Источник:
marx.net.ru
Эта руководство предназначено тем, кто хочет самостоятельно собрать подогнать и настроить недорогую, легкую многоскоростную машину с учетом высоких требований веломарафонов.
Называется она СТАРТ-ШОССЕ. Велосипед выпускался серийно много лет на Харьковском Велосипедном Заводе (ХВЗ). В настоящее время приобрести СТАРТ-ШОССЕ можно с рук по цене дешевле самого простого дорожного велосипеда, который пригоден только для передвижения в магазин и обратно. СТАРТ-ШОССЕ настоящая гоночная машина, проверенная поколениями гонщиков, хотя изрядно устаревшая.
РАМА
Выбор рамы зависит от вашего роста. ХВЗ серийно выпускал 4 размера рам.
Приблизительно рост рамы определяется простым способом. Если на трубе рулевой колонки между горизонтальной и наклонной трубой помещается 2 пальца - это первый рост. Если 3,4,5, то это соответственно- 2,3,4 рост. 1 рост для велосипедистов 150-160см, 2 - для роста 160-170см, 3 - 170-180см,4 - 180-190см. Самый распространенный 2 рост. Гораздо меньше было выпущено машин 1 и 4 ростов.
Но рост не главное. При покупке следует внимательно осмотреть раму на отсутствие трещин или мест возможной сварки. Чаще всего лопается подседельная труба. Причины этому - заводской брак.
Теперь проверьте раму на отсутствие перекоса колес (собаку). Для этого поставьте велосипед вертикально, отойдите от него назад на 5-10м, присядьте и посмотрите на колеса. Они должны быть расположены строго в одной плоскости. Если рама кривая, то однотрубки не сольются в одну линию и покажут букву Х. Такой велосипед будет все время уводить в сторону. Исправить этот дефект трудно, т. к. рама достаточно жесткая и изготовлена из закаленной, высоколегированной стали.
Если Вам досталась царапанная и ржавая рама, то ее несложно покрасить. Для этого обязательно тщательно удалите всю ржавчину и старую краску. Всю поверхность обработать средством СУПЕРЦИНК. Грунт типа ГФ наносить распылителем на разогретую поверхность рамы. Краску надо брать марки МЛ. Перечисленные средства отечественного производства и продаются на авто-рынках в небольших емкостях. Если пользоваться аэрозолем, то расход краски составит не менее 400г. Рекомендую окончательное покрытие прозрачным лаком. Однако, как не старайся, самостоятельного качественного покрытия получить не удается. *:(
КОЛЕСА
Колеса у Старта-Шоссе имеют однотрубки, которые должны быть тщательно приклеены к ободам. Эта система безнадежно устарела... Но ездить можно.
При осмотре обода обратите внимание на места вокруг ниппелей. Если там обнаружены трещинки- то такой обод непригоден. Нежелательно связываться с ободом, имеющим заметные вмятины. Исправлять их непросто. Ровные прямые колеса - признак того, что на велосипеде мало ездили, и это будет удачная покупка.
Однако спицы не живут так долго, как остальные детали. Виноваты здесь усталостные напряжения, возникающие в районе головки за долгие годы натяжения. Рекомендую сразу заменить все спицы. Для этого следует вынуть 1 спицу из переднего , 1 из заднего колеса и по их длине приобрести 36+36 шт. Менять нужно по 1 спице, постепенно распуская колесо. Окончательную настройку можно доверить только опытному веломеханику. Самостоятельно это делать не рекомендую. При работе с ниппелями помни, что заводской ключ ХВЗ навсегда срывает их головки. Ключ можно изготовить самостоятельно из подшипника, гайки М16 или купить.
Внутри втулки находятся шарики и конуса, которые не должны иметь сколов. Шарики нужно промерить микрометром или штангенциркулем. Залог успешной работы подшипника - шарики одного диаметра с наименьшей овальностью. Для смазки рекомендую ШРУС4.
При затяжке конусов следует поймать тот момент, когда почти исчезает люфт. Окончательно он уходит, когда колесо крепится на велосипед. При медленном вращении правильно отрегулированное колесо долго не затормаживается.
Однотрубки бывают трековые, кроссовые, шоссейные. Для самостоятельного катания по асфальту рекомендую шоссейные 600х30 или 600х27 однотрубки с продольным протектором. Трубки меньшего размера - 600х25, 600х24 предназначены для гонок. Кататься марафоны на них будет неинтересно т. к. они будут все время колоться. В крайнем случае, такую трубку можно поставить на переднее колесо.
Накачивать трубки нужно посильней. Это позволит отстрелить камешек или стеклышко и не даст пробить камеру на рельсах или ямах. Кроме того, уменьшается трение качения - велосипед едет быстрее. Допустимое давление в однотрубках - 8 атмосфер (кг/см**2). Вентиль типа PRESTO, который установлен на всех однотрубках, допускает прямой контроль давления с помощью манометра. Иногда манометр бывает сразу встроен в насос, иногда применяют отдельный манометр. Очень часто люди используют косвенный контроль давления в колесе - на ощупь (проминание) рукой. Косвенный контроль давления требует определенного опыта. Понижение давления в узких (32 и меньше) колесах сильно увеличивает сопротивление качению и снижает надежность: колесо легче пробить до обода при наезде на камень. Чрезмерное давление в колесе может привести к разрушению корда однотрубки. Разрушение может наступить как сразу - взрыв колеса, так и в процессе езды - разрушение нескольких ниток корда при наезде на препятствие с последующей быстрой потерей формы однотрубки и появлением локальных вспучиваний (грыж).
Можно успешно использовать старые проколотые однотрубки. Ремонт однотрубок несложен, но требует аккуратности. Определив в воде место прокола, следует сделать осторожный продольный разрез бритвой на внутренней части длиной 5-6 см. Потом вытягиваем камеру в разрез на размер, необходимый, чтобы определить место для заплаты. Резиновый клей нужно разбавить бензином. Клеить по технологии указанной на тюбике, но если клей не разбавлен, заплата держаться не будет. Можно использовать клей 88. Разрез зашить толстой капроновой нитью. Велотуристы вместо камеры вшивают однотрубку.
Однотрубку необходимо приклеить к ободу клеем 88. Клея не жалеть.
Для накачивания однотрубок используют 1) обычный насос + переходник "штуцер", 2) специализированый насос под PRESTO, 3) специальный шланг-переходник + внешний источник давления: авто- (мото-) насос или компрессор. Иногда, с переходником, можно использовать подкачку на бензоколонке. В случае использования мощных внешних источников, следует соблюдать осторожность.
Если нет желания возиться с капризными однотрубками, то можно заменить обода. В продаже имеются вполне пристойные чешские обода REMERX 622x18. На них хорошо встают отечественные покрышки для ТУРИСТА. Проигрывая в весе и скорости, увеличивается надежность и долговечность. Хорошо такие колеса зарекомендовали себя в зимних условиях. При переспицовке колес старые спицы будут слишком длинны. Их можно использовать, если набрать колеса "на 4 креста". Т.е. передвинуть каждую спицу на 1 крайний промежуток.
)
Если у вас немного больше денег, есть смысл заменить трубочные обода на клинчерные.
РУЛЬ
Х.В.З. выпускал рули слишком узкие. После активной эксплуатации он становится еще уже. Это связано с тем, что материал, из которого изготовлен руль - мягок, при каждом падении он еще немножко подгибается и, наконец, приобретает такую уродливо-вогнутую форму, которая вызывает недоумение.
Такой руль нужно обязательно разогнуть. Для этого следует снять тормозные ручки, вынуть болт крепления руля, немного разогнуть зажим выноса и вынуть руль. Центральная часть руля фиксируется между двумя уголками длиной по 20 см проволокой. Гнутая часть руля заводится под низкий тяжелый шкаф. Еще удобнее между двух сросшихся деревьев. Разгибать до тех пор, пока руль не станет чуть шире плеч. Нижние рукоятки руля после такого разгибания будут вогнуты вовнутрь. Их несложно сделать параллельными при помощи двух водопроводных труб с проходным диаметром больше наружного диаметра руля.
Перед окончательной затяжкой болта крепления руля нужно проверить центральное положение замка и угол наклона нижних рукояток руля к горизонту. Он должен составлять 2-5 градусов вниз.
Тормозные рукоятки следует установить так, чтобы было удобно за них держаться. Надо помнить, что веломарафонец 90 процентов времени держится именно за них.
Для специальной демпфирующей обмотки понадобится: 10м черной брючной тесьмы, старый уплотнитель от автомобильной двери, немного изоленты, 2 завинчивающиеся крышки от пластиковых бутылок и тюбик клея 88.
С края уплотнителя срезаем полоски резины толщиной 4 мм длиной 2м. Густо намазываем часть руля клеем. Обмотку руля нужно начинать снизу. Завинтим с клеем на начало обмотки крышку от бутылки - она будет заглушкой руля. Когда полоска заканчивается, ее фиксируем витком изоленты. Так обклеиваем весь руль до выноса, включая тормозные ручки. 5 метровый отрезок тесьмы начинаем тщательно приклеивать также снизу. Его как раз хватит на половину руля, если захватывать примерно половину ширины тесьмы.
Такой способ обмотки очень хорошо зарекомендовал себя на марафонах и позволяет проехать любую дистанцию без велоперчаток!
Расположение компьютера рядом с выносом считаю неудобным. Лучше закрепить его над выносом, используя для этого небольшой самодельный кронштейн.
СЕДЛО
Старт-Шоссе комплектовался кожаным седлом, которое в народе звали деревянным. Конечно, в исходном виде ездить на нем невозможно. Однако после некоторых манипуляций оно по своим эксплуатационным качествам начинает превосходить самые лучшие западные седла.
Прежде всего, нужно избавится от ненадежных и нелепых заводских заклепок. Лучше всего изготовить медные заклепки со шляпкой D=12,5mm толщиной 1mm, верхнюю часть скруглить R=1mm.
Наждачной бумагой снять с седла коричневый лак. Пропитать седло касторовым маслом с обеих сторон. На пропитку должно уйти не менее 30 мл масла в течение 2-3 дней.
Подровняв, если необходимо, каркас аккуратно устанавливаем заклепки - и седло готово. Внешне оно будет смотреться, как лучшее в мире английское седло Brooks. Сидеть на нем будет также удобно.
Если седло после поездок под дождем провалилось, то его несложно выправить. Для этого седло нужно замочить в воде на ночь. Набив изнутри мятыми газетами выправить и высушить. Пропитать касторкой.
ПЕДАЛИ
Педали Старт-Шоссе рамочные односторонние с туклипсами и ремешками. Их нужно не реже 1 раза в год перебирать. Для смазки лучше всего использовать ШРУС-4. Рамки следует подклепать. Ось в рамках не должна прокручиваться. Наличие пыльника обязательно. Без него происходит не только засорение подшипника, но и разбалтывание рамок.
Исправные педали работают надежно и безупречно много лет. Рассчитаны они на велотуфли с шипами. Шипы еще можно найти в магазине, а вот велотуфли можно считать раритетом.
Самое простое - это подобрать удобные кроссовки с не мягкой подошвой, но при этом будут потеряны 2-3 зоны педалирования. Можно изготовить шипы на больших дюралевых пластинах и приклепать их к кроссовкам.
Можно приобрести импортную систему с педалями автоматами и велотуфлями. В этом случае, предпочтение следует отдать гоночным моделям.
В любом случае нужно обеспечить главное условие - удобство и комфорт стопы, чтобы поездка не превратилась в медленную пытку.
ШАТУНЫ, КАРЕТКА
Система ХВЗ имеет стальные шатуны 170мм, клинья, ось, чашки и шарики. Это безнадежно устаревший болезненный узел велосипеда. Даже заводское исполнение отличается нарушением всех технических требований. Чашки и оси, которые сейчас лежат на полках магазинов, как некие безымянные запчасти вообще не пригодны т. к. имеют низкую твердость рабочей поверхности и изготовлны из дешевых явно не подшипниковых сортов стали. Они не выдерживают и 100 км.
Ездить можно с чашками и осью только заводского исполнения, даже если они имеют щербинки. Обоймы лучше удалить и поставить по 11 шариков на сторону. Этим увеличивается долговечность узла. Смазка ШРУС-4.
При сборке нельзя напрямую забивать клинья, т. к. при сильном ударе разбивается ось и чашки. Если бить слабо, то шатуны разболтаются.
Для правильной забивки сначала проверяем лыску клина и лыску оси. Они должны иметь поверхности без задиров и вмятин. Клин вставляется против вращения шатуна. Шатун помещается на прочную опору. Удары производить увесистым молотком через медный или алюминиевый стержень.
Если во время езды снизу раздается жалобный скрип- это разболталось клиновое соединение. В этом случае нужно выбить клинья, напильником выровнять лыски или заменить на новые клинья.
ЗВЕЗДОЧКИ
Во время марафонов скорость велосипедиста не превышает 20-40 км/ч, а на подъемах может быть и 5 км/ч. Поэтому передачи заниженные. В нашем равнинном регионе можно рекомендовать: спереди 40х50, сзади 14-16-20-24-28.
ПРОЧИЕ узлы и детали просты, надежны и понятны.
Сборка колеса "на 4 креста"
Сборка на “4 креста” делает колесо прочнее, а также иногда это вынужденная мера для компенсации слишком длинных спиц.
Комплектующие:
Втулки - от СТАРТ-ШОССЕ с малыми фланцами
Обода - REMERX 622х18
Спицы - габаритный размер 304мм .
Шайбы - D2мм
Для начала разберемся с шайбочками. Они нужны для того, чтобы приподнять головку спицы, т.к. она не соответствует фланцам втулок. Без шайбочек гнутая часть головки будет сильно выступать над фланцем, при натяжении спица начинает разгибаться и разрушается. Для плотного прилегания спицы к фланцу требуется 1 или 2 шайбочки.
Поставив для образца перед собой целое колесо, можно приступать к сборке. Скорее всего, колесо будет стандартное: "на 3 креста". Значит, и собираете сначала "на 3 креста".
Заверните конуса, чтобы не было люфта.
Начинать нужно с места стыка на ободе. 2 спицы, которые расположены рядом со стыком, должны работать на стягивание. Затем в соответствии с образцом соберите все 36 спицы.
При этом спицы 304мм будут слишком длинны и будут выступать за ниппеля.
Для перехода на "4 креста" следует увеличить наклон каждой спицы. Для этого нужно просто поменять местами каждые 2 спицы, которые находятся с одной стороны через 2 промежутка и не пересекаются между собой.
После этого грубо подровняйте натяжение спиц, ориентируясь на резьбу, оставляя вне ниппеля ~ 1 мм резьбы.
Колесо следует установить в раму. Проверяем правильность зонта заднего колеса: обод должен быть примерно по центру перьев рамы в районе каретки и заднего тормоза.
Более тонкое выравнивание ориентировано на натяжение, которое проверяется покачиванием каждой спицы за середину: все спицы должны иметь примерно одинаковую степень покачивания.
Следующий этап - выравнивание формы обода, ориентированное на притирание обода к металлическому предмету (отвертки), установленному к перьям рамы. Это нужно делать постепенно, не выполняя за 1 раз более полуоборота ключа! "Яйца" выправляете четным количеством спиц, "восьмерки" отпуская 2, натягивая 1 между ними. Или, наоборот - по натяжению.
В процессе работы все время контролируйте натяжение спиц покачиванием. Нельзя допускать заметной разницы в натяжке.
Постепенно, натягивая спицы, доведите колесо до рабочего состояния - радиальные и осевые биения не должны превышать 0,25мм.
Сильно стяните каждую пару спиц за середины для снятия напряжений. Проверьте биения и снова подрегулируйте колесо.
После пары сотен километров не помешает чуть подтянуть спицы и подправить биения.
Между камерой и ободом REMERX резиновая лента от "ТУРИСТА" встает плохо и по весу она тяжеловата. Разрезав 1,5 литровую бутылку по спирали в размер с пазом, Вы получите неплохую ленту, которую крепите изолентой.
Велотренажер
При наличии минимальных слесарных навыков и пару - тройку вечеров свободного времени можно изготовить тренажер, который приподнимает заднее колесо велосипеда и создает сопротивление вращению.
Расходные материалы:
Ст. уголок
40х40х4 2м
Ст. пластины 80х50х4 2 шт. (поз. 1, см. эскиз)
Резина 80х100х8 2 шт. (поз. 2)
Фанера 400х400х10 (поз. 3)
Резина 80х80х8 4 шт. (поз. 4)
Старая передняя или задняя велосипедная втулка (поз. 5)
Ось задняя от Туриста с гайками или конусами (или шпилька) (поз. 6)
Крепеж М6: болты с гайками и шайбами 12 шт
Изготовление
Разрезать уголок на две детали по 800мм (поз. 7), и на четыре детали по 50мм (поз.
Сверлить отв. D 6,1 мм для сбора нижней части стоек
Собрать нижнюю часть и примерить места под верхние отверстия по колесу велосипеда
Сверлить верхние отверстия по месту
Собрать тренажер на фанерной подставке
Сверлить отверстия в фанере по месту
Резина нужна для снижения шума
Деталь 6 нужна для придания жесткости всей конструкции.
Усилие на педали регулируется прижимом втулки, передачей, давлением воздуха в камере .
Если не удается закрепить велосипед штатным эксцентриком, то нужно вместо него изготовить специальную шпильку.