"Супергибрид" или максимум от компромисса. Статья Алексея Кавелина с
http://veloroad.spb.ru/new/articles_super_hybrid.php
Велосипеды типа "гибрид" давно и прочно завоевали себе место под солнцем среди множества видов и типов современной двухколесной техники. Классический велотуризм, несложные походы выходного дня, городская езда, "хозяйственно-бытовой" велосипед - со всеми этими задачами гибрид прекрасно справляется. Многие владельцы маунтинбайков не догадываются, что для их стиля езды гибрид подошел бы гораздо лучше. Гибрид аналогичен столь популярному в России и за ее пределами "городскому внедорожнику" в автомобильном мире и является компромиссным решением "на все случаи жизни".
Так неужели гибрид является лучшим выбором для обычного катальщика?
И да, и нет.
Если большую часть времени поездки проходят по асфальтированным дорогам в прогулочном темпе, то покупка гибрида будет оправдана в полной мере. Сюда же можно отнести и классические велопоходы: как однодневные, так и многодневные.
В том же случае, когда основное времяпровождение на велосипеде составляют покатушки по даче, лесу или грунтовым дорогам - лучшим выбором, безусловно, будет маунтинбайк.
Гибрид - хороший универсальный велосипед. Но до того момента, пока его владелец не захочет ездить быстро и динамично. При одинаковом качестве велосипедов, гибрид однозначно отстанет от маунтинбайка на лесной тропе. С другой стороны, на шоссе гибрид не будет идти ни в какое сравнение с классическим шоссейно-гоночным велосипедом.
Так что же получается?
Гибрид теряет свои преимущества, когда от него начинают требовать возможностей, присущих специализированным машинам: маунтинбайкам и шоссейно-гоночным велосипедам. По сравнению с "гонцом", на шоссе гибрид тяжел, медлителен, нединамичен и неуклюж. Похожая ситуация наблюдается, если сравнивать гибрид с маунтинбайком на пересеченной местности. Здесь все банально: чем техничней трасса и чем выше скорость и динамика ее прохождения - тем больше гибрид отстанет от кросс-кантрийного MTB.
Современные классические гибриды на сегодняшний день занимает нишу, где некогда безраздельно господствовали "туринги" (ярким примером которых являлся отечественный велосипед "Турист"). При этом гибриды имеют преимущество перед последними на пересеченной местности, хотя и немного уступают им на шоссе.
Конструкторская мысль не стоит на месте - и в последние годы стала прослеживаться четкая тенденция специализации среди гибридов. Большинство ведущих фирм-производителей представляют новые линейки велосипедов для различного использования. Появляются такие классы машин, как Urban, City, Commuter и другие, уже более "целевые", чем классический универсальный гибрид. Некоторые из них являются в большей степени маркетинговым ходом, другие же вполне продуманы и рациональны. К последним относится один из наиболее интересных видов универсальных велосипедов - шоссейный гибрид. Эти машины могут иметь различные названия, в зависимости от видения вопроса конкретной фирмой. Шоссейный гибрид, спорт-гибрид, рейс-гибрид, гоночный гибрид, различные аббревиатуры (типа ALP) - все это машины, вобравшие в себя качества шоссейно-гоночного велосипеда и некоторые компоненты и решения мира MTB.
Для того, чтобы лучше понять, какую "нишу" в велосипедном мире занимает шоссейный гибрид, рассмотрим этот вид двухколесников по отношению к другим машинам. Сегодня практически невозможно выстроить строгую "иерархию" всех видов и типов современных велосипедов. Поэтому создадим лишь часть "целевой линейки" велосипедов, начиная от 26-дюймового кросс-кантрийного хардтейла и заканчивая классическим шоссейно-гоночным велосипедом (слопинг, классика) Даже эта схема получится весьма условной, в виду различий в каждом из приведенных видов машин, но общее представление о линейке она даст:
- кросс-кантрийный MTB
- 29-дюймовый кросс-кантрийный MTB
- классический гибрид
- туринг
- шоссейный гибрид
- кроссовый шоссейник
- шоссейник с прямым рулем
- классический шоссейно-гоночный велосипед
(Для упрощения, в этой схеме не упомянуты дорожные, городские и т.п. машины).
Практическая составляющая данной статьи формировалась в течение пяти лет в процессе эксплуатации двух десятков различных гибридов. Тестировались машины разного класса: от бюджетных "народных" моделей (например, Author Zenith) до качественной техники известнейших мировых брендов.
Основными тестовыми машинами, которые активно эксплуатировались по сезону каждая, стали шоссейные гибриды на базе рам:
- Nishiki Pro SL
- Marin Mill Valley
Общий пробег только этих двух машин составил порядка 20000 км в самых различных условиях: от шоссе до сильнопересеченной местности. Тест включал в себя также участие в шоссейных марафонах, гонках кросс-кантри, кросс-марафонах, любительских шоссейных гонках и "разделках".
Для получения максимально возможных характеристик тестируемых велосипедов, они подверглись серьезному апгрейду. От базовой комплектации в обоих случаях остались рамы и некоторые компоненты - остальное было заменено на более качественное оборудование. Подобное оснащение позволило говорить о максимальных возможностях шоссейных гибридов в общем, не применительно к данным конкретным моделям.
Две вышеупомянутые модели шоссейных гибридов были выбраны не случайно: помимо их качества, они относятся к полярным разновидностям данного типа велосипедов.
Nishiki создан с явным прицелом на гоночную составляющую, насколько это вообще возможно для универсального велосипеда. Недаром фирма относит эту модель к серии Race Hybrid.
Marin - "марафонский крейсер", с соответствующей геометрией и поведением на дороге. Современный взгляд на легкий и высокотехнологичный велосипед для классического туризма.
Рассмотрим ходовые характеристики и конструктивные особенности шоссейных гибридов на примере вышеупомянутых машин.
Nishiki PRO SL
Основа любого велосипеда - рама. На Nishiki она весьма интересна и продумана. Каплевидные трубы, позиционируемые Nishiki как Doublebutted SL Tubing, стильно смотрятся в черном цвете. Аккуратно выполненный кареточный узел, нетривиальные сложной формы задние верхние перья - все говорит о добротности рамы. Одним словом - перед нами качественный продукт крепкого среднего уровня.
Характерной особенностью Nishiki PRO SL является относительно короткие задний и передний треугольники рамы, что в сочетании с посадкой и комплектацией определяет резкий и достаточно "резвый" характер машины. Следует отметить, что в базовой комплектации велосипед явно не мог реализовать заложенный в нем потенциал из-за тяжелых колес и бюджетного оборудования. Кроме того, штатная алюминиевая вилка определенно не подходила для наших разбитых шоссейных дорог. В итоге для получения желаемых ходовых характеристик был проведен серьезный апгрейд. Установлено оборудования Shimano XTR / Dura Ace / SRAM 9.0 SL, карбоновая вилка Sintema, карбоновый руль и подседельный штырь Easton EC-70. Для шоссе использовались колеса на втулках Shimano Dura Ace и ободьях Mavic Open Pro, для грунта - штатные тяжелые, но прочные колеса Linus. Значительно сбросив вес и прибавив функциональности, преобразившийся велосипед отправился на длительный тест-драйв, во время которого выявились его сильные и слабые стороны.
Динамичная езда по асфальтовым дорогам, с резкими поворотами и ускорениями - условия, в которых Nishiki чувствует себя отлично. Конечно, он уступает хорошему шоссейно-гоночному велосипеду в динамике разгона, но своих собратьев по классу оставляет далеко за кормой. Монументальной жесткости при активной работе стоя на педалях не наблюдается - но при этом Nishiki все равно остается одним из наиболее "спринтерских" гибридов.
Данный велосипед хорош для марафонов, тренировок в межсезонье, для ежедневных поездок по городу. На него легко ставятся узкие полные крылья, а при необходимости и багажник. Это позволяет использовать Nishiki PRO SL также в качестве легкой машины для классического туризма по дорогам с твердым покрытием.
Установка кроссовой резины 622*35 превращает машину в неплохого "внедорожника", что подтвердило участие в гонках кросс-кантри. Правда, соперничать с хорошим маунтинбайком на такой машине возможно лишь на ровных "быстрых" трассах. Для смешанных поездок по грунту и шоссе использовалась резина типа "полуслик" 622*37 С покрышками на 30-37 при необходимости использовалось легкое заднее крыло-лепесток. Следует отметить, что такие покрышки оставляют весьма небольшой "грязевой зазор" и могут не встать со штатным переключателем.
На шоссе применялась резина от 622*23 (для "разделок" 622*20) до 622*25-28. Первая - на шоссейных гонках и марафонов по хорошим дорогам, последняя - для ежедневной городской езды и разбитых шоссе.
Резюмируя сказанное, можно рекомендовать использование Nishiki PRO SL в качестве универсальной машины для шоссе, города и хороших грунтовых дорог. Наилучших ходовых характеристик можно добиться путем серьезного апгрейда или создания машины "с нуля" на основе данной рамы.
Marin Mill Valley
Данную модель с алю-карбоновой рамой фирма Marin относит к так называемой серии Alp - компромиссу шоссейно-гоночного велосипеда и туринга. Одним из "козырей" данной машины является удачная и накатистая рама. Изогнутые в двух плоскостях карбоновые перья заднего треугольника, наряду с весьма большой длиной самих перьев и относительно "мягким" передним треугольником, оказывают определяющее влияние на поведение велосипеда на дороге.
Выбор пал на модель 2006 года, которая наиболее оптимально подходила для серьезного апгрейда. Крепкая и надежная, но тяжелая штатная карбоновая вилка со стальным стемом была заменена на более легкую карбоновую вилку Sintema. Дальнейшего облегчения удалось добиться, заменив вынос, руль, подседельный штырь, рога и педали. Штатные достаточно крепкие, но относительно тяжелые колеса Shimano R500 использовались для тренировок и езды по грунту. Для шоссе и бреветов были собраны колеса на втулках Shimano Dura Ace и ободьях Mavic Open Pro. Иногда для сравнительных тестов ставились вышеупомянутые колеса в различных сочетаниях (в частности, переднее R500, а заднее - Dura Ace/Mavic Open Pro) и другие шоссейные колеса.
Активно эксплуатировавшись в течение летнего сезона 2006 года, велосипед преодолел несколько шоссейных марафонов, грунтовый байк-марафон, ряд любительских шоссейных стартов, практически ежедневно тестировался на шоссейных и грунтовых дорогах.
Marin - современный взгляд на легкий скоростной велосипед, по идеологии максимально приближенный к "турингу". Длинный задний треугольник и пространственные карбоновые перья создают ощутимый эффект "софттейла". Ощущения похожи на езду на титановом туринге: отличное поглощение вибраций, хороший накат и легкость хода. Лучшим определением для этого велосипеда было бы "Дорожный крейсер". Разумеется, за все несомненные плюсы приходится чем-то "расплачиваться". В данном случае это несколько "задумчивое" поведение на крутых виражах и не лучшая динамика разгона (однако лучшая, чем у классических гибридов). На грунте Marin ведет себя заметно уверенней, чем Nishiki. Лучше справляется с дорожными неровностями, стабильней ведет себя на спусках. На гоночной кросс-кантрийной трассе Marin опережает Nishiki в любых ситуациях, кроме относительно ровных подъемов и при разгоне. Но при этом любой из велосипедов этого типа отстанет от маунтинбайка аналогичного уровня. Это логично - на сильнопересеченной местности традиционный горный велосипед всегда опередит универсальную машину.
Есть также один недостаток (можно сказать, особенность), присущий обоим рассматриваемым велосипедам: при жестких режимах езды (синглтреки с резкими поворотами на трассе XC, рывок на шоссе, повороты на высоких скоростях на неровных спусках) чувствуется недостаточная жесткость рамы в целом. Создается ощущение, что рама немного "подламывается". Следует отметить, что такой эффект наблюдается у многих машин: от маунтинбайков до шоссейников. Ценно же то, что как Nishiki, так и Marin, даже в этих условиях "катят" - нет ощущения "утюга", присущего бюджетным рамам
Для чего же нужны эти универсальные двухколесники?
Шоссейные гибрид раскроет весь свой потенциал человеку, предпочитающего спортивный стиль езды, будь это велотурист, покатушечник или спортсмен-любитель. Легкий, быстрый, накатистый, такой велосипед отлично подойдет для марафонов, городской езды, покатушек и тренировок на любых самых разбитых асфальтовых дорогах. При необходимости на шоссейный гибрид легко устанавливаются полные крылья (может быть актуально для тренировок в межсезонье), мощный туристический багажник, всевозможное навесное оборудование. Зимой без проблем встают четырехрядные шипованные покрышки.
Для достижения наилучших ходовых характеристик практически все "базовые" шоссейные гибриды можно модернизировать. Помимо замены ряда компонентов на более качественные, следует позаботиться о спортивной посадке. Как правило, "штатная" посадка слишком высока и для ее корректировки потребуется укоротить стем вилки и, возможно, перевернуть вынос. Использующиеся иногда регулируемые выноса заменяются на качественные "традиционные" (для повышения жесткости, надежности и снижения веса). Также необходимо позаботиться о покрышках "на все случаи жизни": это существенно влияет на универсальность использования велосипеда.
Желательно иметь следующие комплекты покрышек:
- легкая кроссовая резина 622*35. Для скоростной езды по дорогам без покрытия.
- мощные полуслики с защитой от проколов 622*37-40. Для туризма.
- слики с защитой от проколов 622*28-30. Городская езда, тренировки на разбитых шоссе.
- качественные шоссейные покрышки 622*23-25. Марафоны, тренировки/прогулки на шоссе.
Можно также использовать два комплекта колес: "боевые"(марафоны, шоссе) и "тренировочные"(грунт, город, зимняя езда, тренировки в межсезонье).
Особо следует отметить "длинные" алю-карбоновые и карбоновые шоссейные гибриды (ярким примером которых является Marin). Это отличные туристско-марафонские машины. Их отличительные особенности: превосходное поглощение вибраций, накат и "стабильность" езды ("держание" дороги, курсовая устойчивость, управляемость с грузом).
Если вы хотите получить максимум возможной универсальности для езды преимущественно по хорошим дорогам - то шоссейный гибрид будет отличным выбором.
Стремление же наивысшим характеристикам для разнообразного применения неизбежно приведет вас к пониманию необходимости иметь несколько велосипедов.
Выбирайте свой путь сами …