Фото дороги
Описание дороги на сентябрь 2006 г.: "Сначала трасса достаточно ровная, более всего напоминающая проселочную колею. Затем, постепенно появляются грязевые ванны, по-местному мари, чем дальше, тем чаще и протяженней. Ущелье реки сужается, по мере подъёма, хотя чувствуется, что высоты небольшие, примерно 1000- 1500 м. После мостка через речку Копту в верхней её части, крутизна подъёма увеличивается и, перевалив водораздел, по каменистой дороге ползем на перевал Хопто I (1999 м). Сам перевал широкий, невзрачный, продуваемый всеми ветрами. После спуска с него, повернув точно на север, попадаем в русло взбесившейся каменной реки...
Также по камням въезжаем в густую пихтовую тайгу и начинаем крутой, с короткими жесткими серпантинами подъём на перевал Хопто II (1990 м). На верхушке его традиционный тывинский обо, бешеный ветер и низкие, грозящие снегом облака. После длинного, по пологим дугам спуска, к великому нашему удивлению, на пути следования экспедиционного кортежа стоит, словно сказочный теремок придорожный ресторанчик. Бродят северные олени, останавливаются перекусить местные автоперевозчики, геологи, дорожники на Уралах и прочей вездеходной технике. Стойбище называется Сынак, что в переводе с тувинского означает оленёнок, рожденный от внебрачной связи оленухи и лося. Откушали местных яств, приготовленных, к сожалению, без оленины, и к слову гораздо более вкусных, чем в кафе города Кызыла, после чего продолжаем движение. Небольшая заминка из-за пробитого колеса и вновь щебень, камни и природа высокогорной северной лесотундры. Спустились с отрогов хребта Умат-Тайга в долину реки Улуг-Оо (Подпорожняя), едем по водяной колее к хребту Оттуг-Тайга. На подъёме попадаем в сплошную пятнадцатикилометровую полосу грязевых ванн, перемежаемых каменными россыпями. Как на волнах: вниз в грязь, вверх на камни и только перед самым перевальным взлетом на перевал Мюн начинается грейдер, который в этих местах воспринимается как немецкий автобан. На верхней точке перевала путешествующих встречает покосившийся указатель на тувинском языке «Тожа» и стокилометровый столбик.
Через несколько километров спокойной езды по относительно ровному плато, начинается спуск в вожделенную Тоджинскую котловину. С плато открывается неповторимый вид на подкрашенные заходящим солнцем озера, сопки и золотую тайгу. Жаль только темнеет слишком быстро и рано. Склон покрыт густыми пихтовыми зарослями, закрывающими от любопытных взоров панорамы впадины. Падение высоты происходит, как обычно гораздо быстрее, чем её набор. Попетляв по отрогу, дробно постучав по частым бревенчатым мостам, дорога плавно выкатывается к заболоченному берегу озера Мюн-Холь, каковое тут же окрестили Мюнхеном. Скоро стемнеет, до паромной переправы около сорока неизвестных километров, поэтому определяемся на ночевку возле вагончика дорожников, гостеприимно распахнувшего нам свою покосившуюся дверь. Мест под установку палаток на кочковатой прибрежной поверхности мало, так что часть группы на ночлег располагается в вагончике на двухъярусных нарах. Вода в ручейке оказалась буро-мутной, пришлось процеживать через ткань. Впрочем, это никому не испортило аппетит. Вечерняя прохлада бодрит, температура падает до +2°С".
http://www.altai-offroad.ru/expeditions ... -otch.htmlТам же: "Ырбанское направление уже пару десятков лет не используется.
...пробиться по старой, заброшенной ураловской колее вниз по Бий-Хему. Надо только решить проблему преодоления Хам-Сыры, через которую не ходят и Уралы – переворачивает течением, даже сейчас, осенью, по малой воде.
...До села Ий идет хорошая гравийка, после деревни пылит по правому берегу Бий-Хема накатанная грунтовка, которая на склонах Хамсыринского водораздела превращается в редкопосещаемую, разбитую ураловскую колею. Во время проезда по тывинскому селу Ий, получили от добрых ийских ребятишек увесистым каменюкой по борту Мишиного Сruizer,а, благо не по стеклу. Проводить разборок не стали, дабы не втягиваться в межнациональный конфликт.
Спустившись с водораздела, выкатываемся на галечные отмели Хам-Сыры. Отмели обширные, позволяющие по ним гарцевать, а вот переехать совсем не широкую реку не представляется возможным. Сильное течение, глубина метра два, может чуть больше, грозят переворотом технике гораздо более тяжелой, чем наша. Если задумывать поход вниз по Большому Енисею, то это место будет одним из проблемных на маршруте. Да ещё по рассказам местных охотников переправа через реку Сыстыг-Хем, полноводный правый приток Бий-Хема. Неподалеку от места бывшей паромной переправы стоит Урал, водителю которого необходимо попасть в село Ырбан, находящееся ниже в десяти километрах отсюда, на противоположном берегу. Он прибежал к нам за лодкой, а её-то, к сожалению, у нас и нет. Послушав его байки о несметном количестве смытых Хам-Сырой автомобилей и поплутав по прибрежным зарослям, ночуем на укромной полянке, по соседству с полуразобранным тывинским чумом."
Придется готовиться к серьезной переправе: минимум два надувных китайских матрасика и 120-литровые мусорные пакеты для вещей должны нас выручить. Рассчитывать на сплав на "Заре" почти не приходится - с нашими велами на нее вряд ли удастся сесть.