Владимир Семёнов, г. Нижний Тагил
1. Выбирайте группу по силам, по своему уровню. Не стоит пытаться удержаться за ломанувшимися со старта «лосями», думая, что так проедете быстрее. Самый верный результат, который вы получите – утомление и неуверенность в самом начале дистанции. Не переживайте, что все, как вам кажется, от вас уехали. Гнать не в своем темпе – фатальная ошибка, которая зачастую приводит к сходу с дистанции, либо к резкому снижению удовольствия от поездки и к увеличению времени. Лучше начать движение самостоятельно, на ходу присматриваясь к остальным участникам. В конце концов, вам наверняка удастся выбрать кого-то одного, либо группу, идущую в вашем темпе. Следует всячески избегать людей, едущих «рваным» темпом, в согласии с какой-то своей, сугубо индивидуальной, концепцией движения. Они вас вымотают очень и очень быстро! Ориентируйтесь на тех, кто едет спокойно, без непредсказуемых ускорений в конце подъема, и прочих чудес личной техники езды. Нормальный стиль движения – быстрый или медленный, но всегда РОВНЫЙ!
2. Догнав какую-то группу и определив, что поедете с ними, вы, естественно, сначала находитесь позади. Однако засиживаться там не стоит – работать должны все! Все время висеть «на колесе» неэтично. В крайнем случае, если чувствуете, что не можете ехать впереди, раздвигая ветер, спросите остальных, не возражают ли они, что вы воспользуетесь ими, как живым щитом. Если возражают, то это не ваша группа.
3. Обычно порядок смены в группе следующий: лидер, почувствовав, что скорость начинает падать, и ему необходим отдых, плавно смещается влево и замедляется так, что его обгоняет группа, и пристраивается позади всех. Лидером становится второй велосипедист и так далее. Частота смены ведущего может определяться по-разному. Например, можно меняться каждый километр или два, либо после трудного участка, затяжного подъема или прямо во время него и т.д. Более сильные участники могут находиться впереди дольше остальных.
4. Темп в группе всегда должен быть ровным! Резкие ускорения и торможения, виляния по сторонам исключены! Если это не связано с преодолением аварийной ситуации, конечно. Дистанция между колесами переднего и заднего велосипедистов должна быть порядка 20 см. для максимального использования аэродинамической тени едущих перед вами. В таком плотном строю шансы среагировать на быстрое изменение обстановки ничтожны. Едущий впереди отвечает за тех, кто позади него! Тот, кто сидит «на колесе», должен быть внимательным и не допускать наезда на колесо едущего впереди него. При столкновении риск упасть у едущего позади больше. Если ветер боковой, группа выстраивается «лесенкой», может быть даже с заходом колесо за колесо. Такой строй возможен, однако, только при достаточной ширине дороги и низкой интенсивности движения, т. к. требует занятия большей части шоссе, чем обычно. При спуске с горы расстояние между велосипедистами должно быть увеличено до безопасной величины, лучше всего расположиться в шахматном порядке.
5. Нельзя забывать о гипнотизирующем эффекте равномерно вращающегося колеса! Особенно заметен этот эффект при утомлении. Для предотвращения «впадания в транс» необходимо время от времени осматриваться по сторонам, не стоит не отрываясь смотреть на покрышку заднего колеса велосипеда ведущего. При движении ночью красный задний фонарик обязательно должен работать в постоянном, НЕмигающем режиме! Мигающий режим действует усыпляюще на едущих позади, кроме того, до мигающего источника света труднее определять расстояние. Это распространяется и на машины, которые вас догоняют.
6. Лидер должен помнить, что дорогу впереди видит только он, поэтому должен при обнаружении препятствия заранее и плавно сместиться влево или вправо, либо снизить скорость, так, чтобы все гарантированно успели повторить маневр. При большом смещении в сторону или почти полной остановке (например, ж.д. переезд) необходимо показать знак поворота в нужную сторону, либо знак стоп. Нельзя объезжать открытый колодец резким движением в последний момент – следующий за вами неминуемо попадет в него! При объезде препятствия лидер и все остальные за ним, вплоть до предпоследнего в группе, должны указать на препятствие рукой, т.к. возможно, кто-то его не заметил. Можно дублировать жесты голосом. При прохождении перекрестков, смене полосы движения, обгоне и объезде транспорта, ВСЯ группа показывает повороты и знаки остановки, согласно ПДД, даже при отсутствии транспорта. Лидер показывает поворот заранее и первым, чтобы остальные успели среагировать. Лидер, также, должен сориентироваться, успеет ли вся группа безопасно преодолеть перекресток. Если нет, то нужно переждать машины, иначе менее опытные участники, пытаясь не отстать, могут создать аварийную ситуацию на дороге.
7. Время, пока вы находитесь «на колесе», следует использовать с наибольшей эффективностью: постараться отдохнуть, успеть перекусить, попить, проверить показания велокомпьютера. ВНИМАНИЕ! В группе нельзя сморкаться, плеваться и т.п. С очень большой вероятностью все это попадет в едущих позади. Этими вещами можно заняться, когда окажетесь крайним в группе, и за вами никого не будет.
8. При поломке или проколе у одного из группы желательно, чтобы кто-то задержался и поинтересовался, все ли есть у товарища для ремонта и не нужна ли ему помощь. Помните, что вы не на гонке, и остальные не соперники, а коллеги, которые когда-нибудь также помогут вам. Если вы приняли решение отстать от группы и ехать самостоятельно, то скажите остальным об этом или, отстав, махните рукой, что у вас все в порядке. Если вы начали конкретно отпадать от группы, вас, скорее всего, ждать не будут. Поэтому, чтобы не задерживать всех и не заставлять их оглядываться, примите мужественное решение, помашите группе ручкой и снизьте темп. Может наступить момент, когда вы почувствуете, что можете ехать быстрее, чем группа. В этом случае тоже нужно предупредить остальных, что вы увеличиваете скорость, чтобы люди не дергались за вами и не нарушали сложившийся ритм движения.
9. Если вы двигаетесь не в строю, а в неорганизованной группе, едущей в несколько рядов (например, массовый старт), то перемещаться вправо, влево, а также тормозить тоже следует предельно осторожно! Необходимо, оглянувшись, оценить пространство для маневра и подтвердить свои намерения соответствующими знаками поворота или остановки. Помните, что завал в группе, особенно на большой скорости, вещь страшная!
10. При прохождении разбитого участка дороги, группе следует рассредоточиться, чтобы каждый хорошо видел ямы и кочки и решал, как их объехать, не мешая при этом остальным, конечно. При окончании плохого участка лидеру не следует резко ускоряться, нужно подождать всю группу, после чего начать разгон до прежней скорости.
11. Все время движения в группе необходимо быть внимательным к своему поведению, подстраиваться под остальных. Не помешает взаимная осмотрительность, тогда вы сможете вовремя сообщить товарищу о замеченных неполадках в его снаряжении и велосипеде.
12. Слаженная и согласованная работа группы является залогом высокой средней скорости и хорошего ровного темпа. Оптимальное количество человек в группе 3-4. Часто ездят по двое. Больше четырех обычно бывает редко или недолго, т.к. маловероятно наличие одинаковых возможностей одновременно у большого количества велосипедистов. Большие группы образуются в начале пути и имеют тенденцию распадаться на более мелкие через несколько десятков километров.
Оригинал статьи расположен по адресу
http://marx.net.ru/other/sem2.htm