Стили катания на велосипеде
--------------------------------------------------------------------------------
Кросс-кантри (cross-country/XC)
Это самая распространенная дисциплина - гонки по пересеченной местности. Кросс-кантри на сегодняшний день обладает статусом олимпийского вида спорта, пока что ни одна другая дисциплина не получила такого признания. В кросс-кантри есть как тяжелые подъемы, так и техничные, быстрые спуски. Основные требования к гонщикам - это сила и выносливость, но и про технику езды не стоит забывать. Если ты делаешь первые шаги в мире горного велосипеда, это хорошая отправная точка. Ты получишь необходимые базовые навыки управления велосипедом и приобретешь хорошую физическую форму. Абсолютно все профессионалы вело-спорта начинали с кросс-кантри, даже самые безбашенные даунхилеры и фрирайдеры.
Триал (biketrial)
Trial - преодоление, Biketrial - преодоление препятствий на велосипеде. Для этого требуется невероятное чувство равновесия, которое вырабатывается только в результате тренировок. Основные триальные навыки - это необходимая база для любого любителя горного велосипеда, будь то кросс-кантри, фрирайд или даунхил. Триал помогает почувствовать велосипед, научиться держать равновесие в любых ситуациях. В триале, как нигде, есть возможность применить свою фантазию. Можно запрыгнуть куда угодно, а спрыгивая, сделать разворот на 360 градусов. Это одна из самых зрелищных дисциплин. Соревнования по триалу проходят на время. За касание ногами земли или препятствий начисляют штрафные очки. Недавно появился так называемый "speed trials", где одновременно стартуют 2 участника по одинаковым параллельным трассам, причем трассы не слишком сложные, что придает динамику и зрелищность соревнованиям.
Дерт (Dirt Jumping)
Дерт джампинг не так давно получил широкое распространение в мире горного велосипеда, но сейчас этот стиль переживает настоящий бум. Тут наблюдается наибольшее влияние ВМХа. Для этого стиля необходимы трассы, строительство которых - очень трудоемкое занятие, но оно того стоит! Трасса - это серии двойных трамплинов (верблюдов, состоящих из двух горбов: взлет и приземление) и "столов" (между взлетом и приземлением здесь нет ямы). На трассе так же присутствуют контр уклоны. Вся прелесть в том, что крутить педали надо только при разгоне на первый трамплин, а дальше использовать радиусы трамплинов для поддержания момента скорости, как бы прокачивая их, вдавливая велосипед в радиус. Следовательно, ключевое слово в детр джампинге - это ритм, ритм и еще раз ритм. Если ты собьешься с ритма, то потеряешь скорость и не долетишь до следующего приземления, что чревато поломками байка, а так же самого себя. Опасно и перелететь приземление, последствия те же. Еще дерт джампинг подразумевает возможность выполнения в воздухе всевозможных трюков (этому у нас посвящена отдельная статья). Но все же, главное - ритм, в этом вся соль этого стиля.
Скоростной спуск (downhill/DH)
Вот это занятие для настоящих маньяков! Здесь тебя ожидают невероятные скорости, прыжки и настолько крутые спуски, что и смотреть страшно. Суть этой дисциплины довольно проста - съехать с горы как можно быстрее. Но это не легко, как тебе может показаться. Современные трассы скоростного спуска очень сложны и опасны. Трассы изобилуют "изюминками" вроде корней, садов камней, отвесных спусков, извилистых участков, проложенных между деревьями, дроп-оффов и трамплинов. Эта дисциплина требует довольно серьезной подготовки от спортсмена. Основное в даунхиле - это техника управления велосипедом, хотя и физическая подготовка очень важна, ведь порой спортсмены, после 5 минут спуска просто падают без сил. Помимо всего прочего такая езда безжалостна к оборудованию. Пожалуй, даунхил единственная дисциплина, для которой необходимы горы и подъемник. Даунхильные байки предназначены только для того, чтобы ехать вниз, они тяжелые, подвеска затрудняет педалирование, геометрия не рассчитана на подъемы.
Фрирайд (freeride)
Это самый распространенный и самый разнообразный на сегодня стиль. Он включает в себя все вышеописанные дисциплины. Фрирайдер делает все, что ему хочется в данный момент и самое главное он абсолютно свободен. Он не зависит от подъемников, как, например даунхилер, он и сам способен заехать на горку, а потом пронестись вниз, обгоняя гонщиков кросс-кантри. И прыжки ему по плечу. Фрирайд возможен как более экстремальное продолжение кросс-кантри, но может быть и более экстремальным, чем даунхил. В последнее время стали популярны соревнования в этой дисциплине, их девиз - свобода. Трасса проложена таким образом, что байкер сам выбирает свой маршрут, и в зависимости от его сложности ему начисляется определенное количество очков иногда такие соревнования включают в себя этапы по дерт джампингу. Особое место во фрирайде занимает стрит катание (катание по городу), вот где могут пригодиться навыки велотриала и даже некоторые трюки из БМХ. Трамплины и дроп-оффы - вот еще одна стихия фрирайдера. В особенности это относиться к так называемой новой школе фрирайда, где прыжок с 5-и метровой скалы - это норма. Фрирайд - это тот стиль, где больше всего можно применить свою фантазию, высматривая различные маршруты и способы спрыгнуть "вооон с той скалы". Именно фрирайд позволяет проявить свою индивидуальность, не ограничиваясь правилами, трассой и рамками соревнований.
Параллельный слалом (Dual slalom/DS)
Это очень старая спортивная дисциплина, пришедшая из лыжного спорта. Суть ее заключается в следующем - два спортсмена несутся с горки по параллельным и максимально идентичным трассам. На своем пути им придется объезжать вешки, преодолевать различные трамплины, бугры, контр уклоны. Это очень зрелищный вид соревнований, в нем наглядно виден накал борьбы между соперниками. Но отсутствует контакт, поэтому в последнее время дуал слалом отходит на второй план, уступая место новым дисциплинам.
Дуал (Dual/DL)
Дуал очень похож на описанный выше параллельный слалом, но разница состоит в том, что соперники едут по одной трассе. Трассы дуала больше ориентированы на трамплины, чем на повороты. Здесь допустим контакт между гонщиками, что только добавляет азарта в борьбе. Нередки и столкновения. Недостаток этого вида соревнований в том, что байкер, вырвавшийся вперед на старте, всю оставшуюся гонку будет лидировать, если правильно закроет проезд своему сопернику. Поэтому и этот вид гонок уступает место новому, наиболее популярному сейчас во всем мире.
Байкер кросс (Bikercross/4cross/4X/BSX/mountain cross)
По названию понятно, что эта дисциплина близка к бордер кроссу (сноубордической дисциплине), но на самом деле ее корни лежат в ВМХ гонках, особенно мотокроссе и мотоциклетном суперкроссе. В кроссе в заездах участвуют от 4 до 6 райдеров одновременно, поэтому требуются достаточно широкие трассы, что позволяет разнообразить их до такой степени, на какую способна твоя фантазия. В официальный календарь Кубка Мира по горному велосипеду, эта дисциплина входит впервые в 2002 году и заменит дуал. На западе байкер кросс носит название "4 cross" или "4X". Существуют и другие разновидности этого стиля, как, например, байкер суперкросс, его отличают участие 6-и райдеров и огромные трамплины, действительно огромные! В США байкер кросс получил официальное название - "mountain cross". Преимуществами этой дисциплины, перед двумя вышеописанными, являются большая зрелищность, большая динамика, а главное, при падении одного байкера борьба продолжается.
----------------------------------------------------------------------
По материалам сайта "Триал-Спорт".