ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ
Издатель: Федеральное министерство транспорта, строительства и жилого фонда, Инвалиденштрассе 44, 10115 Берлин
Составитель: MEDIA CONSULTA Deutschland GmbH, Берлин/Кельн
Фотографии: Общегерманский велосипедный клуб ADFC (Вильгельм Xерманн, Карстен Клама, Вольфганг Рихтер, Норберт Хайн); информационное агентство dpa; бюро коммунального планирования Plan & Rat; бюро городского планирования Sudstadt; бюро планирования транспортного сообщения PGV
Карты: EuroVelo: Филип Инсолл, Sustrans; D-Netz: Т. Фройцхайм
Печать: Z32, Druckerei des BMVBW апрель 2002.
Информация в Интернете на
www.bmvbw.de или в службе поддержки граждан: Тел.: 01888/3003060 Факс: 01888/3001942
Брошюра является составной частью Программы по работе с общественностью Федерального министерства транспорта, строительства и жилого фонда. Она распространяется бесплатно, не предназначена для продажи и не может быть использована в целях предвыборной агитации.
Предисловие
3начение велосипеда как благоприятного для здоровья, окружающей и социальной среды транспортного средства часто бывает недооценено. Поэтому целью Национального плана развития велосипедного транспорта 2002-2012 является демонстрация возможностей велосипедного сообщения в рамках интегрированной транспортной политики и целенаправленное использование этого потенциала развития в ориентированной на долгосрочную перспективу транспортной системе.
Представляя Национальный план развития велосипедного транспорта, федеральное правительство подчеркивает свою политическую волю к стимулированию развития велосипедного транспорта как части перспективного развития транспортного сообщения. Активная поддержка бундестага, федеральных земель и коммунальных головных объединений, а также профессиональных кругов дает основания полагать, что меры, предложения и планы в течение 10 лет приведут к значительному улучшению условий для велотранспорта. Сейчас необходимо достичь того, чтобы этот пакет мер был поэтапно проверен и постепенно реализован и развит в тесном сотрудничестве и взаимодействии с территориальными корпорациями, союзами, экономическими организациями и гражданами. При этом понятно: в рамках нашей федеративной системы основная ответственность за содействие велотранспорту лежит на федеральных землях и коммунах.
Содействие развитию велотранспорта интегрировано в комплексное взаимодействие экономической, финансовой и налоговой, транспортной, территориально-планировочной, экологической политики, политики в области здравоохранения и туризма. В таких условиях не может существовать некий единственный путь содействия велосипедному транспорту. Напротив, федеральное правительство делает ставку на широкий спектр мер, в которые вовлечены различные области политики и которые разрабатываются в интенсивном диалоге с землями и коммунами. Поддержку этому новому направлению действий также обеспечивает развитие экологической сознательности в нашем обществе и в значительной степени обусловленный ею выбор транспортного средства. Федеральное правительство исходит из того, что совершеннолетний гражданин ответственно относится к формированию своего транспортного поведения.
В своем отчете о мерах содействия велосипедному транспорту за май 2000 (издание бундестага 14/3445) федеральное правительство представило всеобъемлющий анализ ситуации в области велотранспорта в Федеративной республике Германии.
Этот отчет послужил основой открытого слушания Комитета по транспорту, строительству и жилому фонду делу бундестага 24 января 2001. При этом эксперты одобрили достигнутые в деле содействия велотранспорту успехи, одновременно указав на то, что потенциалы велосипеда с транспортной, экологической, экономической и здравоохранительной точек зрения использованы лишь частично. С учетом этих обстоятельств в постановлении от 18 апреля 2002 года бундестаг обратился к федеральному правительству с просьбой поддержать инициативу развития ДРУЖЕСТВЕННОЙ ВЕЛОТРАНСПОРТУ ГЕРМАНИИ и подкрепить эту поддержку представлением Национального плана развития велосипедного транспорта.
Федеральное правительство придерживается мнения, что содействие велотранспорту и более активное использование велосипедов невозможно предписать на государственном уровне. Политика в области велотранспорта требует настойчивости и последовательности. Для этого население должно быть надлежащим образом сенсибилизировано и, при необходимости, должно внести свой вклад в увеличение доли велотранспорта посредством изменения поведения при выборе транспортного средства. Поэтому, кроме участия федерации, необходимо активное всеобщее содействие дальнейшему развитию и улучшению условий для велотранспорта. Мы добьемся успеха только тогда, когда деятели политики, экономики и общественные деятели сделают призыв ЕЗДИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ! своей личной задачей. Национальный план развития велосипедного транспорта также ориентирован на всех отдельных граждан. Наряду с этим федеральное правительство призывает частные организации и гражданские инициативы улучшить сотрудничеств о с государственными органами и выработать совместные решения.
С помощью настоящего Национального плана развития велосипедного транспорта федеральное правительство хочет инициировать широкий общественный диалог о новых путях и стратегиях в деле содействия велотранспорту, выработать рекомендации к действиям и в общем и целом внести вклад в создание дружественной велотранспорту атмосферы на улицах Германии, в наших городах и общинах.
Министр транспорта, строительства и жилого фонда
Обзор 1: К чему стремится федеральное правительство
Стратегические цели:
- Увеличение до 2012 года доли велосипедного сообщения в Германии.
- Содействие велосипедному транспорту как составной части долгосрочной интегрированной транспортной политики.
- Содействие современной, социально и экологически ориентированной мобильности на короткие расстояния в соответствии с моделью ГОРОД КОРОТКИХ ПУТЕЙ.
- Усиление транспортной безопасности.
Конкретные меры:
- Удвоение в федеральном бюджете 2002 года средств для строительства и ремонта велосипедных дорог на федеральных дорогах.
- Оптимизация правовых рамок.
- Кампания по усилению транспортной безопасности и улучшению транспортного климата, обращенная ко всем участникам дорожного движения (Программа
транспортной безопасности 2001 года).
- Координация стратегий по реализации Национального плана развития велосипедного транспорта федеративно- земельной рабочей группой ВЕЛОСИПЕДНОЕ СООБЩЕНИЕ.
- Наблюдение за реализацией Национального плана развития велосипедного транспорта и предоставление отчетности о прогрессе в развитии велосипедного
сообщения.
- Выполнение исследовательского (более чем на 1 млн. евро) и модельного проектов.
- Проведение анализа для исследования внутреннего и зарубежного опыта велосипедного сообщения в городе.
- Поддержка всегерманского конкурса Best for bike.
- Институционная поддержка Общегерманского велосипедного клуба (ADFC) и союзов транспортной безопасности.
- Организация открытой для всех граждан Интернет-платформы ДИАЛОГ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО ТРАНСПОРТА.
(Продолжение следует)