Прежде всего нужно уяснить одну простую вещь:
Смазки никогда не бывает много. То есть если Вы целиком погрузите велосипед в бочку с маслом, то, в принципе, он от этого не испортится.
Многие веломеханики «старой закалки» рекомендуют широко применять машинные масла жидкой консистенции (органические и синтетические). Имею смелость с этим не согласиться.
Все смазки, кроме множества параметров, имеют один общий - степень адгезии (закрепление на металле). Любая жидкая смазка обладает невысокой адгезией и, соответственно, легко вымывается водой из таких важных узлов, как втулки, чашки рулевой колонки, каретки (именно там находится вал, на который надеты шатуны с педалями). Вполне естественно, что при отсутствии смазки чашки втулок, конусы, вал каретки и другие детали, имеющие высокую твёрдость после термообработки (HRC~60-62), быстро коррозируют и выкрашиваются.
Исходя из моего опыта работы с шоссейной командой, где велосипед за сезон имеет пробег примерно 20-25000 км, для вышеперечисленных узлов следует использовать густую консистентную смазку (желательно импортную).
Из отечественных смазок неплохо работает смазка 158. Она имеет специфический голубой цвет, что говорит о присутствии в ней сульфата меди и других металлов. В процессе эксплуатации такая смазка до блеска отполировывает чашки, конусы и шарики, обладает высокой адгезией и практически не вымывается водой (это не относится к отечественным смазкам типа ЦИАТИМ и ЛИТОЛ - они вымываются быстро).
При отсутствии смазки типа 158 можно использовать смазку ШРУС (продаётся в любом автомагазине). Однако, лучших результатов удавалось добиться, применяя импортные смазки, содержащие литий. Эти смазки имеют характерный белый цвет.
Английская фирма «Weldtite Products» уже 60 лет выпускает смазки для велосипедов и в этом направлении является европейским лидером. В моей практике шоссейные велосипеды, смазанные такой смазкой, не требовали дополнительной смазки до 20 000 км пробега. (Отметим, что спортсмены-шоссейники ездят в любую погоду - и в дожди и в слякоть, с весны до поздней осени).
Сегодня импортные смазки можно свободно купить в специализированных магазинах.
Всё изложенное выше относится к следующим узлам:
- передняя и задняя втулки;
- рулевые чашки;
- каретка;
- подшипники педалей;
- все резьбовые соединения.
Смазка цепи требует отдельного глубокого рассмотрения.
Цепь! Важнейший узел велосипеда.
Если Вы этого не осознали, вашему педальному коню можно только посочувствовать.
Во всём мире на велосипедах используются «полудюймовые» цепи, т. е. шаг цепи составляет 12,7 мм, а диаметр ролика 7,75 мм. Цепь состоит из набора сайлентблоков (по простому - втулка и ось), соединённых пластинками из термообработанной стали. При многих достоинствах цепной передачи она имеет один большой недостаток: в процессе эксплуатации цепи сайлентблоки изнашиваются и, как следствие, увеличивается шаг цепи. При этом шаг зубчаток (ведомых и ведущих), естественно, не изменяется и в какой-то момент начинается износ зубчаток.
Следует знать, что любая советская цепь при хорошем уходе служит не более 1500-2000 км. Любые разглагольствования обывателей типа «я на своей «Украине» езжу уже 20 лет и всё на одной цепи» не имеют смысла, т. к. не соотносятся с реальным пробегом велосипеда. По всей видимости эти люди по воскресеньям совершают поездки не далее 15 км и то в хорошую погоду.
Хорошая импортная цепь служит 3000-6000 км в зависимости от ухода и типа велосипеда. На горном велосипеде цепь изнашивается быстрее, чем на гоночном из-за разных передаточных чисел и условий эксплуатации. Горный велосипед - это "джип", на нём чаще ездят по пыльным и грязным дорогам, а это также существенно влияет на износ цепи.
Как-то я участвовал в Шауляйском велоралли, где на дистанции в 70 км в под проливным дождём, на глинистом грунте, через каждые 5 км приходилось бросать велосипед в речку, которая на счастье текла рядом, и отмывать глину, которая настолько забивала все узлы, что велосипед отказывался ехать, не говоря о переключении передач. На финише я заметил, что цепь шла по верхушкам зубчаток. К моему изумлению, после замеров я обнаружил, что она увеличилась по шагу в общей сложности на 2 см. Естественно, я не имел возможности смазывать цепь в пути.
Так когда и чем смазывать цепь?
Лучше всего подойдёт светлое минеральное синтетическое масло.
НЕ НУЖНО мазать цепь посередине роликов - там она не работает!
Смазывать нужно каждое звено по наружной стороне цепи (с двух сторон), как показано на картинке, с помощью маслёнки с тонким клювиком, или предмета типа спички, смоченном смазкой.
Желательно отметить начало смазки маркером, или ниткой, чтобы не смазывать два раза одно место.
После смазки некоторое время вручную прокрутить цепную передачу и затем, чистой х/б тряпочкой насухо обтереть цепь снаружи, чтобы в процессе эксплуатации на неё не налипали пыль и песок, которые являются абразивом и увеличивают износ. После 50-100 км пробега лишнюю смазку, которая появится на поверхности цепи тоже следует удалить. Все тефлоновые, аэрозольные смазки лучше использовать, как добавку к основной смазке.
При работе цепной передачи в условиях сильного загрязнения, в конце каждого дня цепь следует очищать от грязи. Делается это разными способами:
Самый простой - использовать специальную машинку для очистки цепи. Машинка представляет собой немудрёное устройство, которое одевается на цепь в области заднего переключателя. Внутрь его наливается очиститель смазки, или керосин, после чего цепная передача вращается вручную, при этом происходит автоматическая очистка цепи сразу с четырёх сторон. Прозрачный корпус машинки позволяет наблюдать за этим захватывающим зрелищем.
Если машинки нет - следует использовать аэрозольные очистители смазки (выпускаются отечественной промышленностью для автомобилей), или керосин (на худой конец - бензин) при помощи старых зубных щёток.
Распрессовывать и снимать цепь с велосипеда не рекомендуется. Очищенную и просушенную цепь смазывают, как изложено выше.
Вспомним о «велорейнджерах», которые катаются круглый год и в любую погоду, и не всегда имеют возможность следить за смазкой цепи.
Им можно посоветовать старый проверенный способ проварки цепи в графитовой смазке.
Вышеупомянутая английская фирма «Weldtite Products» разработала специальный графитовый состав. Предварительно очищенная от грязи цепь проваривается в нём в течении 10-15 мин. Этот способ позволяет эффективно эксплуатировать цепь в особо агрессивных условиях (дождь, снег, жидкая грязь). Учитывая, что велосипед в таких условиях превращается в ком грязи, цепь, вечно пачкающая одежду графитовой смазкой, покажется вовсе несущественным моментом на фоне увеличения ресурса эксплуатации цепи.
Арнольд Рассукованный
Русский Байкер