Опытные велоспортсмены и велотуристы знают как важен при езде такой фактор как правильное педалирование (каденс). Новички же, особенно только недавно пересевшие с "Уралов" и "Кам" на горные велосипеды с 18-27 передачами, и привыкшие к использованию одной-единственной передачи, даже не задумываются об этом и устанавливают впереди самую большую звезду, а сзади – самую маленькую, полагая, что так скорость будет выше. А зря! Ведь как показывает практика и медицинская статистика при неправильном и долгом педалировании можно "посадить" себе колени, вплоть до необратимых последствий и полной инвалидности.
Мировой опыт шоссейных веломарафонов показывает, что для долгой безтравматичной работы коленей необходимо педалировать с частотой не менее 90 об./мин., но для горного велосипеда, имеющего колёса меньшего диаметра и более широкие и агрессивные покрышки эта частота может опускаться до 60 об./мин. но никак не меньше!
Хорошо тем, кто имеет велокомпьютер с датчиком каденса, а как быть остальным? Попробуем вывести формулу для расчёта правильной частоты педалирования.
Известно, что скорость велосипеда линейно зависит от скорости вращения колеса, которая зависит от передаточного соотношения передней и задней звезды и частоты вращения педалей. Что это означает? Допустим, впереди установлена звезда с 32 зубьями, сзади установлена звезда с 16 зубьями. Тогда при полном обороте передней звезды, задняя совершит два оборота, т. к. передаточное соотношение равно 32/16=2,00. Соответственно, колесо в этом случае проедет (по формуле C=pi*d) 3,14*26”*2,54*2,00=414,73 см. Теперь, предположим, что мы крутим педали с частотой 90 об./мин., тогда за одну минуту мы проедем 90*414,73=37325,7 см или 373 метра. В час это получится 373*60=22380 м или 22,4 км. Итак при каденсе в 90 об./мин. и передаточном соотношении 2,00 скорость велосипеда будет 22,4 км/ч.
Готовая формула для расчёта выглядит так:
V (км/ч) = Nп/Nз*d*n*0,00479, где Nп – количество зубьев на передней звезде, Nз – количество зубьев на задней звезде, d – диаметр колеса в дюймах, n – частота педалирования об./мин.
Теперь по этой формуле легко построить таблицу зависимости скорости от частоты педалирования, передаточного отношения и заданного диаметра колеса. Например, для MTB с диаметром колеса 26 дюймов и частоте педалирования 90 об./мин. имеем:
Передача Nп Nз Скорость
3-8 42 11 42,80
3-7 42 13 36,21
3-6 42 14 33,63
3-5 42 16 29,42
3-4 42 18 26,15
3-3 42 21 22,42
3-2 42 26 18,11
3-1 42 32 14,71
2-8 32 11 32,61
2-7 32 13 27,59
2-6 32 14 25,62
2-5 32 16 22,42
2-4 32 18 19,93
2-3 32 21 17,08
2-2 32 26 13,80
2-1 32 32 11,21
1-8 22 11 22,42
1-7 22 13 19,97
1-6 22 14 17,61
1-5 22 16 15,41
1-4 22 18 13,70
1-3 22 21 11,74
1-2 22 26 9,48
1-1 22 32 7,71
Зная вашу скорость (см. велокомпьютер) и выставленную передачу (см. манетки) теперь легко можно узнать, правильно ли вы педалируете.
Константин Поддубный
|