«Едущий на велосипеде обязан сойти с него»
В 1893 году в Иркутске обнаружилось новое «сословие» – велосипедистов. Точкой отсчёта в его существовании стало заседание иркутской городской Думы 16 февраля, на котором решено было сдать в аренду участок земли на Кайской горе - для устройства циклодрома. И само это слово, отдававшее чем-то очень новым, и непривычные манеры велосипедистов, и их костюм, и особенный, загадочно-горделивый вид вызывали, с одной стороны, интерес, а с другой – настороженность и желание укоротить и поставить на место. Всё это и нашло отражение в «Правилах езды на велосипедах по городским улицам», объявленных во всеобщее сведение обязательным постановлением иркутского губернатора в июне 1893 года.
Прежде всего разработчики правил исходили из того, что сам вид велосипедистов вызовет смятение у лошадей. Потому предписано было, что «при встрече лошадей, обнаруживающих испуг, едущий на велосипеде обязан сойти с него». О езде по тротуарам не допускалось и речи, но при этом считалось, что пешеходы будут всё же напуганы, и поэтому в оживлённые дни велосипедистам вообще запрещалось появляться на улице Большая (теперь Карла Маркса), от Троицкой (5-й Армии) до Знаменского моста. А также по Ивановской (Пролетарской), Пестеревской (Урицкого), Котельниковской (Фурье), Арсенальской (Дзержинского), от Амурской (Ленина) до Мяснорядской (Франк-Каменецкого), Преображенской (Тимирязева), Мало-Блиновской (Чехова), Большой Блиновской (Партизанской), 5-й Солдатской (Богдана Хмельницкого), 6-й Солдатской (Литвинова), Шелашниковской (Октябрьской Революции), от Арсенальской (Дзержинского) до Большой (Карла Маркса), Набережной (бульвар Гагарина), напротив пароходных пристаней, Тихвинской (Сухэ-Батора), на всех базарных площадях, а также на мостах: Знаменском, Понтонном и Острожном.
Даже в совершенно безлюдное время на пустынных улицах велосипедисты не вправе были следовать вместе – правила 1893 года допускали только езду «одиночную, отнюдь не групповую, хотя бы и по одному в ряд».
Правила образца 1895 года оказались более демократичными – уже они разрешали велосипедистам движение группой в три человека, на расстоянии не менее чем в сажень друг от друга. Однако в новых правилах содержалось и новое требование – обязательного для каждого велосипедиста номерного знака. А такие знаки выдавались Иркутским обществом велосипедистов «после испытаний опытности в езде». Опыт же набирался уроками вождения на циклодроме.
При наступлении сумерек велосипедисты зажигали свои фонари – и потому, что красиво, и потому, что этого требовали правила безопасности. Нарушать же их было весьма чревато: иркутский губернатор грозился за всякое нарушение правил лишать права езды на велосипеде «решительно и вообще навсегда».
http://www.vsp.ru/show_article.php?id=42710