Дальше дорога оказалась не прокатанной: трава в рост и лосевая тропа.
Прошли еще 5 героических км. След раздвоился и стал вообще непроходимым. Даже лось куда-то свернул. Вспомнилось из прошлых походов, когда-то произнесенное КП: "нужно вовремя остановиться". Да и смысла идти не было: впереди еще 8-9 км совершенно заросшего и с трудом угадываемого зимника и потом еще 2-3 км придется идти по компасу, чтобы попасть на тропу, которая, предположительно, должна нас вывести к истоку р. М.Унгут. А светлого времени осталось всего пара часов. Координаты этой точки N 55.34.758, E 093.24.701.
Обратно все-же больше ехали, чем шли. Но давалось это очень нелегко. Так что, когда выбрались к мосту, то мое предложение проехать по известной мне дороге вдоль Базаихи к Б.Унгуту (через перевал к речке Белой) Шеф категорически не поддержал. И на возможность переночевать в д. В.Базаиха тоже не согласился.
Уже за деревней я увидел остатки подпорной плотины, которой когда-то перегораживали Базаиху. К тому времени, когда уровень в реке существенно повышался, на берегу как раз накапливался большой объем бревен, заготовленных за зиму. Эти бревна сбрасывались в воду, плотина разбиралась и лес молевым сплавом, протолкиваемый на поворотах багровщиками, плавился к очередной плотине и так далее до самого Енисея. Вероятно, таких плотин на реке было несколько. Скорее всего, водоподпорные сооружения устраивались неподалеку от населенных пунктов и в местах скальных прижимов. Например, около Жистыка, Ерлыковки и ныне находящейся в черте Красноярска бывшей казачьей станицы Базаиха *). Один из туристов мне как-то рассказывал, что в 1970-х годах он сплавлялся от Ерлыковки на плоту и подобную плотину с деревянными воротами видели в нескольких часах хода ниже деревни. К ней, кстати, вела лесная дорога, выходившая на правобережные покосы.
Сплав леса по Базаихе начали практиковать еще до войны. Строительство Красноярского деревоотделочного комбината по производству мебели в устье речки началось в августе 1931 г. Строили его ссыльные этапники-украинцы с Волыни и Подолья. Этот ДОК, около ж.д. моста на правом берегу Енисея, существует и сегодня. В следующем году ему исполнится 80 лет.
На развилке В.Базаиха-Жистык сварили каши, поели, легко покорили перевал уже через полтора часа грелись в сосновом перелеске в 5 км от Маганской, коротая время до последней электрички.
На станцию приехали всего на несколько минут до поезда. Характерно, что в расписании на киоске продажи билетов ст. Маганской указано, что электричка отправляется в 22.42, в интернете Шеф еще дома видел, что в 22.34, по телефону нам сказали, что в 22.40, а по факту поезд подошел в 22.29.
Вывод:
никаких дорог, проезжих для велосипеда, в этих местах не сохранилось!
Но Шеф не успокаивается и все же хочет проверить отворот, который мы в прошлую поездку видели от р. Береть.
Очередная авантюра.
Но для туриста с зо-летним советским стажем путешествий это совершенно нормально: "познавательно, оздоровительно и можно пообщаться".
_________________
*) по данным М.Ф.Величко
Есть на Базаихе и свои достопримечательности. Всем интересно посмотреть на следы былой деятельности сплавщиков леса на малой реке молевым способом, теперь уже почти не встречающимся, во всяком случае, у нас в крае. В прошлом такой метод применялся широко на многих малых реках страны.
Вдоль всей сплавной части реки сохранились остатки плотин, игравших некогда большую роль в сплаве леса, особенно в малую воду. Уже к первой половине июля вода в реке падала, ее было настолько мало, что сплав становился невозможным. Бревна обсыхали на берегу, ложились на дно на перекатах; по мелким местам. И вот тут вступали в дело плотины. С их помощью поднимали воду в реке, бревна обретали плавучесть, лес собирали к дамбе и потом открывали створы в теле плотины. Лес уходил на волне высокой воды к следующей плотине. Сплавщики в высоких сапогах, с баграми I руках направляли поток бревен в нужное русло, следили, чтобы бревна не застряли в неподходящем месте.
Вот так от плотины к плотине и шел лес от базаихских верховий, где, кстати, до сих пор еще гниют под дождями забытые штабеля бревен, до ее устья, к дерево-обделочному комбинату, который располагался ниже устья Базаихи на правом берегу Енисея.
Сегодня ни одна из плотин не сохранилась. Только их остатки по берегам, кое-где набережные сооружения, препятствовавшие некогда «расползанию» леса по долине речки, затопленные лиственницы остались свидетелями недавнего времени сплава леса.
http://day-x.narod.ru/VelichkoMF/index.htm#112У Ерлыковки Базаиху пересекает мост...По левому берегу речки лежит довольно большой луг. Ниже моста река входит в узость, борта долины поднимаются над рекой на двести — двести пятьдесят метров. Через полтора километра — крутой левый поворот — начинается одна из знаменитых излучин Базаихи. Река огибает холм, течет будто в обратном направлении и снова поворот — правый. Вскоре за поворотом справа появляется пологий лог с покосными лугами. Здесь во времена, когда по Базаихе молевым сплавом шел лес, была
плотина, помогавшая доставлять древесину по назначению. Этот лог справа называется Пологим (а также — Дурындин лог, или Илькин ключ).
По обоим берегам Базаихи есть тропы — остатки троп сплавщиков леса. Тропы идут не только возле воды, они иногда взбираются и на прибрежные кручи.
...Не доходя до устья реки 5-6 км напротив красной скалы по названием Козий мыс и ниже него видны
береговые боны и заплот у берега, в него бьет течение
http://day-x.narod.ru/VelichkoMF/index.htm#062-0Справка: молевой сплав был запрещен Постановлением Правительства СССР в 1985 г. Вероятно, именно с этого времени и перестали строить и ремонтировать лесные дороги в междуречье Базаихи-Маны.