Посвящается владельцам скрипящих велосипедов
Очень давно цепь смазывали так:
- снимали с велосипеда (на цепях было сборно – разборное звено)
- вымачивали в керосине
- варили в нигроле или солидоле
- протирали ветошью и ставили на велосипед
Процедура выполнялась раз в год – хватало. И до сих пор живы довоенные и трофейные велосипеды с оригинальными деталями.
Зато нынче цепи превратились в расходный материал.
Что бы понять, почему так стало, рассмотрим конструкцию цепи (прошу рассмотреть самостоятельно, через увеличительное стекло).
И так.
Старые односкоростные цепи имели микроскопические зазоры и почти не гнулись в плоскости. Вышеуказанная обработка надёжно заполняла зазоры… короче – раньше на сезон хватало.
Что такое «сезон»? Это – лето.
Я стал регулярно кататься круглый год лет 20 назад. Честно говоря, не кататься, а проезжать 4 раза в день двадцатиминутный пеший переход до работы. Осенью было жалко бросить, Потом оказалось, что по снегу ездить не так уж и жутко. С тех пор – втянулся. Сначала зимний велосипедист вызывал у людей, особенно у молодёжи, бурные приступы эмоций – выпученные глаза, дикий смех и непристойные жесты. Но с годами зимних велосипедистов становилось всё больше. Нынче же народ считает их просто крупной разновидностью придурков, а чаще, просто не обращает внимания.
Это отступление именно в тему!
Мне варить цепь раз в год, по старой привычке, стало невыносимо и глупо. Стал бороться (ставить разные опыты).
Круглый год имеется фор сизонс.
Как и чем мазать цепь?
Как убирать грязь?
Когда, если кататься каждый день.
Цепи нынче разборного звена не имеют, а зазоры стали другими.
Современные многоскоростные цепи работают с изгибом в плоскости. По мере движения цепи, зазоры в звеньях постоянно меняются. Получается так, что каждый зазорчик постоянно дышит: вдыхает – выдыхает воздух (и похуже). А там – пыль и грязь! Сухая пыль, смешиваясь с маслом или смазкой, превращается в абразивный пластилин. Плохо.
Ещё хуже + вода = эмульсия, смазывающего эффекта не имеющая.
Как ведёт себя цепь по мере истощения смазки? Сначала она начинает журчать по роликам, потом, шелестеть, потом, не хочет переключаться, лязгает, пожирает зубчики на звёздах. Вот!
Имеются ещё и моральные устои. По моему разумению, велосипед обязан ехать абсолютно бесшумно. Допускается лишь шорох правильно накачанных шин и слабые щелчки при переключениях. Остальные велосипедные звуки – стыд и позор!
Что первое приходит на ум, при появлении «журчания», или, просто поглядев на грязную цепь?
Вымыть!
Чем?
Как (желательно быстро, и не снимая!)?
Ни в коем случае не стиральным порошком с помощью зубной щётки – бесполезно + никогда не промыть (уж лучше – бензином, хотя, так же бесполезно) , зато блестит.
Желание легко удовлетворяется. Бывают специальные машинки, которые нужно заправить специальной жидкостью и цепью, и, потом, покрутить педали ( можно просто спустить цепь в обрезанную пластиковую бутылку с бензином задним переключателем). Машинка честно и чисто помоет цепь снаружи, погнет звенья, в тщетной попытке выгнать грязь из зазоров. Прекрасно! Цепь чистая! Дальше нужно избавиться от промывочной жидкости в зазорах.
В принципе промывочные жидкости бывают двух типов.
Типа – бензин – они должны испариться, иначе, попав в смазку, уничтожат смазывающие свойства. Придется подождать пока испарится.
Типа - фэйри, или атоочистителядлядвигателя – эти смываются водой. Воду, понятно, нужно высушить. а остатки очистителя всю свою оставшуюся жизнь будут портить масляную плёнку.
И так. Кому не лень проделывать данную не вредную операцию, могут ей воспользоваться. Главное – точно по пунктам инструкции.
Теперь – смазка (как о процессе, а не консистентной жидкости).
Интернет набит советами о смазке цепи под завязку. Но, несмотря на сенсации о «чудобаллончикевсегоза20$», результат, пока, один: Независимо от того, чем смазывать (из баллончика, варить в густой смазке, прокапать каждое звено из маслёнки), цепь ходит примерно одинаковое расстояние хоть «до скрипа», хоть до полного износа на любых смазках (данное утверждение спорное и субъективное, но встречается и подтверждается). Гораздо меньше - без смазки, при недостатке, загрязнении и порче последней. Всё это давно известно и без Интернета, из житейского опыта.
Вот ПРАВИЛЬНЫЙ СПОСОБ УХОДА ЗА ЦЕПЬЮ. Проверен многими годами и многими людьми с неизменно прекрасным результатом.
Когда?
При первом появлении шумов + ежемесячно, еженедельно и чаще, или после ХХ км. пробега + после воды, снега и льда + после пыли. То есть – почаще, но, всего хорошо в меру сказал Джавахарлал Неру.
Как?
– протереть, просушить, цепь
- прокапать каплей любого масла каждое звено (я использую отработку из двигателя или, что симпатичнее, из коробки передач – говорят, свежее – плохо, якобы из-за моющих присадок).
- подождать малость, чтобы засосало в зазоры
- протереть снаружи, чтобы не налипала пыль
- немного прокатнуться (погонять по зазорам не воздух, а избыточное масло)
затем
- убирать (и не раз) масляный пот, состоящий из раствора грязи, выдавленного из зазоров
«Убирать» - протирать ветошью (нынче пользую бумагу из туалетного рулончика и сразу сжигаю, чтобы не гадить).
Грязь со звёзд выколупывается щепочкой. Дальше – бензинчиком.
С точки зрения МЫТЬ.
Мне кажется, что бензин при 20 град.С моет не лучше кипящего масла, и с той же скоростью. Постоянно смазывая и очищая цепь, мы её ещё и моем, просто со скоростью неизмеримо меньшей, чем у моющих жидкостей. Вымываем самую вредную грязь из зазоров. МОЕМ НЕПРЕРЫВНО И ВСЕГДА. Гарантированно избавлены от остатков чужеродных моющих средств.
Говорят, что кассета изнашивается одновременно с тремя смазываемыми цепями. То есть 3 свежих цепи, через столько то километров необходимо менять по кругу. Пробую с парой.
|