27.11.2004
Поиски дороги на Кускун.
Ещё в начале недели Костя запланировал поездку с целью исследования лесной дороги до Кускуна, о которой ему в прошлом году сообщили двое лесорубов. Летом, как они объяснили, эта дорога малопроходимая из-за наличия болот, зимой тоже – из-за обилия снега. И хотя ноябрь был малоснежным не очень-то и морозным, был шанс попытаться проехать по этой дороге.
Как назло, всю ночь накануне субботы шёл снег, так что утром оказалось, что планы могут сорваться. Тем не менее, к 10 часам утра к Косте приехал Фростик, который умудрился подняться в такую рань, хотя Фростина мама упрашивала его поспать ещё. Хотя на самом деле ей просто не улыбалось отпускать своего единственного сыночка вместе с великовозрастным авантюристом. Костя и Фростя поехали к Сашиному гаражу, где тот откапывал ворота от снега. Терпеливо дождавшись Сашу, все вместе поехали к продуктовому ларьку, где купили еды и воды. Уже по дороге к ларьку, Костя с гордостью продемонстрировал преимущества
ошипованных покрышек, закладывая на обледеневших поворотах крутые виражи, чем сбивал с толку ребят, следовавших за ним и пытавшихся повторить то же самое, но с риском для собственного здоровья.
Без особых приключений добрались до кладбища и первое испытание – небольшой, но крутой въезд на горку. Сложность ещё заключалась и в том, что на дороге имелись колеи от буксовавших здесь по осени машин, вдобавок под слоем свежевыпавшего снега имелась наледь. Костя без особых проблем заехал в горку, а вот ребята, падая и чертыхаясь, в конечном итоге взошли на неё пешком. Даже такое небольшое испытание вызвало усиленное потоотделение, так что ребята распахнули куртки. Путь через поле преодолели без труда и вот, наконец, настоящий подъём. Костя заехал практически полностью, как заднее колесо предательски скатилось в колею, откуда выбраться было уже невозможно. Оценив дальнейшую дорогу как в принципе неприспособленную к езде из-за очень глубокой колеи со скатом на одну сторону, Костя решил подниматься пешком. И правильно сделал, в одном месте колею пересекал овражек, засыпанный снегом, и Костя провалился в него по колено. Миновали ещё одно поле, и перед ребятами возник ещё один крутой подъём, заключительный. И если летом здесь ещё можно было худо-бедно подниматься, то сейчас дорога была похожа больше на овраг с обледеневшими склонами. Костя попытался хоть сколько-нибудь проехать, но малейшее движение руля приводило к скатыванию в ледяной жёлоб. Наверху дорога оказалась не лучше – раскатанная и замёрзшая колея, присыпанная снегом. Но по ней хотя бы можно было ехать, иногда даже быстро – 12 км/ч.
Саша постоянно отставал, так как его почти лысые покрышки не давали нужного сцепления с дорогой.
Фростик, пытающийся не отставать от Кости, постоянно матерился, утверждая, что это помогает ему преодолевать трудности пути. Иногда Костя поджидал остальных, стараясь останавливаться возле рябины, чтобы поесть вкусных подмёрзших ягод. Чем дальше в лес, тем дорога становилась хуже – глубокий снег и раскатанная замёрзшая колея под ним – не самое лучшее сочетание. Костя почти везде ехал, а вот ребятам пришлось несладко, часть пути они попросту шли пешком. Но уже тогда было ясно – с Кускуном придётся распрощаться. Возвращаться по той же дороге, что ехали сюда, было неинтересно, поэтому решили ехать через маяк. Доехали до умершего дачного посёлка, повернули направо на гладкую (!) нераскатанную дорогу и радостью поехали, как Костя вдруг затормозил и заявил: «Это не та дорога»! Действительно, дорога, скорее всего, заканчивалась тупиком, раз по ней никто не ездил. После недолгих поисков нашли нужную убитую дорогу и поплелись по ней. Выехали на поляну, с сожалением посмотрели налево, куда вела дорога на Кускун и поехали направо. На поляне снега было по колено, так что ехать временами было невозможно. Костя подбадривал ребят, что дальше будет проще, ведь начнётся долгожданный спуск. А вот и место, где однажды осенью Фрости, Зак и Костя останавливались и разводили костёр. И сейчас не мешало бы погреться, но балбес Костя забыл спички дома. К счастью, спички взял Саша, и вскоре огонь пожирал сухие ветки, в изобилии валяющиеся вокруг. Достали провиант. Оказалось, Фрости взял с собой 10 (!) бутербродов, впрочем, 8 из которых он
слопал сам.
Вернулись на дорогу, которая действительно пошла под уклон. Но не успели как следует разогнаться, как Костя опять затормозил – слева были обнаружены
остатки маяка или как он правильно называется – триангуляционной вышки. Первым пустили безбашенного Фростика, который даже на спуске ругался на чём свет стоит, особенно на снег, не позволяющий ему разгоняться. Пологий спуск был, наконец, достаточно быстро преодолён, и начались один за другим два крутых спуска. Костя поехал первым, чтобы запечатлеть
Фростин даухилл, однако, сложность дорожного покрытия и, вследствие этого, постоянное нажатие тормозной ручки не позволяли развить нормальную скорость. Впрочем, это не помешало Фростику сделать в одном месте фигуру высшего пилотажа под названием «бочка», так как он умудрился перевернуться на 180 градусов по оси движения и приземлиться на плечи (интересно, а почему голову-то не задело???), правда, фотографии трюка не получилось, так как Костя спускался за Фростей и не был готов к таким событиям
Выехали к полю и по опушке продолжили спускаться. На повороте Фростика занесло, и он растянулся как блин на сковородке. Костя едва успел среагировать и объехал упавшего. Вслед за Фростиком на том же месте завалился и Саша, впрочем, неудивительно, так как под слоем рыхлого снега оказался лёд, на котором из-за наклона и на ногах-то невозможно было стоять. Возле лесополосы обнаружили следы недавно проехавшей машины и по звукам раздающихся из леса ружейных выстрелов байкеры догадались: «Охотники!» Костя ехал строго по машинной колее, в то время как сзади раздавались вскрики, когда ребят заносило на ледяном накате. В Сосновоборск вернулись к трём часам дня, затратив на поездку длиной в 26 км почти четыре астрономических часа.
28.11.2004
Поиск даунхиллов.
Очевидно, в лес соваться до весны не следует – высокий уровень снега сделал лесные дороги непроезжаемыми. Поэтому на воскресенье был придуман маршрут без заезда в лес – на промежутке Челноково-Вознесеское летом были замечены замечательные спуски с окружающих дорогу гор. Встречу назначили на 10 часов возле «Дома Куприяна». Но незадолго до выхода Кости из дома позвонил Саша и предупредил, что подъедет к Костиному дому, но немного опоздает, т. к. ему нужно зайти в магазин, открывающийся в 10:00. Надеясь на чудо, Костя всё-таки спустился во двор. Безуспешно прождав друга десять минут, Костя ринулся к месту встречи, чтобы предупредить остальных, чтобы не разъезжались. На условленной точке никого не оказалось, и Костя опять поехал к себе во двор, куда через несколько минут въехал и Саша. Вдвоём поехали к «Дому Куприяна», но байкерами там и не пахло, хотя в покатушку собирались по крайней мере ещё двое. Тогда Саша и Костя поехали к дому Зака, который жил неподалёку. После безуспешных попыток вспомнить номер квартиры, байкеры решили позвонить ему по телефону. Пока ребята тусовались у подъезда, подошла молодая мамаша с ребёнком и сказала, что «один на таком же велосипеде уже уехал» и показала в направлении почему-то противоположным к «Дому Куприяна». Вернулись к точке встречи и позвонили-таки Заку домой, чтобы выяснить номер его сотового телефона. После получения номера, позвонили Заку и выяснили, что он нас ищет, и уже объехал полгорода. Зак сказал, что был у Фростика, который дрыхнет, у Кости, который уже уехал и у закрытого Сашиного гаража.
Втроём направились к коттеджному посёлку и поехали по дороге, по которой возвращались накануне. Взобрались на вершину холма и выяснили, что прекрасный летний даунхилл остался в прошлом – дорога была с разбитой обледеневшей колеёй, присыпанной снегом. Сильно не разгонялись, спускались осторожно, стараясь ехать по узкой обочине между дорогой и распаханным полем. Тем не менее, Саша, замыкающий процессию, не удержал равновесие и упал, проехав на мягком месте добрых пять метров. После небольшого подъёмчика новый спуск, ещё более крутой, Костя быстро съехал по обочине и остановился, дожидаясь остальных. Зак поехал по центру дороги, практически спустился, но попал в разбитую колею, запаниковал, начал тормозить и завалился набок, сильно ударившись коленом и кистью. Осмотр велосипеда показал, что слетела цепь. С помощью Кости цепь поставили на место и поехали дальше, к насосной станции перекачки сточных вод, где байкеров уже поджидала лающая собака. При нашем приближении собака угомонилась и с интересом наблюдала за странными созданиями на двух колёсах. И тут в воспалённое воображение Кости пришла мысль попробовать пересечь Есауловку, которая должна была замёрзнуть. Года четыре назад Костя ездил здесь и переходил речку вброд, так что стоило взглянуть на это место зимой. Байкеры подъехали к броду и обнаружили, что вода на перекате, где был брод, не замёрзла. Замёрзшим оказался правый рукав реки, и, попробовав лёд на прочность путём наступания на него, Костя быстро пересёк реку верхом на велосипеде. Лёд даже не хрустнул, и остальные тоже присоединились к стоящему на острове Косте. Все вместе подошли к левому рукаву речки. Вниз по течению был тот самый перекат, вверх по течению была большая полынья. Дабы не рисковать понапрасну, решили проверить толщину льда, бросив на середину реки увесистый булыжник. Камень как мячик отскочил от поверхности льда, не причинив ему никакого вреда. Неподалёку находилась небольшая полынья и Зак, отошедший на полметра от берега, заметил, что вода в полынье колеблется от его шагов. Тем временем Саша расчистил поверхность от снега и обнаружил, что подо льдом видна бегущая вода с пузырьками. Ребята втроём встали на лёд возле берега и взвешивали шансы попасть на другой берег, как раздался громкий хруст. Байкеры одним прыжком отскочили на земляной берег. Консилиумом решили, что тёмный лёд – плохой признак и решили вернуться. Пересекли правый рукав по светло-зелёному льду и доехали до места съезда с пригорка. Наверх подниматься не стали, а поехали вдоль уступа, благо дорога имелась и здесь.
Вдруг Костя остановился, увидев впереди гору, на которой посреди леса было поле и ясно различимая
дорога, идущая прямо к вершине. Сразу определились с целью поездки – исследование этой дороги. Вскоре от основной дороги обнаружили ответвление вправо, которое шло прямиком к Киндякову. Посовещавшись, решили, что там может быть ещё один брод или даже какой-нибудь мостик. Поехали туда и обнаружили
замёрзшую реку. Лёд был светло-зелёный, но вверх и вниз по течению виднелись промоины и открытая вода. Костя, как самый толстый, осторожно пошёл вперёд, и на середине реки стало ясно, что
лёд здесь прочный и выдержит проезд по нему
велосипедистов.
Один за
другим они пересекли реку и с радостным улюлюканьем помчались к деревне. Вдруг Костя остановился и истерически захохотал: дорогу преграждал незамёрзший рукав
Есауловки. Байкеры растерялись и начали бросать камни на противоположный берег, где была
кромка льда. Массивные валуны иногда проламывали лёд, и отколовшиеся айсберги начинали своё путешествие в Северный ледовитый океан. Вдоволь насытив своё ребячество, велосипедисты вернулись к уступу. Проехали мимо поселкового кладбища, где на деревьях сидели огромные стаи ворон. Часть ворон испуганно взлетела от надгробий. «Да, уж», - подумал Костя, - «лучше после смерти оказаться в крематории, чем вот так быть склёванным, б-р-р-р-р…»
Доехали до птицефабрики, взобрались по насыпи на асфальтовую дорогу и пересекли Есауловку по мосту. На асфальте Костя припустил вперёд, благо шипы хорошо держали на тонкой ледяной корочке. Челноково, внимательный осмотр дороги, идущей в гору, и вот на одном из левых поворотов она и появилась. Машины здесь давно не ездили, судя по высоте снежного покрова. Лишь следы от ботинок указывали, что здесь недавно прошёл человек. Ехать по глубокому снегу в гору не получилось, и байкеры спешились. Дошли до небольшой полянки, где следы закончились. Но дорога продолжала идти вверх, и Костя умудрился даже поехать по ней, главное было не скатиться с горба в колею, больше похожую на овраг. Дошли-доехали до поля, того самого, которое было видно снизу. Оказалось, что здесь дует пронизывающий ветер. Зак удручённо смотрел на свой велосипед, цепь которого так и норовила соскочить с большой звезды на кассете. Ребята подкрутили регулировочный винт и обнаружили, что рамка заднего переключателя немного согнута. Было очевидно, что при падении на правую сторону Зак повредил и переключатель. Руками выправили рамку переключателя и проверили его работу. Он стал функционировать, как и положено. Решили проехать по полю до опушки леса. Оказалось, подъём был не очень крутым, так что все ехали без особых проблем, пока снег не стал более глубоким. На краю опушки остановились и оглянулись. Долина представляла собой
красивое зрелище – были видны мкр. Солнечный, КРАЗ, ТЭЦ-3, Енисей, карьер,
Сосновоборск, Есауловка и находящееся в
котловине Челноково, хотя видимость сильно ограничивали низко висящие снеговые тучи. «Почему же мы не были здесь летом?» - спросил Костя, и сам же ответил: «Потому что летом эта дорога не была видна снизу, и только благодаря снегу, она хорошо проявилась на фоне поля». И хотя дорога продолжала идти вверх, ребята решили по ней не идти, так как до вершины оставалось ещё столько же, сколько проехали.
Пока скромно обедали, Зак задумчиво изрёк: «И стоило уехать от дома на 20 километров, чтобы просто пожрать в лесу?» Начался сильный снег, видимость упала до 20 метров. Но внезапно налетевшая туча достаточно быстро оставила ребят в покое. Они взгромоздились на байки, и началось то, ради чего они сюда ползли – даунхилл. И хотя глубина снега не позволяла разогнаться как следует, максимальная скорость получилась более 30 км/ч. По другой дороге спустились в посёлок, где встретили братьев наших меньших – двух детей на «Школьниках».
При выезде из посёлка ребята остановились в раздумьях, так как прямо шла дорога, очевидно, к броду. Проходящее рядом лицо кавказской национальности подтвердило: «Летом там был брод», но и сейчас, может быть, можно проехать, просто нужно держаться левой стороны. Поехали, следуя инструкциям кавказца, пересекли один полностью замёрзший рукав реки и упёрлись в другой. Как это уже стало обычаем, вверх и вниз по течению были полыньи, но впереди был светлый участок льда. Костя как самый массивный и бесстрашный ступил на лёд ногой. Метр, ещё метр, и Костя осторожно опустился на коленки. На льду были хорошо заметны трещины шириной в два-три миллиметра. Присмотревшись, Костя определил толщину льда – не менее десяти сантиметров.
Ползая на коленках, Костя пересёк реку. Встал в полный рост и обратно вернулся как нормальный человек. Весь юмор ситуации заключался в том, что в это время года и в этом течении глубина Есауловки не более полуметра, так что даже если бы лёд провалился, ребята замочили бы только пятки
Совершенно осмелев, ребята
пересекли реку, хотя их и терзали смутные подозрения, что от реки так просто не отделаешься. Подозрения оправдались почти сразу – дорогу преграждал ещё один рукав реки – маленький, мера два шириной, но почему-то незамёрзший и глубокий – скорее всего, это была отработанная вода с Бархатовской котельной. Ребята отправились вниз по её течению, пока не нашли замёрзший участок, который без особых хлопот преодолели. И тут же обнаружили
интересную поляну. После рассуждений, что бы это значило, решили, что местные здесь устроили гонки на плугах – поляна была изрыта вдоль и поперёк глубокими бороздами. Выехали на дорогу и направились к городу вдоль уступа. Очевидно, пока находящихся на горе ребят засыпал снег, в долине шёл дождь – рыхлый поутру снег стал мокрым и липким. Одновременно по нему стало проще ехать, скорость возросла наполовину по сравнению с дорогой сюда. Костя мог ехать даже со скоростью 30 км/ч, правда, при этом из-под колёс вырывались снежные брызги, которые с охотой налипали на
велосипед и
его части. Доехали до места, где сосновоборцы любят отдыхать летом на Есауловке и повернули к городу. В городе температура была явно выше – на дорогах лежал мокрый снег и текли ручьи. Вернулись домой около 3 часов пополудни, проехав за время покатушки чуть более 30 км.