автор: Тетерин Александр, Екатеринбург 
Подготовка к веломарафонам (200, 300, 400, 600, 800, 1000, 1200 и более км) - огромнейшая и многогранная тема. В современных условиях эти вопросы освещены достаточно слабо. Может быть, потому, что веломарафоны - это и не велогонки на шоссе и не велотуризм, а что-то свое специфическое из разряда экстремальных видов любительского спорта. 
Попробую из личного шестилетнего опыта осветить основные моменты подготовки к веломарафонам. 
Подготовка к веломарафонам включает: 
1.подготовку велосипеда, 
2.подготовку снаряжения,
3.велотренировки и подготовку психики,
4.приобретение навыков ориентирования на местности.
Велотехника и снаряжение определяют не менее 50% успеха на веломарафонах. 
Поэтому начнем с велосипеда. Сначала - с наиболее широко представленного в веломагазинах горного велосипеде (MB - mountain bike). 
На горном велосипеде GT-Palomar серьезно катаюсь с 1998 г. 
Горный велосипед - более тяжел, более надежен, менее скоростной и приемистый, езда на МВ более комфортна, на нем несравнимо меньше прокалывал колеса, предназначен для езды по дорогам среднего и плохого качества. К сожалению, у нас в стране преобладают именно такие дороги. 
У меня с 1998 по 2001 годы был только один велосипед - горный GT-Palomar с простой амортизационной вилкой RST-260 и непродвинутой навеской, купленный в магазине «Альпур». Практически сразу же на велосипед были установлены пластиковые крылья (защита от грязи), туклипсы (для лучшего педалирования), стальной багажник (для велосумки или велорюкзака), флягодержатель с велофлягой (питье на ходу) и подрамная сумка (подкормка, запаска, ключи и т.п.), в конце лета - велокомпьютер Sigma sport (влагозащитный) и длинные «рога» (состоят из двух частей, которые изогнуты под углом 120 градусов, на обе части рогов ладонь помещается, дают возможность более низкой посадки и комбинировать хваты рук). В 2001 г. созрел для приобретения переднего и заднего фонарей. 
В первом приближении МВ был готов как к велотуризму, так и к веломарафонам. 
Свою первую длинную велопоездку (более 100 км ) я совершил именно на МВ 14 июня 1998 года через полмесяца после покупки GT-Palomar. 
В 1998-2000 годах МВ к веломарафонам специально не готовил, хотя в теплый период года по выходным ездил дистанции от 100 до 200 км. 
В 2001 г. решил попробовать свои силы в веломарафонах, поэтому встала проблема, как повысить скоростные кондиции GT-Palomar, ибо в велоклубе «Урал-Марафон» имеется достаточное количество быстрых гонщиков-веломарафонцев. 
В 2001 г. эту проблему решил просто - установил на оба колеса покрышки Ritchey Tom Slick 1,4 дюйма с узкими камерами. Вариант с финансовой точки зрения не очень обременительный. Ну, естественно, потренировался еще немного. Тренировочный (не зачетный) велопробег 100 км 12 августа прошел за 3:34 при средней скорости по дистанции 28,04 км/час. 
В том же 2001 г. 9 сентября на GT-Palomar с покрышками Ritchey Tom Slick 1,4 дюйма съездил до Вишневогорска, преодолев за 14:40 285 км. 
Весной 2002 года опробовал еще более узкие покрышки Ritchey Tom Slick 1 дюйм. Покрышки зарекомендовали себя хорошо. Только накачивать необходимо до 5–7 атмосфер, не меньше. Следует учитывать еще то, что такие узкие покрышки дают ощущения, близкие к ощущениям при езде на шоссейном велосипеде со всеми вытекающими отсюда последствиями, достоинствами и недостатками, особенностями пилотирования. 
В 2003 г., «убив» свой шоссейный велосипед при первой попытке 24-25 мая 2003 года на веломарафоне 400 км, для второй попытке выбрал горный велосипед и успешно прошел эту нелегкую со сложным рельефом дистанцию. 
«Заточка под шоссе» моего МТВ GT-Palomar в 2003 году заключалась в следующем (с финансовой точки зрения вариант достаточно затратный.): 
установил узкие двойные обода: задний Alexrims XT 16, 559-16, передний Ritchey Rock Pro, 559-17; 
на колесах старые втулки поменял на втулки XT, 
колеса обул в узкие покрышки Ritchey Tom Slick шириной 1 дюйм, естественно под узкие покрышки были подобраны и узкие камеры. 
Таким образом, мой горный велосипед GT по своим ходовым характеристикам стал близок к шоссейному велосипеду, а по надежности и комфортности езды его превосходил. По моим наблюдениям, гладкие покрышки типа Slick дают выигрыш в скорости 3?5 км/час по сравнению с более агрессивной резиной и облегчают педалирование, уменьшая вероятность травмировать коленные суставы. 
Правда, все равно горный GT с его багажником, крыльями и амортизационной вилкой RST-260 был тяжелее шоссейного Velosuper примерно на 4– 4,5 кг. Есть что облегчать в будущем! 
Чем и занимаемся. Поздней осенью 2003 г. поменял руль и вынос на алюминиевые. Со слов механика Вячеслава Полухина из Верхней Пышмы, выигрыш в весе около 1 кг. 
Сейчас пытаюсь сделать легкий багажник из алюминия или титана. 
Еще резерв - установка высококлассного оборудования, которое легче, но и дороже, иногда значительно. 
Таким образом, веломарафоны можно ходить на горных велосипедах. 
Дилемму выбора из двух велосипедов с 2002 г. решаю следующим образом: 
в холодный период года, переходные сезоны и для лесных и грязных условий, веломарафоны с ездой ночью езжу на МВ GT-Palomar с различными покрышками; 
в теплый период года, т.е. вторую половину весны, летом и в начале осени, веломарафоны без ночной езды катаю на шоссейном велосипеде Velosuper.
Более подробную информацию можно почерпнуть на сайте велоклуба «Урал-Марафон» (
http://www.uralvelo.ru) на странице Публикации.