На 30 июля планируется тематическая покатушка, тема которой навеяна публикацией в газете "Красноярский железнодорожник" (октябрь 2010 г., №41):
"
На рассвете 30 июля 1905 года в районе разъезда Точильный (ныне одноимённый остановочный пункт Красноярской железной дороги на границе Красноярского края и Иркутской области, рядом с мостом через речку Верблюдку в Нижнеингашском районе) произошло крушение воинского эшелона. Поезд со всеми ехавшими в нём солдатами и офицерами 174-го пехотного Роменского полка ушёл под откос.
Эшелон направлялся в Маньчжурию на Русско-японскую войну. Трагедия унесла жизни 12 солдат, ефрейтора и старшего унтер-офицера. От полученных ран впоследствии умерло ещё 20 человек.
Офицеры, ехавшие в этом же поезде, похоронили погибших неподалёку от места крушения на кладбище деревни Черемшанка. В то время это было большое поселение со своей церковью, располагавшееся на Сибирском тракте..
Позже на братской могиле силами военных была установлена доставленная из уральских мастерских гранитная стела с высеченными на ней именами погибших бойцов, а также чугунная кованая ограда.
До деревне можно добраться только на джипе-вездеходе. Старинное кладбище находится слева от ныне заброшенной деревни в вековом сосновом лесу.
На обелиске дореволюционной кириллицей написано: «Солдаты и офицеры 2-й роты 174-го пехотного полка, следовавшие в составе первого эшелона на театр военных действий на Дальний Восток и погибшие мученической кончиной при крушении воинского поезда на рассвете 30 июля 1905 года у Точильного разъезда. Мир праху вашему, дорогие товарищи». Ниже идёт поимённый список лежащих в братской могиле".
Еще информация
http://rasp.yandex.ru/station/9608909,
http://www.pribaikal.ru/organizations-item/article/5208.html - памятник признан одной из семи жемчужин Прибайкалья,
http://kras.rzd.ru/isvp/public/kraszd?STRUCTURE_ID=24&layer_id=4069&page3307_810=11&refererLayerId=3307&date_begin=&date_end=&id=14926:
"этот памятник является примером истинного воинского братства и сохранить это место, значит сохранить историю людей, которые защищали наше Отечество в период русско-японской войны 1904-1905 годов".Карта местности
Как добираться, еще окончательно не решил. Можно на машине (355 км). Но самый простой вариант: сесть в пятницу вечером на Карабульский поезд (отправление в 18.40 местного вр.) и доехать до Решет (Н-Пойма). Прибытие в 2.30. Ночевку продолжим где-нибудь в лесу за поселком.
Утром по Московскому тракту на велах планируется пересечь границу Красноярского края и доехать до д.Черемшанки (~ 25 км). Деревня почти заброшенная. За ней - кладбище, где нас встретит директор Тайшетского музея Георгий Булыгин, мой знакомый.
На Точильный и далее к мосту через Верблюдку идет грунтовка, проложенная по старой насыпи Транссиба. По ней мы и доберемся к месту, где в 1905 году был мост, где произошло крушение поезда - он вроде бы совпадает с нынешним.
Нужный нам кусочек на карте 1910 г.
Расстояния планируются небольшие - всего наберется туда и обратно километров 70. За день уложимся и уедем домой тем же Карабульским поездом в 22.54 час.
Расписание поездов по ст. Решеты
http://rasp.yandex.ru/station/9608909