Пересмотрел в очередной раз 8-й дизордер и видео-отчет с последнего рампэйджа. Задумался. С каждым годом соревнования больше походят на спор "я сделаю этот трюк и не получу очередной перелом". Лакондегю в интервью говорит "Удачный сезон, я почти не ломался. После травмы было сложно снова кататься, но мне везло и я больше ничего не сломал", потом еще кто-то - "У нас есть спонсоры, которые ждут новых безумных трюков". И куча рекламы вокруг - Red Bull, Kokanee, Qashkuai... Похоже на гладиаторские бои, если честно.
Вспоминаю, с чего всё началось у нас. Когда-то было желание "так же, как в фильмах Тора Виксома". Потом "хочу круто выступить на контесте". Потом "пару стабильных трюков в чилл-аут, для удовольствия".
В этом году поймал себя на том, что подумал "ну, кто еще сделает что-нибудь безумное и опасное, чтобы у зрителей дыхание перехватило". Сделали, и не раз. Это был День города. Я, как организатор, смотрел на всё с какой-то деловой точки зрения и забыл о том, что эти парни из мяса и костей. И когда они падают - им больно. "Провели хорошо, почти без травм" - звучит как сообщение о статистике аварий в новостях.
У меня вдруг появилось ощущение, что мы продвигаем какой-то "кровавый спорт". Говорим о пользе для здоровья с экрана и в статьях, а потом успокаиваем убравшихся товарищей - "ничего, перелом ключицы заживет", "ты троксевазином мажь - быстрее придешь в норму".
Парни ждут соревнований, хотят кататься в парках, прыгать с больших трамплинов, делать флипы и випы. Ждут соревнований. Но в какой-то момент начинается гонка за уровнем и сложностью трюков и это может плохо закончиться. Мы страхуем ребят и берем с них расписки об ответственности, чтобы прикрыть свою задницу. А потом ждем "мяса", чтобы порадовать зрителей и отбить деньги спонсоров, вложенные в рекламу на соревнованиях.
Вова Дорохин в этом сезоне получил компрессионный перелом и еще долго не будет кататься. Претензий нет - каждый сам оценивает риск для себя. Но ведь это же я ставил флай-бокс, а потом кричал в микрофон "На разгонке Владимир Дорохин, поддержим! Вова, давай!" И есть доля моей ответственности за эту травму.
С одной стороны хочется проводить контесты, на которых будет жесть, зрители будут лить на стенки кипяток, а райдеры будут кататься на пределе своих возможностей. А с другой стороны - не хочу встречать райдеров в гипсе после этих контестов.
Мы считаем нормальным, что катание идет бок о бок с падениями и их последствиями. А кто помнит, что чувствовал когда первый раз удачно прыгнул с бордюра, проехал первую съезжалку, долетел на дерте? Нынешние трюки вызывают такой же пьянящий восторг?
И, собственно, вопрос: К чему мы в концов придем в развитии экстремального катания?
|