Я уже ездил осенью в Унгуты: в октябре 2014 года. Но фотографии с той поездки не сохранились, плюс выбрался я тогда поздно: золотая осень там уже почти закончилась. Ввиду этого захотелось съездить туда ещё раз в осеннее время, но уже пораньше: где-то в середине сентября, или ближе к концу. В прошлом году осенняя поездка опять сорвалась.
На 6 и 7 сентября пообещали отсутствие осадков, поэтому решил выбираться в эти дни, поскольку потом должны были возобновиться дожди.
Мне хотелось доехать до Унгутов (по трассе от Камарчаги, затем по гравийке), потом подняться вверх по Жержулу, попытаться выйти на Анастасино (дорога на спутниковом снимке просматривалась, да и на карте OpenStreetMap была обозначена), а потом, возможно, тем же путём возвращаться в Малый Унгут, откуда потом уйти на Жистык через Таболожный хребет, поскольку по нему я ещё вообще не ездил осенью.
В данном отчёте будут в т.ч. описания дорог по долине Жержула и грунтовой срезки от Кияя до унгутской гравийки.
Доехав до Камарчаги на первой электричке, в 9:11 отправился в путь. Погода поначалу не очень радовала:
На унгутскую гравийку на сей раз решил заехать по старой дороге, которая раньше, похоже, была основной. Сворот на неё находится после поворота на Кияй, на спуске в долину Кияя:
Плохо заметный сворот справоПервые метры дороги:
Далее началась грязь:
Потом дорога полезла на перевал (первый из двух, более высокий, набор порядка 100 м):
Далее спустилась в долину ручья:
Подъём на второй перевал, менее высокий:
Спуск в долину Тюлюпа, к унгутской гравийке:
Выезд к Тюлюпу, прямо - к трассе, направо - к Унгутам:
В общем, ощущение, что нынешняя гравийка обходит два этих перевала с юга, по долине Тюлюпа, однако и на трассе между поворотами на Кияй и Унгуты хватает рельефных мест.
Унгутская гравийка:
До Большого Унгута дорога довольно неровная, много камней и ям, и даже спуск по долине одноимённой речки не помогает развить хорошую скорость. Такой эта дорога была и в 2014 году, когда я в первый раз ехал в Унгуты.
Спуск в Новоалексеевке:
Перед началом Большого Унгута. Золотая осень здесь уже началась:
Большой Унгут:
Река Большой Унгут:
В Большом Унгуте, доехав до магазина "У Ксюши", сворачиваю направо, в гору, чтобы заехать на кладбище.
Могила Лены (Lila):
Как жаль, что ты так рано нас покинула!
Хотя я даже не был с тобой знаком, зная тебя только понаслышке...
Был я здесь и в прошлом году, а этой могилы почему-то не запомнил, хотя она тут с 2015 года:
Две могилы в одном кадре:
Помянув Лену, возвращаюсь обратно на главную дорогу. Мой путь - на Жержул.
Между двумя Унгутами:
Уже несколько лет тут стоит этот позорный дорожный знак, установщики которого явно путают право и лево:
Малый Унгут:
После Малого Унгута гравийка становится хорошей:
Мост через Ману перед Жержулом:
Мана, вид с моста:
Скалы на левом берегу Маны:
Река Жержул:
Жержул, направо - на Кершул, налево - вверх по Жержулу, куда я и направляюсь:
Начало дороги по Жержулу:
Скалы на Жержуле:
Ещё скала (в конце посёлка):
Дорога по Жержулу неожиданно хорошая, гладкая гравийка, огромных луж почти нет:
Красивая скала рядом с дорогой:
По левому берегу реки Жержул:
Мост через Жержул, переход на правый берег:
Прижимов доселе не было, и вот он, довольно высокий:
(Перед ним дорога вновь вернулась по мосту на левый берег.)
Далее дорога свернула на запад, в долину левого притока Жержула, и вышла к развилке:
По карте здесь она должна, ненадолго "нырнув" в долину притока, вновь вернуться в долину Жержула и продолжить идти к Анастасину. Но дорога продолжила идти на запад. Я решил попробовать продраться через заросли в поисках продолжения дороги. По пути пришлось переходить по упавшим деревьям левый приток Жержула (это точно не Жержул, хотя по ширине очень его напоминает):
На другом берегу дорога была, но очень заросшая, и я решил не продолжать путь, а разворачиваться, тем более что это даже к лучшему: спокойно можно будет проехать по Таболожному хребту на Жистык.
На обратном пути:
Ночёвка в районе ручья Дикий:
На следующее утро, когда я уже ехал, меня нагнали мужики на УАЗе, мы разговорились, и выяснилось, что дорога от Жержула до Анастасина хоть и есть, но, по их словам, плохая, без мостов, по которой они на УАЗе с трудом "проползают".
Скала у дороги:
Скала уже в Жержуле:
Выезд в затуманенную долину Маны:
Малый Унгут, развилка на объездную (влево) и основную дорогу (прямо). Если мне надо на Таболожный, то можно было и свернуть влево, но я решил поехать через посёлок:
Съезд с объездной дороги в сторону Таболожного хребта (прямо), налево - объездная дорога на Жержул:
Объездная дорога в сторону Жержула:
Декорации к фильму "Сибирь. Монамур" за два года заметно обветшали, или из-за того, что травой заросли, кажутся обветшавшими:
На дороге по долине Малого Унгута то и дело попадаются лужи:
Сама дорога:
Брод через Малый Унгут, перешёл сбоку, но очень пригодились непромокаемые ботинки:
Далее снова лужи. Самый влажный август за всю историю наблюдений до сих пор даёт о себе знать:
Сворот на север, к хребту. Прямо - вероятно, в сторону Ангалоя:
Брод через приток Малого Унгута, за ним - начало подъёма на хребет:
Подъём на хребет значительно суше, луж нет, уклон приемлемый, чтобы заехать в седле:
Единственная лужа на подъёме:
Развилка на Кайляту/Ангалой (налево) и на Жистык (направо):
На Таболожном хребте много луж, грязи, объездов, но и хорошие участки есть:
Спуск с хребта в долину Жистыка:
В долине Жистыка, вид назад; слева примыкает дорога с хребта, по которой я ехал:
Дорога по Жистыку сначала то и дело лезла на высокие прижимы, в низинах между которыми меня поджидали глубокие лужи, но потом улучшилась, выровнялась, а лужи если и попадались, то легко объезжались.
Сворот на Партизанскую пещеру:
Мост через Жистык:
Мост через Базаиху:
Дорога от Жистыка:
Поскольку время до электрички ещё было, решил заехать в Верхнюю Базаиху, чтобы поснимать там скалы. Хотел ещё заехать в долину Корбика, опять же до красивой скалы, но на это времени уже не было, плюс небо начало затягивать, так что красивых снимков не получилось бы:
Базаиха:
Далее поехал на Маганскую, а потом, против обыкновения, до о.п. Сады, где начинается внутригородская зона, откуда можно доехать за 19 рублей в том числе и до Дивногорска, и бесплатно провезти при этом велосипед. От Маганской до Садов ехал около часа. Только пассажиров в электричке Камарчага - Красноярск-Северный было много, даже в тамбурах, что сделало поездку до станции Енисей совсем невесёлой (по городу ехать на велике не было времени, да и не особо хотелось, раз за те же деньги можно проехать и от Садов). Зато до Дивногорска всегда ехать замечательно
Треки:
Камарчага - Унгуты - Жержул
вверх по Жержулу
Жержул - Малый Унгут - Таболожный хребет - Жистык
Жистык - В. Базаиха - Маганск - о.п. Сады