Но в любом случае корни велосипеда уходят в более раннее время. Еще в 1680 году в Нюрнберге Стефан Фарфлер сконструировал трехколесную самодвижущуюся машину с ручным приводом; с 1690 года во Франции была известна сходная машина под названием "селерифер". Само слово "велосипед" возникло также во Франции в конце XVIII века. Но все же истинным отцом этой машины следует признать барона Карла фон Дрейса. Служа старшим лесничим герцога Баденского, тот любил колесить по вверенным ему дубравам на сидячем самокате, к которому догадался приделать руль. Барон был так увлечен своей игрушкой, что повсюду рекламировал ее и однажды в 1817 году на пари преодолел расстояние от Карлсруэ до Келя, то есть 50 км, за четыре часа. Неплохой результат, если помнить, что надо было постоянно отталкиваться от земли ногами! Однако такие выходки не красят старшего лесничего, и барона уволили за легкомыслие. Фон Дрейс стал профессором механики в Маннгейме и обессмертил свое имя, добавив к самокату ручной привод. Новая машина прозвалась в его честь дрезиной. Впрочем, соотечественники этой новинкой не заинтересовались; когда барон умер, а его имущество пошло с молотка, двухколесная машина была продана всего за пять марок. Ныне она хранится в Немецком музее Мюнхена, и в отличие от Нижнего Тагила здесь все без обмана.
Краткий расцвет увлечение самокатом пережило в Англии в 20-х годах XIX века. Там он сделался фирменным знаком знаменитых лондонских денди. Их самокаты изготавливались в виде потешных лошадок, с мордами и хвостами, и назывались "денди-конями". Этот карнавал был пародией на феодализм, символом которого выступала верховая езда. Именно в Англии в 1818 году был выдан и первый патент на велосипед. Запатентованный предмет описывался как "машина, служащая для уменьшения трудов и усталости от хождения, позволяющая в то же время использовать большую скорость и обгонять пешеходов".
Следующий этап истории велосипеда связан c изобретением в 1836 году шотландцем Гевином Дальзелем педалей, избавивших ездока от необходимости отталкиваться ногами. С этого момента размеры переднего колеса начали неудержимо расти, пока не превысили человеческий рост. Разумеется, такая конструкция была весьма неустойчива, особенно если учесть отсутствие тормозов. Последние были придуманы уже в середине XIX века, независимо в Германии и во Франции. Почтенный слесарь из немецкого городка Оберндорф Филипп Фишер до старости разъезжал по клиентам на велосипеде собственного изготовления – с тормозами. Бюргеры смотрели на него как на эксцентричного чудака: самодвижущаяся машина считалась детской забавой. На своем изобретении Фишер не заработал ничего; лишь в 1884 году его сын Фридрих открыл фабрику по производству велосипедов. В отличие от Фишера француз Пьер Мишо, сконструировавший велосипед с тормозами в 1855 году, сам поставил на конвейер производство своих "мишолинов" и, продавая их по 500 франков за штуку, стал первым человеком, разбогатевшим на этом изобретении. В 1858 году англичанин Джон Шергольд придумал велосипедную цепь – отныне седок не был прикован к одному из колес, а седло съехало к середине рамы.
Во второй половине XIX столетия изобретения велосипеда посыпались как из рога изобилия. С каждым новым усовершенствованием машина приобретала все более знакомые нам очертания: 1867 год – спицы, 1868 год – резиновая обивка обода, 1869 год – ведущее заднее колесо. Велосипеды постепенно перестают быть экзотикой: в Париже в 1869 году их насчитывается 1300 штук, а через тридцать лет – в пятьсот раз больше. И тем не менее основной дефект такого способа передвижения – тряскость никуда не девалась вплоть до 1885 года. В этом году шотландский врач Данлоп, купивший своему сыну новый "бициклет", задумался над тем, как бы избавить мальчика от непрерывной тряски. Ему пришло в голову взять садовый шланг и обернуть в него колеса. Первоначально он экспериментировал со шлангом, наполненным водой, но потом, когда эта конструкция оказалась слишком тяжелой, быстро догадался надувать отрезок шланга воздухом; ему же принадлежит идея ниппеля. Так велосипед избавился от долго сохранявшейся за ним презрительной клички "костотряс". Количество изобретений и усовершенствований, связанных с велосипедом, не иссякало: например, в 1892 году во Франции было выдано 1000 патентов, в Англии – 2400, в США – 4000. Из самых главных и последних: в 1893 год размеры заднего и переднего колес окончательно сравнялись между собой, а в 1898 году была придумана "трещотка", то есть свободный ход. Таким образом, продолжавшееся весь век развитие завершилось – конструкция достигла окончательного совершенства!
Накануне ХХ столетия велосипед был невероятно популярен: с 1882 года в Москве выходил журнал "Велосипедист и речной яхтклубист"; проводились бесконечные соревнования "циклистов"; выпускалась специальная обувь и специальные "велодоги" – револьверы, чтобы отстреливаться с седла от деревенских собак; государство снабжало велосипедами почтальонов и курьеров; сперва в Германии, а затем и в других странах начали быстро создаваться велосипедные войска (в России они назывались "самокатными"); разрабатывались велосипеды спортивные, охотничьи, складные, детские, дамские, разведывательные и т.д. Эта повальная велосипедная мания отчасти являлась отражением демократизации общества – или, если смотреть с иной точки зрения, его эстетического опрощения. Один английский критик с возмущением писал в 1900 году: "Езда на велосипеде – признак потери человечеством эстетического чувства. Ни один мужчина и ни одна женщина с малейшим проблеском эстетического вкуса ни за что не согласятся принять ту нелепую позу, которая необходима для такой езды!" Однако если позднее что-то и лишило велосипед его привлекательности, то это автомобиль. Период вторичной популярности "самобеглой коляски" начинается уже в 60-е годы ХХ века, с распространением идей экологии и здорового образа жизни. Именно тогда и возник знаменитый "Марш велосипедистов": "...сядешь – и просто нажимаешь на педаль".
-----------------------
Источник:
http://oldbiker.web-standart.net/index. ... page_id=25