Маршрут состоялся, хотя до Унгутов мы и в этот раз так и не добрались. Не дается нам тропа по Таболожному хребту. Но с каждым разом мы узнаем о ней все больше. И после этой поездки теперь точно знаем, что такой тропы - по крайней мере в том виде, в котором она нанесена на карте, ее нет уже лет тридцать. Даже следов ее отыскать не удается. Гагарин в связи с этим в названии "Таболожный" увидел прямой намек: "ложный" (хотя, как мне кажется в этом слове заложен простой леспромхозовский смысл: табелирование (т.е. перечень, учет) логов, по которым вырубали лес).
Зато мы нашли другую дорогу, изредка используемую охотниками и безбашенными водителями квадроциклов.
В этом походе для себя мы открыли аж четыре новых дороги:
1. вдоль р.Акшеп с перевалом высотой 615 м в р.Таежная Береть – на карте она есть, но давно заброшена. Судя по выросшим прямо на дороге деревьям, лет эдак 10-15 здесь уже не ездят, но дорога все еще проходима пешком. По расстоянию это примерно 10 км.
![Изображение](http://s010.radikal.ru/i312/1011/4d/7a7cf935c407.jpg)
![Изображение](http://s011.radikal.ru/i318/1011/49/7fdfd132d79e.jpg)
2. южная дорога от кордона охотхозяйства "Сибирь-Авиа" к д.Жистык . Вначале был жесткий подъем в перевал, но качество дороги хорошее. На перевале Гагарин обнаружил пустой лабаз.
![Изображение](http://s011.radikal.ru/i318/1011/20/c4702130f9e3.jpg)
По расстоянию это тоже примерно 10 км, но дорога здесь намного красивее и интереснее северного перевала, разбитого лесовозами.
![Изображение](http://s009.radikal.ru/i310/1011/58/bf04d7adc812.jpg)
![Изображение](http://s016.radikal.ru/i336/1011/1f/9117e97ed9b0.jpg)
3. от Партизанской пещеры в д.В.Базаиха - 12 км, из которых мы ехали не более половины из-за грязи и крутых горок. Но летом, где-нибудь в июле, там будет просто замечательно.
![Изображение](http://s012.radikal.ru/i319/1011/ec/80c00d5e854b.jpg)
4. Около двух километров прошли по дороге, пробитой вместо тропы по Таболожному хребту, которая идет мимо Партизанской пещеры в М.Унгут. Но состояние дороги было ужасное, а светлого времени слишком мало. Так что мы повернули назад, в д. В.Базаиха. Вскоре нас нагнали "квадрики", которые рассказали, что дорога эта реально все же существует (обозначена желтым). Но обычно на нее заезжают не отсюда, а по р.Жистык мимо сворота к пещере (как мы и пробовали две недели назад с Вадимом и Гагариным). Едут до какой-то огромной сосны, расколотой топором – что-то вроде метки-затеси и там сворачивают. Место приметное, не промазать.
![Изображение](http://s009.radikal.ru/i309/1011/fb/8f9f80fff77a.jpg)
Есть еще не исследованные нами дороги, пригодные для однодневных покатушек:
- сворачивать нужно примерно в 1 км от кордона «Сибирь-Авиа» по южной дороге в д.Жистык – с выходом в долину р.Жистык в 6,5 км от ее устья;
- примыкающая к ней дорога из долины р.Береть (третий поворот налево, если ехать от кордона. Поворот накатан, просматривается хорошо). За перевалом есть охотничья изба. На карте эти дороги обозначены примерно, по словесным описаниям.
![Изображение](http://s016.radikal.ru/i335/1011/c4/fc7be2646f27.jpg)
Аналогичный накатанный отворот мы видели и по ручью, который находится в з-х км от кордона. Может и там есть какая-то дорога через хребет в долину Жистыка
Лихой спуск Т-80 с Урманского перевала. Перепад высот с 622 до 322 м.
![Изображение](http://s015.radikal.ru/i330/1011/32/f26acb44844c.jpg)
Хозяйство егеря на кордоне Шкуры.
![Изображение](http://s007.radikal.ru/i301/1011/1e/b00ea5d20bd5.jpg)
![Изображение](http://s009.radikal.ru/i309/1011/15/92e571f92ab2.jpg)
Вагончик, приютивший нас на первую ночь, совершенно мокрых и замерзших. Три часа мы брели в полной темноте и неизвестности под мокрым снегом при плюс 1 градусе, постоянно проваливаясь в болота и ручьи. При этом у некоторых даже не было фонарей, а единственным путеводителем была точка в GPS, указывающая местонахождение избушки егеря. И еще вера в удачу и в меня, который, как предполагалось, точно знал дорогу. Хотя это было совсем не так. Как потом выяснилось, я все же просчитался, но всего лишь на 1.5 км.
![Изображение](http://s013.radikal.ru/i324/1011/4e/3ce80331e1bd.jpg)
Высота 535 м.
Утром егерь проводил нас до перевала. Это еще плюс 100 м на 1 км серпантинистого пути.
![Изображение](http://s009.radikal.ru/i307/1011/9b/bcbfbdf2f0e4.jpg)
Загадка: где чей велосипед? Отгадавшему приз - поездка в Унгуты в следующее воскресенье (если снег не выпадет).
![Изображение](http://s015.radikal.ru/i330/1011/55/27aabe4f8e3b.jpg)
На кордоне «Сибирь-Авиа» (егерь Володя) выяснилось, что существует более короткая прямая дорога из долины р.Таежная Береть в р.Жистык через проезжий перевал (см. выше). Но если бы мы даже и знали об этом раньше, то все равно нужно было возвращаться в д.Жистык, где была оговорена встреча с опоздавшей на электричку Вороникой. Но следов велосипеда в деревенской грязи обнаружено не было. Местные жители девушку также не видели. Поэтому пришлось сфотографировать погреб, сделанный в прибалтийских традициях. Местный охотник рассказал, что эту деревню основали ссыльные поселенцы-латыши, кладбище которых находится выше на горе, отдельно от русского погоста. Недавно там похоронили старика по прозвищу Юсберг (может, это фамилия у него такая была?).
![Изображение](http://s010.radikal.ru/i314/1011/18/b4a1a0e02fbd.jpg)
По дороге к Партизанской пещере на краю дороги стоит еще одна одинокая могилка 14-летней польской девочки (вероятно, ее родителя также оказались здесь не по своей воле)
![Изображение](http://s014.radikal.ru/i327/1011/0a/674dff18427c.jpg)
![Изображение](http://s012.radikal.ru/i320/1011/0a/fd4abacd90d8.jpg)
По-видимому, машина, в которой везли девочку, врезалась в огромную пихту рядом с могилой – следы от удара видны на ней и сейчас.
![Изображение](http://s008.radikal.ru/i303/1011/87/bbf997a91fa0.jpg)
Домик Евгения Федоровича на базе близ Партизанской пещеры.
![Изображение](http://s007.radikal.ru/i300/1011/35/19c0b430938a.jpg)
В эту ночь в нем ночевали 22 человека. И еще 18 в двух соседних. Мы выбрали для себя тот, в котором было место под нарами, где не так жарко и намного просторнее.
С утра – уже третьего дня, мы сходили в пещеру, в которой накануне побывали толпа городского и краевого клубов спелеологов, а вскоре к нам неожиданно подъехал Сергей.
![Изображение](http://s014.radikal.ru/i329/1011/4a/1463a37d8578.jpg)
Все вместе мы пробыли недолго. Катя с Юрой уже знакомым им путем уехали в Маганск, а мы, подгоняемые энтузиазмом Сергея, отчаянно поперлись искать дорогу на М.Унгут. Слава Богу, дорогу мы не нашли. А то пришлось бы потом ехать еще и четвертый день по этим нескончаемым говнам и перевалам. А так, я сижу сейчас дома, попиваю тархун и вспоминаю наше путешествие как уже отошедшее в череду других…
Кстати, «квадрики» подсказали новую тему для летнего путешествия. Например, можно сплавиться в залив Дербино на Красноярском водохранилище на базу отдыха завода Сибсталь (деревня Кривляк) и оттуда 70 км покатиться вдоль р.Малтат и р.Филькина падь до д.Жержул. Прелесть в том, что там еще будет около 1 км брода местами почти по пояс прямо по речке Цыганке… Это вам не вдоль Маны баловаться.
![Изображение](http://s60.radikal.ru/i168/1011/2e/d1a35a5c4de5.jpg)
На внедорожниках там ездили в конце мая 2009 г. по маршруту Красноярск – Жержул - залив Малтат – Жержул - М.Унгут – Жистык – Маганск - Красноярск
http://picasaweb.google.com/Dimas465/ptaAqE#5344790577304167554, фотографии
http://ra-net-ka.livejournal.com/tag/путешествияНа р.Солонечная около Заячьей сопки раньше был лагерь, заключенные которого использовались на добыче урана (шахте законсервирована)
http://forum.uazbuka.ru/showthread.php?t=59509&page=4