL.jpg)
Вид с подъёма в сторону Кошурникова:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/105284/228150150.1c/0_1579f0_6daf8c9c_XL.jpg)
Одна из трёх вершин Кордонского перевала (перепады высот между ними незначительные, но выраженные):
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/219501/228150150.1c/0_1579f1_ca6f829d_XL.jpg)
Спуск с перевала:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/112407/228150150.1c/0_1579f2_b5dafa9c_XL.jpg)
В конце спуска - переезд (не виден):
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/51236/228150150.1c/0_1579f3_3813142e_XL.jpg)
Далее дорога идёт вниз по долине речки Бурлучёк (по картам - Бурлук) - притоку Ирбы, а Ирба - приток Тубы.
Эту и ещё одну впадину одолел с разбега:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/102548/228150150.1c/0_1579f4_d9a2222d_XL.jpg)
Красный Кордон:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/198303/228150150.1c/0_1579f5_49aebb30_XL.jpg)
Ст. Красный Кордон. Здесь встретился с электричкой Абакан - Кошурниково:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/172931/228150150.1c/0_1579f6_13e32db0_XL.jpg)
Конец Красного Кордона:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/57422/228150150.1c/0_1579f7_ee52de38_XL.jpg)
Спуск с возвышенности:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/96803/228150150.1c/0_1579f8_929ddcd6_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/9745/228150150.1c/0_1579f9_3328996d_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/51236/228150150.1c/0_1579fa_614a5c54_XL.jpg)
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/59023/228150150.1c/0_1579fb_51562c4f_XL.jpg)
Переезд через ветку Ирба - Большая Ирба, за ним - выезд на новую трассу:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/43572/228150150.1c/0_1579fc_c3a925e6_XL.jpg)
Далее - голый асфальт до самого Курагина:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/105284/228150150.1c/0_1579fd_59d227c2_XL.jpg)
Берёзовское:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/9739/228150150.1c/0_1579fe_3f878a8e_XL.jpg)
Музей в Берёзовском:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/61411/228150150.1c/0_1579ff_6d52f7f7_XL.jpg)
Стела на въезде в Берёзовское со стороны Курагина:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/102548/228150150.1c/0_157a00_3df6085e_XL.jpg)
Кольцо на въезде в Курагино:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/196534/228150150.1c/0_157a01_30ba4b1f_XL.jpg)
Курагино:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/51236/228150150.1c/0_157a03_d0d7695f_XL.jpg)
Стела со стороны посёлка:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/201221/228150150.1c/0_157a04_20be846e_XL.jpg)
В Курагино приехал в районе 13:30. Сначала заехал к своим коллегам в Курагинскую гидрометобсерваторию (ГМО), а потом у меня состоялась встреча с Натальей и Владимиром Никулкиными (Наталья, к слову, раньше тоже работала техником-метеорологом в Курагинской ГМО), тоже велосипедистами, авторами сайта о Курагинском районе (
nikava.ru):
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/44819/228150150.1c/0_157a05_1df97c50_XL.jpg)
Так и провёл с ними весь вечер. Билет на поезд у меня уже был куплен, необходимо было только купить квитанцию. Владимир на велосипеде проводил меня до жд вокзала, куда мы прибыли за час до поезда. Народу на посадку очень много, а стоянка издевательски короткая: всего три минуты (а у поезда из Красноярска вообще только две). Поэтому разбирал велосипед я в конце платформы, где должен был остановиться мой вагон, но всё равно пришлось при прибытии поезда пробежаться по платформе к своему вагону. Прощаюсь с Владимиром, сажусь в поезд и еду домой. Утром 14 марта вышел на станции Енисей.
Общий пробег составил 165 км. Треки:
день 1,
день 2.